Судейские приколы - Дружите с судьями!
Судьи нас окружают едва ли не с первых дней жизни, а возможно и раньше. Вначале родители (не туда полез, не так сел на горшок, не кури, не пей и т.д. и т.п.). Затем школа, где нас окружает уже целая толпа судей (учителя, воспитатели, сверстники, девушки и т.д.) - и так до самой могилы («толстый попался, еле влез в яму»).
Но всё же примеры самых скандальных и несправедливых решений демонстрирует школа. В школе наши «выступления» (поведение, оценка знаний и многое другое) определяются одним судьей - учителем!
А учитель оказывается живым человеком, и что в это время «у него в голове» - большой вопрос. Можно получить любую оценку, от единицы до пяти, не понимая, за что повысили или за что снизили.
В 3-м классе нашу основную учительницу подменяла её коллега из параллельного класса. На первом же уроке, после моего ответа, она неожиданно заявила:
- Зелёный, так ты, оказывается, «липовый» отличник!?
При этом у основной учительницы я числился отличником без всяких кавычек.
Не зная, что такое «липовый», я так оскорбился, что перестал с ней здороваться, даже когда вернулся из армии.
И всё же, к примеру, опыт многовекового «судейства учителей» выявил основные мотивы «принятия ими решений».
Если у вас плохое настроение или просто хочется посмеяться, перечитайте, как я, замечательную книгу «Автобиография» сербского писателя Бранислава Нушича. Не пожалеете. Кстати, его «Автобиография» признана лучшим юмористическим произведением в мире. По его наблюдениям, которые актуальны, по сей день, на оценку влияет:
а) статус родителей
б) контакты учитель-родитель
в) состояние учителя – здоровье его и всей его семьи.
г) семейное положение учителя. Если это учительница, то замужем ли она, а если муж с ней не живёт, то мальчики будут подвергаться дискриминации, невзирая на их успехи.
Но если ты имеешь собственное мнение, то лучше оставить его при себе, а если в чём-то засомневался , да еще его и высказал, - жди чего угодно.
Как-то, уже в училище, на уроке литературы, я отказался учить наизусть «Письмо Татьяны Онегину», мотивируя это тем, что… «Татьяну надо было с детства лечить от шизофрении, а не умиляться и читать письма больной девушки». Кончилось моё выступление тем, что я едва не лишился стипендии! Спасибо директору училища, который с трудом отстоял меня от разъяренной литераторши.
В спорте минусы судейства одним человеком давно поняли, поэтому фигурное катание, бокс, гимнастику, акробатику, и другие виды, судят несколько человек. Разница доходит до нескольких баллов! А вот в футболе судит один судья (боковые, как правило, на решение судьи влияния не оказывают), и ошибка судьи или предвзятое судейство, срывало с мест многотысячную разъярённую толпу болельщиков, устраивающих настоящие футбольные сражения.
На наших провинциальных соревнованиях судейских приколов было предостаточно. Участвуя в различных соревнованиях еще с начала 50-х годов прошлого века до настоящего времени, пришлось испытать на себе огорчительные и радостные судейские решения. Хотя и судьи и соревнующиеся, как правило, бывают, «достойны друг друга». Выиграл или выиграли - судья «хороший и даже отличный». Проиграл или проиграли - судья «лох, его на мыло», «судить не умеет» и т.д. Вся вина за неудачу сваливается на судейство.
За исключением, разве, боёв гладиаторов, где один, уже точно, не подаст протеста в жюри, так как лежит пригвождённый пикой или кинжалом к арене Колизея.
Некоторые случаи особенно врезались в память. Если вспоминать все, то не поместится в нескольких томах.
Середина 60-х годов прошлого века, прошедшего тысячелетия.(!) Я работаю учителем физкультуры в школе, живу в Гайдуке в общежитии завода «Молот», ( кстати, даже бесплатно) играю в командные виды спорта, и вхожу в сборную города по волейболу. Однажды меня попросили сыграть в баскетбол за сборную команду завода «Молот» на первенстве Краснодарского края среди заводов.
Я сразу же предложил взять в команду моего друга Володю Афанасьева, он согласился, и в свою очередь, предложил в команду своего друга Петю (не помню фамилии), с которым он играл за сборную техникума. Петя тоже охотно согласился, и порекомендовал своего друга Сашу. Единственным рабочим завода был Володя Дорофеев.
Нам выписали справки и удостоверения, выписки из приказов, где мы уже числились рабочими завода. Поскольку всё делалось в последний момент, то оказалось, что уже сегодня надо ехать в станицу Тимашевскую, а соревнования начинаются… тоже сегодня!
Когда мы впятером (без запасных!) собрались на автовокзале, то оказалось, что нет нашего руководителя, заводского инструктора по физкультуре. Заявки, форма, мячи и все документы, как и положено, были у него. Но билеты - у нас. Решили ехать без руководства, на свой страх и риск. Приехали, нашли спортзал, и с сумками, в которых были одни кеды, так в него и ввалились, в нерешительности пристроившись в углу зала.
Здесь уже шли приготовления к первой игре и, согласно «закону пакости» - эта игра должна быть наша! Да ещё и с фаворитом турнира - командой какого-то завода из Краснодара, чемпиона края, и участника каких-то, чуть ли не российских соревнований. Наши противники уже заканчивали разминку, демонстрируя зрителям различные финты и технические приёмы. Судьи уже несколько раз по радио вызывали «представителя и команду завода «Молот» из посёлка Гайдук, города Новороссийска». Когда же выяснилось, что группа в углу это и есть «Молот», а представителя нет и в помине, то решили нам засчитать поражение, и вообще отправить домой. Однако, после наших уговоров , активной поддержки зрителей ,и, даже представителей других команд, организаторы, руководствуясь ещё и идеей, что надо поддерживать массовый спорт, решили, в качестве благородного жеста, допустить нас к играм! Представитель команды противника великодушно согласился подождать, пока мы будем переодеваться. Да и показать лишний раз свою команду в действии, громя, «какой-то Гайдук». А показать себя, вернее, что на себе, тоже было дополнительным аргументом. В моду только входили атласные трусы и майки, - иностранные, блестящие, яркие – мечта каждого баскетболиста! Один только вид давил на психику и понижал боевой настрой.
Поскольку зрителям уже надоело рассматривать команду наших противников, их внимание стало постепенно переключаться на наш угол, где шло переодевание. И по мере того, как мы, поправляя семейные трусы различной расцветки, выходили на построение перед цветущим противником, в зале послышались смешки и веселые реплики. А когда Володя Дорофеев вышел в тельняшке, из зала раздалось:
- Полундра! Моряки! Вперед!
И хотя в тельняшке был только Володя, на протяжении всей игры зал дружно орал:
-Мо-ря-ки! Гай-дук! Черноморцы! Полундра! Новороссийск!
Судьи начали прилагать усилия, чтобы нам помочь, и написать на спинах номера. Оказалось, что это не так просто. Майки были разных цветов и фасонов, не говоря уже о тельняшке. Выручили хозяева турнира, выпросив у своих велосипедистов съемные номера, которые привязывают во время гонок.
Кто-то из зрителей крикнул:
- Дайте ребятам мяч! Пусть хотя бы подержат в руках!
Однако, от судейского столика уверенно прозвучало:
- Пусть скажут спасибо, что допустили на турнир. В игре подержат.
Ещё когда мы ехали в автобусе, наметили план на игры. Капитаном выбрали Володю Афанасьева, самого опытного из нас. Он входил в юношескую сборную Краснодарского края.
Определились, кто, где будет играть и что делать в защите и нападении. Я должен участвовать во всех розыгрышах мяча, сражаться под щитом за отскоки, исполнять функции центрового. Для этого у капитана были аргументы, т.к. он знал, что я чемпион города по прыжкам в высоту (183 см) и что с места в прыжке могу двумя руками ухватиться за баскетбольное кольцо, а так же играю за сборную города по волейболу.
Разыгрывающим Володя назначил Петю, так как играл с ним в одной команде и знал его возможности.
Володя Дорофеев и Саша (его взяли в последний момент, он еще учился в 10-м классе в шк №3) – с задачей: участвовать в «отрывах» по левому и правому краю в нападении, а в «зоне» (такую мы выбрали систему) активно держать свои края на подходах противника к штрафной.
Сам Володя должен менять Петю как разыгрывающего, или брать роль второго центрового.
«Прокрутили» уже на подъезде к Тимашевской две или три атакующие комбинации, и с такой «теоретической» подготовкой приготовились к началу встречи. Уже с первых секунд начала игры, события стали развиваться непредсказуемо и эмоционально, создав интригу до финального свистка.
Открывающий встречу судья, высоко подбросил мяч, который я легко выиграл, и еще в полете сбросил на ход Володе. Мы повели 2:0. Прошло несколько секунд – Петя, выскочив из-за спины высокого защитника, перехватил летящий к тому мяч – 4:0!
А к концу пятой минуты мы уже вели 12:0! Затем 14:0! 16:0!
Такого начала не ожидали ни зрители, ни противники.
Дружная поддержка зала:
- Мо-ря-ки!
- Полунд-ра!
-Гай-дук! Гай-дук!
- придавала нам новые силы и вдохновенья!
У нас получалось все! Наши «автобусные комбинации», Володины броски «крюком», моя удачная игра под своим и чужим щитом, Сашины броски издали, а особенно Петина игра.
Как он играл! Его точные скрытые передачи, низкий дриблинг, неожиданные финты, перехваты и отрывы – ставили противников в тупик. Мне казалось, он летал по площадке! Как только мяч попадал в его руки, зал вскакивал и дружно скандировал:
- Пе-тя! Пе-тя!
На перерыв мы ушли с преимуществом в 18 очков!
В наш угол пройти, мало, кому удавалось – болельщики поздравляли, восхищались, давали советы. Но здесь мы ощутили и тревожные сигналы – мы устали! Замен то не было. К тому же Володя Дорофеев подвернул голеностоп и заметно хромал.
Но что нас подбодрило, когда выходили на 2-й тайм, это «секретное» сообщение: - Ребята, держитесь ! Судьи за вас!
И действительно, во второй половине второго тайма, такая возможность судьям представилась. Один из лучших игроков противника, когда у него Володя выбил из рук мяч, с досадой выдал не то «блин», не то «бл*». Судья сразу же остановил игру, и указал на лавочку штрафников - «за сквернословие». На доводы игрока, что он сказал «блин» судьи, не обращали никакого внимания. От судейского столика уверенно прозвучало:
- Раз судья сказал, что слышал «бл*», значит, он сказал «бл*». С поля!
Но, несмотря на помощь судей и единодушную поддержку зала, счет неумолимо сокращался. Когда пошла последняя минута, мы все же вели в счете одно очко – 79:78.
Продержаться бы еще секунд двадцать, и мы победители! Весь зал на ногах с нетерпением ожидал финального свистка.
Но здесь случилось то, что по всем законам баскетбола, законов физики и справедливости, не должно было произойти!
Игрок краснодарцев, перехватив в своей зоне мяч и, ни на что не надеясь, запустил его в сторону нашего щита. Как я уже говорил, по какому-то неизвестному закону, мяч отскочил от дужки кольца вверх, чуть ли не под потолок, а, возвращаясь, попал… прямо в нашу корзину!
Зал ахнул и замолк. Такой несправедливости не ожидал никто!
79:80! - уже в пользу краснодарцев.
До конца игры осталось секунд 5. Увидев, что я, почти в центре поля получил мяч, пробегая мимо меня, судья прошипел:
- Атакуй!
Я, сделав длинный двойной шаг, ворвался в зону. Кто-то меня, как решил судья, грубо встретил, и сразу же прозвучал резкий свисток. Последовал уверенный жест судьи. Штрафной бросок!
Все с облегчением вздохнули. Но в кольцо еще надо попасть!
Одно дело, когда ты спокоен. Но после напряженной игры в 2-х периодах (раньше было 2 периода по 20 минут), руки непроизвольно подрагивают. Кто играл в баскетбол, знают, что не все так просто.
Ребята, пожав мне руки, сели в центре площадки, повернувшись спинами к щиту. Шум в зале постепенно стал стихать.
Когда даже через многие годы я вспоминаю эпизоды из этого матча, у меня учащается пульс.
Внимание всего зала, ожидавшего чуть ли не чуда, сидящие в обнимку мои ребята, неожиданная тишина – переключили мои ощущения в какой-то нереальный мир. В голове настойчиво повторялось:
- Забросить… два мяча! … два мяча!
Я сразу же вспомнил советы, которые давал своим ученикам при выполнении штрафных бросков и решил сам же ими следовать.
а) сделать 5-6 глубоких вдохов.
б) не отвлекаться и смотреть только на кольцо.
в) сделать несколько упражнений не бросающей рукой (мне левой).
г) сосредоточиться на переднем крае кольца.
д) представить, что кольцо накрыто полочкой и на нее надо мягко «положить» мячик.
Я стал перед линией штрафных бросков, получил от судьи мяч, впился глазами в передний край кольца. Не спуская с него взгляда…слегка присел, расслабил кисть и… подавшись вперед, мягко положил мяч на воображаемую полочку.
Мяч с характерным звоном провалился в кольцо. Я пишу «со звоном» сознательно. В то время было модно - вместо сеток цеплять на кольца металлические цепочки. Поэтому, когда мяч залетал в кольцо, звон был слышен на весь зал.
Есть! Счет на табло стал 80:80!
Все с облегчение вздохнули. Если второй мяч не забью – то ничья и 5 минут дополнительного времени. Однако, учитывая наше состояние, это верный проигрыш.
Когда я приготовился ко второму броску – зал постепенно снова затих. Даже мамочку, с пищавшим в коляске младенцем, попросили выехать из зала.
«Прошелся» вновь по своим советам. Сосредоточился. В голове: - полочка, полочка… кольцо… полочка… кисть… бросок! Звон цепей, крики… и … полет над площадкой!
80:81!
Успел заметить, что все мои ребята тоже взлетают, чуть ли не под потолок! Болельщики в восторге не жалели сил!
Это можно забыть?! Правильно кто-то сказал:
- Кто занимался спортом, тот прожил еще одну жизнь.
На турнире мы заняли 2-е место, проиграв только хозяевам, баскетболистам станицы Тимашевской.
Когда писал эти воспоминания, то все время ощущал неловкость – уж очень часто, как мне кажется, я упоминаю о себе. Но что делать – так было!
Как сказал Джером Клапка Джером, автор весёлой книги «Трое в лодке, не считая, собаки»:
«Музыка жизни жива, пока звучат ещё струны воспоминаний».
Свидетельство о публикации №225020501614