Тайна. Главная тайна сказки Репка. 5. 0
Проппа материалы, могущие пролить свет на то, чем или кем является таинственная нОга в
русской народной сказке ,,Репка''. Надо сказать, что еще в 2024 году при написании первой
статьи о русской народной сказке ,,Репка'', ко мне пришло понимание, что нОга, это вовсе не
какое-то мифическое существо типа грифона, а вполне реальный предмет крестьянского
быта. Таким образом, сейчас моя задача — попытаться найти у Проппа подтверждение того,
что, всего скорее, нОга в сказке ,,Репка'', это реальный предмет из крестьянского быта, некий
инструмент, который использовался крестьянами тысячу лет назад, а может и несколько
тысяч лет назад.
Пожалуй, здесь следует упомянуть, что в двух главных книгах В.А. Проппа,
,,Морфология сказки''; ,,Исторические корни волшебной сказки'' разбирается структура,
строение сказок, производится классификация главных и второстепенных героев, их
действий и т. д. В них нет подробного разбора какой-либо отдельной сказки.
Просматриваю книгу ,,Морфология волшебной сказки'', которая является улучшенной и
доработанной версией монографии ,,Морфология сказки'', изданной в Ленинграде в 1928
году. Меня интересует всё, что говорится о помощниках в сказках. Нахожу, цитирую:
,, В распоряжение героя попадает волшебное средство (опреде-
ление — снабжение, получение волшебного средства, обозначение Z).
Волшебными средствами могут служить: 1) животные (конь, орел
и пр.); 2) предметы, из которых являются волшебные помощники
(огниво с конем, кольцо с молодцами); 3) предметы, имеющие вол-
шебное свойство, как, например, дубины, мечи, гусли, шары и мно-
гие другие; 4) качества, даруемые непосредственно, как, например,
сила, способность превращаться в животных и т. д. Все эти объекты
передачи называются нами (пока условно) волшебными средствами.''
В выше приведенной цитате для нас наибольший интерес представляет пункт 3). Мы знаем, что
в сказке нОга появляется без приглашения, посмотрим нет ли подобного в классификации Проппа.
Оказывается, есть.
,,Формы передачи следующие:
6) Средство внезапно появляется само собой (Z6). Вдруг появля-
ется лестница на гору (156). Особую форму самостоятельного
появления представляет собою вырастание из земли (ZVI),
причем одинаково могут появляться и волшебные кусты (160,
101), прутики, собака и конь, карлик.''
Здесь можно сказать, что из девяти пунктов мною цитируется только один - 6), как имеющий
отношение к нашему вопросу. Далее можно посмотреть, как В.А. Пропп классифицирует
помощников, для нас это очень важно.
Классификация помощников:
,,Можно установить три категории помощников: 1) Универсаль-
ные помощники, способные к выполнению (в известных видах) всех
пяти функций помощника. Таким помощником в нашем материале
оказался только конь. 2) Частичные помощники, способные к вы-
полнению нескольких функций, но которые по совокупности дан-
ных не выполняют всех пяти функций помощника. Сюда относятся
различные животные, кроме коня, дyхи, являющиеся из кольца,
различные искусники и т. д. 3) Специфические помощники, испол-
няющие только одну функцию. Сюда относятся только предметы.
Так, клубочек служит для путеводительства, меч-самосек — для
победы над врагом, гусли-самогуды — для решения задачи царевны,
и т. д. Отсюда видно, что волшебное средство есть не что иное, как
частная форма волшебного помощника.''
Как мы видим из приведенной классификации, нОгу можно отнести к специфическим
помощникам, исполняющим только одну функцию — тянет, помогая вытащить Репку.
Самое важное здесь для нас предложение, которое выделю с помощью клавиши Caps Lock -
СЮДА ОТНОСЯТСЯ ТОЛЬКО ПРЕДМЕТЫ.
Таким образом, получается, что нОга - это предмет! А именно — сельскохозяйственный
инструмент для уборки в поле репы. Реальный специализированный инструмент, которым
тысячу лет назад убиралась крестьянами в поле репа! Почему же получилось так, что этот
инструмент канул в лету, почему о нём забыли крестьяне Русского Севера, да забыли так крепко, что
лишь каким-то чудом воспоминание о нём к середине девятнадцатого века сохранилось в русской
народной сказке ,,Репка''?! Впрочем, это вполне закономерно. Смотрите, древние египтяне построили
огромные пирамиды, но в памяти народной не сохранилось, как они были построены. Что уж тут
говорить о каком-то скромном специализированном инструменте для уборки репы?!
Тем не менее, в следующей части статьи, мною будет предпринята попытка реконструировать
тысячелетней давности события, имевшие место быть на Русском Севере. Рассмотрим, почему
появился крестьянский инструмент нОга, как он изготавливался, как с его помощью убиралась в
поле репа. Рассмотрим, почему этот инструмент исчез из обихода крестьян.
6.02.2025
P.S. Продолжение последует
Свидетельство о публикации №225020601031