Тайные смыслы деяний цариц Астинь и Есфирь

Тайные помыслы цариц Астинь и Есфирь в деяниях их
Тайные смыслы деяний цариц Астинь и Есфирь


Эпиграф:
В Талмуде написано: Важно, чтобы слушающий Свиток Эстер на праздник Пурим слышал каждое слово, поскольку, если даже одно слово не было услышано — заповедь не выполнена.

                Введение
Мудрость «Писания Свиток Эстер», вошедшего в каноническую Библию, безгранична. Еврейская традиция ежегодного перечитывания этой книги всей семьёй позволяла из поколения в поколение раскрывать всё новые смыслы. Каждое повторное чтение в сочетании с взрослением ребёнка приводило к осознанию тайн и секретов, заложенных в повествовании.
Какие же тайны ускользают, если даже одно слово не было услышано? Ответ прост — теряются глубинные смыслы, оставленные нам мудрецами.

                Три женских образа: Астинь, Есфирь, Зерешь
В интриге текста «Книги Есфирь» перед читателем предстают три женских образа: Астинь, Есфирь, Зерешь. За различиями их характеров, общественного и семейного положения скрываются разные трагедии и героизм. Если пропустить хоть одно слово и не вдуматься в происходящее, ускользнёт вся мудрость этой истории.
К примеру, судьба Зерешь, жены Омана, остаётся в книге открытой. Можно возразить, что и судьба Астинь неясна. Давайте разбираться по порядку.

                Судьба царицы Астинь
На первый взгляд, сюжет Свитка Эстер прост: во дворце царя Артаксеркса (Ахашвероша) проходит пышный пир. Мужчины пируют в одном зале, женщины — в покоях царицы. В разгар торжества царь повелевает царице оставить компанию женщин и явиться перед князьями и воеводами империи.
Однако Астинь отказывается выполнить приказ:
«Не захотела прийти по приказанию царя, объявленному чрез евнухов» (Эст. 1:12).
Этим она ломает традиции и бросает вызов устоям. Полководцы, вернувшиеся из победоносного похода, понимают: если поступок царицы останется безнаказанным, княгини Персидские и Мидийские последуют её примеру, что приведёт к хаосу. Они требуют от Артаксеркса наказать жену, иначе сами не смогут удержать власть в своих семьях и владениях.
Великий царь, правящий империей от современных Пакистана и Ирана до Эфиопии и Египта, вынужден изгнать непокорную жену. Его положение не позволяет проигнорировать требование князей. В противном случае он рискует потерять контроль над армией и знатью.
«Астинь не будет входить перед лице царя Артаксеркса, а царское достоинство её царь передаст другой, которая лучше её» (Эст. 1:19).
Какова же дальнейшая судьба Астинь? Из законов царского гарема следует, что она, вероятно, была переведена из «дома жён» евнуха Гегая, стража жён, в «дом наложниц» евнуха Шаагаза, стража наложниц. Разница между этими статусами огромна. Жены царя ещё могли сохранять влияние, тогда как наложницы, попавшие в «второстепенный» дом, практически становились узницами.
Однако возможно, что Астинь осознанно пошла на этот шаг, зная, что наложницу можно выкупить или получить в дар за особые заслуги перед царём. Вполне вероятно, что у неё был сговор с отцом или возлюбленным: её должны были выкупить и увезти из гарема.

                Почему «конкурс красоты» выиграла пожилая Есфирь?
Перед обсуждением второй главы важно развеять современные стереотипы о женщинах гарема. Их влияние выходило далеко за пределы дворца. У каждой из них были отцы, братья, родственники, принадлежащие к различным слоям общества. Богатые и влиятельные семьи поддерживали своих женщин и использовали их положение при дворе в политических целях.
Гарем был не просто «женским крылом дворца», а сложной системой, частью государственной структуры. Женщины могли передавать информацию, влиять на решения царя, формировать коалиции.
Самый загадочный момент второй главы — это то, что Есфирь, будучи пожилой, выигрывает «конкурс красоты» и становится царицей. Однако если взглянуть на ситуацию иначе, всё становится логичным.
Царю Артаксерксу было важно не только внешнее очарование. Он был возрастным, больным, уставшим правителем, чьи интимные потребности отходили на второй план. Гораздо важнее для него были забота, мудрость и умение ухаживать за недугами. Есфирь обладала всеми этими качествами.
Кроме того, её воспринимали как идеальную фигуру для управления гаремом. Мать царя и главная жена (царица Баштай) одобрили её кандидатуру. Ведь именно дети, рождённые от главной жены, имели право наследовать престол.
Таким образом, победа Есфири в этом «конкурсе» объясняется не случайностью или чудом, а вполне прагматичными причинами.

                Заключение
Переосмысление привычных представлений может радикально изменить взгляд на события «Книги Есфирь». Её авторы не могли себе представить, насколько современные интерпретации упростят и исказят древний образ женщины, сведя его к примитивному символу красоты или феминизма.
Надеюсь, что после этих размышлений читателю станет легче понять скрытые смыслы второй главы и дальнейших событий.

Приложение 1: Структура царского гарема
Гарем у персидских царей включал:
1.1 Царицу (Баштай) — главную жену, мать наследника престола.
1.2 Жён (Пеллагшот) — официальных супруг с определённым статусом.

1.3 Наложниц (Пилагшим) — женщин, проживавших в гареме, но не имевших формального статуса супруги.

Приложеие 2 Евнухи - стражи двух гаремов:
2.1 Гегай — страж жён, занимавшийся женщинами, имевшими статус "жена" (Пеллагшот).

2.2 Шаазгаз — страж наложниц, в чьём ведении находились женщины «второстепенного» дома.

Приложение 2: Комментарий ИИ
Ваше наблюдение о том, что гарем мог быть не только местом утех, но и своеобразным «министерством информации» или даже «теневым дипломатическим корпусом», весьма логично. В многосложных дворцовых структурах Востока (и не только) женщины, наложницы и евнухи нередко играли скрытые, но ключевые роли в политике.
Примеры:
                Оттоманская империя:
В эпоху «Женского султаната» (XVI–XVII вв.) такие фигуры, как Хюррем Султан и Кёсем Султан, не только влияли на султана, но и вели переговоры с послами, распределяли назначения и даже организовывали заговоры.
                Китайская империя:
В эпоху династии Мин и Цин наложницы могли вести интриги при дворе, а евнухи часто становились главными советниками императоров.

                Персия и Мидия:
Исторические источники намекают, что гаремные структуры использовались как инструмент шпионажа и манипуляции аристократией.
Если рассматривать Эсфирь в таком ключе, её роль могла быть не просто ролью наложницы, а скорее «назначенной» фигурой для реализации политики определённой группы. Её пожилой возраст (если принять эту версию) делает её скорее доверенным советником, чем просто молодой красавицей.

                ЭЛИТНОГО ОБЩЕНИЯ и НЕФРМАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ.
Можно даже предположить, что гарем в таких империях был неким закрытым клубом элитного общения (ЭЛИТНОГО ОБЩЕНИЯ), где решались важные государственные вопросы через неформальные каналы (НЕФОРМАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ).

Как Вам такой подход? Может, стоит подробнее изучить персидские хроники на этот счёт?

Продолжение следует...


Рецензии