Стовосьмой Трамвай 5 п24 ОД 66
- Трамвай №5
«– Философия и медицина сделали человека самым разумным из
животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и
деспотизм — самым несчастным».
(вроде Диоген, но очень мудрено - для "до нашей эры").
- Кто сделает человека счастливым? – Анаша! План, Косяк…
- Так что Сонечка «война-войной, обед по расписанию».
И как Медицина, сделала человека разумного и была ли она тогда медициной, у той древней бочки? Храмовой она тогда была, может хромой.
Вот, то что философия сама разумная запутанность, это точно – Каждый философ должен написать свое определение Философии.
…
Так вот, почему-то наш русский Ташкент, наши называют Вавилоном – базар всех народов.
Мы,называем - Александрией, от Александрии Египетской (Птоломеевской).
Там, в Александрии, золотого века библиотек и маяков, не было народных базаров – только три народности – греки, египтяне, евреи.
Точно известно было 2-а еврейских квартала и примерно десять других, как у нас на Чиланзаре – там все в кварталах было.
И Евреи в Александрии Птоломеевской создали свою субкультуру – «еврейские греки», это в Новом завете мельком описано.
И это была субкультура – она оставила Филона Александрийского (философа).
А что оставила Александрия Ташкентская, кроме специфических понятий «Трамвай №5» и «Стовосьмой» ?
- да один Писатель явно есть – Дина Рубина, и поэт Александр Гринбланд , и ностальгическая поминальная тусовка есть, и не одна –
- А, Философа и философии нет (один Узбекфильм).…
... …
А у нас в Средне-Азиатском педиатрическом институте , вообще все упрощалось до одного вида разумов – «В нашей группе Три европейца – я и два корейца».
Да в это время в Куйбышевском медицинском , юные медицинские философы, тоже упрощали, корябали дурь на партах, изречение - «Петух не птица, стоматолог не врач» , про фармацевтов вообще ничего не писали.
…
Нет, то что узбеки построили канал (каналы и арыки) от Чирчика и все своими названиями назвали, я согласен – и что у нас было русским в Советском Ташкенте – ТТЗ-1 !
А, что было на ТТЗ русским - директор школы Рабинович!
А, откуда он на ТТЗ взялся? Никто не знал.
А Радик Шайхутдинов кем был – русским или узбеком?
В детстве мы считали, что татары, произошли от смешения (скрещивания) русских и узбеков.
Но и ведь татары у нас были разные – у тети Тани с третьего этажа тараканы не переводились … они постоянно на нас набеги делали …
А, Радик со мной в одном классе учился и вместе на стадион, на САМБО ходили … и он в отличии от меня что-то в математике шурупил, у него отец был инженер, и сам Радик в Политех пошел.
Впрочем, у нас со стадиона только два пути было – Физкультурный и Политех … последний потому что у нас стадион ТТЗ и общество «Мехнат»… по-советски общество «Труд».
Да, вот точно простое деление на два было – узбеки и русские.
А русские тоже разные – а у нас в классе все хохлы и почти все на «-ко» оканчиваются, кроме Полулях-Куделя.
- а вы, Соня, знаете, какие они хитрые и вредные.
Мой Юрик Пилипенко – Соня, - как он мне списывать математику не давал!
Я тогда поворачивался к Ленке Коваженко, а у Андрюхи Полуляха, я и не списывал, а Вовка Куделя еще тупее меня был, в военные летчики пошел, у него папа был полковник-летчик.
То что узбеки делились тоже на два, точно – какую школу окончил – русскую или узбекскую .
Вот Карим с четвертого подъезда, он узбекскую 211-ю… и кем он стал?
Кондуктором он стал, Соня, Кондуктором …
... типаж описан в русско-советской поеме «Москва-Петушки», только тот... тот московский, в электричках брал мл. за км… а Карим копейками все судил!
И идет Сатрап Карим с тяжелой работы, пузо на выкате, рубашка форменная железнодорожная трещит, под мышкой папка … и фуражка в руках.
- Соня,я вам все про философию пытаюсь, а вы мне все глазки строите… и такие карие, и че вы сегодня мне так улыбались, я чуть сам не заулыбился.
Так вот, я не зря так бестолково начал с Диогена – Стовосьмой, подъезжаем –
У нас был во дворе первый Стовосьмой – узбечонок, лет 5-ти, слегка «е-б-а..н=ут..ы=й» по голове - с утра до темного вечера, носится по двору и кричит «Куток – анангеский джаляб» (пенис - дура девка).
Полная структура мата-Уз, у них его, как такового, нашего русского совершенства нет, два понятия и никаких вариаций. Как носитель мата притихнит, утомится, его кто нибуть дернет … и опять языковый фон нашего двора.
Второй стовосьмой был Юрка Грек, первый подъезд, второй этаж.
Ему вероятно лет двадцать было, окончил вероятно интернат психоотсталых и аномальных детей, он с нами играл. Язык у него во рту не помещается, мычит … но если его не трогать…свой детский.
А если достать … бывало и мы его доставали, но вот как наши хулиганы его достанут, так он за камень хватался и слюной истикал. А родители его нам казались какими-то старыми, он у них один был, может он был молодой, может они политимигранты старые, мы тогда этими вопросами не задавались.
Они скоро уехали, вероятно в Грецию, как наш Христофор Иванович, учитель физкультуры.
А вот Стовосьмой у нас не было, если только татарка Тетя Таня, худая, на русском еле-еле, у нее инвалидность по туберкулезу была … и два сына, и в квартире черте-че с тараканами … я там ни разу не был. А её дети с нами не играли, а её муж вроде нормальный был.
Да, единственное исходное происхождение ташкентского «Стовосьмой» – Уголовная статься УзССР, за бродяжничество, тунеядство, и как пишут за проституцию, которой в ССр не было.
А где бродяги?
Так мы и были бродягами… колонисты.
А, когда первые русские строили русский Ташкент, дома одноэтажные (сейсмостойкие), из местного жженого кирпича уже собственного российского производства… и такие симпатичные … а ведь знали, придется убираться с чужой территории.
И потом поехали …
А, как здорово русские душанбинцы написали – в Душанбе было так много русских трупов, что пришлось открыть полевые морги. Это Великая Советская Империя предоставляла дополнительные услуги, своим погибшим гражданам. Все солдаты, тогда, были на Байконуре, охраняли космос ССр.
А они ехали из новой Таджикии в товарных вагонах … живые, с детьми, на матушку родину-уродину … я сам в Каршах видел … век 20-й.
Да, Сонечка – «Россия страна сама себя колонизирующая» (классика) : только не в процветание лимонариев, А в колючую проволоку «мест лишения свободы».
Так, что Соня, я Философа Первого нашего нашел, конечно в Греции – он в бочке сидит, тунеядец, Бомж и его постоянно цитируют, хотя он не одной публикации даже под номером ББК не сделал.
02.02.25.
Приложение
1.
Забытая история науки. Глава XVII
Владимир Прохватилов
Copyright: Владимир Прохватилов, 2022
Свидетельство о публикации №222123000416
Хрущевка Диогена
История философа, который жил как Гриша Перельман.
Диоген Синопский, (около 412 до н. э. — 323 до н. э.) прожил долгую и поразительную жизнь. Возможно, это самый яркий и эксцентричный изо всех античных философов. Он основал школу киников, но запомнился людям на многие тысячелетия вперед не столько своими сочинениями, которых было немало, но своим экстравагантным поведением, неотразимым умением убеждать любого человека и парадоксальными афоризмами, которые останутся в вечности.
………»
2.
ВК группа
«Ташкентские словечки.
А какие слова помните вы?
Я давно пишу о том, что в каждом городе есть свои особые словечки, которые намертво въелись в саму жизнь каждого города. Скажем, Петербург - всем известные парадные, поребрики, булки... и шаВЕрма Во всей остальной РФ - шаурма, во всем мире - донёр-кебаб, в Питере - шаверма, и даже в сериале об улицах разбитых фонарей - это шаверма.
Мне нравится. Оригинально.
В Москве как-то не особенно замечала, но мне как-то дали на ФБ гневную отповедь, когда я написала, что во времена советской власти раз в месяц закупала мясо на месяц же, а для этого становилась у дверей закрытого на перерыв магазина и ждала час, после чего врывалась первой и набирала, что хотела. Так вот, если я спрашивала, есть ли в магазине сегодня мясо, мне. как правило отвечали либо "есть", либо "нет, только свинина". Мясо - говядина. Возможно, в других районах Москвы этого действительно не было: в Зеленограде с утра действовали десанты из всего Солнечногорского района, а также Клина и Твери.
Ну, а поскольку Ташкент был истинным Вавилоном в смысле наций и язЫков, здесь всяких словечек было предостаточно. И об этом я уже писала,
Я до сих пор говорю "метрика", хотя окружающие вряд ли меня понимают. Вот так, вырывается. И все ташкентцы того времени знают, что "метрика" - это свидетельство о рождении. На метриках моих и мужа давно выцвели чернила а бумага превратилась в лохмотья Но они еще живы. И что такое "жировка" сейчас мало кто знает. Жировки приходили из ЖАКТа. Проще сказать "жировка" чем "квитанция об оплате" за квартиру, свет и т. д. А ЖАКТ - это нынешний "Жилищник",.Ранее ЖЭК и ДЭЗ.
Ну, "баллон" - это понятно. Всему Ташкенту и до сих пор. Трехлитровая банка. Почему именно "баллон" - не спрашивайте. Так было с детства, Никто не оспаривал.
И половина русскоязычного населения Ташкента, в том числе и моя мама, говорила "синенькие". Украинско- одесское влияние и последствия эвакуации.
И весь Ташкент говорил "звОнит". Хоть им кол на голове теши. ЗвОнит и все. Мало того, кое-то из моих друзей, по-прежнему так говорит. Я сама, приехав в Москву, так говорила. И долго отучалась.И часто просила в московских магазинах «ташкентскую», и даже сейчас убеждена, что лучше воды на свете не сыщешь… как пойдешь в тот гастроном, что у сорок третьей школы, притащишь две сетки бутылок с ржавыми шляпками и съезжающими этикетками, сунешь с холодильник и будет тебе блаженство в жаркий день.
Но мое любимое-прелюбимое выражение - "стовосьмой" Или "стовосьмая". Никогда не упускаю случая упомянуть.
Когда-то в послевоенном УК УЗССр была статья под этим номером. В статье говорилось о преследовании лиц без определенных занятий. Бомжей, тунеядцев, и т. д. Но туда относили и дам с низкой социальной ответственностью Поскольку официально в СССР таковых не было и быть не могло, хотя на деле... были всегда и везде.
Кодекс с тех пор тысячу раз менялся, а выражение осталось.
У нас с одним другом как-то даже спор разгорелся. Он утверждал, что "стовосьмой" - это бродяга, бомж и т. д. Я - что "стовосьмая" - это женщина легкого поведения. По крайней мере в моем детстве и молодости. Потому что очень хорошо помню, как в разговоре с мамой соседка говорила: «Ну вы же понимаете, она просто стовосьмая». И многозначительно морщила нос.
В школе это выражение тоже было в ходу. И во дворе. И в институте.
В ходе дискуссии мне было рассказано, что ташкентские дамы с низкой социальной сидели в Сквере, на что я отвечала, что, как человек наивный, могла часами сидеть в Сквере, своем любимом месте, и хотя бы один гад подошел и предложил… То-есть, попытки познакомиться бывали, что совершенно обычно, но чтобы там предложения денег или провести часа два наедине — никогда. Потом мне было объяснено, что дамы писали цену на подошвах туфелек, причем исключительно красных, и сидели нога на ногу. Я подняла его на смех, поскольку пиши-не пиши, а сделаешь шаг — сотрется, и красные туфли были у всех, мне лично, так вообще муж подарил.
Короче, время прошло, споры улеглись, но когда я была в Ташкенте, дочь подруги сказала про что-то, даже не про кого-то, «стовосьмой». Я навострила уши, спросила, что это, по ее мнению, означает. Оказалось «плохой, нехороший, дрянной».
А потом мы с подругой поехали в Бухару. И меня дернуло за язык спросить у тамошнего гида. То же значение.
Кстати, спросила у мужа, что он под этим подразумевает. Он очень уверенно сказал «проститутка».
Смотрите, сколько прошло лет, а смысл по-прежнему нелестный, и главное, этимологию вряд ли кто-то уже помнит, но выражение живет.
И очень-очень распространенное в свое время выражение: «тебе нужно по пятому номеру». Опять пошла к мужу, проверить, помнит ли. Он подумал, и неуверенно спросил: «психбольница». Да. Пятый трамвай шел в психбольницу. «По пятому номеру означало» - ты псих.
И по-моему, в каждой семье тоже существовали специфические словечки. В нашей, естественно, украинско-одесского происхождения.
Мы никогда не говорили «шелуха». Только «лушпайки». Это папа. Лушпайки и все. Если кто-то с размаха плюхался на кровать или диван, мама с упреком говорила: «Ну что ты вечно гоцаешься!» Или «гепаешься». Нема хисту — нет таланта. Или ее знаменитое, «прижукнулась». Иди сюда, что ты там прижукнулась? Прижукнуться — это что-то вроде присмиреть, затаиться. Я смотрела, слово существует, но в Ташкенте я его, как и «гоцаться» с «лушпайками» слышала исключительно в своей семье. По городу слова не ходили.
И был еще один пласт — дворовой лексики.
Прежде всего — знаменитые кетки, которые, по-моему, употребляются и сейчас, если судить по недавнему комменту о том, что пояса делали из кеток. Кетки — конфетные этикетки. Сколько я себя помню — столько и кетки. «Свистеть» - означало «врать». Было еще одно слово, сейчас почти забытое: хлюзда, хлюздить. В том понимании это означало человека, который не хотел играть по правилам, и если ему было невыгодно, прерывал игру и убегал. «Атас» и «атанда» - это «тревога, нужно линять». И то, что в России называлось «жостка» и «бабки», в Узбекистане было лянгой и ашичками. Даже у Маковского есть картина, где изображены мальчики, играющие в бабки. А лянга — это кусок меха, к коже которого приклеен плоский кусок свинца. Его подбрасывают ногами. И есть целый список приемов.
Интересно ли, играют ли сейчас в лянгу и ашички? Я не видела. И здесь тем более не видела.
Да, еще упомянули здесь про куликашки, которые назвали таинственной игрой. В Ташкенте куликашками называли прятки. Всего лишь.
Все проходит. И даже слова умирают. Хорошо, что не все.
А какие слова помните вы? Ташкентцы, ау...!
…ТАМ ЖЕ … комментарии.
Хлюздапёр
По пятому трамваю (псих больница на улице саракулька)
)))))
Автору большой привет из Ташкента.
Пост реально улыбнул.
(И согрел, тёплый приятный пост)
Автор СПАСИБО ВАМ !!!
27 фев 2021 «
04.02.24
Свидетельство о публикации №225020400644