Всемирные анналы. Том 3. Монголы Джучиева улуса

Список цитируемой литературы смотри в: Всемирные анналы. Том 3. Годы 1301-1325.

     Основные события 3-й четверти XIV в. связаны с продолжающимся развалом мировой монгольской державы. Китай в это время сбросил власть монголов, улус Хулагидов дробился, правители западной части Чагатайского улуса сражались с правителями его восточной части и друг с другом, а улус Джучидов погрузился в глубокий политический кризис, который в русских летописях именуется «великой замятней».
     В следующие полтысячелетия вся территория и население улуса Джучидов шаг за шагом были завоёваны Москвой и включены в состав Московского царства и его преемников – Российской империи и Союза Советских Социалистических Республик. Поэтому в российской историографии улус Джучидов, именуемый Золотой Ордой, обычно рассматривается задним числом в аспекте монгольского ига на Руси. Однако в XIV веке картина была совершенно иной. Для понимания дальнейших событий желательно хотя бы в общих чертах представлять себе устройство этого улуса, образовавшегося главным образом в ходе завоевательных  походов сына Джучи Бату-хана – Батыя русских летописей.

                Ак-Орда и Кок-Орда

     Распавшаяся Киевско-Новгородская Русь составляла лишь северо-западную часть улуса Джучидов. В целом же этот улус делился на западное «правое крыло» – «Белую Орду» (Ак-Орда) со столицей в Сарае, восточное «левое крыло» – «Синюю Орду» (Кок-Орда) со столицей в Сыгнаке (Сугнак). Откуда такая терминология?
     Насчёт «левого» и «правого». Обозначение сторон света у монголов отличается от принятого у нас. Мы привыкли к географическим картам, на которых север расположен вверху, а юг – внизу, соответственно запад находится слева, а восток – справа. «…Монгольские народы при определении сторон света использовали южную ориентацию, где юг – это передняя сторона, север – это задняя сторона, соответственно, запад – правая сторона, восток – левая сторона» [44].
     Теперь что касается цветового обозначения улусов. «А. Н. Кононов, обобщивший связанные с нею представления народов Центральной Азии и их соседей, отмечает, что и для тюркоязычных и для монголоязычных кочевников Европы было характерно следующее соотнесение стран света с цветом: север — черный цвет, юг – красный, восток – голубой, запад – белый, центр – желтый [Кононов, 1978, с. 160]. Те же данные приводят О. Прицак [Pritsak, 1954, с. 92} и А. Габен [Gabain, 1962, с. 115]…
     В связи с цветовой геосимволикой обычно рассматриваются названия Белой Орды (правое крыло) и Синей Орды (левое крыло) – двух самостоятельных государственных образований, возникших на территории улуса Джучи, сына Чингисхана, в 40-е годы XIII в. В соответствии с монгольской ориентацией на юг… правым крылом считались земли, расположенные к западу, Левым – к востоку от центра улуса. Белую Орду (правое крыло) составляли владения Бату и Шейбана, тянувшиеся от Дуная до Иртыша и Чулыма, Синюю Орду (левое крыло) – земли на юге современного Казахстана вдоль Сырдарьи и к востоку от нее…
     Так называли эти владения и сами монголы и тюрки, о чем свидетельствуют тюркские письменные источники [Юдин, 1983, с. 121-122]. Казалось бы, здесь геосимволика не нарушена: запад – белый цвет – правое крыло –  Белая Орда и восток – синий цвет – левое крыло – Синяя Орда. Перестановка их местами в персидских источниках, вероятно, как это предполагает А. П. Григорьев, вызвана иной цветовой геосимволикой, существовавшей у персов, где запад ассоциировался с синим цветом, а восток, напротив, с белым [Григорьев, 1983, с. 14]» [46].
     Другой, и, кажется, более важной причиной того, что в некоторых древних и современных сочинениях Белой Ордой называется восточная часть улуса Джучи, а Синей – западная, является непонимание их авторами сути этих терминов. Ак-Орда и Кок-Орда – не НАЗВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ наподобие «Московского княжества» или «Неаполитанского королевства», и не ИМЕНА ТЕРРИТОРИЙ типа «Мавераннахр», «Померания» или «Поволжье», а всего лишь указание на их расположение относительно друг друга, то де самое, что «запад» и «восток». Деление на левое (синее) и правое (белое) крылья существовало и в каждом удельном улусе. Так, «Аноним Искандера» персидского хрониста Муин ад-Дина Натанзи сообщает, что на Кок-Орду и Ак-Орду делился улус потомков Тукая (Тука-Тимура) – 13-го сына Джучи.
Улус этот был весьма невелик, как и положено сыну от наложницы-меркитки, – полуостров Мангышлак на каспийском побережье, область алано- асов на Северной Кавказе и округа астраханского поселения Хаджи-Тархан, а Уран-Тимур, сын Тука-Тимура, получил лишь крымские степи и генуэзскую Кафу (Феодосию) с округой. Но поскольку Натанзи не понимал смысла употребляемых им названий, он перепутал мелкие «крылья» улуса Тука-Тимуридов с обширными «крыльями» всего Улуса Джучидов и  «подарил» Тука-Тимуридам огромные территории, никогда им не принадлежавшие, включая Русь:  «Когда Тукай тоже покинул этот бренный мир, его сыновья разделились на две группы. Одно их племя стало называть себя Он Кол, или Кок-Ордой. Они захватили области Урус (Русь), Джеркез (земля адыгов-черкесов), Ас (земля алано-асовв), Мохши (земля мордвы-мокшан), Буляр (Волжская Булгария), Маджар (в современном Ставрополье, место обитания мадьяров/маджаров до ухода на Дунай), Укек (район современного Саратова), Башгирд (Башкирия), Либтай (?), Хаджи Тархан (в 12 км от центра современной Астрахани выше по течению Волги) и Ак Сарай (Кеш, свор. Шахрисябз). Другое племя захватило Дженд, Барчикенд (города в низовьях Сырдарьи), Сыгнак (в 20 км севернее Сырдарьи, в современной Кызылординской области Казахстана) и стало называть себя Сол Кол и Ак-Ордой. Это правило действовало до времен Бердибека, сына Джанибека».
     Левое крыло Джучиева улуса занимало пространство от Улуг-тага (горы в центральном Казахстане), Секиз-ягача (близ озера Иссык-Куль) и Каратала (река на юго-востоке Казахстана) до окрестностей Дженда и Барчикенда. К правому крылу относились Русь, Волжская Булгария, Башкирия и Сарай с окрестностями.
     Что касается Сарая, то это слово по-персидски (язык фарси) означает «дворец». Столицы с таким именем в правом крыле Джучиева улуса было две. Сарай-Бату, или Старый Сарай (по-арабски Сарай аль-Махруса), находился в 130 км севернее современной Астрахани и тянулся на 10-15 км вдоль левого берега Ахтубы –левого рукава Волги. Сарай-Берке, или Новый Сарай (по-арабски Сарай аль-Джадид), тоже располагался на Ахтубе, – по одной гипотезе, у современного села Царёв, по другой – у села Селитренное.
     То, что русские люди сараями, то есть дворцами, по крайней мере с XVII в. стали называть неказистые хозяйственные постройки, свидетельствует о присущем нашему народу чувстве юмора. Любимый персонаж Н. С. Лескова протоиерей Савелий Туберозов в романе «Соборяне», цитируя «Тристрама Шенди», записывает в дневнике: «”Если бы ему, как Санхо Пансе, дали бы выбирать для себя государство, то он выбрал бы себе не коммерческое и не богатое, а такое, в котором бы непрестанно как в шутку, так и всерьез смеялись”. Все это как раз к нам подходящее: и не богаты, и не тороваты, а смешливы гораздо».

                Огланы

          Как и другие разноплеменные средневековые империи, управляемые династией завоевателей (империя Карла Великого, Киевская Русь, улусы Хулагидов и Чагатаидов), улус Джучидов чем дальше, тем больше страдал от личных амбиций расплодившихся принцев крови, по-монгольски именуемых огланами. Ханы-Чингисиды, сидевшие в Сарае, стремились ограничить власть огланов, назначая в их уделы/улусы правительственных чиновников, а огланы, напротив, изо всех сил старались не только упрочить свою власть в уделах, но и при любой возможности расширить владения. Больше всего хлопот Сараю доставляла, естественно, Кок-Орда – улус потомков Орду-Ичена (ОрдаЭджен), старшего брата Батыя. 
     ё До «великой замятни» Жаксылык Сабитов выделяет два этапа развития системы удельных улусов:
     «1. эпоха Бату. В его время все улусы джучидов были розданы братьям Бату (первоначально было 19 улусов), каждому из которых были отданы по племени в подчинении.
     2. эпоха Узбек-хана. В его время все улусы джучидов были отобраны у джучидов, за исключением потомков самого Бату, Орда-эджена и Шибана. Видимо тогда все племена, подчинённые репрессированным джучидам, были переданы в подчинение Узбек-хана»  [47].

                Кланы

    В отличие от империи Карла Великого и Киевской Руси, в монгольско-тюркских державах в основе общественных структур лежала система кровнородственных связей больших групп людей, которые мы обозначаем словами «род» или «клан», а монголы – «обок» и «урук». 
     «Род» и «клан» – не совсем синонимы, по крайней мере в практическом словоупотреблении. Кланом чаще именуют группу кровных родственников, живущих в одно и то же время, тогда как род может уходить сколь угодно далеко вглубь столетий. Между обоком и уруком тоже есть разница. «Наибольшее значение имел род (обок), принадлежность к которому определялась характером кровнородственных связей, выражаемых через термин урук. Группа людей, обозначаемая этим термином, может быть как в составе рода (обок), так и выделяться из него, образуя новый род, то есть в данном контексте урук и обок выступают как синонимы…
     В “Сокровенном сказании” прослеживается также связь понятий обок и иргэн. Связь эта выражается в том, что род становится основой иной социальной единицы, которая принимает от рода наименование. Эта новая этническая общность обозначается в источнике терминами иргэн, улус или улус иргэн, которые выступают как синонимы» [51].
     Клан ограничивал самостоятельность своих членов и одновременно защищал их. В трудных обстоятельствах члены клана обязаны были поддерживать своих вождей. 

                Кияты

     Завоеватели, создавшие улус Джучи, принадлежали к двум ветвям монгольских народов: племена сиджиут и кингит – к нирунам, а племя хушин – к дарлекинам. Первенствующую роль играли нируны, к которым принадлежал клан Чингис-хана. Со временем монгольские кланы вбирали в себя всё больше тюркских элементов (особенно по женским линиям).   
      Как у всех народов с клановой системой, у нирун-монголов она была сложной, изменчивой и запутанной. Одни кланы разрастались в племена, другие дробились, их части принимали новые названия или примыкали к другим кланам; клановые имена исчезали, а иногда появлялись вновь.
     Особую роль в клановой системе Джучиева улуса играла родовая линия (урук) Кият.
     Первоначально имя «Кият» носила одна из лавных ветвей, на которые делились нирун-монголы. Позднее, когда каждое племя в этой ветви обрело собственное название, имя Кият закрепилось за потомками Мунгету-Кияна, внука Хабул-хана (1101-1148 гг.) из клана Борджигин. Именно Хабул-хан создал первое большое государственное объединение монголов – Хамаг Монгол Улус. Перс Рашид ад-Дин (ум. в 1318 г.) в своём «Сборнике летописей» сообщает, что все современные ему кияты происходили из потомков Мунгету-Кияна. От Есугея, брата Мунгету-Кияна, пошла родовая линия Кият-Борджигин; к ней принадлежали сын Есугея Темучин (Чингис-хан) и все его потоки.
     Разросшееся племя Кият, делившееся на множество кланов, с севера, от Большого Хингана и реки Аргунь, перекочевало в степи по берегам рек Онон, Керулен и Тола, которые стали центром монгольского народа. Кияты были среди первых соратников Чингис-хана; во время Западного походы Бату-хана они составляли мощное ударное военное подразделение.
     Возвышение киятов в Джучиевом улусе относят к концу XIII – началу XIV вв., когда кияты Тулек-Тимур (наследственный правитель Крыма) и Ак-Буга перешли от Ногая к законному хану Тохте и впоследствии заняли при нём высокие посты. Утемиш-хаджи отводит киятам главенствующую роль среди кочевых племён улуса Джучи; согласно его «Чингис-наме», воцарение хана Узбека было бы невозможно без 40-тысячного войска во главе с киятом Исатаем (Иса), сыном Тулек-Тимура. 

                Карачибеки

     Исходя из более поздних реалий, исследователи полагают, что в XIV в. у нирун-монголов Джучиева улуса выделились четыре крупных эля – племенных союза. Главы их правящих кланов составляли Ханский совет – Диван. «В ханский диван обычно избиралось по одному карачибеку из 4 главных правящих родов (в Джучи Улусе – Аргын, Барын, Кипчак, Ширин), которые управляли 4 большими улусами, иногда занимавшими всю территорию страны»[48]. В отличие от огланов-Джучидов, карачибеки были не феодальными владетелями улусов, а ханскими наместниками, аналогично графам в ранних германских королевствах. Старший карчаибек именовался беклярбеком (беглербег, бейлербей) – «князем князей», но это тоже был не титул, а должность, вроде европейского канцлера, мусульманского визиря или китайского чэнсяна. 


Рецензии