Татьяна Данильянц. Письмо...
к Антологии современного Интегрального стиха
Вы наверняка помните свои ощущения, когда вдруг видите близнецов - от умиления до восторга… Это пример того, какое воздействие на человека оказывает элемент похожести (компонент похожести). В конце концов (или в начале начал?), первый и самый сильный - жизненно необходимый - навык младенца состоит в постоянном узнавании матери!.. Далее человек именно благодаря повторам достигает определённого развития и в итоге профессионализма: например, музыканты и их репетиции ("repetitio" - "повторение", с лат.). Говоря шире, обобщая мысль: повтор образа - и не механический, но живой, творческий, с новыми компонентами и уровнями - это и есть один из самых главных природных факторов здорового существования человека.
И тут один шаг до рифмы, которая основана именно на звуковом повторе.
Есть довольно распространённые характеристики рифмы - "сильная рифма", "слабая рифма", то есть более или менее заметная или воздействующая… Не будем вдаваться в детали, но, условно приняв эти характеристики, зададимся таким вопросом: всегда ли та или иная рифма бывает "сильной" или "слабой"?.. И если не всегда, то от чего всё это зависит?.. "Читатель ждёт уж рифмы "розы"…", - как писал А.Пушкин в "Евгении Онегине". То есть поэт как бы потакает читателю, ублажая его слух (или зрение при чтении) этими "угадайками", этими простыми загадками, которые читатель довольно легко и удовлетворённо разгадывает в своих ожиданиях. А этому способствуют ровные силлабо-тонические метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. И повторяющиеся по структуре строфы (четверостишия), чёткие позиции рифм в них.
Выверенность, ровное чередование ударных и безударных слогов или особая система их чередования (как в логаэдах), повторение одинаковых по структуре строф с ожидаемыми рифмами на концах строк и т.п. - все эти регулярности и "ожидаемости" способствуют более чёткой запечатлённости рифм у читателя или слушателя стихотворения.
Но есть и такой тезис: художник должен повести за собой зрителя (читателя) дальше ожидаемого и, таким образом, уйти от "обслуживания", от некоторого прикладного характера сочинения…
И вот тогда, когда в стихах значительно уменьшается или вовсе исчезает регулярность, когда поэт не связан этими обязательными канонами метра, рифмы, строфики и многих других компонентов стиха, тогда и проявляются те малозаметные ранее составляющие стихотворения, которые были "забиты" силой регулярности…
Слабые рифмы становятся более сильными, более значимыми; внутренняя рифмовка - более заметной, более действенной; появляются метроритмические игры, обретающие новые качества, вплоть до смысловых и т.п.
Тонкости и нюансы стиха во всём их многообразии, - те компоненты, которые больше были видны или слышны профессиональному филологу, - становятся видны или слышны и читателю, и самому поэту, который более свободно и разнообразно - часто на уровне интуиции - работает в таких случаях непосредственно с этими компонентами - с ритмом, рифмой, звуком в целом, и вообще - мыслит уже не отдельно по элементам, но эффективными сочетаниями элементов, компонентов, уровней стиха...
Инструментарий поэта явно расширяется, а композиция стихотворения часто становится более "штучной", оригинальной. Происходит некое выравнивание компонентов стиха по силе, их взаимопроникновение, более комплексное воздейстие, их совместная работа, их интеграция.
Александр В. Бубнов,
составитель Антологии Интегрального стиха,
05.02.2025.
=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=
Татьяна ДАНИЛЬЯНЦ
ПИСЬМО
В пентхаусе се'рдца,
из письма,
что рассказать?
Здесь так,
что я говорю тебе:
жизнь моя странная,
иностранная.
Как будто что-то окуклилось,
остервенело,
окостенело.
Стало из стекла и металла.
Там где был человек-лебедь –
плещется кораблик из бетона.
(Из книги «Красный шум»,
М., изд-во ОГИ, 2012, стр. 11)
И КОРАБЛЬ ПЛЫВЁТ
Так и проходят наши дни:
в хлопотах, в этих
уютных и
неуютных пространствах
души своей
и чужих душ.
В многоквартирье мира.
В прозрачности стен.
- Ей, посмотри, как играет свет на корме…
Птицы склоняются к югу…
Мираж за окном…
Так и проходят наши дни:
в цветении и прельщении,
в увлечении тем,
что умеем,
и тем,
что так хочет душа.
- Пойдём, выпьем в баре виски?
Так и проходят наши дни:
одуванчиком, светом…
"Одуванчик, смерти нет,
смерти нет на Свете"
…смиреньем.
И, слава Богу,
проступающей
наготой смысла.
Единого смысла.
- Она скрылась, как будто и не было её…
(Из книги «Красный шум»,
М., изд-во ОГИ, 2012)
СНЕГ В БЕРЛИНЕ
С.К.
Память, которая разгорается в нас, как ракитовый куст,
и ангел огненный выступает из него и трубит,
и сердце обжигает уксус воспоминаний.
Тот открытый амбар,
кузница в самом центре Восточного Берлина,
и турецкий кузнец, кующий счастье своё
под музыку мускулистых ромеев.
"L'amore, l'amore..."
Этот римский дух, эта волна мускуса,
эти скулы и мускулы,
фемины и маскулины...
И снег, превратившийся в воду,
и вода, как вино...
Слипаются дни, как карамели в кармане.
И память разгорается на двоих.
Разгорается огонь памяти,
и тает снег дней.
Мы, двое, не любящие свой родной город
и поэтому чувствующие своё родство с ним
бессмысленнее и острее,
смотрим, как ширится след самолётный
в небе над Будапештер Штрассе.
Иногда я чувствую, что мы живём
в мире общих виртуальных пейзажей,
ты – там, я – здесь,
и я узнаю; о тебе по знакам присутствия,
разлитым вокруг, неясным,
но порой пронзительным, как крик.
Только эти знаки обналичивают нашу страсть,
облекают её в реальность, лаская.
Вместо объятий – воздушные связи
аэростатами уносятся, улетают вдаль.
И чувства, переполненные воздухом,
распадаются, как перья праздничного фейерверка.
И я снова иду с тобой по Будапештер Штрассе,
под ногами – земля, и так шатки каблуки
оттого, что мы рядом.
Мы вытягиваемся ближе
к февральскому солёному солнцу
и становимся листками бумаги,
артефактами, строчками века...
Берлин вместе с тобой,
Москва вместо тебя.
***
Во снах
иногда
нам является.
…появляются
…………
Как будто
другое
(что "другое"?)
присутствие
приоткрывается
чьей-то
(чьей, чьей?)
рукой.
…………
Глаза на просвет.
Сущность,
пахнущая бессмертником
(полынью, читай…)
возникает из:
Буду ли?
(Из чьего?)
Из моего:
E vero,
E vero,
Credo,
…из моего.
И тогда ты делаешь шаг,
такой естественный,
такой простой,
такой ОЖИДАЕМЫЙ…
В:
E vero
Credo…
E vero.
…И вступаешь
на территорию:
влажного
темного
тёплого
сада.
ДАНИЛЬЯНЦ Татьяна Сергеевна
Родилась в 1971 г. Поэт, кинорежиссер, художник, искусствовед. Автор поэтических сборников "Венецианское" (Чебоксары, free poetry, 2005), "Белое" (Москва, ОГИ, 2006), "Красный шум" (Москва, ОГИ, 2012), "В объятиях реки" (Москва, Воймега, 2019). Поэзия и короткая проза выходила в сотрудничестве с художником и издателем Виктором Гоппе в формате "книга художника". Татьяна Данильянц выступает и публикуется с 1991 года. Лауреат Фестивалей свободного стиха (1994, 1995 гг.), а также нескольких итальянских литературных премий. Книги Татьяны Данильянц в переводах выходили во Франции (2015, 2022, 2023 гг.), Италии (2007), Польше (2010) и Армении (2016). Переводит современную поэзию с английского и итальянского языков (А.Барина, А.Ломбардо, М.Стефани, Н.Хандал и др.). Совместно с Ю.Орлицким и А.Сергеевым участвовала в проекте перевода Т.Элиота. Живёт в Москве.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
© Данильянц Т.С., стихотворения, 2012.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2025.
Свидетельство о публикации №225020501066