Зачем Христос омыл ноги ученикам
Четверг – это четвертый день при сотворении мира. Но не по порядковому номеру, а по этапу творения. Важно правильно исчислять шесть дней мироздания: не 1,2,3,4,5 и 6, а: 1+1+1+1+1+1, то есть одномоментно. Последовательность присуща только времени, которого еще не было. Оно появится значительно позже, как повествует вторая глава Книги Бытия (Быт.2:1-4). В четвертый день: «создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт.1:16). Другими словами, Писание раскрывает ведущую роль солнца, луны и звезд в управлении вселенной. Омывая ноги ученикам, Господь, как Солнце правды, формировал сонм звезд в лице Своих учеников и их последователей, чтобы они апостольским служением, управляли Церковью Христовой и просвещали мир, неся ему свет истины. Как это происходило в практическом и богословском смыслах я скажу чуть позже. Кроме того, омовение накануне Тайной Вечери было приготовлением к принятию Пасхи или закланного Агнца, каковым Господь станет на Голгофе. В Ветхозаветной Церкви были несколько обрядов омовения: от частичного перед приемом пищей до полного, при обращении прозелитов, то есть для принимающих иудаизм. Христос, по сути, исполняет последнее, но не с целью приобщения к Ветхому Завету, а ради причастия к Новой Церкви Христовой. Другими словами, это было иудейское крещение наоборот – не в иудаизм, а вместо него. Кроме того, очищение водой символизирует, в том числе, Таинство покаяния перед Причастием в Православной Церкви. Можно привести еще несколько толкований по поводу четвертого дня, но это сути не изменит. Поэтому перейдем к самому событию, которому преподобный Нил Сорский дает такое объяснение: «Почему ноги только, а не другой какой член, умыл Господь ученикам? Потому что Спаситель не просто омыл нечистоту, как думал ты, но и вложил Божественную некую силу в пяты апостольские. Поскольку сказано было змею: «ты блюсти будеши» у человека «пяту» (Быт.3:15), – то есть все поведение жизни, посему и омыты ноги учеников, таинственно означающие ноги мысленные. Потому сказано: «даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу» невидимого врага (Лк.10:19). И Исаия говорит: «красны ноги благовествующих мир и благая» (Ис.52:7). Ибо Апостолы Христовы, как положили конец брани диавола, обойдя целую вселенную, так и даровали всем мир и благовествовали нам блага небесные». Также понимает действия Христа святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Что значит умовение ног? Святые писатели под ногами разумеют душу. Направить ноги наши на путь мира (Лк.;1,79). Не даст Он поколебаться ноге твоей (Пс.120:3). Значит, умовение ног есть как бы и умовение души. Вы чисты, но не все (Ин.;13:10)». Из этого следует, что святые отцы рассматривали произошедшее в Чистый Четверг, как приготовление Господом апостолов к предстоящему служению, для чего требовались особые дарования, чистота и духовные силы.
Наиболее развернутое толкование этому событию дает, водимый Святым Духом, великий отец нашей Церкви преподобный Серафим Саровский. Он различал в человеке тварную энергию, которая после грехопадения стала темной силой и светлую, заложенную в нем от создания. Объясняя предназначение тварной или «творной» силы, как он ее называл, преподобный Серафим в беседе с помещиком Н. Мотовиловым говорит: «Тьму сущую в тебе и во всех людях, Отцы Церкви называют греховною, не потому чтобы она была греховна, а потому что…она же есть исполненная возбудительных… сил [страстей] часть сущностей входящих в состав наш; а потому по проявлениям своим и греховная для аскетов [подвижников] или требующая противу проявлений ея возбудительности [страстной силы] сопротивления борьбы — и победы [над страстями]…Так не она [темная энергия] сама по себе греховна, но греховно ея неуместное и несообразное с девственною целию аскетической [добродетельной]..употребление; но творную, как следует звать ее и сотворенную Богом в первый день творения нашего мира солнечнаю системою называемаго, про которую Василий Великий и поминает в шестодневе своем, говоря и сотвори Бог свет и тьму — и свет нарече день, а тьму нощь, разумея однакоже под тем не перемену времяни дня суточную…но собственно материю света и материю тьмы находящейся во всех планетах — и в человеке…Вот посмотри какова она, и мне показана она была [открыта Святым Духом] как самый тончайший каркас веющийся и при действих своих…возбуждающий похоть плотскую; — Но вся она [темная энергия] тогда во мне была собрана в ступни ног моих и лишь только ниже щиколоток помещалась, а всё прочее тело мое духовно-душевно-плотяное было очищено от тьмы этой творной — или греховной — и было чисто светло лучезарно. — Вот смотри сказал мне невидимый священно-таиный разтолкователь [Святой Дух]…вот смотри и понимай, почему Господь и у Апостолов умыл только ноги одни, что будучи — очищены благодатию Всесвятаго Духа Божияго, они были чисты от всякия скверны плоти и духа — и тьма творная дошедшая до них — по нисходящим родствам находилась и у них тогда лишь только в ступнях ног, — то и надлежало её всю очистить и вовсе истребить из внутренностей их, — ибо она не есть необходимое условие для жизни на земле, — а только совведена в плоть нашу вкушением от плода древа познания добра и зла, — то если бы она осталась в них неочищенною и неизтребленною вовсе из них, то по простоте и неучености своей, при исполнении их Святым Духом в той всеполноте, как Он назначался для пребывания в них — и при остатках этой тьмы греховной, они легко бы могли по невежеству и неразумливости…смешать действие и ея с действиями Духа Святаго и ея действия принять за действования Самаго Святаго Духа — в добавок это очищение их и от самомалейших остатков тьмы греховной или творной сей; …. нужно было еще и потому, что они в последствии времяни предназначаемы были вращаться не только среди безчисленнаго множества мущин; но и среди самых прелестнейших женщин, для проповедания посреде их слова Божия …и точнее для раздачи людям дарований Всесвятаго Духа Божияго в чем преимущественно и состоит настоящая Вселенская проповедь, — то и они сами по подобию Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Божией Матери долженствовали быть вовсе и начисто изъятыми от всякия скверны плоти и духа, — а эта то скверна по отношению к Горнему нетленному бытию и есть тьма греховная и яснее творная, тьма [материя] сущая во всех планетах — и во всех животных и растениях сотворенных Богом [тварный мир]…нужные только однакоже для процесса растительнаго и множительнаго [размножение]…. А потому Богочеловек Иисус Христос и сказал Апостолу Петру: « не следует тебя всего умыть но только нозе, — потому что весь чист кроме ног в которых еще оставалась некоторая толика тьмы греховной сей …. Святый же Апостол Павел не бывший на Тайной Вечери и не имевши счастия получить омовения ног из Божественных рук Спасителевых в то время ….. без сего особаго и нарочитаго омовения Христова небыл изъят от этой тьмы греховной, — а потому и говорит: Дадеся ми пакостник (Рим.7:25) плоти, — то есть: это тьма греховная или творная, да ми пакости деет …. и вместе с тем в замену оставления в нем тьмы сей греховной далась ему сугубая благодать и сила разумений до того, что даже и Святому Апостолу Петру пришлось сказать суть некая словеса [возразить] — в речениях брата нашего Павла яже недоуменна суть [учение Павла] , — это же значило не то, чтобы Святый Апостол Павел неправильно говорил, но то что по большей разширенности круга его понятий — и по множайшей, сугубейшей полноте дарований Святаго Духа — ему и открывалось множайшее и хотя недоуменное [непонятое] для Петра, но тем неменее истинное и полно-благодатное». Откровения Духа, посланные через Серафима Саровского, требуют некоторого пояснения.
Святой угодник говорит о том, что по причине грехопадения исказилась человеческая природа. Если в раю у наших праотцов не было страстей как укоризненных, то есть греховных: блудная похоть, алчность, тщеславие, так и неукоризненных или естественных – голод, жажда, холод и так далее, то после падения человек стал страстным. Это страстность и есть та самая тьма или «творная» энергия, заложенная в каждом творении. С одной стороны, она действует вопреки первозданной природе Адама, побуждая ко греху, с другой – способствует выживанию человеческого рода, как например, плотское влечение и чадородие. Действия Христа в Чистый Четверг, с одной стороны, служили приготовлением апостолов к предстоящему служению и давали им необходимую силу, а с другой – очищали их от пагубного влияния страстей [темной силы], без чего служение среди язычников в мире, наполненном всевозможными соблазнами, было бы невозможно. Примечательно, что Сам Спаситель не спешит раскрывать ученикам истинный смысл Своего поступка. На вопрос Петра о недостоинстве принять такую честь, Иисус отвечает: «что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». (Ин. 13, 7). «Уразумеешь после» – значит по воскрешении и прославления Сына Божьего, когда апостолы приступят к просвещению мира. Как известно, одна тень Петра уже исцеляла немощных (Деян.5:15). Такова была заложена в нем сила Духа после омовения ног Христом. Однако, на тот момент ученики были всего лишь неграмотными иудеями и не могли вместить скрытый смысл омовения. Поэтому Иисус дает простое и понятное для рыбаков объяснение: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:13-15). Этим Он предупреждает их о недопустимости превозношения полученными дарами друг перед другом и ближними. Одновременно Господь устанавливает равночестное достоинство всех епископов – приемников апостолов. Поэтому Патриарх считается не старшим или главным среди остальных архиереев, а первым среди равных.
Особого внимания заслуживают слова Серафима Саровского относительно апостола Павла. Он намекает на сильнейшее искушение блудной страстью, которым был одолеваем Павел. Об этом я подробно рассказывал в беседе «На слова "Дано мне жало в плоть"». И причину этого искушения преподобный Серафим как раз связывает с неочищенностью Павла от страстей, поскольку он не сподобился получить очищение от Христа, а значит «тьма греховная» в нем оставалась не исцеленной. Этот пример лучшее свидетельство истинного смысла омовения, совершенного Иисусом. Вместе с тем, о. Серафим прямо увязывает силу искушений с действием благодати и величием даров Святого Духа: кто сильнее искушается, тому и большее дается. Именно поэтому Павел стал «апостолом языков», учением которого созиждется Вселенская Церковь, чего другим ученикам дано не было. Он прекрасно знал суть омовения Великого Четверга и понимал действия Спасителя как очищающие душу от греховной тьмы, а не просто обряд уважения к гостю. Поэтому Павел, наставляя будущих диаконис, говорит, что вдовицам надлежит служить Христу: «Хорошо обучая [девиц], дабы созидать девушек целомудренными, смывая грязь с ног девиц» (Тит.2:2-4) [не Синодальный перевод. Встречается у Оригена и некоторых отцов Древней Церкви]. Понятно, что речь идет не о мытье ног гостям, а об очищении душ девственниц от тьмы страстей.
Таким образом, Христос, омывая ноги ученикам, с одной стороны, научает их и всех будущих христиан скромности и уважительному отношению друг к другу. Наставляет не превозноситься и тщеславится имеющими достоинствами, не думать о себе лучше, а ближнем хуже, а с другой – очищает будущих апостолов от силы страстей, препятствующих их вселенскому служению. Для большинства добрых христиан имеет значение первое, поскольку наставляет в любви к ближнему и скромности. Для посвященных и опытных в духовной брани, стяжавших эти добродетели аскетическими подвигами, омовение ног ученикам, символизирует духовное очищение через точное знание Православной веры, ибо ноги Христос омывал только Своим ученикам, а не всем подряд. А Его ученик – это тот, кто не искажает Евангельское учение и правильно понимает его суть. Сподобившийся духовного ведения, становится одним из учеников, которым Спаситель дарует очищение от душевной скверны, необходимое для служение Слову в истине.
Свидетельство о публикации №225020400639
На Тайной Вечере накануне предательства Иудой Симоном Искариотом, как написано в Писании, Христос, уподобившись рабу, омыл ноги всем двенадцати Апостолам. Этот акт имеет и чисто человеческое и богословское значение. По-человечески Сам Бог во плоти показал, как надо относиться к ближним, явил яркий пример кротости, смирения, человеколюбия. В богословском смысле через ногоомовение были очищены и души учеников от духовной нечистоты, ибо ноги - символ души.
Безграничная, непостижимая Любовь Божья, что превыше всякого ума, повела Иисуса из Назарета и на крестную смерть, через которую была принесена величайшая Жертва за грех человечества!
Каждая новая статья - пожертвование автора в сокровищницу храма нерукотворного, который внутри нас.
С уважением к автору,
Вера Шляховер 04.02.2025 15:10 Заявить о нарушении
Игорь Устичев 04.02.2025 16:26 Заявить о нарушении