К 4. Гл 24 Фараоны второй династии Древнего Египта

Правление второй династии, пришедшей к власти после смерти Каа и правившей до воцарения Нечерихета (Джосера), является одним из наименее изученных периодов в истории Египта. Исключение составляют лишь правления двух последних царей: Перибсена и Хасехем(уи). В то время как в Саккара было обнаружено множество гробниц фараонов первой династии, гробниц периода второй династии практически не сохранилось. Из-за этого у нас нет основного источника для изучения, и наши знания о ней значительно меньше, чем о предыдущей. Можно предположить, что отсутствие гробниц означает, что фараоны второй династии не оставили после себя значительных достижений. Однако это не так. Время правления второй династии занимает важное место в истории египетского государства. В этот период продолжались попытки Севера вернуть свою независимость, а фараоны вели упорную борьбу, завещанную им царем Менесом.

Последовательность царствования первых трех фараонов: Хетепсехемуи, Небра (Ра — (мой) владыка) и Нинетчера (Богоподобный), — неоспорима. Их имена в такой последовательности начертаны на плече статуи жреца Хетепдиэфа, который отправлял заупокойный культ фараонов. Возможно, в правление Нинетчера страна вновь раскололась на две части. Памятники, помеченные его именем, не встречаются нигде, кроме Мемфиса. Кроме того, в записях Палермского камня под 13-м годом правления Нинетчера упоминается «Разрушение городов Шемра и Ха». Название последнего города можно перевести как «Дом Севера», а сама запись может свидетельствовать о гражданской войне. Вероятно, страна была разделена на Северное и Южное царства вплоть до правления последнего фараона второй династии Хасехем(уи), которому удалось восстановить единство государства.

Хетепсехемуи.

Хетепсехемуи (Хор-Хетепсехемуи) — первый фараон из II династии Древнего Египта, правивший примерно с 2890 года до нашей эры. Его имя можно перевести как «Две миролюбивые мощи (символ господства)». Небти этого фараона носил имя Хотеп (миролюбивый), а его личное имя было известно из Абидосского списка царей как Беджау («Корабельщик»), из Саккарского и Туринского — как Баунечер. В греческом варианте Манефон передаёт его как Боэтос. Хотепсехемуи провёл похороны Каа, что свидетельствует об отсутствии насильственного свержения предыдущей династии.

О правлении Хетепсехемуи известно немногое. Иероглифы на одном из артефактов свидетельствуют о новой резиденции фараона под названием Яркая Звезда Хора. Он также построил храм близ Буто для малоизвестного божества Нетьере-Ахту и основал часовню белой короны (символ Верхнего Египта). В то время Верхнее и Нижнее царства ещё не были едины в административном отношении, и сепаратистские тенденции продолжали преобладать над здравым смыслом. В результате происходили кровопролитные междоусобные войны. Впрочем, как это часто бывает, многие народы в процессе своего формирования прошли через испытания братоубийственных конфликтов.

Местонахождение могилы Хетепсехемуи неизвестно. Египтологи предполагают, что это может быть гигантская подземная гробница под погребальным проходом Унас — некрополем в Саккаре. В этих галереях было найдено множество оттисков печати короля Хотепсехемви. Более общепринятая теория предполагает, что Хетепсехемуи и его сын Ранеб делили одну гробницу.

Ранеб.

Ранеб, также известный как Небра, Небре и, ошибочно, как Какау, был вторым правителем II династии. Точная продолжительность его правления остаётся неизвестной из-за повреждений Туринского папируса. Древнегреческий историк Манефон утверждает, что Ранеб правил 39 лет, но современные египтологи сомневаются в этом заявлении, считая его искажённым или преувеличенным. Они предполагают, что правление Ранеба длилось 10 или 14 лет.

Царское имя Ранеба представляет большой интерес для египтологов, поскольку оно содержит иероглифический знак солнца, который ещё не стал объектом божественного поклонения во время его правления. Первое достоверное доказательство существования Ра как божества солнца относится к началу III династии, во времена правления фараона Джосера. Поэтому имя Ранеба вызывает затруднения в его переводе и значении. Традиционный перевод звучит как «Солнце является моим покровителем», что вызывает сомнения, так как это предполагало бы, что Солнцу уже поклонялись как божеству в то время. Египтологи предпочитают переводить имя Ранеба как «Бог солнца (Хор)», что подразумевает правление фараона по Солнцу (как астрономическому телу), которое также находилось под контролем Хора.

О правлении Ранеба известно немного. Надписи на сосудах и глиняных отпечатках, сохранившиеся от его времени, указывают на события, связанные с культом божества, и различные административные решения, такие как «Установка столбов Хора». При Ранебе произошло первое описание богини Бастет. Жена Небры остаётся неизвестной. Возможно, его сыном был «сын короля» и «священник Сопду» по имени Пернеб. Местоположение захоронения Ранеба остаётся неизвестным. Египтологи предполагают, что он был похоронен в Саккаре, так как большинство экспонатов с его именем были найдены именно там.

 Нинечер.

Нинечер (также известный как Ни-нечер или Хор-ни-нечер, что означает «принадлежащий к богу») был третьим фараоном II династии Древнего Египта. Его правление, согласно датировке, продолжалось примерно с 2785 по 2742 годы до нашей эры, что делает его царствование самым продолжительным среди правителей этой династии. В Абидосском списке Нинечер упоминается как БаНинечер, а в Саккарском — как Банечеру. Греческий историк Манефон передал его имя как Бинофрис (или Бинотрис) и приписывает ему царствование в течение 47 лет, что свидетельствует о том, что правление Нинечера действительно было довольно долгим. Из хроники Палермского камня известно, что Нинечер разрушил города Шем-Ра и «Дом Севера», которые, вероятно, располагались в Дельте. Предполагаемая гробница Нинечера была обнаружена в скале в Саккара.

Венег.

Венег, также известный как Уадженес, Унег, Венег и Венгенебти, Тлас, был четвёртым фараоном II династии Древнего Египта. О его правлении и наследовании власти известно не так много. Из надписей на вазах мы узнаем о церемониальном событии, известном как «Восстание колонн Гора». Точное количество лет его правления остается неясным. Туринский камень указывает на 54 года, а древнеегипетский историк Манефон называет цифру 17 лет. Современные египтологи полагают, что он правил около 12 лет. Некоторые исследователи, основываясь на отсутствии точных данных о правлении Венега, предполагают, что он и Перибсен могут быть одним и тем же человеком. Однако большинство их коллег не разделяют эту точку зрения.

Сенет.

Сенет (Сехет) — это предполагаемое имя древнего египетского фараона, который, как полагают, правил во II династии. В настоящее время нет точной информации о его правлении или о том, как долго он правил. Сведения об отношениях этого фараона с другими правителями также противоречивы. Даже само существование этого фараона не является достоверным, поскольку его имя было обнаружено лишь на двух глиняных печатях, найденных в мастабе в Саккаре.

Перибсен.

Сет Перибсен, известный также как Периибсен, был египетским фараоном, правившим на протяжении 17 лет в XXVIII или начале XXVII века до нашей эры. Его имя буквально означает «Тот, кто исходит по их воле» или «Его сердце и воля выходят для них». Перибсен запомнился тем, что изменил свою титулатуру, заменив традиционное имя бога Хора на имя его антагониста Сета. Неизвестно, какие мотивы побудили этого фараона сделать такой выбор. Существует множество теорий, объясняющих его неординарную личность. Согласно царским спискам, Перибсену наследовал Сехемиб-Перенмаат, однако есть вероятность, что Персибсен и Сехемиб были одним и тем же человеком. Сехемиб носил титул Хора (Хор Сехемиб), но по неизвестным причинам отказался от него в пользу Сета (Сет Перибсен).

На своей заупокойной стеле из Абидоса царь соскоблил своё прежнее имя Хор Сехемиб и заменил его на новое — Сет Перибсен. Возможно, эта перемена была связана с религиозной реформой или установлением новой власти. Поскольку в додинастическую и Тинитскую эпоху Сет считался символом и покровителем Нижнего Египта, можно предположить, что замена титулатуры была вызвана тем, что Перибсен мог быть предводителем нижнеегипетского восстания или что его власть не распространялась на всю территорию Египта. Косвенно это подтверждается и тем, что именно в этот период были сожжены многие гробницы предшествующих царей Египта.

Споры о причинах, по которым Перибсен выбрал это имя, продолжаются. Более ранние теории поддерживали идею о том, что Египет был разделён на два царства во времена Перибсена или что он был еретиком, стремившимся основать новую монотеистическую религию с Сифом как единственным богом. Однако новые свидетельства и оценки показывают, что египетское царство было единым, но стало свидетелем обширных и глубоких реформ во время второй династии.

Отпечатки печатей из гробниц той эпохи демонстрируют значительные изменения в титулах высших должностных лиц. Административные титулы писцов, хранителей печати и надзирателей были скорректированы, чтобы соответствовать разделенному бюрократическому государственному управлению. Например, титулы вроде «печатник царя» были изменены на «печатник царя Верхнего Египта». Эта бюрократическая реформа может указывать на попытку Перибсена ограничить власть этих чиновников.

Дальнейшие оттиски печатей показывают, что при Перибсене поклонялись нескольким божествам, что опровергает теорию монотеизма. Многочисленные оттиски печатей и надписи на кувшинах упоминают богов Эш, Гор, Нехбет, Мин, Бастет и Херты. За изображениями божеств следует название места или города, где у них был главный культовый центр. Таким образом, правление Перибсена на самом деле было временем культурного и религиозного прогресса.

За время своего правления Перибсен основал административный центр под названием «Белый дом казначейства», а также новую королевскую резиденцию, названную «защитой Нубта», расположенную около Омбоса («Нубт» — это древнеегипетское имя Накада). Перибсен также основал несколько городов, имеющих экономическое значение. Их имена: Афнут («город мастеров головных уборов»), Небж («город защитников»), Абет-дешерет («город красных гранитных кувшинов») и Худж-сетджет («город азиатов»). Надписи на каменных сосудах также упоминают «дань народа Сетроэ», что может указывать на то, что Перибсен основал культовый центр божества Сета в дельте Нила. Это может означать, что Перибсен правил всем Египтом или, по крайней мере, его признали царем во всем Египте.

Перибсен был похоронен в гробнице королевского кладбища в Умм-эль-Кааб близ Абидоса. Никаких дополнительных гробниц обнаружено не было. Традиция захоронения семьи и двора короля, когда он умер, была оставлена во времена Каа, одного из последних правителей Первой династии.

Сехемиб.

Сехемиб — это хоровое имя египетского фараона из II династии. Точная продолжительность его правления остаётся неизвестной, а место захоронения до сих пор не найдено. Считается, что Сехемиб был выходцем с юга, однако есть вероятность, что он являлся незаконным правителем и был родом с севера. Известно, что вместо бога Гора он почитал бога Сета, который был более популярен на севере. Некоторые египтологи предполагают, что Сехемиб и Перибсен были одним и тем же правителем, который связал своё имя с Сетом и, возможно, правил только в Верхнем Египте. Другие египтологи считают, что Сехемиб был другим правителем Египта и отождествляют его с Уадженес, приравнивая Перибсена к фараону Сенеду.

Сенед.

Сенед — это египетский фараон, правивший во времена II династии. Его имя означает «Ужасающий». В Абидоском списке его упоминают как Сенеди. Манефон перевёл его имя на греческий как Сетенес и датировал его правление 41 годом. Однако до сих пор не было найдено надписей, подтверждающих существование этого фараона. Надпись, обнаруженная в гробнице Шери во времена IV династии, даёт нам второе упоминание о фараоне Сенед. Эта надпись свидетельствует о том, что его погребальный культ почитался в Саккара и оставался актуальным более ста лет после его смерти. Гробница Сенеда не была обнаружена. Учитывая упоминание о его погребальном культе в надписях Шери, она могла быть расположена где-то в Саккара.

Нубнефер.

Нубнефер — это имя предполагаемого египетского фараона, который, как считается, правил во времена II династии. Есть версия, что Нубнефер может быть другим именем того же фараона, который известен как Ранеба или Небра. Некоторые ученые предполагают, что имя фараона Нубнефера может совпадать с именем Хаиреса, упомянутым в трудах Манефона, который отводит его правлению 17 лет.

Неферкара I.

Неферкара I — это имя египетского фараона, о котором упоминается в Саккарском списке. В Туринском папирусе он фигурирует под именем Аака Неферка. Манефон, используя греческий язык, записал его имя как Неферхерес и приписал ему 25 лет правления.

Неферкасокар.

Неферкасокар — загадочный египетский фараон II династии, о котором известно немного. Его имя было созвучно с прозвищем мемфисского бога-покровителя мёртвых, «Прекрасный двойник Сокара». Это имя, по-видимому, свидетельствует о том, что фараоны первых двух династий, хотя и происходили из Тина и носили титул «Тиниты», уже проживали в Мемфисе.
Согласно Туринскому папирусу, Неферкасокар правил 8 лет, 3 месяца и 4 дня. Возможно, именно его Манефон называет Сесохрисом и приписывает ему 48 лет царствования.

О правлении Неферкасокара известно крайне мало. Египтологи предполагают, что он правил только в Нижнем Египте, поскольку его имя упоминается в списке царей Саккары, но отсутствует в списке царей Абидоса. Также предполагается, что Неферкасокар правил в Нижнем Египте примерно в то же время, когда в Верхнем Египте правили такие цари, как Перибсен и Секхемиб-Перенмаат. Это предположение согласуется с мнением ряда египтологов о том, что в то время Египет был разделен на две части.

Худжефа I.

Худжефа I — фараон из II династии Древнего Египта, который правил в XXVIII или XXVII веке до нашей эры. Его настоящее имя остается неизвестным, поскольку на древнеегипетском языке слово «худжефа» означает «стёрто». Худжефа упоминается в Туринском папирусе, составленном во времена правления Рамсеса II. Вероятно, когда этот документ создавался, имя фараона было нечитаемым, о чем свидетельствует специальная отметка. Согласно Туринскому папирусу, правление Худжефы длилось 11 лет и 8 месяцев. Точная идентификация этого фараона остается под вопросом. Иногда его отождествляют с фараоном Сесохрисом из «Истории Египта» Манефона, которому Манефон приписывает 48 лет правления. Также предпринимались попытки связать Худжефу с фараоном Сетом Перибсеном.

Современные исследователи предполагают, что во времена Нового царства, в период правления XIX династии, писец, составляя царские списки, столкнулся с нечитаемым именем, которое находилось между фараонами Неферкасокаром и Хасехемуи. Сначала писец просто отметил «стёрто», но затем, поскольку это было имя царя, он ошибочно поместил его в картуш. В результате последующие писцы и официальные лица восприняли это имя как настоящее личное имя фараона и включили его в свой список.

К сожалению, археологических находок, которые могли бы достоверно связать с Худжефой, не обнаружено. Многие египтологи считают, что он не был самостоятельным правителем, а был соправителем другого фараона. Поскольку Абидосский список не упоминает имена фараонов Неферкара I, Неферкасокар и Худжефа I, то возможно, Худжефа правил только в Нижнем Египте. Если к моменту его восхождения на престол Египет уже был разделен, то Сехемиб и Перибсен могли править Верхним Египтом, в то время как Худжефа и его преемники — Нижним.

Хасехемуи.
 
Хасехемуи, также известный как Гор-Ха-Сехемуи, был последним фараоном из II династии Древнего Египта, который завершил эпоху Раннего царства. Он умер примерно в 2686 или 2648 году до нашей эры. Хасехемуи, вероятно, был тем же фараоном, что и Джаджаи, упомянутый в Абидосском списке. Манефон называет его Хенерисом и приписывает ему 30 лет правления. Женой Хасехемуи была великая царица Нимаатхап, и они стали родителями Джосера и его жены Хетефернебти. Также возможно, что у Хасехемуви были сыновья Сехемхет и Санахте.

Обычно считается, что Хасехемуи взошёл на престол после Сехемиба, который, возможно, был тем же правителем, что и Сет Перибсен. Однако царские списки упоминают ещё одного фараона — Хасехема, который правил между Сехемибом-Перибсеном и Хасехемуи. Сходство имён Хасехема и Хасехемуи, а также тот факт, что гробницы Хасехема не были найдены, свидетельствуют о том, что эти два правителя могли быть одним и тем же человеком. Хасехем, чье имя переводится как «Воссиявший жезлом», мог изменить своё имя на Хасехемуи — «Сияющий двумя жезлами (власти)» — после окончания гражданской войны внутри Египта.

 

Хасехемуи отличился в нескольких походах и оставил после себя ряд монументов, которые свидетельствуют о победе над восставшим Нижним Египтом. Он жестоко подавил восстание: согласно надписям на подножиях его двух статуй, которые он посвятил построенному им храму, было убито 48 205 человек, а ещё 47 209 — уведено в плен. На двух каменных сосудах он изобразил богиню Верхнего Египта Нехебт, вручающую ему, украшенному верхнеегипетской короной, знак объединения обеих земель. Здесь же помещена надпись: «в год поражения Нижнего Египта». Это был первый случай, когда Египет был по-настоящему консолидирован в единое государство. Серех фараона Хасехемуи был увенчан символами покровителей обеих земель — Гора и Сета, и он стал называть себя: «тем, в ком умиротворились оба бога». Ни до, ни после этого фараона такое сочетание никогда не употреблялось. Сет был вычеркнут из царственного сереха сразу же после смерти фараона. Некоторые египтологи предлагают считать именно Хасехемуи, а не Менеса, Нармера или Царя Скорпиона, истинным объединителем Древнего Египта.

При Хасехемуи наблюдалось определённое развитие металлургии — Палермский камень содержит сообщение об изготовлении медной статуи «Высок Хасехемуи». Он соорудил две крепости — в Нехене и в Абидосе (Шунет-эз-Зебиб). Сосуд с именем Хасехемуи был обнаружен в Библе (ег. Кебен), что указывает на существование в то время торговых связей между Египтом и Финикией. От воздвигнутого Хасехемуи храма в Иераконполе сохранился лишь гранитный дверной косяк.

 

Хасехемуи похоронен в Абидосе на местном некрополе Умм-эль-Кааб. В сооружении своей гробницы он использовал не только кирпичи, высушенные на солнце, но и каменные блоки. Это древнейшая из ныне известных каменных построек. Вероятно, Хасехемуи был последним фараоном из II династии, так как есть данные, что его жена, великая царица Нимаатхеп, была матерью основоположника III династии Джосера.

Са.

Са, также известный как Хор Са или Гор Са, — это предполагаемый фараон, который, возможно, правил во времена II или III династии. Однако его существование, а также значение артефактов, которые могут указывать на его правление, остаются под вопросом. Место захоронения Хора Са также остается неизвестным.


Рецензии