Любовь или себялюбие выбор человека!

Всего в мире существуют только две реальные, действенные, могучие и противоположные основы - силы и стимулы всех помыслов и поступков людей, это – любовь и себялюбие. И только сам человек по своей воле решает, какая из них станет его личной основой, а Бог или дьявол - его хозяином! Однако потом, ища оправдания своим страстям, люди часто вину за свой выбор кощунственно возлагают на «попустившего» его Бога или что бывает еще чаще - на «попутавшего их беса».

По этому поводу один священник рассказал мне такой анекдот. В некоем монастыре во время Великого Поста настоятель, проходя поздно ночью мимо келий монахов, вдруг увидел приоткрытую дверь и слабый свет из одной кельи. Войдя, он видит монаха, поджаривающего над пламенем свечи на столовой ложке куриное яйцо… Настоятель - Брат, ты что творишь?! - Ой, прости, отче, - бес попутал! Из печки задумчиво бес: «вот это да! Даже я бы до такого не додумался!»…

В действительности каждый человек лично и самостоятельно нередко в сомнениях, мучениях и противоречиях, но в итоге обязательно выбирает одну из этих основ для себя. Конечно, это не происходит с примитивной простотой и быстротой: подумал – выбрал – последовал! Как философски заметил один из героев О. Генри: дело совсем не в дороге, которую мы выбираем; но то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.

Поскольку Бога обмануть невозможно, человеку нет никакого смысла обманывать самого себя. Чем скорее он честно поглядит внутрь себя, тем лучше будет для него самого. Именно это «внутри нас» и есть доминирующая над противоположной, руководящая нами основа, которая на самом деле заставляет нас выбирать дорогу. Однако со сделанным выбором все эти сомнения, мучения и противоречия в человеке не оканчиваются, ибо основ в нем все равно остается две. Но руководящая человеком основа может быть только одна, ибо каждая из них не выносит, не приемлет и отрицает другую, стремится к ее подавлению и уничтожению!
 
Сами любовь и себялюбие как основы противоположные по своей природе выбирают и противоположные свои дороги, исключающие одна другую. О том, что одновременно идти по двум этим дорогам невозможно нам говорит Сам Господь: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24). Примером такого лукавого одновременного служения Богу и маммоне (богатству) были алчные и корыстные учителя еврейского народа. Именно потому, что нельзя, невозможно быть одновременно преданным Богу и дьяволу, одновременно идти по двум противоположным дорогам и сказал им Господь: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Мф.23:14). И настоящая, лицемерно скрываемая дорога, по которой шли книжники и фарисеи, тоже, конечно, была одна!

Для нас сегодняшних людей проблема очень актуальна. Часто осознанно и неосознанно потакая своим страстям, мы выбираем более удобные для них чисто внешние формы исповедания Господа, чем невольно уподобляемся этим книжникам и фарисеям. Действительно ли мы веруем в самого Господа или веруем в «магическую» силу церковной ритуальной обрядности? Что больше заботит нас: жизнь по Его заповедям или строгое соблюдение ритуалов церкви?

Не будем тратить время на банальности типа: одно не отменяет другого или одно в помощь другому, но честно ответим сами себе: что из этих двух больше заботит нас? И неожиданно для нас ответ может оказаться весьма удручающим… По нашим страстям мы сами часто сильно заблуждаемся на этот счет. Чтобы понять реальность, здесь нужна помощь разума. Нам нужно обратить внимание и осмыслить все, что мы делаем по своим желаниям, не задумываясь и не осознавая их природы. А это будет наш образ жизни: наш облик, наша одежда, накопленные нами вещи, интерьер и устроение нашего жилища. Как, с кем и зачем мы проводим свое свободное от работы или учебы время… Все вместе это безошибочно укажет нам место Господа в нашей душе!

Вместе с тем именно это поможет нам ответить на самый главный вопрос – называемся мы христианами или действительно являемся ими! Ведь если Бога нельзя обмануть, какой тогда смысл обманывать самих себя, когда дело касается нашего спасения? Конечно, по вере в «магическую» силу церковной обрядности или для успокоения совести можно заставить себя соблюдать посты, найти время прийти в Храм и постоять на службе, поставить свечи, подать записки, попеть псалмы и т.д., но заставить себя любить – это никак невозможно! А без любви - нет Господа в нашей душе, значит, нет и нашего в Нем спасения!
 
Очень страшно для нас, если мы не поймем, не осознаем, что вопрос истинности нашей веры в Господа — это вопрос нашего не внешнего, а внутреннего делания, нашего подлинного душевного устроения и наших сердечных намерений в делах и поступках. В конечном счете, это вопрос нашего подлинного покаяния, т.е. исправления нашего душевного устроения любовью.


Рецензии