Радости и горести телевизионной реальности

Я никогда не предполагал, что красноярское телевидение, в той или иной мере, пройдет через всю мою жизнь. Но факт остается фактом – именно так и случилось.
Началось все еще в конце 60-х годов прошлого века. Точнее, в ноябре 1967 года. Хорошо помню тот день, когда мы собрались в квартире моих бабушки и деда, чтобы посмотреть первый репортаж из Москвы. Именно в тот день Красноярск начал получать по спутниковым каналам «картинку» из столицы. А в 1969 году в Студенческом городке начала работать станция дальней космической связи «Орбита». Она и сегодня стоит на своем месте.
В 1968 году мой отец Борис Сергеевич Иванов после окончания Хабаровской Высшей партийной школы был назначен главным редактором общественно-политического вещания Красноярской краевой студии телевидения. Для отца это, полагаю, было знаковое событие в биографии. Для меня же открыло дверь в непонятное учреждение под названием «студия телевидения».
Я бывал здесь если не каждую неделю, то каждый месяц точно. Да как бывал! Я мог свободно заходить в гости к «дядям и тетям», которых каждый вечер показывали по телевизору. Мог с ними говорить, пить чай, получать от них конфетки. Другие, многие, не могли, а я – мог. Для восьмилетнего мальчишки это было невероятно важным. Я гордился этим «знакомством»!
Потом эти «дяди и тети» стали бывать и у нас дома: Маргарита Рыбалко, Леонид Фельдман, Сергей Ситников, Эдуард Поляков, Петр Гордеев, Юрий Хоц, Юрий Левшанов, Геннадий Тюнис, Владимир Кишеневский, Марианна Кусаковская, Марк Голубов... Всех и не перечислить.
Отдельно помню новогодние утренники в большом павильоне студии телевидения: нарядная ёлка, Дед Мороз и Снегурочка, подарки, мультфильмы в просмотровом зале, торты и конфеты в студийном буфете и катание на… камерах.
Да, да, катания на камерах. Когда все уходили из павильона, я проникал туда, снимал камеры с тормозов, вручную разгонял их, становился на штатив и ехал, ехал, ехал…
Однажды за этим занятием меня застала главный режиссёр Маргарита Николаевна Рыбалко. Разнос отца был ошеломляющим. Я же не понимал, что камера может упасть. Теперь знаю на всю оставшуюся жизнь. Правда, метод объяснения был непедагогичным, но доходчивым.
В 1969 году вся страна увидела документальный фильм «Шаги», снятый красноярскими телевизионщиками. А в дальнейшем на всесоюзный экран ежегодно выходило более 10 документальных фильмов из Красноярска. В те годы отец также принимал активное участие в создании документального кино. Таких фильмов у него больше 10. Они до сих пор хранятся в фондах местного телевидения.
Очередной фильм отец готовился снимать весной 1974 года, когда в Красноярске должна была пройти V Зимняя Спартакиада народов РСФСР. Понимая, что он, как автор сценария и дикторского текста, чрезвычайно далек от современного спорта, отец пригласил к работе группу спортивных консультантов. Среди них была и Надежда Михайловна Мищенко, тренер по художественной гимнастике и супруга спортивного фотографа Александра Васильевича Мищенко. Кроме того, Надежда Михайловна вела на телевидении спортивную программу «Телевизионное спортивное табло».
Однажды, приехав на студию, я застал в кабинете главного редактора эту женщину. Помню, в шутку она предложила мне заняться художественной гимнастикой. В то время я был увлечен горными лыжами и ответил достаточно резко, даже грубо. Сегодня я понимаю, что это говорил скорее не я, а мой возраст. Но факт остается фактом. Тогда Надежда Михайловна, как истинный педагог, предложила мне освоить фотографию. Меня и это в тот момент не устроило. Но только в тот момент.
В марте 1974 года начались съемки фильма о Спартакиаде. Когда была возможность, отец брал меня с собой. Вообще он постоянно таскал меня за собой. Я был в самолетах и пароходах, «помогал» убирать хлеб и «строить» мостовые краны и гидроэлектростанции. Присутствовал на встречах с артистами, учеными, спортсменами и другими знаменитостями.
К слову, однажды, в 1972 году, отец договорился с Иваном Сергеевичем Ярыгиным, и я пришел в гости к олимпийскому чемпиону. Он долго мне рассказывал о вольной борьбе, тренировках и соревнованиях. А я весь вечер крутил Олимпийскую медаль из Мюнхена.
Но это так, отступление. Так вот, в один из спартакиадных дней группа работала на Николаевской сопке, снимала соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина. И тогда я обратил внимание на то, что людей с фотоаппаратами милиция пускает везде без ограничений.
В тот же вечер я вытащил из отцовского стола всю фотоаппаратуру («Киев-4» и три объектива) и завтра вновь поехал на сопку. Ура! Свершилось! Меня пустили к трамплинам. Что я там наснимал и наснимал ли вообще, уже и не вспомню. Главное, в тринадцать лет мне удалось побывать там, куда моих сверстников не пускали.
В марте 1974 года Надежда Михайловна по просьбе отца познакомила меня с Александром Васильевичем Мищенко. Именно этого человека я считаю своим фотографическим учителем.
Интересная деталь тех лет. Место, где проявляли пленку, монтировали и озвучивали фильмы, где базировались кинооператоры, называлось тогда Кинокомплекс. И размещался он в костеле, что на улице Декабристов. Ныне в нем органный зал. Когда я увлекся фотографией, друзья отца–операторы регулярно выручали начинающего фотографа пленочкой.
В июле 1975 года отец ушел с телевидения, став собственным корреспондентом Агентства печати «Новости» по Восточной Сибири. Именно в этот момент отец перестал быть телевизионщиком и стал пишущим журналистом.
А вот теперь представьте мою ситуация. То, что я буду журналистом, я не сомневался. Но каким – телевизионным, газетчиком или фотокорреспондентом?
Решил брать все разом. И взял. Уже позже я работал на Иркутском телевидении ведущим спортивных программ, сотрудничал с газетами и информационными агентствами. А после окончания Иркутского университета вообще укатил жить и работать в Арктику.
Уже в то время я обратил внимание, что отец много работал над публицистическими книгами. Их у него 18. Отец тогда и мне много рассказывал о своих встречах и поездках, именно он убедил меня заняться написанием очерков и книг. Убедил.
Вторая моя встреча с красноярским телевидением случилась в 2003 году, когда телекомпания уже входила в состав Всероссийской Государственной телерадиокомпании. В местном филиале ВГТРК закрывались авторские программы и профильные редакции. А значит, шли сокращения.
И вот именно в это время я пришел туда на должность директора дирекции телевещания. Представляете, я, как руководитель, принимал участие в увольнениях людей, которые мне открывали много лет назад секреты телевидения! Вечерами мы много говорили с отцом об этом. Мы оба понимали, что столичный диктат упразднит местное вещание. Так оно и случилось.
Местные государственные телекомпании закрывались постепенно. С началом перестройки лишились своего государственного телевидения Игарка, Ачинск, Дудинка, Норильск. Красноярск не закрыли, но многократно сократили эфирное время, а значит, и коллектив. Осталось исключительно информационное вещание.
Не знаю, хорошо это или плохо.
За два года моего директорства есть все же одно радостное пятно. Вместе с Лилией Михайловной Гордиенко, главным инженером телекомпании, удалось восстановить студийную кинопроекционную. И уже в 2004 году мы начали оцифровывать уцелевший архив Красноярского телевидения. В том числе и фильмы моего отца.
Добавлю, что именно за кинопроекционную я получил нагоняй от руководства ГТРК. Им казалось, что сохранение архива не столь важная задача. Поддержали нашу инициативу исключительно ветераны телевидения. А их к тому моменту было уже немного.
И последнее. В 2007 году красноярскому телевидению исполнилось 50 лет. Торжества проходили в здании Красноярского Государственного театра оперы и балета.
В тот вечер я зашёл к отцу, чтобы поздравить его. Все-таки он был практически у истоков местного телевещания. А увидел на его глазах слезы. Не позвали ветерана на праздник. Вероятно, просто забыли. Это не делает чести современным руководителям. Но такова реальность.
5 марта 2013 года моего отца Бориса Сергеевича Иванова не стало.

Виталий Иванов,
член Союза журналистов России.


 


Рецензии