Без грима Глава 7 Собрав глаза в кучу

               
              Вернувшись, с Мукачево на свой аэродром, Вячеслав продолжил службу.
Заканчивалась  ночная смена, полковых полётов. Остаётся до окончания минут сорок, Вячеслав садится в кабину, уже без всякой надежды, но все – же, запрашивает разрешение на запуск, полет по маршруту рассчитан на сорок пять минут, то есть, время уходит, и, даже ушло уже на пять минут. Вдруг слышит голос командира АП Болдырева, (он руководил полетами):
 
«А, за двадцать пять минут, успеешь?!».
Вячеслав отвечает с надеждой на разрешение - «Должен!».
- «Запускай!» - говорит командир полка.

 Вячеслав на радостях уже через пять минут взлетал! Оказывается, до полной  выполненной плановой таблицы, не хватало, именно одного полёта. И «понесся» он, как «угорелый». Маршрут надо было ему пройти полностью и быстро. Объективный контроль следил и записывал его полет.

 И вот он уже заходит на посадку, по времени вроде бы вписывается в окончание полёта. Вот тут, перед ближним приводом, метров семьдесят высоты, Вячеслав увидел красную ракету, а впереди, гаснут посадочные прожектора. Спрашивает РП: «Это мне?», в ответ жестко: - Садись!

 А, что для прожектористов означает красная ракета? – конец полётов, значит, выключение прожекторов. Для лётчика это означает, «запрет посадки!». И если бы командир не был в нём уверен, не знал его уровень подготовки, он вынужден был бы его «угнать» на второй круг, а это ещё уйма вводных и предпосылка к лётному происшествию. Но командир полка и Вячеслав поняли друг – друга!

По - сколько свои фары выпущены заранее, «собрав глаза в кучу», садится под свет фар собственного самолёта, без прожекторов. По часам коснулся ровно «по нолям!».
Командир на разборе полётов похвалил его, но: «Садиться надо, молча, раз получил разрешение» - сказал он. На магнитофоне осталась запись, - «Это мне?!».

 Из лётчиков никто ничего не понял, и хорошо! Командир АП, отлично знал уровень подготовки каждого лётчика, и что сегодня Вячеслав  летал крайний, вывозной полёт на спарке с посадкой, без посадочных прожекторов, этому подтверждение.
 Ракету запустил, поспешив, помощник РП на КДП. Поскольку у Вячеслава ещё не было допуска, и не выполнен контрольный полёт, пришлось его всё равно слетать. Это была одна из программ совершенствования лётного состава. Позже он получил и инструкторский допуск.

Нужно сказать, что серьезных аварийных ситуаций, отказов, в полетах у Вячеслава, не случалось, за исключением: отказы генераторов, преобразователей питания, гидросистем самолета, отказы выработки топлива. Все это взаимно заменялось, переключалось, дублировалось, и можно сказать, ничего серьезного.
 
 Однажды у него уже в конце полетов случился отказ радиосвязи. Ничего конечно опасного и сложного, для летчика не представляет. Но опасность теперь появилась со всех сторон. То такой галдеж стоял в эфире, вклиниться с положенным докладом невозможно, и всем, срочно! А, тут тишина…, кажется, что и двигатель тише работать стал, и все как-то глухие и немые стали вокруг.

 А для РП тоже проблема где этот НУРС (неуправляемый реактивный снаряд), летает и куда его «нечистая» потянет. Но не зря же летчики и днем и ночью изучают книгу «Инструкция самолета», где больше половины действия в особых случаях в полете. И все, как положено: Вячеслав занимает выделенный для этих случаев эшелон, идет на аэродром, докладывает на своих местах положенные доклады, выпускает шасси, проходит над стартом (аэродромом), покачиваясь с крыла на крыло.

А, вот перейти на канал радиокомпаса (АРК), забыл. Это тот канал, на частотах которого, работают привычные радиостанции ДПРС и БПРС, которым могут мешать радиолюбители- самоучки, которых в то время было несчетное количество единиц. Да и Вячеслав в юности был этим грешен, мешал своим выходом в эфир посадке самолета.

 Переход на этот запасной канал позволял принимать РП. Вячеславу осталось только зайти на посадку и сесть, то есть, одна команда – «Посадку разрешаю!». Добросовестно заходит, по привычке запрашивает посадку, и видит в ответ зеленую ракету по направлению посадки и хоть и, днем, но можно различить – «зеленые огни» посадки. До Вячеслава дошло, что он не слышал РП, но его они слышали, а он к обязательным докладам делал дополнения с подколками, уверенный в том, что передатчик не работает.

Сел нормально, зарулил на стоянку. На разбор полетов, РП принес магнитофон с записями «его радиообмена». Полчаса летчики хохотали, слушая его комментарии к докладу: «Сидят сочки на вышке! Хоть бы эшелон уточнили (возмущение при подлете). Перед третьим разворотом – «А полосу – то хоть освободили!». После запроса на посадку – «Хоть бы кто зелененькую запустил!».

 Хотя все дружно и посмеялись, но в целом действия его оценили, как правильные. Канал АРК он включил, оказывается, просто он ему не понадобился. Все происходило визуально и для него привычно. Если до этого его звали «Электроником», то теперь он еще стал и «радистом». Все хорошо, что хорошо кончается.

Год одна тысяча девятьсот семьдесят девятый начался тяжело, да и заканчивался напряженно. Прошли полковые ученья в Мары, вернулись на родной аэродром в Староконстантинов. Осталась еще не выполнена, задача года – атаки наземных целей. Вот и выполняли ее на предписанном им полигоне.

 Обещанного отпуска опять не получилось. У командира звена умер отец и, Вячеславу предложили заменить командира звена, быстренько слетаться в парах и преступить к полетам на полигон на атаки НЦ.
И вот уже он ведет звено на полигон. Погода прекрасная, все видно вокруг. Над полигоном распускаются по заданному маршруту, по одному. Руководит на полигоне командир полка полковник Болдырев. Два захода на цель отработали нормально, без замечаний, сбросили бомбы, пустили НАРы (неуправляемые Авиационные Ракеты), переходят на пушки.

Подходят к третьему развороту, а впереди летящего самолета Вячеслав не видит, тут он докладывает ему, что выполняет третий разворот. Подождал и он, «затянул» время. По команде начинает выполнять третий разворот и чувствует, опасность справа, повернул голову, а там сверху, прямо на него, падает самолет. Увернулся от столкновения, чудом, переворотом вправо (перевернул самолет «вверх ногами»). Никто на земле сближение даже не заметил.

Чтобы отстать от этого самолета, выходит в горизонт и выполняет боевой разворот влево в сторону мишеней. Все внимание за впереди летящим самолетом. Наконец он отстрелялся и выводит самолет. А, Вячеславу и целиться некогда, дальность до цели мала, а в пушке снарядов (как никогда), сто штук! Эти три секунды стрельбы, казалось, длились целую вечность. И что-то земля непривычно быстро начала приближаться.

 Вячеслав начал делать вывод самолета, а он не «подчиняется», не хочет выходить из пикирования. Деваться некуда, взял РУС,  (Ручка Управления Самолетом) полностью на себя.
Здесь начала, резко расти перегрузка, начало понижаться и зрение, последнее, что увидел, трава слишком низко. Когда стало темно, начал пропадать и слух, в последние секунды услышал, «Выводите!» с позывным  - «третий». – «Слава, выводи!».

 А ему просто оставалось ждать, что будет дальше. Что касается перегрузки в полете: Уровень, где нет перегрузки, это прямолинейный горизонтальный полет, он может быть на любой  высоте. Перегрузка «вдавливает» мышцы лица к костям черепа. Действует она сверху вниз (положительная). Кровь с головы и тела вытесняется вниз, поэтому на ноги и живот одевают ППК(противоперегрузочный костюм). А из-за отсутствия крови летчик временно теряет зрение, потом слух.

К примеру: самолет весит десять тонн, чтобы он летел в ГП, нужна подъемная сила, то есть, десять тонн. Если увеличить, резко, подъемную силу в пять раз, нужно увеличить подъемную силу в пятьдесят тонн. При этом сам самолет, вместе с ним и летчик, становятся тяжелее в пять раз, то есть перегрузка в пять единиц.

 Подъемная сила появляется при обтекании профеля всего самолета, а главное крыла, набегающим потоком воздуха. Если увеличить перегрузку, взятием РУ на себя, увеличивается угол атаки самолета, что и приводит к резкому увеличению подъемной силы. Этот эффект называют «летучего змея».
 
Когда наконец у Вячеслава появилось зрение, увидел, что самолет набирает высоту и начинает падать скорость. Пытается увеличить обороты двигателя, а они стоят на «максимале». Здесь до него и дошло, почему так быстро приближалась земля и почему самолет так «вяло» реагировал РУС.

Перевел самолет в горизонтальный полет, чувствует, что его ищут, доложил свои, азимут и дальность (место нахождения самолета) относительно центра полигона. Послышался голос командира.

- Слышу командир.
- Ну, ты даешь! Дам команду РП аэродрома заводить тебя подальше, с прямой, проверишь выпуск шасси и закрылков.
- Перехожу на стартовый канал радиосвязи, - сказал Вячеслав, - иду домой.
А в эфире, что – то тишина непривычная, обычно на стартовом канале такой гвалт стоит, когда полк летает. Сначала они не знали где его искать, почему-то искали на земле, видимо, предполагали катастрофу.

 Увидели самолет только тогда, когда Вячеслав доложил о себе. Выходит на посадочный курс подальше (за 35-40 км.), как сказал командир. Шасси вышли нормально, но необычно, а с каким-то непонятным трением. Закрылки во взлетное положение вышли, но с каким-то скрипом в посадочное положение, выпуск привел к вращению, пришлось вернуть во взлетное. Так и зашел Вячеслав, на повышенной скорости и сел.

Руководитель полетов сказал: - ты на стоянку не рули, слишком много желающих тебя ждут, заруливай сразу на ТЭЧ (ремонтные мастерские), там встретят. Встречает Вячеслава толпа тех. состава, во главе с инженером полка. Вячеслав легко спустился с самолета. Техник подает ему журнал подготовки самолета и что-то заикается. Он ему говорит, что замечаний нет, так, по мелочи. А он пальцем указывает на самолет и что-то на глазах, белеет. Здесь и Вячеслав посмотрел на самолет...


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии