Сценарий. Часть 4

ФИЛЬМ 6
ОКОПНАЯ ПРАВДА ВАЛЕРИКА ВОЛКОВА
Музыкальная линия – «??????». Возможно, песня «Орлица» (автор текста сценарист. Музыки  пока нет). Есть ещё варианты: «Чёрный ворон», «Горит свеча, в вагоне тихо». Но они звучали в других фильмах. Поэтому, предлагаю свои стихи в стиле старинного романса (подходят по контексту)
Сцена 68
Чоргун
Сцена
Текст на экране: «Селение Чоргун, под Севастополем, весна 1942 года»
Эпизод 1
Кадр 1.Расстрельная команда фашистов.
Кадр 2. У забора стоит мужчина: крепкий, большой «русский медведь», но весь избитый, одна рука висит плетью, с окровавленным лицом и окровавленной белой рубашке, он еле держится на ногах, опираясь здоровой рукой о хлипкий заборчик.
Кадр 3. Голубоглазый 12 летний подросток пытается к нему прорваться сквозь немногочисленную толпу «зрителей»: два старика, пять-семь молодых женщин с детьми, несколько старух.
Кадр 4. Мужчина шепчет, еле шевеля губами: «Валерик, беги!».

Эпизод 2
Кадр 1. Староста оборачивается и идёт к парню.
Кадр 2. Молодая женщина толкает его: «Беги, дурачок! Что стоишь! Через огороды Евдокии! Скорее, а то убьют, батю твоего уже никто не спасёт!».
Кадр 3
Мальчик бежит, вслед ему раздаются выстрелы.
Кадр 4
Мужчина лежит у забора, раскрыта ладонь,
Кадр 5. Камера на ней акцентирует внимание на раскрытой ладони, в которой лежит Георгиевская медаль 4-й степени.
Мелодия: «Орлица». Но можно и другую русскую старинную песню, предложенную выше.
На экране:
Фото Валерия Волкова.
 
Текст на экране (голос за кадром): «Посвящается пионеру-герою, юнге 7  бригады морской пехоты, Валерию Волкову по прозвищу поэт-«Волк» и десяти мужественным защитникам 52 севастопольской школы».

Сцена 69
На экране: «Севастополь, 70-е годы», интернат № 4
Эпизод 1
Кадр 1. Илита медленно поднимается по ступеням интерната. На пороге её встречают другие ветераны.
Кадр 2. Тотырбек остановился во дворе. На минуту его взгляд задержался на Илите.
Кадр 3. Лицо Илиты- крупным планом. В её глазах слёзы. Она прижимает руку к груди и мнёт свой воротничок (жабо) на блузке. Видно, что она сильно разволновалась.
Кадры 4-5:
Кадр 4: школа «современная» (70-е годы)- цветная  картина. Кадры стремительно сменяются, становятся чёрно-белыми.
Кадр 5. Школа разрушена, во дворе рвутся снаряды. Бойцы десятки ведут бой. Илита стреляет из автомата по немцам. Валерик подносит снаряды Гобаладзе, Василий кидает связку гранат. Журавлёв схватился в рукопашной с немцем.
На фоне той сцены. Голос за кадром (Тотырбека): «Это было в конце июня 1942-го,  когда враги начали третий штурм города. Группа разведчиков 7 морской бригады, среди которых была и Илита, держала удар под Инкерманом в здании школы. Бойцы прикрывали один из путей к Севастопольской бухте, где эвакуировали раненых на катера.  В конце июня 1942-го, здесь, на этом рубеже, их осталось только десять, «мощный кулак» всего из десяти бойцов. А немцы думали, что сражаются с целой дивизией! О подвиге десятки страна узнала только после войны из «Окопной правды» пионера Валерика Волкова. Последняя рукописная газета-листовка, сделанная Валериком, была опубликована в газете «Правда» 8 февраля 1963 года. Впоследствии история о Валерика и смелой десятки будет напечатан в нескольких изданиях книги «Говорят погибшие герои».
Эпизод 2
Илита замерла и будто наблюдает следующую сцену и слышит знакомый детский голос.
Кадры (чёрно-белые) Валерик ползёт вдоль траншеи, вырытой возле школы, и тянет несколько автоматов.
Звучит голос Валерика (он ползёт под градом пуль над головой): «Посмотрите, какой мощный кулак мы составляем и сколько немцев нас бьют, а мы: сколько их побили. Посмотрите, что творилось вокруг этой школы вчера, сколько убитых лежит из них, а мы, как мощный кулак, целы и держимся, а они, сволочи, думают, что нас здесь тысяча, и идут против нас тысячами!».
Эпизод 3
Кадр 1. Илита будто очутилась в прошлом (чёрно-белые кадры), поднимается по разбитым ступеням и слышит шум снарядов. Ей становится нехорошо.
Кадр 2. Но она медленно заходит в здание. И сталкивается сама с собой в молодости. Видит себя, стреляющую по фашистам. Та, молодая Илита стоит на пороге школы.
Кадр 3: Метафора. Они (две Илиты)  встретились глазами!  Пазуа: они смотрят друг другу в глаза через время.

Сцена 70
Эпизод 1
Кадр 1. Яркое солнце. Цветные кадры. Холл  школы, украшенный цветами и флагами. В холле группками стоят и беседуют ветераны, рядом с ними дети, педагоги и другие гости.
Кадр 2. Илиту встречают дети с цветами. Девочки в белых фартуках. Её приветствуют. Она в ответ приветствует детей и взрослых.
Кадр 3. Тотырбек в пиджаке с орденами,  здоровается с ветеранами-мужчинами за руку, фотографирует людей, Илиту, холл. 
Кадр 4. К Илите подходит директор: женщина и пионервожатая – молодая брюнетка. Они оживлённо беседуют.                               
Эпизод 2
Кадр 1. Громко лопается шарик. Илита вздрагивает.
Кадр 2. Женщина  поворачивается и вновь  видит чёрно-белые кадры:
Кадр 3. Валерик стоит на коленках перед уцелевшим стулом, в разгромленном классе, и выводит аккуратно строки на листке. Камера показывает крупным планом боевой листок.
(листок –фото реального боевого листка)

 
Звучит голос (мальчика) за кадром:  «Всем, кто будет учиться в этой школе! 52-я школа! Твои стены держатся, как чудо, среди развалин, твой фундамент не дрогнул, как наш мощный кулак десятки… Эх, как я хочу жить и рассказывать всё это после победы. Всем, кто будет учиться в этой школе!».

Эпизод 3
Валерик перечисляет имена бойцов. И идут кадры про каждого, кого он перечисляет.
Кадр 1 «Вот посмотрите, кто мы здесь, в 52-й школе: командир морского пехотного полка майор Жидилов, русский» - Жидилов стреляет из окна по немцам.
Кадр 2 «Капитан, кавалерист, грузин Гобиладзе» - кидает связку гранат, скрывается в руинах школы.
Кадр 3- «Танкист, рядовой Паукштите Василий, латыш» - убивает из винтовки фашиста, который хочет кинуть в окно школы связку гранат.
 Кадр 4 - «Врач медицинской службы, капитан Мамедов»- узбек»- пригнувшись, чуть ли не ползком, бежит с винтовкой и котелком воды внутрь школы.
Кадр 5 - «Лётчик, младший лейтенант Илита Даурова, осетинка» - Илита стреляет по фашистам на разбомблённом пороге школы
 Кадр 6-«Моряк Ибрагим Ибрагимов, казанский татарин» – рядом с Илитой, чуть поодаль от неё ведёт бой.
 Кадр 7 -«Артиллерист Петруненко из Киева, украинец» - бежит по частично разрушенной лестнице школы вверх, ложится у окна и стреляет по фашистам из окна.
Кадр 8-«Сержант, пехотинец Богомолов из Ленинграда, русский» - присоединяется к Петруненко;
Кадр 9 «Разведчик, водолаз Аркадий Журавлёв из Владивостока, русский» – рядом с майором Жидиловым.
Кадр 10: Валерик дорисовывает флаг на листке (камера показывает, как он раскрашивает флаг). «И я сын сапожника, ученик 4-го класса, Волков Валерий, русский».
Валерий «поэт» (Волк) 1942 г.».
Музыка: «Орлица».????????

Сцена 71
Эпизод 1
Кадр 1. Илита с другими гостями ходит по школьному музею имени Валерия Волкова.
Кадр 2. Останавливается напротив фотографии Валерика. Губы задрожали. В глазах слёзы.
Кадр 3. Илита спиной к камере. К Илите подходит девушка, лет 20. Черноволосая, смугленькая.
Кадр 4: Девушка минуту стоит и мнётся, боясь заговорить. Илита оборачивается. Девушка бросается к Илите.
Девушка (говорит горячо, «пламенно», сбиваясь, прерывая дыхание): «Илита Кирилловна! Я студентка, Катя  Манева. Из Болгарии. Несколько дней назад в журнале «Рабоче-крестьянский корреспондент» я и мои подруги прочитали статью о подвиге Валерия Волкова. Несколько строк там было посвящено и Вашей жизни, Илита Кирилловна! Я люблю и уважаю храбрых, мужественных людей, и поэтому мне захотелось познакомиться с Вами лично, Хорошо, если бы Вы смогли приехать в мой родной, город. Мы - я и моя семья- были бы так рады! Всем моим друзьям очень хочется познакомиться с Вами и узнать подробности Вашей боевой жизни. Как Вы воевали? Люди должны знать своих героев, а ведь Вы - самая настоящая героиня!».
Кадр 5: Илита взяла Катю за руки. Катя продолжает что-то говорить и говорить. Илита улыбается, по-доброму, по-матерински, внимательно её слушает. Но постепенно её взгляд становится задумчивым.

Сцена 72

На экране текст: «Севастополь 1942». В штабе у Красникова.
Красников сидит за столом. Рядом с ним старшина Никонов. На столе разложена карта. Илита, Петруненко и Ибрагимов стоят.
Кадр 1.
Красников: «Партизаны, действующие в тылу врага, передали, что фашисты срочно перебросили в Крым свежие танковые и артиллерийские части - видно, готовится очередной штурм Севастополя. Тебя Петруненко, переоденем в какое-нибудь немыслимое рванье, и станешь ты у нас похожим на подростка-беспризорника. Таких в наше тяжелое время немало бродит по оккупированному Крыму. Ваня, ты должен нащупать места скопления танков за разрушенным Чоргуном. А Даурова и Ибрагимов выяснят, действительно ли второй эшелон врага разместился в районе Нижнего Чоргуна за рекой Черной».
Кадр 2. Никонов: «Илита и Ибрагим тоже переоденетесь в гражданское. Будете говорить, что вы местные, тем более что Ибрагим сможет объясниться с татарами на родном языке, а Илита по виду совсем татарочка. Дика, тебе лучше вымазать лицо грязью и низко повязать голову темным платком, иначе слишком уж бросается в глаза твоё пригожее личико».
Кадр3. Красников: «У каждого будут соответствующие «документы», какие немецкая комендатура выдаёт полицаям и лицам, работающим на фашистов».
Сцена 73.
Эпизод 1
Лес. Дождь и ветер сильно шумят. Темнота.
Кадр 1. Разведчики пробираются по лесу. Два раза разведчики натыкаются на вражеские блиндажи, но часовые их не видят. Немцы прячутся от ливня в укрытиях.
Кадр 2. Остановились под высокой елью. Иван Петруненко расстаётся с товарищами.
Кадр 3. Он исчезает в чаще леса. Илита долго смотрит ему вслед. Звучит голос за кадром.
Илита пожилая: «Мы договорились, что встретимся на следующие сутки после полуночи в этом же лесу. Ориентиром назначили высоченную ель со странно разделившимся стволом, напоминавшим рогатку. У подножия ели спрятали солдатские телогрейки и автоматы. У меня подкатил к горлу комок, когда я пожала руку Петруненко. Мне подумалось, что мы расстаёмся навсегда. Я с трудом подавила в себе желание сказать ему: «Прощай, Ваня!»
Сцена 74
На экране текст: «Район Нижнего Чоргуна, село Черкез-Кермен», 1942
Эпизод 1
Кадр 1. Илита и Ибрагим бредут по селениям и хуторам, расположенным за рекой Черной. Их окликнул местный житель, рядом с ним второй с белой повязкой полицая на рукаве и ружьём.
Кадр 2.Полицай приближается к разведчикам.
Кадр 3. Ибрагим отвечает по-татарски и протягивает документы; (жестикулирует, показывает пальцем на Илиту): «Вот сестра больна, дома есть нечего, идем к богатому родственнику». Перевод на экране
Кадр 4. Полицай пытается рассмотреть Илиту. Обращается к ней по-татарски.  Но его окликает другой местный житель, который вышел во двор, и зовёт того во двор. Полицай нехотя отдаёт документы Ибрагиму.

Эпизод 2
Ночь. Позади лес. Потом - широкая лощина. Русло высохшего ручья.
Кадр 1.Илита и Ибрагим идут по нему, как по траншее. Подходят к окраине селения.
Кадр 2. Сарай. За сараем - высокие штабеля бревен и поленницы дров.
Кадр 3. Илита: «Кто из хозяев будет сейчас так аккуратно складывать все это? Похоже, немецкие это бревна и дрова - то ли для дотов они их приготовили, то ли для большой кухни, может быть даже полковой».
Кадр 4. Осторожно пробрались в сарай, отдышались. Сели рядом, касаясь друг друга плечами.
Ибрагим. Прошептал: «Ай, курить охота - мо;чи нет!»
Илита (её знобит): «Пошли, Ибрагим, Пойдем. Надо двигаться, а то замерзнем».
Кадр 5. Встают, идут тихонько «в туманной мути». Впереди чернеют дома Черкез-Кермена. Нигде ни пятнышка света, ни человеческого голоса, ни лая собаки.
Голос за кадром.
Илита пожилая: «Тогда в сарае я вспомнила, как боролась с холодом той страшной ночью, когда «мессеры» сбили мою «Ласточку» и мне пришлось целый час коченеть в воде. Ощущение смертельного озноба, испытанного однажды, до сих пор остаётся самым тяжелым воспоминанием для меня».
Кадр 6. Илита (наклонилась к самому уху Ибрагима): «Странно… Если перед нами дома, то куда девались люди?»
Ибрагим (пожал плечами): «Я в этом селении уже давно не был. Всякое могло случиться. Или жители переселились, или… Что ж, придется проверить».
Кадр 7. Они пригнулись и двинулись вперед, быстро и бесшумно.
Сцена 75
Эпизод 1
Дождь перестал идти. Стало светлее.
Кадр 1. Крайний дом, - почти полностью разрушен - без крыши, одна стена раскололась и упала, печка разворочена.
Кадр 2. Илита и Ибрагим долго стоят, прислушиваясь к царившей вокруг тишине.
Илита: «Может, заглянем в один из домов?  Хорошо бы найти кого-нибудь из местных глядишь, и данные бы собрали»
Ибрагимов: «Хорошо бы, только кого найдешь в этих развалинах?  Он кивнул на дом.
Кадр 2. Вдруг невдалеке от разведчиков звучит громко и испуганно кричит резкий голос:
Немец: «Хальт! Хальт!».
Длинная автоматная очередь разорвала тишину. Разведчики мгновенно втиснулись в маленькую каморку под верандой.
Кадр 3. Немец: «Хальт!»
Откликаются голоса, выкрикивавшие немецкие ругательства. Вспыхивает неяркий свет двух или трех фонарей. Потом снова застучали автоматы. Слышен топот подкованных сапог.
Кадр 4. Илита шёпотом: «Фашистские патрули кого-то преследуют! Уж не нашего Ванюшу Петруненко?».
Кадр 5. Шум затих. Затем замелькали фонари и послышались громкие голоса патрулей - немцы возвратились
Илита: «Во-первых, ясно, что местных жителей в селении нет, а если и есть - единицы. Во-вторых, факт, что в Черкез-Кермене размещены фашистские части и, судя по многочисленности патрулей, не маленькие. Если нам удастся благополучно вернуться в Севастополь, завтра же селение подвергнется бомбардировке. Надо уходить.
Кадр 6. Ибрагим: «Погоди, здесь кто-то есть!»
Эпизод 2
Кадр 1.Ибрагим толкает Илиту локтем, показывает глазами на развалины.
Кадр 2.  Илита пожимает плечами: показывая, что ровным счетом ничего не слышит.
Кадр 3. Ибрагим вытаскивает пистолет и, крадучись, направляется к печке. Илита идёт за ним.    Кадр 4. Они минуют первую комнату с огромной дырой в полу, заваленную полуобгорелым тряпьем. Кадр 5. Подошли к печке.
Ибрагим (угрожающе): «Кто там? Выходи! Кто там? Выходи! Выходи, а то убью!»
Илита: «Почудилось тебе, Ибрагим»
Кадр 6. Ибрагим вытаскивает из кармана трут (используют вместо спичек) спичек, и чиркает кремнем. Фитилек вспыхивает, разведчики замечают в самом углу скорчившуюся фигурку мальчика.
Ибрагим: «Кто ты?»
Валерик: «Валерик… Валерик Волков. А вы партизаны?».
Ибрагим: «Хальт!  Значит, тебе партизаны понадобились? Хорошо. А гестапо тебе не нужно? Гестапо тебе не нравится?».
Кадр 7. Паренек подскочил резко, ловко прошмыгнул мимо Илиты. Он прыгнул. Загремели, упали доски. Мальчик пытается добраться до окна.
Илита (властно): «Стой!  Стой!»
Кадр 8. Она бросается к мальчугану и задерживает его.
Илита (дружелюбно): «Вот дурачок! Если б мы и были партизанами, все равно не стали бы кричать об этом на каждом перекрестке. Не бойся, мы плохого тебе не желаем».
Кадр 9. Мальчик стоит, прерывисто дышит.
Валерик: «А чего ж вы тогда о гестапо вспомнили?».
Ибрагим: «Это для проверки»
Илита (погладила мальчугана по голове): «Так ты сказал, что тебя зовут Валерик?  Валерик Волков?»
Валерик: «Да».
Илита: «В этом доме есть еще кто-нибудь?»
Валерик: «Нет. Раньше здесь жили Санниковы, но их фашисты куда-то увезли».
Илита: «А твои родители живы?»
Валерик: «Отца убили, а мать до войны ещё померла».
Илита: «Что же ты думаешь делать?»
Валерик: «Хочу найти партизан или добраться до Севастополя».
Илита (вздохнула): «Понятно».
Ибрагим: «Эх, пацан, хлебнул ты столько горя, сколько иной раз не выпадало и на долю взрослого!».
Кадр 10. Илита смотрит на Ибрагима. В ее взгляде мольба:
Илита: «Возьмем мальчишку с собой!»
Кадр 11. Ибрагим понял ее, кивнул.
Илита: «Слушай, ты жил в этом селении?»
Валерик: «Да, жил.  Я тут каждую улочку знаю, каждый камешек. А когда у меня родных убили, я у знакомых ночевал. А днем по селению ходил и всё высматривал: где у фрицев танки и сколько солдат в школе стоят».
Илита: «Молодец!  Кем был твой отец?»
Валерик: «Сапожником.  Он ещё в первую мировую мичманом. А на гражданской войне в армии Буденного служил. Потом в Финскую ранен был. Сейчас на фронт из-за ранения не попал. Рука у него перебита. Мы сюда к родственникам пришли. А немец нас и тут догнал. Батю убили, потому что он партизанам помогал, связной был».
Кадр 12. Пауза
Илита трогает Валерика за локоть:
Илита: «Собирайся. С нами пойдёшь».
Валерик: А мне и собираться нечего - все мое на мне».
Сцена 76
Эпизод 1
Кадр 1. Лес. Ель. Иван Петруненко уже на месте. Услышал тихий свист Ибрагима, он бросается товарищам навстречу. Увидел Валерика - и остановился, недоумевающе глядя на него.
Кадр 2.
Илита: (хлопает по плечу мальчика). «Это наш новый попутчик. Мы его в Черкез-Кермене нашли. Родителей нет, убили фашисты».
Иван (растрогался): «Вот как!  Ладно, будем корешами. Согласен?
Валерик: «Согласен!»  (улыбнулся).
Эпизод 2
Кадр 1. Они сидят на мокрой траве, жуют галеты,
Кадр 2. Ибрагим вытащили из тайника оружие.
Кадр 3. Иван: «Мне удалось поговорить с местными жителями; и разузнать, где фашисты прячут свои танки. Но в конце только мне не повезло: столкнулся, нос к носу, с немецким патрулем, когда сюда шёл, и чуть было не...».
Кадр 4. Илита (делит галеты и подаёт мальчику): «Значит, это по тебе стреляли на окраине Черкез-Кермена?
Иван: «Было такое».
Илита: «Счастливый, ты, Ванюша».
Эпизод 4
Кадры: Разведчики вместе с Валериком идут по лесу. Проскальзывают мимо одного спрятанного блиндажа. Пробираются по лесу.
Илита пожилая за кадром: «Что ж, задание было выполнено. Теперь предстояло самое трудное: снова перейти линию фронта, доставить собранные сведения командованию.  Мы старались обойти стороною те два блиндажа, которые встретились им по пути в тыл. И тут нам не повезло».
Сцена 77
Эпизод 1
Кадр 1 Впереди идёт Ибрагим. И тут внезапно он наткнулся на третий блиндаж.
БЛИНДАЖ
Кадр 2.Часовой по-немецки обращается к напарнику: «Ты слышал, Адам? Там кто-то крадётся. Может, партизаны? Надо бы проверить»
Второй часовой: «Охота тебе, Курт, в такую погоду высовываться, может, это лиса, или дикий русский медведь».
Оба смеются.
Часовой: «Надо припугнуть этого медведя, на всякий случай».

Эпизод 2
Кадр 1. Часовой выпустил длинную очередь из автомата. Две пули попадают в Ибрагима.
Кадр 2. Из рук Ибрагма падает автомат. Он схватился обеими руками за бок. Ибрагим стал медленно опускаться.
Ибрагим: «Мине яралады… Мине яралады!».

Эпизод 3
Кадр 1. Илита и Ваня подхватывают товарища. Валерик подбирает его автомат. Они быстро скрываются в глубине леса.
Кадр 2. Прислоняют Ибрагима к дереву.
Ибрагим шепчет: «Вот, Дика, попали в Ибрагима, ногу подстрелили».
Петруненко со слезами на глазах: «Ибрагим!».
Ибрагим: «Не рискуйте! Если что, я попытаюсь задержать фрицев»
Илита: «Держись Ибрагим, сейчас перевяжем тебя, мы тебя здесь не оставим. У тебя и бок задет. Братишка, мы тебя не бросим!».
Кадр 3.
Перевязывают товарища. Валерик берёт автомат Ибрагима.
Сцена 78
РАССВЕТ. ЛЕС. РЕКА. БОЛЬШОЙ ОВРАГ
Мелодия тихая: начало хонги
Эпизод 1
Кадр 1. Илита идёт впереди, оглядывается. Всматривается в берег, прислушивается к шорохам. Петруненко тащит на себе Ибрагима. Валерик ступает следом. Автомат у него наготове. Он оглядывается.
Голос за кадром Илиты.
Илита пожилая: «Речка Черная была рубежом, на котором вот уже несколько недель стояли наши и фашисты. В тыл к врагам разведчики всегда шли другой дорогой, и не было нужды форсировать речку. Сейчас у нас такая необходимость возникла. Меня этот последний рубеж очень беспокоил. Речка Черная простреливалась с двух берегов. Ясно, свои по разведчикам бить не станут. Зато фашисты - у них давно пристрелян каждый участочек - обрушат на нас шквал огня».
Кадр 2. Илита тихо говорит сама себе: «Обидно будет, если, проделав длинный путь и собрав много ценных разведданных, погибнешь на виду у своих». Первой выходит к реке.

Эпизод 2
Кадр 1. Илита (прошептала Ивану): «Спешить не будем. Если сунемся в воду наобум, перестреляют нас, как уток»
Кадр 2. Петруненко: «Вышли-то мы к хорошему месту. На той стороне наши ждут. Но, как говорится, близок локоть, да не укусишь: немцы пальбу откроют.  Не дай бог, если наткнемся на патрульных с собаками - верная смерть! А течение-то какое! Зверь, а не река».
Кадр 3. Илита (обращается к Валерику): «Ты умеешь плавать?»
Валерик: «Умею. В прошлом году - это еще в мирное время - на районных соревнованиях второй приз получил (улыбнулся).  Среди младших ребят, конечно»
Кадр 4. Петруненко: «Нет, думаю, нельзя нам сейчас речку форсировать. Убьют. Тем более, у нас раненый. Придется ждать ночи. Ибрагим, ты как? Доплывешь? Сможешь?».
Кадр 5. Ибрагим (тяжело дышит): «Постараюсь выжить, Ваня, у меня два сына в Казани»
Кадр 6. Илита (тихо Ивану): «Эх, только бы переплыть! На том берегу поблизости от воды редкий лес, кустарник - за полминуты можно добежать и укрыться, если бы Ибрагим не был ранен. Но, если повезет, и на том берегу, в кустарнике, окажется наш пулемет, он прикроет переправу… Ваня! Давай все-таки попробуем определить, есть ли на берегу немцы. Ты ползи к реке по этой стороне оврага, а я -по той. А вдруг поблизости нет фашистских постов? Нам на переправу нужно всего пять - семь минут. Стоит рискнуть!».
Кадр 7. Петруненко кивнул: «Хорошо, товарищ лейтенант.  А малец и Ибрагим пока здесь сховаются, замрут».
Эпизод 3
Неожиданно раздался собачий лай.
Кадр 1. Разведчики притаились. Лай был все ближе и ближе…
Кадр 2. Илита: «Берём Ибрагима и к берегу! Бегом! И все сразу в воду!»
Сцена 79
Эпизод 1.
Кадр 1. Пригибаясь, Илита и Петруненко тащат Ибрагима к реке.
Кадр 2. Все трое и Валерик бросились к устью оврага. В одну секунду сброшены телогрейки
Кадр 3. Сзади захлебываются лаем овчарки. Они напали на след разведчиков в самом начале длинного оврага.
Кадр 4. Иван Петруненко подхватил Ибрагима, и потащил его.
Иван на ходу: «Пусть Валерик плывет между нами, Дика!»
И бросился в воду.
Кадр 5. Прыгнул в воду Валерик.
Кадр 6. Последней бросилась в речку Илита.
Сцена 80
Речка
Эпизод 1.
Кадр 1. Илита окунула лицо в воду, проплыла метров десять,
Кадр 2. Из оврага вырвались две огромные овчарки. Следом торопливо шагают немецкие солдаты в зеленоватых шинелях с подобранными под ремень полами.
Кадр 3. Немец заорал: «Хальт!»- вскидывает автомат и выпускает бесприцельную очередь
Кадр 4. Валерик плывет медленно, то опускает лицо в воду, бессильно никнет, то вновь поднимает голову.
Кадр 5. Из кустов справа и слева ударили два вражеских пулемета. Пули «вспарывают» воду между Илитой и Валериком.
Кадр 6. Они ныряют. Немцы продолжают стрелять.
Кадр 7. Илита выныривает. Петруненко и Ибрагимов в двух шагах от берега.
Кадр 8. Сзади Илиты послышались торопливые всплески. Илита быстро оглянулась.
Кадр 9. Совсем рядом с ней скалит зубы немецкая овчарка – она догоняла разведчицу. Илита выхватила нож. 
Кадр 10 .Петруненко уже на берегу, он убивает немца-дозорного. После первого же выстрела Петруненко. по дальнему берегу начали бить наши минометы.
Кадр 12. Один из немцев на том берегу, нелепо взмахнув руками, повалился лицом вперед, а двое других, согнувшись и петляя, побежали к кустам.
Кадр 13. Илита выползает на берег, оборачивается, ищет глазами Валерика. Валерик почти у берега, пытается вылезти из воды, не выпуская автомат из руки.
Кадр 14. Илита в один миг очутилась около мальчика и вытащила его на берег.
Кадр 15.  Они побежали к кустам, откуда Петруненко ведёт огонь по фашистам. Валерик спотыкается и падает.
Кадр 16. Крепкий парень в тельняшке и бушлате выбегает из укрытия и подхватывает бесчувственного мальчика, и в один миг доносит его до кустов.
Эпизод 2.
Кадр 1. Разведчиков окружили наши матросы. Один из них пощупал пульс у Ибрагимова.
Илита спрашивает у Вани: «Жив наш разведчик?».
Азиев: «Живой, братцы! Дотащили парня, молодцы. Надо его в медсанбат срочно!».
Кадр 2. Двое матросов подхватили Ибрагима и двинулись вглубь леса.
Кадр 3. Илита: «Энвербек? Азиев? Старший лейтенант медслужбы? Ты здесь, мой земляк?».
Азиев: «Илита! Бесстрашная Дика. Я тебе ещё с берега заметил»
Кадр 4. Петруненко (ласково обнял мальчика): «Вот мы и у своих!».
Кадр 5. Илита. «У своих!» - счастливо улыбнулась в камеру.

Сцена 81
Эпизод 1.
Текст на экране: «Школа внутри скал – в пещерах Инкермана», конец марта 1941 года.
Кадр 1. Машина  (командирская) остановилась возле огромной гранитной скалы, в которой чернеют большие прямоугольные отверстия, ведущие в глубину.
Кадр 2. Из машины выходит комиссар Ехлаков.
На экране фото Ехлакова
 
Тотырбек за кадром: «Комиссар 7 морской бригады Ехлаков Николай Евдокимовия, 18.11. 1908 года рождения. В армии с 1934 года. Воинское звание: полковник .7 июня 1942 года, в начале третьего штурма Севастополя немцами, в районе горы Гасфорт, получил тяжелое ранение. Продолжал руководить боем. Полковник Николай Евдокимович Ехлаков умер в 1998 году в городе, который защищал. Награждён: Орденом Красного Знамени, Медалью за оборону Севастополя, Медалью «За боевые заслуги» и другими наградами. Похоронен на Мемориальном кладбище в поселке Дергачи».

Кадр 3. У входа в пещеру-школу стоят комиссар Н. Е. Ехлаковым, Илита и Валерик Волков.
Ехлаков улыбается: «Ты настоящий герой, Валерка. Но ты ещё мал для фронта. Учиться тебе надо.  Ради отца. Он у тебя три войны прошёл. А четвёртая его настигла (положил руку на плечо мальчика). Помни, что батя твой, герой!  Будешь учиться, как и другие наши севастопольские ребята в школе. Отучишься, придёшь к нам во флот, примем тебя сразу!» 
Валерик удивился: «Где же здесь школа?» -
Ехлаков улыбнулся: «Вот здесь в подземелье. Хотя там не школа, а палаты царские».
Валерик: «Зачем мне палаты, я не буржуйская морда! Я к вам хочу, в бригаду – фашиста бить!»
Илита: «Ты уже в нашей бригаде, но твой фронт - здесь Валерик! Наши моряки сражаются, чтобы ты учился! А я буду тебя навещать. Не подведёшь меня?».

Эпизод 2.
Кадр 1. Из подвала выходит светловолосая женщина, лет под сорок. Уставшая, но красивая.
Ехлаков: «Добрый день, Клавдия Васильевна. К Вам пополнение. Валерик Волков, поэт, до войны хорошист и спортсмен-пловец, ученик 4-го класса!».
Клавдия Васильевна: «Милости прошу, Валерий Волков, ученик 4 класса. Ты и вправду поэт?».
Валерик засмущался: «Я Маяковского люблю»
Кадр 2. Илита обняла Валерика: «Я буду наведываться к тебе, Валерка, как смогу».
Кадр 3. Илита и Ехлаков направилась к машине.
Кадр 4. Валерик вслед: «Илита, а можно я буду называть тебя «Мама-Илита?!».
Кадр 5. Звучит начало хонги. Девушка и мальчик кидаются друг другу.
Кадр 6. Учительница отворачивается, на глазах у нее слёзы. Ехлаков нервно закуривает.
Кадр 7: Илита и Валерик обнимают друг друга.
Сцена 82
Эпизод 1
Кадр 1. Учительница  стоит  у стола в классе. Валерик рядом. Он читает стихи Маяковского.
Там
за горами го;ря
солнечный край непочатый.
За голод,
замора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат на;нятой,
стальной изливаются ле;евой, –
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Кадр 2. Остальные ученики его внимательно слушают.
Кадр 3. Одна девочка с косичками не сводит с него восхищённых глаз.

Эпизод 2
Кадр: После урока светлокосая худенькая девочка подходит к Валерику.
Девочка: «Это тебе, держи» - и протягивает ему на ладошке кусочек сахара.
Кадр 2. Вкладывает ему в руку сахар и убегает. Камера акцентируется на кусочке сахара.
Валерик долго смотрит ей вслед.
Кадр 3,  Крупным планом: Валерик сжимает кусочек сахара в руке.

Сцена 83
На экране: «Две недели спустя. Весна 1942».
Эпизод 1
Кадр1. Школа. Дети собирают учебники, складывают в ящики скромный школьный инвентарь.
Кадр 2. Клавдия (учитель) берёт в руки глобус: «Ребята, выходим по очереди. Старшие ведут малышей. На корабле нас ждут, не будем подводить наших защитников!».
Кадр 3. Дети выходят строем. Валерик среди малышей в качестве старшего. Светлокосая Девочка впереди, ведет малышку за ручку.
Кадр 4. Моряки и другие армейцы помогают детям погружаться на корабль по трапу. Учительница стоит у трапа, следит за детьми, помогает им заходить.
Кадр 5. Налетают два мессера и начинают стрелять по детям.
Кадр 6. Девочка взмахивает руками, оборачивается к Валерику, смотрит на него удивлённо и падает в воду.

Эпизод 2.
Замедленные кадры.
Кадр 1. Валерик, как вкопанный смотрит на мессеры. Он растерянно топчется на месте, не стремясь спрятаться. Его взгляд падает на тело Клавдии Васильевны.
Кадр 2. Она лежит на животе. Тело изрешечено пулями. Расстрелянный, весь в дырках, глобус лежит рядом с учительницей (кадр немного задерживается на нём).
Кадр 3. Валерик поднимает кулаки вверх, трясет ими и кричит в гневном беззвучном крике.

Сцена 84
Сон Валерика
Эпизод 1
Пещера. Разведчики.
Кадр 1. Журавлёв  пишет письмо домой, Василий-латыш сидит у топчана, где Валерик, и периодически проверяет его состояние. Ибрагимов и Федунов что-то горячо обсуждают между собой.
Кадр 2: На топчане беспокойно спит Валерик. Мечется. Стонет. Вскрикивает.
Кадр 3: Бойцы замолкают, Журавлёв поднимает голову. Вздыхает.
Кадр 4: Ваня Петруненко подходит и садится на край топчана.

Эпизод 2
Дом Валерика во сне
Чёрно-белые кадры сменяют друг друга.
Кадр 1: В доме сидит отец Валерика и чинит сапог одной рукой. Сильный, мощный мужчина. «русский медведь». Другой рука висит  у него, как плеть. 
Кадр 2
Валерка лежит на печи.
Голоса звучат приглушённо, «как в тумане»
Валерик: «Батя, а батя!»
Отец: «Чего тебе, пострелёнок?»
Валерик: «Батя, спой песню»
Отец: «Хм…»
Валерик: «Ну, спой!»
Отец: «Твою любимую, про Щорса, что ли?»
Валерик: «Ага, давай, батя, про Щорса…(пауза)…про наших» –пауза-« нет ту, душевную, лучше»
Отец (подтрунивая): «Так она же старорежимная, ты ж сам мне говорил, что пионеры такое не поют!».
Валерик: «Ой, батя, под неё «грустится» хорошо».
Отец улыбается: «Ну раз «грустится», так спою, чего ж не спето -то!»

Эпизод 3
Звучит песня: «Орлица» (предлагаю свой текст песни, но нужна музыка).      Или другая старая русская песня.
Песня продолжается а капелла.  Кадры в замедленном режиме
Кадр 1
В хату врываются фашист, хватают отца. «Партизанен, партизанен!».
Кадр 2 Валерка кричит, прыгает с печи. Пытается защитить отца. Фашист грубо швыряет мальчика об пол. Над головой Валеры раздаётся автоматная очередь.

Эпизод 4.
Кадр 1. Илита с товарищами возвращается с задания. Песня продолжается тихим фоном.
Кладет автомат.
Кадр 2. Её встречает матрос.Матрос: «Дика, тут такое дело! (снимает пилотку), тут…Валерик…школу разбомбили». Машет рукой, выходит.
Кадр 3. Илита: «Валерик!!! Что с Валериком?! Где он!».
Кадр 4. Журавлёв: «Тише, тише! Тут он, живой - указывает на топчан.
Кадр 5. Илита кидается к мальчику. Тот кричит, мечется  во сне: «Батя! Батя!».
Кадр 6. Илита: «Валерка! Валерка!» - уткнулась лицом ему в грудь.
Кадр 7. Валерик отркывает глаза (растрепанный, ещё в состоянии шока) вскакивает с топчана: Валерик: «Мама Илита! Я живой, я живой! Живой я (переходи с крика на шёпот)».
Кадр 8. Валерик  почти падает ей на руки.  Илита прижимает его к себе.
Кадр 9. Они оба стоят на коленях, обнявшись.
Илита: «Я больше никуда тебя не отпущу. Закончится война, мы уедем с тобой в Фарн. Я написала маме о тебе. Тебя все ждут: и сёстры мои, и дядя Колка! Больше никуда, никогда…от меня, ни на шаг…и будем мы с тобой самые счастливые, Валерка. На осетинском «фарн» - это «счастье, удача, благополучие». Заживём Валерка, как до войны. Нет, ещё лучше, ещё богаче, ещё счастливее! Да что там мы! Вся страна! Каждому дню будем радоваться! Каждому утреннему лучику!».

Сцена 85
Эпизод 1.
Кадр 1. Возвращение в крымскую школу. В 70-е годы. Илита пожилая показывает детям в школе фотографию взвода, где Валерик (фото реальное): «Ехлаков распорядился, чтобы Валерику выдали обмундирование, его зачислили на довольствие, и мой мальчик стал юнгой 7-й бригады морской пехоты».
Кадр 2. Возвращение в прошлое.  У разведчиков. Ваня Петруненко: «Покажись, каков ты стал красавец!»
Валерик: «Сам комиссар Ехлаков и командир Жидилов распорядились. Теперь я к вам юнгой зачислен, в 7 бригаду морской пехоты!»
Кадр 3. Никонов: «Ну, раз ты юнга, пора осваивать военную науку, боец».
Никонов подаёт мальчику винтовку.
Кадр 4. Тот берёт её. Лицо становится сосредоточенным, взгляд «горит».
Сцена 86
На экране текст: «Севастополь, 70-е годы»
Эпизод 1
Кадр 1. Тотырбек (печатает на машинке, у окна, за столом в гостинице),
Кадр 2. (ЗА ОКНОМ МОРЕ). Камера показывает море.
Голос Тотырбека за кадром: «К празднику 1 мая Валерик выполнил первое боевое задание комиссара Ехлакова Николая Евдокимовича.
Кадр 3. Возвращение в прошлое. Ехлаков: «Ставлю тебе первую боевую задачу, юнга. К празднику 1 мая необходимо поддержать и вдохновить наших бойцов: провести, так сказать, агитацию. Написать лозунги, плакаты, нарисовать бы карикатуры на фашистов и разнести их по батальонам, развесить по землянкам. Как считаешь, по силам тебе такое задание? Справишься?»
Валерик: «Справлюсь, товарищ комиссар».
Эпизод 2.
Кадр 1. Тотырбек печатает (голос его за кадром): «Так появился первый номер «Окопной правды» На каждом листке эмблема - пятиконечная звезда и флажок».
Кадр 2. Тотырбек поднимает глаза. Перед ним возникает образ Валерика. Мальчик стоит прямо перед Тотырбеком в бушлате, в его номере.
Кадр 3. Валерик (как живой перед глазами) говорит Тотырбеку: «Фашисты под Севастополем.  Они зверски бомбят город и убивают людей. Но всех нас не убьют! Не падать духом! Бить врага беспощадно! Не жалеть себя ради Родины! Мы победим врага, потому что защищаем свою родную землю!»
Эпизод 3
Кадр 1. Валерик взбирается на ящик из - под снарядов и читает отрывок из Маяковского, размахивая листовками. Вокруг него  собираются бойцы.
«В нашей
войсковой газете
все страницы проглазейте.
Разгремим на сто ладов:
стой на страже -
будь готов!».
Бойцы хлопают


Сцена 87
Эпизод 1.
Кадр 1. Тотырбек в своём рабочем кабинете печатает текст на машинке. Рядом на столе стоит пепельница, в которой дымится недокуренная сигарета. И чашка не выпитого чая. (Чашка с чаем -это стакан  в серебряном подстаканнике).
Голос за кадром.
Тотырбек: «30-го июня пал Малахов курган, а у защитников города начали заканчиваться боеприпасы. 1-го июля был получен приказ оставить Севастополь, но разведчики продолжали сражаться до последнего».
Кадр 2.
Идёт бой. Валерик с красным галстуком на груди (так всегда он надевал его в бою) помогает заряжать автоматы. Валерик периодически скатывается вниз с укрепления, берет у убитых патроны, диски и тащит наверх. Раздает своим и снова вниз.
Кадр 3. Валерик приносит «добычу» Журавлёву
Журавлёв: «А, наш севастопольский Гаврош! С добычей? Значит, мы совсем перешли на подножный боекорм? Ну-ка, давай… Автомат ничего, почти полный диск. Молодчик, Валера! Вот бы еще попить, парень, а? Жаркий день, и на небе, и на земле жара - спасу нет. Того и гляди, опять пойдут, сволочи. Прямо остервенели нынче! Видно, фюрер здорово им хвост накрутил».
Валерик: «Сейчас принесу попить».

Эпизод 2
Кадр 1. Мальчик побежал в воронку, где из разорванной взрывом трубы, сочится пресная вода. Умылся. Напился сам. Повесил котелок на торчащую сбоку трубу, ждёт, пока он наполнится.
Кадр 2. Вскарабкался на край воронки, осмотрелся. И замер: увидев три танка.
Кадр 3. Они стремительно мчатся, волоча за собой пыльные хвосты, а на броне у них сквозь пыль сверкают красные звезды.
Кадр 4. Он вскочил во весь рост и закричал что было силы:
Валерик: « Наши! Наши танки!.. Товарищи, дорогие!»…
Кадр 5. Услышав его крик, Илита тоже выскочила из окопа, поднялись и другие.
Кадр 6. Самый ближний танк неожиданно повел огонь.
Кадр 7. Илита (кричит с отчаянием):  «Это фашисты!  Валерик, беги в укрытие! Беги! Это обман!.. Это фашисты!..
Эпизод 3.
Кадр 1. Валерик выскочил вперед
Кадр 2. Илита:  «Куда, Валерик? Вернись!»
Кадр 3. Валерик метнул связку гранат. Но пуля ударила его в правое плечо. Левой рукой он перехватил связку. Еще раз мальчик повернулся навстречу танку  (пауза, лицо Валерки крупным планом, музыкальная тема усиливается) и бросил гранаты под гусеницы.
Кадр 4. В кадре: грохнул взрыв, танк завертелся на узком шоссе, закрыв проход остальным. Валерик лежит, а на него, торопливо ползёт фашистский «ягуар».
Зучит тихо-тихо: «Орлица».????????
Эпизод 4.
Кадр 1. Илита снова выскочила на бруствер, вскинула над головой связку гранат и бросилась танку навстречу. Она подбежала сбоку. До распластанного на земле Валерика - несколько метров.
Кадр 2. Илита метнула под гусеницы «ягуара» связку гранат.
Кадр 3. Взрыв окутал машину, лязгнули лопнувшие траки, и танк завертелся на одном месте.
Кадр 4. По нему теперь в упор били бронебойными Журавлев и Гобаладзе.
Кадр 5. Танк загорелся. Откинулась крышка верхнего люка, фашист пытался выскочить из горящей машины, но, высунувшись по пояс, тут же упал, сраженный пулей.
Кадр 6. Еще секунда - и все три танка пылали: их забросали бутылками.
Эпизод 5.
Кадр 1. Илита  (наклонилась над мальчиком, обхватила его руками, прижала к себе):  «Валерик, ты слышишь меня? Смотри, вон танк горит. Это я - Илита!
Кадр 2. К ней, сильно хромая, подошёл Гобаладзе:
Гобаладзе: «Он уже не слышит, Илита».
Кадр 3: Илита рыдает, прижав к себе Валерика. Рядом стоят Гобаладзе, Петруненко и Журавлёв.
Эпизод 6
Кадр 1. Могила Валерика. Над холмиком уже остались Илита, Петруненко,  Гобаладзе (Гобаладзе опирается на Петруненко).
Кадр 2. Камера показывает небо, разбитый двор школы, море вдали и звучит голос мальчика: «Кто из нас останется в живых, расскажите всем, кто будет учиться в этой школе. Приезжайте и расскажите, что происходило здесь, в Севастополе!!!».
Кадр 3. Экран. Текст на экране (голос Тотырбека за кадром) «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1963 г. пионер-герой Валерий Волков награжден (посмертно) орденом Великой Отечественной войны I степени».

Сцена 88

На экране: «Севастополь. «Ушаковская балка, 1942 года».
Кадр 1. Ночь. Ушаковская балка. Окоп. Перед балкой дымятся обгорелые, черные, подбитые «ягуары».
Кадр 2. Илита в полулежачем состоянии с окровавленной головой слышит немецкую речь, рядом с ней лежит автомат и несколько убитых немцев.
Кадр 3. Всего в нескольких шагах появляются фигуры немецких солдат. 
Кадр 4. Она с трудом, медленно, достаёт пистолет. Пытается стрелять, пистолет дает осечку, Девушка со злостью, из-последних сил, швыряет пистолет в немца.
Кадр 5. Немец направляет автомат на девушку.
Кадр 6. Вдруг, позади немцев раздаются всплески огня, ослепительная вспышка разорвавшейся гранаты. Автоматные очереди застучали прямо над головой Илиты.
Кадр 7. Над Илитой склонились двое моряков. Они подняли Илиту и усадили спиной к стенке окопа. Кадр 8. Один из них принялся осторожно ощупывать её голову.
Моряк: «Посвети, браток», (произнес он хриплым, голосом).
Вспыхнул свет карманного фонарика
Моряк второй: «Ранение в голову, старшина. Осколочное» …
Моряк -старшина: «Держи пакет. Перевязывай, Степан. А ведь это деваха! Потерпи красавица»
Илита: «Пить… Пить»
Кадр 9. Моряк поднес к губам Илиты горлышко алюминиевой фляги, и она долго и жадно пьет. Потом, откинувшись к стенке окопа, с трудом спросила:
Илита: «Отбили?»
Моряк: «Удрапали, сволочи!»
Илита: «А вы кто?»
Моряк: «Свои. Морские. Комбриг Жидилов послал. Снимаем последние посты обороны. Через несколько часов санитарный транспорт причалит. Если пробьется. И все! Отвоевался пока наш Севастополь».
Сцена 89
Метафора прощания
Эпизод 1
Кадры: Берег моря. Густой туман. Сумрак. Всё в дыму, в тумане. На берегу стоят бойцы «десятки»: матрос Журавлёв, врач Мамедов, Гобаладзе, Паушкате, Богомолов, Валерий Волков и …Харитон Саламов. Все в белых рубашках (исподних). Кадры задерживаются на лице каждого парня.
Кадр 2. Илита стоит на плоту в своём осетинском народном свадебном платье, сложив руки на животе. Она смотрит вниз. Под ноги. Поднимает медленно голову.
Кадр 3: Крупным планом её лицо. «Как на иконе». Газовый (тонкий фатин) платок на голове развивается на ветру.
Звучит песня «Орлица» или?????
Эпизод 3
Кадр 1. Харитон и Валерик выходят  вперёд и толкают плот, подходят и другие мужчины, помогают.
Кадр 2. Камера задерживается на них. Они стоят плечом к плечу.
Кадр 3. Крупным планом. Валерик улыбается. Харитон смотрит с любовью.
Кадр 4. Плот уходит в туман.
Кадр 5. Мужчины стоят плечом к плечу и улыбаются, прощаясь с Илитой.


Сцена 90
Тотырбек работает над книгой
Эпизод 1
Кадр 1. Осетия. Весна. Многоэтажка. Камера приближается к окну Тотырбека, где его силуэт.
Кадр 2. Комната. Тотырбек сидит у окна. Поздний вечер. Он печатает.
Голос  Тотрбека за кадром: «После ранения под Севастополем Илита много месяцев пролежала в госпитале, а когда окончательно встала на ноги, врачи решительно настояли на демобилизации ее из армии: и ранение, и контузия были серьезными, нестерпимые головные боли подтверждали правильность решения врачебной комиссии. День Победы она встретила в Осетии. Ей было всего лишь 25 лет».
Эпизод 2
Кадр 1: Илита идёт по родному Фарну,
Илита (с горечью): «Да, отлеталась, отвоевалась ты, Дика»
Кадр 2. Навстречу ей бежит мать, спешат - дядя Колка и сёстры. Жители Фарна собираются по дороге.
Кадр 3. Из калитки выбегает Зарэтэ, мать Кубади вся в чёрном. Все бросаются к Илите, целуют её обнимают, плачут.
Кадр 4: Мать и дочь в объятьях друг друга.
Звучит хонга тихим звуком
Эпизод 3
Кадр 1.Тотырбек встаёт из-за стола, выходит на балкон покурить. 
Кадр 2. Внизу к подъезду подъезжает машина. Из неё выходит молодая пара. Она в красивом платье, с цветами в руках. Он закрывает за ней дверь.
Кадр 3. С соседнего балкона пожилая женщина машет им рукой и кричит кому-то в комнате: «Мариэтта, Коля! Наши молодые приехали! Римма, девочки накрывайте на стол!».
Кадр 4. Тотырбек снова садится за стол. Печатает.
Голос Тотырбека: «Земляки выбрали Илиту председателем сельского Совета. И новые заботы окружили бывшую летчицу. Она часто думала о Харитоне, все не гасла ее вера в то, что он жив. Может быть, где-то лежит в госпитале. Ну что ж, она ждала долго, подождет еще»…

Сцена 91
На экране: «50-е годы». Куйбышевская область.
Эпизод 1. Зима. Сугробы. Деревня. Вдалеке домик, из него идёт дым.
Кадр 1. Илита в валенках и платке пробирается к избе, утопая в сугробах. Ей тридцать лет. Пока она пробирается, звучит её голос за кадром.
Голос за кдаром. Илита пожилая (за кадром): «Однажды из Куйбышевской области мне пришло заказное письмо, в котором меня просили сообщить, есть ли в городе Орджоникидзе специальный дом для слепых. Как депутат, я часто получала письма, содержавшие самые различные просьбы. Но это письмо сразу взволновало меня. Ни фамилии, ни имени в письме не было. Кто он, этот незнакомец? Откуда ему известно моё имя, отчество и фамилия? Почему он не назвал себя? Мне  пришла тогда в голову радостная и одновременно пугающая догадка: а вдруг это Харитон? Вдруг это он, раненный или контуженный в бою, слепой, теперь живет где-то вдалеке от Осетии, не желая навязываться никому? Разве не бывало так? Всю дорогу я думала: «Пусть слепой! Пусть без руки или без ноги - все равно! Я буду любить его, как любила всегда, а может быть, и больше! Он не станет жить в доме для слепых, ни за что! Разве нет у меня своего дома, разве нет рук, чтобы прокормить моего любимого Харитона?!».
Эпизод  2.
Кадр 1. У печки возится женщина в чёрном платке, в чёрной юбке. Она стоит спиной к Илите: миниатюрная и хрупкая. Из-под платка видна седая (белая совершенно) коса.
Кадр 2. Илита молодая на пороге: «Здравствуйте, бабушка! Это Вы написали мне письмо? Я приехала из Осетии».
Кадр 3. «Бабушка» оборачивается. Эта совсем молодая, тоже лет 30,  красивая женщина в чёрных, вдовьих одеждах и вся седая». В руках у неё ухват.
Кадр 4. Илита (растерявшись) невольно подаётся назад.: «Вот…в письме написано, что у вас живёт осетин, лётчик. Он слепой. Где он?»
Кадр 5. Женщина: «Здравствуй. Проходи, коль не шутишь. Садись. Устала –то, поди, с дороги? Да ты не стой, как вкопанная. В ногах правды нет.  Небось, есть хочешь? Вон, какая худенькая?! Чего ищешь? Кто нужен тебе?».
Илита: «Не могу я есть, сестра, пока его не увижу! Хочу скорее его увидеть! Где же он?».
Женщина: «Так ты к постояльцу нашему приехала?  Они вышли покурить с дедом Матвеем. Сейчас придут! Ты садись-садись. Каша вот-вот созреет. А ты ему кем приходишься то?».
Илита: «Жена я ему! Жена!»
Кадр : Женщина (поставила ухват к печке, вытерла руки о фартук): «Вона как…жена говоришь…так ведь он…» = прерывается на полуслове
Эпизод 4
Кадр 1: В избу входят двое стариков. Один в ушанке и тулупе. Второй в пилотке и старой гимнастёрке (осетин).
Кадр 2: Илита бросилась к входящим и остановилась. На лице её разочарование и обида. Она крепко закрыла рот ладонями, чтобы не закричать. Плачет.
Кадр 3. Солдат: «Кто здесь? Кто к нам пришёл, Мария?»
Кадр 2: Женщина подходит к Илите, обнимает её, гладит по голове.
Женщина шёпотом: «Поплачь, милая, поплачь, авось полегчает. Я пять похоронок получила: на мужа, на батю, да на трёх братьёв своих. Выплакала всё. Больше слёз нету. А ты поплачь…поплачь. Теперь на всю жизнь оставшуюся доля наша бабская, мужиков оплакивать».
Кадр 3: Камера задерживается на лице пожилого слепого солдата. Тот растерян.
Эпизод 5.
Кадр 1. Илита едет в поезде, за окном мелькают наши русские сёла и города. Стучат колёса поезда.
Илита: «Я возвращалась домой с разбитыми надеждами. Я думала о том, что, даже ниши могучие на;рты не могли осилить смерть! Куда уж мне, хрупкой женщине, с ними тягаться. Харитон умер, а мне предстоит жить без него! Жить и верить, что надежда сильнее смерти. Да, я возвращалась без Харитона. Но я выполнила своё обещание, данное старому солдату, волею судьбы попавшему на чужбину, и сделала для него все, что могла, чтобы он вернулся на родину. А дома мне предстояло ещё много работы»…
Сцена 92
Издание книги
Эпизод 1
Кадр 1: Раннее-раннее утро. Тотырбек собирается в редакцию. Кладёт рукопись в портфель.
Кадр 2. Обнимает жену. Выходит за дверь.

Эпизод 2.
Кадр 1. Тотырбек поднимается по лестнице. По дороге здоровается с  коллегами, которые спускаются вниз.
Кадр 2. Писатель идёт по коридору.  Вид со спины. Коридор длинный. Вдалеке окно. Из окна яркий свет. Тотырбек идёт к свету (метафора).
Голос Тотырбека за кадром:  «Вы спросите: «Это книга о войне?» Да, о войне. О тех суровых и трудных днях, когда советским людям пришлось драться с фашистскими полчищами, дробя и перемалывая силы Гитлера, покорившие всю Европу. О вере наших бойцов в победу. О легендарных героических подвигах защитников осажденного врагами Севастополя. О братстве всех народов Советской страны - братстве, сделавшем нас непобедимыми. О маленьком герое - Валерии Волкове, кавалере ордена Отечественной войны, отдавшем свою жизнь в борьбе с гитлеровцами. И, о том, как смело и мужественно сражалась с фашистами первая осетинская летчица Илита Даурова».
Кадр 3. Тотырбек растворяется в свете солнца. Экран темнеет
На экране надпись: «Тотырбек Джатиев скончался  7 июля 1984 года»
Финальная сцена 93 (метафора)
Эпизод 1
Кадр 1. Илита стоит  спиной к камере. Смотрит на летящую шаль. Потом оборачивается.
Кадр 2. Её лицо (крупным планом). Она улыбается.
Кадр 3. Цветущая летняя поляна. На поляне стоит Ласточка. Возле самолёта возится Козорез, оборачивается и машет Илите. Вокруг на поляне боевые товарищи Илиты.
Кадр 4. Илита стоит улыбается и плачет одновременно. К ней подходит отец (Крим) и кладёт руку ей на плечо, будто подбадривает.
Кадр 5.  Навстречу Илите идут: Харитон ( с цветами в руках) и Валерик Волков.
Кадр 6. Илита молодая идёт к ним навстречу в военной форме. Счастливая, улыбающаяся.
Голос за кадром: «Илиты Кирилловны Дауровой  не стало 1 ноября 1999 года, в Москве. Её прах с почестями был захоронен во Владикавказе (прежнем Орджоникидзе)  на Алле Славы героям. В 2015 году в её родном селении Фарн Илите был установлен памятник.
Кадры: на экране памятник Илите
Титры

Песня (романс в дореволюционном стиле)
                Орлица
Лети-лети орлица верная
К своим далёким берегам
Лети смелей  орлица вешняя.
Там  за горой белеет храм.

Не слышишь ты призыва грешного
Не доверяешь глупым снам.
Лети-вперёд  орлица снежная
И принеси надежду нам.

А крылья сломаны и окровавлены
Душа твоя опалена
Оковы сбрось орлица белая
Ты в облаках теперь одна.

От солнца севера да к небу южному.
твоё крыло устремлено.
Лети-лети- орлица смелая
Судьбо(ю)всё предрешено
• «вешняя» здесь синоним «юная»
• «Глупые сны» – синоним «иллюзия»


Конец


Рецензии