Татьяна Михайловская. Опять зима как хризантема...
к Антологии современного Интегрального стиха
Вы наверняка помните свои ощущения, когда вдруг видите близнецов - от умиления до восторга… Это пример того, какое воздействие на человека оказывает элемент похожести (компонент похожести). В конце концов (или в начале начал?), первый и самый сильный - жизненно необходимый - навык младенца состоит в постоянном узнавании матери!.. Далее человек именно благодаря повторам достигает определённого развития и в итоге профессионализма: например, музыканты и их репетиции ("repetitio" - "повторение", с лат.). Говоря шире, обобщая мысль: повтор образа - и не механический, но живой, творческий, с новыми компонентами и уровнями - это и есть один из самых главных природных факторов здорового существования человека.
И тут один шаг до рифмы, которая основана именно на звуковом повторе.
Есть довольно распространённые характеристики рифмы - "сильная рифма", "слабая рифма", то есть более или менее заметная или воздействующая… Не будем вдаваться в детали, но, условно приняв эти характеристики, зададимся таким вопросом: всегда ли та или иная рифма бывает "сильной" или "слабой"?.. И если не всегда, то от чего всё это зависит?.. "Читатель ждёт уж рифмы "розы"…", - как писал А.Пушкин в "Евгении Онегине". То есть поэт как бы потакает читателю, ублажая его слух (или зрение при чтении) этими "угадайками", этими простыми загадками, которые читатель довольно легко и удовлетворённо разгадывает в своих ожиданиях. А этому способствуют ровные силлабо-тонические метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. И повторяющиеся по структуре строфы (четверостишия), чёткие позиции рифм в них.
Выверенность, ровное чередование ударных и безударных слогов или особая система их чередования (как в логаэдах), повторение одинаковых по структуре строф с ожидаемыми рифмами на концах строк и т.п. - все эти регулярности и "ожидаемости" способствуют более чёткой запечатлённости рифм у читателя или слушателя стихотворения.
Но есть и такой тезис: художник должен повести за собой зрителя (читателя) дальше ожидаемого и, таким образом, уйти от "обслуживания", от некоторого прикладного характера сочинения…
И вот тогда, когда в стихах исчезает регулярность, когда поэт не связан этими обязательными канонами ровного метра, рифмы на конце строки, чёткой строфы и других достаточно строгих компонентов стиха, тогда и проявляются те малозаметные ранее составляющие стихотворения, которые были "забиты" силой регулярности…
Слабые рифмы становятся более значимыми, внутренняя рифмовка - более заметной, более действенной; появляются метроритмические игры, обретающие новые качества, вплоть до смысловых и т.п.
Тонкости и нюансы стиха во всём их многообразии, - те компоненты, которые больше были видны или слышны профессиональному филологу, - становятся видны или слышны и читателю, и самому поэту, который более свободно и разнообразно - часто на уровне интуиции - работает в таких случаях непосредственно с этими компонентами - с ритмом, рифмой, звуком в целом, и вообще - мыслит уже не отдельно по элементам, но эффективными сочетаниями элементов, компонентов, уровней стиха...
Инструментарий поэта расширяется, а композиция стихотворения становится более "штучной", оригинальной. Происходит некое выравнивание компонентов стиха, их взаимопроникновение, более комплексное воздействие - интеграция.
Александр В. Бубнов,
составитель Антологии,
05.02.2025.
=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=
Татьяна МИХАЙЛОВСКАЯ
***
Опять зима как хризантема...
Что значит «опять»?
«О, пять!»?
Почему пять, а не семь,
волшебное число превращений
жизни в смерть и вспять?
Или, может, «Оп! Ять!»?
Ну, яти давно в изъятии,
и оп – это гоп,
оторвавшийся от гопака.
Топ мягкими сапожками,
каблучками топ!
Лепит лепет иньшая мова,
точно снег,
точно лепестки,
точно белая хризантема...
1992-1993,
из цикла
"Кап -в- ля миноре"
(Михайловская Т.
Снежное нежное. Стихи разных лет. –
М.: Изд. “Перо”, 2022. - С.29)
ПЕСНЯ
Русский дао – зимний путь
по рекам ледяным,
по берегам застылым,
сквозь леса безмолвную чащу –
кто одолеет его?
Сам чёрт ногу сломит!
И только ямщик на усталой тройке
везёт непонятную весть
в белое пространство...
Поёт, но слов не разобрать.
(Михайловская Т.
Снежное нежное. Стихи разных лет. –
М.: Изд. “Перо”, 2022. - С.33)
***
тик
звёздный
так
(Элинин, Р. Эпиграфы - Михайловская, Т. То есть. -
М.: Изд-во Е.Пахомовой, 1998)
***
долго ли до Волги -
от хамства до ханства
(Элинин, Р. Эпиграфы - Михайловская, Т. То есть. -
М.: Изд-во Е.Пахомовой, 1998)
МИХАЙЛОВСКАЯ Татьяна Георгиевна
Поэт, прозаик, литературный критик. Окончила филологический факультет МГУ. Член Московского союза литераторов. Сб. стихов: "Вечерний свет" (1982), "Солнечное сплетение" (1995), "То есть" (совместно с Р. Элининым) (1998), "Парад-алле" (2005), "Отражения в воде" (2009), "Земные времена" (2011), "Снежное нежное"(2022). Сб. рассказов "Ерундопель и другие" (2009), роман "Дама у окна" (2017), сб. рассказы и повесть "Эта маленькая Гео" (2023). Публикации в альманахе "Черновик", журналах "Арион", "Стрелец", "Крещатик", "Меценат и мир", "Нева", "Черное море", "Кукумбер", "Арагаст" и др. Составитель и редактор многих сборников и альманахов. Оганизатор и ведущая литературного Георгиевского Клуба (1995-2001). Автор выставочных проектов "Стихи на открытках" (выставка в Государственном музее В.В.Маяковского (2001) и "Дом со стихами" (выставка в Государственном музее декоративно-прикладного искусства (2006). Лауреат Международной Отметины имени отца русского футуризма Давида Бурлюка. Заслуженный работник культуры РФ. Живёт в Москве.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
© Михайловская Т.Г., стихотворения, 1998, 2022.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2025.
Свидетельство о публикации №225020500810
Александр Бубнов 22.02.2025 17:14 Заявить о нарушении
к Антологии современного Интегрального стиха
Вы наверняка помните свои ощущения, когда вдруг видите близнецов - от умиления до восторга… Это пример того, какое воздействие на человека оказывает элемент похожести (компонент похожести). В конце концов (или в начале начал?), первый и самый сильный - жизненно необходимый - навык младенца состоит в постоянном узнавании матери!.. Далее человек именно благодаря повторам достигает определённого развития и в итоге профессионализма: например, музыканты и их репетиции ("repetitio" - "повторение", с лат.). Говоря шире, обобщая мысль: повтор образа - и не механический, но живой, творческий, с новыми компонентами и уровнями - это и есть один из самых главных природных факторов здорового существования человека.
И тут один шаг до рифмы, которая основана именно на звуковом повторе.
Есть довольно распространённые характеристики рифмы - "сильная рифма", "слабая рифма", то есть более или менее заметная или воздействующая… Не будем вдаваться в детали, но, условно приняв эти характеристики, зададимся таким вопросом: всегда ли та или иная рифма бывает "сильной" или "слабой"?.. И если не всегда, то от чего всё это зависит?.. "Читатель ждёт уж рифмы "розы"…", - как писал А.Пушкин в "Евгении Онегине". То есть поэт как бы потакает читателю, ублажая его слух (или зрение при чтении) этими "угадайками", этими простыми загадками, которые читатель довольно легко и удовлетворённо разгадывает в своих ожиданиях. А этому способствуют ровные силлабо-тонические метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. И повторяющиеся по структуре строфы (четверостишия), чёткие позиции рифм в них.
Выверенность, ровное чередование ударных и безударных слогов или особая система их чередования (как в логаэдах), повторение одинаковых по структуре строф с ожидаемыми рифмами на концах строк и т.п. - все эти регулярности и "ожидаемости" способствуют более чёткой запечатлённости рифм у читателя или слушателя стихотворения.
Но есть и такой тезис: художник должен повести за собой зрителя (читателя) дальше ожидаемого и, таким образом, уйти от "обслуживания", от некоторого прикладного характера сочинения…
И вот тогда, когда в стихах значительно уменьшается или вовсе исчезает регулярность, когда поэт не связан этими обязательными канонами метра, рифмы, строфики и многих других компонентов стиха, тогда и проявляются те малозаметные ранее составляющие стихотворения, которые были "забиты" силой регулярности…
Слабые рифмы становятся более сильными, более значимыми; внутренняя рифмовка - более заметной, более действенной; появляются метроритмические игры, обретающие новые качества, вплоть до смысловых и т.п.
Тонкости и нюансы стиха во всём их многообразии, - те компоненты, которые больше были видны или слышны профессиональному филологу, - становятся видны или слышны и читателю, и самому поэту, который более свободно и разнообразно - часто на уровне интуиции - работает в таких случаях непосредственно с этими компонентами - с ритмом, рифмой, звуком в целом, и вообще - мыслит уже не отдельно по элементам, но эффективными сочетаниями элементов, компонентов, уровней стиха...
Инструментарий поэта явно расширяется, а композиция стихотворения часто становится более "штучной", оригинальной. Происходит некое выравнивание компонентов стиха по силе, их взаимопроникновение, более комплексное воздейстие, их совместная работа, их интеграция.
Александр В. Бубнов,
составитель Антологии Интегрального стиха,
05.02.2025.
Александр Бубнов 05.02.2025 12:22 Заявить о нарушении