Просечный металл

Декоративные  изделия  из  листового  металла  выполняются  способом просечки, вырубки, гибки, завивки и скручивания, а также  используется метод чеканки и штамповки.
В декоративном древнерусском искусстве просечный металл нашёл широкое распространение. Этот вид художественной обработки металла  и  в  дальнейшем  сохранил  своё  значение, при этом, конечно, совершенствовался, вырубка, и просечка нередко дополнялись  рельефным  узором,  чеканкой,  которая  в  ряде  случаев становилась самостоятельным декоративным приёмом. При появлении  прокатного  листового  железа  просечка  не  обходилась без обрезки с применением ножниц. Этот приём дошёл и до наших дней.
Техника просечки простая. Для вырезания узора употребляются специальные   сечки   наподобие   долота  и  мелкие  зубильца  с  рабочей  поверхностью необходимых  форм.  Для изделий  используется  плоский  металл,   чаще   всего   железо,   латунь,   красная   медь.   Готовый  узор  воронили,  лудили, покрывали позолотой.
 До  наших  дней  сохранилось  много  прекрасных  образцов  изделий прикладного  и  хозяйственно  -  бытового  назначения,  изготовленных в просечной технике: украшения, бляхи, застёжки, ключевины, замки, ларцы, сундучки-подголовники, осветительные приборы.
Эта техника привилась и получила широкое распространение в сундучном производстве, которое в XVII веке представляло собой особую отрасль.
В XVI-XVII веках просечным железом отделывались входные двери церквей. Отдельные просечные детали украшали церковную утварь: паникадила, цепи, светильники, хоругви, ажурные двери в алтари, алтарные преграды или их отдельные детали.
Но особенно широко в то время просечный металл использовался в отделке верхней части зданий: коньков, свесов, карнизов. Это явление связано с традицией украшения деревянных построек сквозными резными  узорами,  где  поначалу  прототипом   послужила резная доска,  прикрывавшая   нижние  концы   кровельных   балок   под  свесом кровли или торцы обрешётки на фронтоне крыши.

В XVII – XVIII веках карнизные и коньковые подзоры становятся распространённым и существенным элементом оформления каменной архитектуры. Подлинные подзоры того времени теперь уже почти не сохранились, но в большинстве случаев они возобновлены. Часто возобновление велось с повторением старых образцов.

На пер. Кустарном в городе Оренбурге сохранился навес над входом, которому 110 лет, декорированный просечным металлом.


Рецензии