Загадка портрета архитектора Громова

НА ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Александр Варнек. Портрет архитектора Громова. 1810-е гг. Находился в собрании секретаря русского посольства в Риме Хвощинского Василия  Богдановича (1880 - ?) в Риме в 1917 году.  Воспроизведен в монографии В.С. Турчина [1] , а также в журнале «Аполлон» 1917 г., № 4-5 в статье Всеволода Дмитриева [2].  В последующие годы портрет утерян. Сам журнал, в котором  опубликована  статья, выставлен в настоящее время в интернете.

Любопытно  было ознакомиться  со статьей  критика Всеволода Дмитриева «Неуклюжие ученики», опубликованной более ста лет назад в журнале «Апполон». В ней он «шельмует»  известных русских  художников  XIX века и выражает  свои симпатии зарубежным. 

В своих комментариях критик упоминает таких художников, как Антропов (портрет Петра III), Щукин (Портрет Павла I), Брюллов, Кипренский, Венецианов  (Сенокос), Боровиковский, Тропинин (портрет скульптора Витали),  Яненко (портрет Кукольника), Десницкий, Иванов, Варнек (портрет Громова). 

О приложенном к миниатюре портрете могу сказать лишь несколько слов.  На ней молодой человек запечатлен  на три четверти поворота влево, и смотрит он спокойным глазом на зрителя.  На плечах его наброшена свободная теплая накидка для прохладной погоды, а на шее - модный в начале 19 века широкий  белый  воротник  с завязками - типичное скромное украшение моделей на многих мужских портретах  художника А.Г. Варнека. В его же стиле изображен фрагмент руки на груди.  Типичный  портрет  молодого человека  начала 19 века на память о годах молодости.

Единственный вопрос к портрету – кто же запечатлен на нем?  Думаю, что установить это было бы много проще, если бы в названии портрета фигурировало  имя или инициалы молодого человека, но они отсутствуют.

Поначалу считал, что задача эта несложная, поскольку в интернете имеются в настоящее время три сайта со списками российских архитекторов, а датировка портрета, указанная выше,  с учетом того, что значительную часть своих портретов художник выполнил  в период с 1810 по 1830 гг., казалось, существенно облегчит задачу поисков. 

Однако этого не произошло, и имени  архитектора на портрете  после просмотра списков архитекторов  не удалось  установить. И тогда  появилась мысль: « А не  запечатлен ли на портрете в свои молодые годы  Громов Василий Федулович  ( 1798 – 1869), крупнейший в Санкт - Петербурге благотворитель, на деньги которого перестраивали Смольный собор, содержались больницы и сиротские дома. 

Громов основал, в частности, Громовский приют Александровской сыпной  больницы.   
Финансировал постройку и ремонт  церквей, существенно перестроил  и обновил  трехэтажный дом-дворец  на Дворцовой набережной. Осуществляя все эти свои благородные дела, Громов вникал во все строительные мелочи и сам со временем стал руководить реализацией  задуманных планов, превратившись во многом в архитектора. 

Помимо этого, он, как и его отец, известный петербургский  купец  Громов  Федул Григорьевич, любил живопись, художников и был коллекционером [3].

В основе моей гипотезы, что на приложенном  к миниатюре  портрете изображен     не архитектор  Громов, а предприниматель  Громов, лежит, прежде всего, тот факт, что ни в одном из известных списков архитекторов Санкт- Петербурга ни одного архитектора –Громова не оказалось. В то же время, предприниматель  Громов Василий Федулович  вполне мог при знакомстве с художником  представиться архитектором.   

Имеется еще одно наблюдение в пользу сделанного предположения: Громов с портрета Варнека имеет некоторое сходство с двумя портретами Василия Федуловича в зрелом возрасте, выставленными в интернете, особенно, в форме носа. Правда, качество их довольно низкое, а помехой при сопоставлении изображений является борода на лице модели.

ПРИМЕЧАНИЯ

Турчин В.С. Варнек Александр Григорьевич, 1782 – 1843. - М.: Искусство, 1985.
2. Журнал «Аполлон», 1917, №4-5, С. 11.Статья Всеволода Дмитриева «Неуклюжие ученики». (По поводу нескольких картин из собрания  В.Б. Хвощинского).
3. Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного.  Энциклопедический словарь российских коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700-1918 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф. С.152.
04.02.2025.


Рецензии