Дети войны хоронили игрушки убитые

Ленинград – самая драматичная страница истории России. Ничего более ужасного до него не случалось на нашей земле. Его маленький житель Валя, один из миллионов несчастных сохранил память о тех днях, и сегодня он, почти девяностолетний ветеран Валентин Семёнович Иванов, рассказал, как его семью бомбили, как люди умирали от голода, и как он пустил корни в Нижнетавдинском районе.





Чёрно-белая правда войны

Житель блокадного Ленинграда, а ныне один из самых престарелых граждан села Тюнёво Валентин Семёнович Иванов не так ярко помнит события Великой Отечественной войны, поэтому за основу рассказа о нём я взял статью журналиста газеты «Светлый путь» Тамары Александровны Маняхиной, которая дополнена воспоминаниями ветерана и его снохи, присматривающей вместе с дочерью за пожилым человеком.
В конце лета 1942 года семью Ивановых вместе с другими ленинградцами эвакуировали в Сибирь, герою повествования, тогда совсем ещё ребёнку было всего-то семь лет.
Семья почти в полном составе, но без отца, отправилась в вынужденное путешествие. Кроме матери с тремя детьми в Сибирь поехала её сестра с двумя дочками и ещё некоторые родственники. Трёхлетнюю сестрёнку Валентина Семёновича Люсю схоронили ещё в городе, таким образом, остался Валентин да брат, который был на два года его младше.
 В Тюменской области жили родственники, поэтому было выбрано это направление. Отец мальчика в это время уже погиб. Во время Великой Отечественной он был военным водителем. Автомобиль, на котором Семён (отчество сноха уже не помнит) перевозил грузы, однажды попал под авиаудар, в результате чего боец оказался в ледяной воде. Он выбрался, но неумолимый холод проник в лёгкие, и вскоре глава семейства скончался от болезни и был захоронен в братской могиле вместе с другими известными и безвестными горожанами.
 - Одним словом, мы уехали от истинного ужаса. Дома ленинградцев, а вместе с ними школы, детские сады, больницы часто попадали под бомбёжки. Люди от них прятались в подвалах, бомбоубежищах, а также строили землянки, в которых ютились в нечеловеческих условиях. Когда нас бомбили, мы укрывались в соседней пожарной части. Однажды немецкая авиация добралась и до нашего жилища. Когда мы гуляли неподалёку, одна из бомб угодила прямо в дом.
Если виды ужаса расставлять по местам, хотя это не представляется возможным, то на первое место стоило бы поставить жуткий голод, В Ленинграде его испытывали и взрослые люди, и дремучие старцы, и совсем ещё младенцы – фашистское иго так ненавидело всё живое, что любой ценой стремилось истребить с лица земли всех, в ком не текла арийская кровь. Безжалостной осадой, лишив людей продовольствия, они толкали самых слабых на страшные дела.
 - В нашем и соседних домах периодически умирали люди. Их складывали прямо в общих коридорах многоквартирных домов. Проходила ночь, и этих людей не оказывалось на месте, либо они были вскрыты ночными потрошителями, - свидетельствует о прошлом Валентин Семёнович Иванов.

Трудовая жизнь и доблесть

В Тюменской области семью Ивановых распределили в деревню Коробку, которую все называли ласково Коробочкой, кстати, она располагалась неподалёку от Чугунаево, где долгое время прожил Валентин Семёнович. Сейчас того селения и в помине нет, а мой собеседник переехал жить в Тюнёво.
В Чугунаево он окончил семилетнюю школу, а пока получал образование, приучился к труду на полях, работая в колхозе «Заря», где пацаны с малых лет пахали на лошадях и боронили на быках колхозные угодья, но и в эти послевоенные годы досыта наестся не удалось. Хорошо хоть, что от сельского совета работающим давали по 10 килограммов муки в месяц. Её мать смешивала с лебедой и пекла лепёшки.
В 1943 году в деревню вернулся раненый солдат Николай Никифорович Глушнёв. Фронтовику приглянулась мама Валентина, и он на ней женился, взяв под личный присмотр её мальчиков. Он был хорошим охотником и рыбаком и всему научил ребят, поэтому Валентин Семёнович считает его за родного отца и до сих пор благодарен ему за человечность и доброе отношение к своим пасынкам.
В 1957 году, когда Валентина призвали в армию, он был уже женат, а его первенцу исполнился год. Нашёл спутницу Елену Петровну рано, так велика была жажда жизни и продолжения рода. Елена Войвадас родом из Прибалтики, когда-то её семья по воле государства переселилась из родных мест сюда. Вот они и встретились, а так бы ходили разными путями. Интересным в её биографии можно считать факт работы поваром во время испытательной экспедиции, организовавшей подземный ядерный взрыв на территории Нижнетавдинского района, который был произведён с научными целями. В экспедиции было немало новых вещей, но сотрудников строго предупредили ничего себе не брать, поскольку эти вещи несут на себе следы радиации.
Старший сын Владислав Валентинович был учителем физики, а потом ушёл в милицию, погиб в расцвете лет при загадочных обстоятельствах. Дочь  Светлана окончила торговое училище и уехала по распределению на Дальний Восток, где проживает до сих пор.
В 1961 году Валентин Семёнович выучился на водителя и почти всю жизнь проработал в колхозе имени Ленина. За это время он дважды побывал в именитом многострадальном родном городе, где остались его родственники.
Валентин Семёнович Иванов является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда, имеет знак «Житель блокадного Ленинграда».
Сегодня он находится под присмотром снохи Татьяны Александровны Ивановой и внучки Ольги Станиславовны, которая работает в Тюмени менеджером по продажам электротехнического оборудования. Скоро он отметит девяностолетний юбилей. Мы понимаем, что наступит день и час, когда его не станет, но пусть эти воспоминания останутся путеводителем для общества. Мы должны понимать, что фашизм – это самое страшное зло на Земле.


Рецензии