Играй, музыкант!

                Нашей светлой любви наступает конец,
                Безответной тоски распускается пряжа,
                Что мне делать с тобой и с собой наконец,
                Где тебя отыскать, дорогая пропажа?
Боже! Сразу же нахлынули воспоминания далекой молодости, когда эта песня звучала практически из каждого двора. Лишь недавно я с удивлением услышал «пропажу» в исполнении Александра Вертинского, хотя всегда считал эту песню рядовым народным блатняком, а сейчас ее заунывно вытягивал уличный музыкант в подземном переходе, аккомпанируя себе на  видавшей виды, гитаре.  Заинтересовавшись, я вплотную подошел к исполнителю песни. Это был немолодой человек, просто одетый, низко склонившийся над своей гитарой. Перед ним стояла картонная коробка, в которой поблескивало немного монет и лежало несколько бумажных купюр. За его складным стульчиком поблескивала пустая четвертинка дешевой водки. Дослушав до конца песню, я положил в коробку сторублевую бумажку. Певец вдруг поднял голову и с благодарностью посмотрел на меня. Сергей, ты ли, сумел лишь я выдавить из себя. Да, это я, а ты, то есть вы, кто будете, простите, здесь темно, плохо видно.  Да, это был Сережка, бас гитарист и, по сути, руководитель нашей рок-группы, в составе которой мы в юности играли на школьных и прочих молодежных вечерах, выдавая наспех подобранные на коленке творения таких монстров рока, как Deep Purple, Black Sabbath, Creedence, Shocking Blue, так и наши популярные вещи. Кстати, Юрик, наш тогдашний вокалист, зная и используя лишь 2-3 англоязычных выражения, запомнилось, lets go, for ever и еще что-то, умудрялся все песни комбинировать только из них. Так продолжалось года четыре, затем, кто-то из нас ушел в армию, кто-то женился, короче, мы разбежались по жизни, так, изредка перезваниваясь, музыкой  всерьез никто из нас так и не занялся. Прошли годы, не стало нашего ударника Вадима, затем ушел вокалист Юрка и из всего прежнего состава остались только я, лидер-гитарист, и басист Сережка, да, был еще Виталик, он хорошо разбирался в аппаратуре, подключал всю нашу технику, где он сейчас, трудно сказать. Вот все это моментально пронеслось в моей голове. Так, что вам нужно, переспросил Сергей? Я наклонился и пропел ему на ухо куплет из песни, которую он сам когда-то сочинил и она была в нашем репертуаре. Сергей встал, положил гитару и внимательно всмотрелся в мое лицо. Витек, ты что ли? Ну да, здорово! Ты здесь как, по приколу, или по нужде? Скорее второе, я не работаю, сократили по возрасту, а пенсия, сам понимаешь,  да что я тебе рассказываю, мы же ровесники, вот, решил попробовать, правда, не особо получается, да ты сам все слышал, во первых, для шансона на первом месте важен соответствующий голос, затем подобранная программа, оборудование, а в моем случае… Слушай Серега, перебил я его, давай-ка собирай свою аппаратуру, я тут неподалеку живу, дома пока никого нет, пойдем, посидим часок, повспоминаем былое. Мы пришли ко мне, Сергей с интересом прошелся по всем комнатам, в одной из них у меня был оборудован такой музыкальный уголок, на специальной стойке стояли несколько гитар, классическая Кремона и электрогитары, обычная шестиструнка и басовка. Рядом стоял небольшой усилитель и висел пионерский барабан, который в свое время сын откуда-то принес. На стенах были развешаны  постеры с изображениями любимых групп и исполнителей. Здесь Сергей задержался, все осмотрел и с одобрением оценил мою преданность увлечениям молодости. Что выпьешь, спросил я его, коньяк, виски? Если можно, водки, как-то привык и другое не воспринимается. Ты особо не увлекаешься этим, продолжил я, вспомнив о пустой четвертинке в переходе? Да нет, ответил он, так, принимаю немного для куражу перед игрой. Мы выпили, потом повспоминали молодые годы, наших друзей. репетиции и выступления. Слушай, предложил я, давай что-нибудь сбацаем вместе по старой памяти, только давай петь не будем, ты уже наверняка в переходе накричался, а у меня с голосом всегда неважно было. Помнишь, у нас в репертуаре несколько инструменталок было из Shadows, или Ventures, я  посолирую, а ты на своей гитаре ритм подыграешь, надеюсь, вспомнишь нужные аккорды.   А что, давай попробуем, согласился Сергей. Мы подстроили гитары, я подключил усилитель, ну, с чего начнем? Апачи Поющих гитар, ну, погнали.  Мы с ним отыграли всю композицию практически ни разу не сбившись, как будто не было паузы из десятков лет. С удивлением посмотрев друг на друга, мы продолжили вспоминать различные инструментальные вещи, что-то, конечно, забылось, приходилось подбирать по месту. Честно говоря, мы оба не ожидали от себя такой слаженной игры, мы переиграли почти все, что удалось вспомнить. Разгоряченные, снова сели за стол. А что, вдруг заявил Сергей, кроме шуток, не попробовать ли нам с тобой выступать дуэтом, ты, смотрю, в приличной форме.. Мы оба засмеялись, да ты один-то, похоже, не густо зарабатываешь, а тут со мной еще делиться придется и, я же все-таки работаю, а, во вторых, я морально не готов стоять на паперти перед шляпой, ведь наверняка кто-нибудь из знакомых увидит, раззвонят в сетях, потом позора не оберешься.  Чудак человек, возразил Сергей, ты обрати внимание, особенно в центре, на уличных певцов и музыкантов, зачастую, очень талантливых и не бедствующих, хорошо одетых, с дорогой аппаратурой, для которых улица,  это, скорее, способ самовыражения, ведь попробуй, столкни всех этих Басковых-Киркоровых с пьедестала, вряд ли получится, пусть у тебя хоть миллион пядей во лбу, а тут тебя столько людей слушает, некоторые даже специально приходят, а потом, в этой толпе прохожих всегда может оказаться какой-нибудь продюсер, или другой музыкальный деятель, которые тебя заметят и по достоинству оценят, хотя к нам это не будет относиться, просто не нужно. А что я жене скажу? Ну, скажи, что записался на вечерние курсы по обучению нотной грамоте, ведь наверняка она у тебя тоже ходит на разные вязания-вышивания, а мы с тобой два-три часа вечерком и то не каждый день попробуем поиграть на улице, я уверен, что тебе это понравится. Я со скрипом предварительно согласился, сказав, что еще подумаю, после чего мы договорились созвониться, и Сергей ушел к себе домой. Весь следующий день во мне мучительно боролись противоречия, одна моя половина была за предложение Сергея, ей виделось что-то новое и необычное, другая половина возражала, она твердила, у тебя все хорошо, семья, работа, зачем нужно искать приключений?. В конце концов, рассудил я, меня ведь тоже могут элементарно сократить на службе в любой момент, может это мне знак, но уж чересчур эксцентричный. В любом случае, что я теряю, ну не пойдут дела, либо не понравится, забрал гитару, да домой. Пожалуй, нужно попробовать. Итак, мелодий 15 у нас наберется, потом можно по второму, а то и по третьему кругу пройти, как раз в два, два с половиной часа должны уложиться. Нужен будет аккумуляторный комбик ватт на пятнадцать с разными эффектами, складной стул, запас струн, коробка для денег, ну о ней пусть Сергей позаботится. Мы созвонились и договорились встретиться через неделю. Я приобрел весь реквизит, объяснился с женой и ждал звонка. В середине недели сразу после ужина позвонил Сергей и сказал, что он занял место и ждет меня в одном из переходов на Таганке. У меня было уже все собрано, я быстро оделся и через полчаса был уже на месте. Сергей сидел у стенки перехода и тихонько перебирал струны на гитаре. Увидев меня, он обрадовался, и мы вместе стали готовить наше выступление. Подключившись к усилителю, мы настроили необходимые громкость и тембр, чтобы и слышно было, и не било по нервам. Кстати, акустика в этом переходе оказалась очень приличной. Чуть подстроив гитары, мы начали с дома восходящего солнца, получилось очень неплохо и в нашу коробку посыпались первые поступления в виде мелочи. На одном дыхании мы сыграли еще несколько вещей. Народу в переходе было много и около нас регулярно  останавливались люди, чтобы послушать. Мне было поначалу очень некомфортно, и я старался опустить ниже голову, чтобы прохожим не было видно лица  Спустя несколько композиций стыд и смущение потихоньку отступили, а проходящие люди слились в однообразный серый поток, плюс ко всему мой опыт прежних выступлений на молодежных вечерах еще не совсем выветрился и помогал максимально сосредоточиться на игре. В нашей коробке лежало уже несколько сотенных купюр, но, как оказалось, основной заработок шел на телефон Сергея, номер которого он крупно написал на картонке рядом с коробкой. Два часа пролетели на удивление быстро, и мы начали собираться уходить, тем более, что и людской поток заметно поредел. По дороге мы пересчитали нашу выручку, она оказалась чуть больше четырех тысяч, ну что же, сказал Сергей, для первого раза совсем неплохо, надо бы обмыть первую получку. Я отказался, так как было бы сложно объяснить супруге появление в нетрезвом виде после музыкальных курсов. По-братски поделив деньги, мы договорились встретиться вечером через пару дней, при этом поиск и бронирование места для нашего следующего выступления взял на себя Сергей. Эта и последующие наши гастроли проходили в разных местах, благо в Москве таких мест предостаточно. Я потихоньку начал привыкать к своей необычной подработке  и даже скучал, когда оставался дома. Мы постепенно вникали в тонкости уличных выступлений, в том числе, изучили их различные теневые моменты, как то общение с конкурентами, полицией, криминалом . У нас появился свой имидж, мы стали узнаваемы, соответственно, росли и наши доходы. Когда моя вторая зарплата стала превышать основную, мне пришлось дома сказать, что меня сократили и уволиться со службы. Мало того, я ощутил какую-то необъяснимую простыми словами  притягательность уличных выступлений, которая заключалась во внимании и доброжелательности проходящих мимо тебя людей, в регулярном общении со многими  из них, зачастую, очень интересными собеседниками.  Наши дела шли неплохо, заработки росли, единственное, ближе к зиме выступать стало сложнее, на холоде много не наиграешь, а теплых мест в переходах особо не найдешь, но, как это часто бывает, все хорошее быстро заканчивается. В последнее время я стал обращать внимание, что Сергей все чаще и чаще прикладывается к бутылке, каждый раз находя для этого причину, только теперь это была не дешевая водка, а более дорогие напитки, в основном виски. Я на это часто закрывал глаза, пока его увлечение не стало проблемой для нашей работы. В последнее время после очередного приема внутрь он начинал путать аккорды, сбивался с ритма, а один раз и вовсе выронил гитару из рук. Я несколько раз пытался его вразумить, но он то отшучивался, то обещал не пить во время выступлений, а ситуация постепенно усугублялась, и закончилось все довольно неожиданно, но, в общем, закономерно. Однажды перед выступлением в одном из переходов на Добрынинской он здорово накачался, я предложил ему уехать, но он настоял на продолжении работы и мы начали выступление. В середине очередной композиции к нам подошел мужчина средних лет, чтобы положить в коробку деньги, но в этот момент Сергей схватил его за руку, а другой ударил  по лицу, с пьяных глаз видимо показалось, что мужчина хочет украсть деньги из коробки, завязалась потасовка, вокруг стали собираться люди. Я бросил гитару и попытался удержать Сергея за руки, но он просто обезумел и, размахнувшись, влепил и мне кулаком по физиономии, затем схватил за гриф мою гитару и шарахнул ей по усилителю. К нам подбежали еще двое мужчин и втроем мы Сергея скрутили, он еще немного подергался и успокоился. Хотели вызвать полицию, но я своими извинениями вроде сгладил конфликт, толпа разошлась. Я быстро собрал останки нашей аппаратуры, и мы с ним вышли на улицу, где я выбросил в ближайший мусорный контейнер  усилитель и свою разбитую гитару. Затем вызвал по телефону такси, запихнул на заднее сиденье Сергея, сел с ним рядом и назвал водителю адрес, Сергей все это время, стиснув губы, молчал, потом задремал. Мы доехали до его дома, он вышел из машины и, не попрощавшись,  пошел к своему дому, до меня же нужно было еще пару кварталов проехать. После этого случая Сергей мне ни разу не позвонил, я тоже не стал этого делать и не знаю, как он и что с ним сейчас,  в конце концов,  мне себя не в чем упрекнуть, даже, где-то в глубине души я ему остался благодарен за то, что он открыл для меня этот удивительный мир уличных выступлений. За окном стоят холода, я пока занялся изучением нотной грамоты, а также подбираю новые инструментальные композиции и жду прихода весны. Партнера себе искать не буду, сейчас появилось много всяких электронных примочек, выдающих любой ритм, как в караоке. Так что будем играть!


Рецензии
Судьбы людей очень разные. Но хочется пожелать Витьку успехов в его уличных выступлениях. Я сам иногда останавливаюсь в переходе или метро, чтобы послушать послушать понравившуюся мне музыку.

Владимир Ник Фефилов   04.02.2025 14:18     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за душевный отзыв, с уважением...

Евгений Демин 2   04.02.2025 14:48   Заявить о нарушении