Приложение. Историческая судьба иудеохристианства
В евангелии Луки( 24:21) после казни Иисуса ученики говорят, что они надеялись , что " Он есть тот, который должен избавить Израиля". И тогда воскресший Иисус сам объясняет ученикам, каким образом Его смерть и воскресение стали выполнением мессианских пророчеств, как все написанное о Мессии «в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» привело к кресту и пустой гробнице: « Так написано и так НАДЛЕЖАЛО пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день» ( ЛК 24:44-46) . Однако ни у пророков, ни в псалмах, ни в Законе Моисеевом , во всей истории иудейской мысли нигде не написано, что мессии необходимо пострадать, умереть и воскреснуть на третий день; возможно, поэтому не указан источник цитаты, чтобы подтвердить невероятные Его притязания.
Сам факт распятия для иудеев отменял мессианские притязания Иисуса, и поэтому ученики всячески пытались объяснить, что мессианские пророчества были неправильно истолкованы, что на самом деле, Царство Небесное- не земное, а небесное Царство, что в глубине текстов о Мессии таится тайная истина о Нем. Однако, группе неграмотных учеников из Галилеи не удавалось убедить израильтян, за небольшим исключением, в том, что на самом деле, Иисус является долгожданным освободителем Израиля.
Ученики могли оставить Иерусалим, разойтись по Галилее и там проповедовать о распятом Мессии Иисусе Христе, но они верили, что Он вскоре вернется и именно в Иерусалим, который был местом Его смерти и воскресения. Поэтому они остались в Иерусалиме, этом центре иудаизма, и под руководством главных вождей движения апостолов Петра, Иоанна и Иакова Праведного основали первую Иерусалимскую церковь , которая стала считаться «Матерью церквей». Независимо от того, в каких городах находились другие церкви и общины , сколько новообрващенных , иудеев и язычников, привлекло новое движение, все они подпадали под авторитет «Матери церквей», которая оставалась центром движения последователей Христа, до тех пор пока она не сгорела дотла .
Первые ученики Христа , апостолы и ранние христиане из евреев, — иудеохристиане — продолжали и после принятия нового учения соблюдать основные предписания иудаизма. Они считали себя иудеями и помимо крещения и веры в то, что Иисус Христос был Мессией, исполняли заповеди (кашрут, обрезание, соблюдение шаббата), а также видели в Храме свой религиозный и духовный центр. Римляне смотрели на иудеохристиан как на одно из течений внутри иудаизма; запреты и разрешения, касавшиеся иудеев, распространялись также и на иудеев-христиан.
Иудеохристиане вначале рассматривали в качестве кандидатов для присоединения к их вере только иудеев, однако, с течением времени, идея назареев понравилась неиудеям (в основном, представителям эллинистической культуры),которые захотели присоединиться к новому религиозному учению. И тогда начали всплывать вопросы по поводу двух основных тем — соблюдения кашрута и обрезания. Среди иудеохристиан выделялось радикальное крыло - эбиониты, которые настаивали, что заповедям иудаизма должны следовать все христиане, и «умеренные»- назареи , считавшие заповеди Торы обязательными лишь для евреев-христиан.
Разделение между иудаизмом и христианством началось внутри иудейско-христианской общины ещё при двенадцати апостолах и усиливалось в течение I и II веков до тех пор, пока обе общины окончательно не разошлись с принятием христианства в качестве государственной религии Римской империи в 325 году.
Эбиониты
Об «эбионитах» упоминают Ириней Лионский и Ориген. Юстин, один из самых ранних историков Церкви (середина II века), выделил несколько категории верующих в Христа евреев:
евреи, вошедшие в Церковь Христову, которые быстро исчезли, растворившись среди неевреев;евреи («назаретяне», «назаряне» ), оставшиеся в составе фарисейской синагоги, лишь втайне верующие в Христа, которые также просуществовали недолго;
те, кто стал «эбионитами» и «назорянами» (иногда «назореев» и «эбионитов» отождествляют, хотя «назореи» существовали задолго до начала нашей эры и отвергали употребление вина).
Поскольку ещё никакого единого канона Нового Завета не существовало, то верующие были предоставлены сами себе. Их вера основывалась на Танахе, на устном предании о земной жизни Иисуса Христа, на неполных посланиях Петра, Павла, Иоанна, Иакова и на других книгах, включая и еретические.Так, например, «эбиониты», согласно Евсевию Кесарийскому,верили в необходимость соблюдать все еврейские законы;отрицали непорочность зачатия и считали Иисуса человеческим сыном Марии и Иосифа; не признавали, что Иисус — сын Божий, а считали Его учителем веры, праведником, пророком и Мессией; отрицали апостольство Павла, его послания, и считали его отступником веры.
По мнению «эбионитов», Иисус пришёл исполнить закон и пророчества как новый Моисей. Он убрал из Закона всю фальшь, накопленную в течение всей истории еврейского народа. Они активно проповедовали бедность, аскетизм и вегетарианство.
Эбиониты считали себя мостом между церковью и синагогой, сочетая в себе черты как христианства, так и еврейства. Но в результате церковь назвала их «еретиками», а синагога — «вероотступниками» (мини;м).
Обвинения в ереси со стороны Византийской церкви о неверной трактовке личности Иисуса известны со слов самих византийских деятелей.
Ириней Лионский сообщает, что единственным евангелием «эбионитов» было Евангелие от Матфея, читаемое по-еврейски (на арамейском),также им приписывают отдельное Евангелие эбионитов или Евангелие от евреев.
Группа, именуемая эбионитами, является одним из важных источников сведений о Павле. Их писания замалчивались церковью, но кое-что из их взглядов и традиций сохранилось в трудах их оппонентов, особенно, в огромном трактате «О ересях» Эпифания. Оттуда следует, что у эбионитов описание окружения Павла и его ранней жизни сильно отличаются от того, что находим в Новом Завете, и продвигалось самим Павлом.
Эбиониты были заклеймены церковью как еретики, не понимавшие того, что Иисус являлся божественной личностью. Они же, напротив, утверждали, что Он был человеком, пришедшим учредить новый век на земле, согласно пророчествам в Торе. Более того, эбиониты отказались принять церковную доктрину, идущую от Павла, что Иисус отменил или упразднил еврейский Закон.
Эбиониты признавали Закон, считая себя иудеями и истинными последователями Иисуса, чьи взгляды и учение они добросовестно передавали. Эбиониты иногда рассматриваются как группа, возглавлявшаяся Иаковом и Петром, знавшими Иисуса при жизни, и гораздо лучше осведомлёнными о его целях, чем Павел, который встречал Иисуса лишь в грёзах и видениях. Таким образом, мнение, которого придерживались эбиониты о Павле, является крайне интересным и заслуживает серьёзного рассмотрения, а не игнорирования как «оскорбительная» пропаганда с точки зрения христианских учёных с древних до наших времён.
По мере роста в церкви числа неофитов из язычников, иудеохристиане оттеснялись на задний план. Следы этого процесса заметны в евангелиях и, в особенности, в посланиях Павла . Будучи сторонником равенства всех христиан в царстве Мессии (чем он создал предпосылки к образованию вселенской христианской церкви), Павел, проповедовавший часто в синагогах Малой Азии, Кипра, Македонии и Греции, отрицал обязательность законов Торы вначале только для прозелитов из язычников и лишь позднее — для христиан вообще. Это учение Павла вызвало споры между иудеохристианами и их противниками, не прекращавшиеся и после упомянутого в Деяниях апостолов так называемого Иерусалимского собора (по церковной традиции — 51 г. н. э.). Иудеохристиане апеллировали к авторитету апостолов, «столпов» иерусалимской первообщины, Петра и Иакова Алфеева, «брата господня» (каноническое Послание которого обращено только к иудеохристианам), и отчасти Иоанна Богослова, а их противники — к «апостолу язычников» Павлу.
Этика эбионитов, осуждавшая стяжательство и требовавшая общности имущества, сближала их с традициями иудейского сектантства кумранского (ессейского) толка (после 73 н. э. часть ессеев слилась с иудеохристианами), а также с еврейской сектой последователей Иоанна Крестителя (частью также примкнувшей к эбионитам).
После поражения восстания Бар-Кохбы (135 г. н. э.) и запрета иудеям вступать в Иерусалим большинство назареев слилось в Иерусалиме с христианами из язычников в одну церковь, избравшую себе епископа «от необрезанных» — Марка. В некоторых местах группы назареев удержались до 4–5 вв., что подтверждает Иероним. Один из отцов церкви, Ириней (2 в.), писал, что к Евангелию от Матфея обращались все иудеохристиане. Евсевий в «Истории церкви» (III, 39:1) приводит слова епископа Фригии Папия (середина 2 в.): «Матфей записал изречения (логии) Господни на еврейском языке [арамейском?], а переводил их кто как мог». По-видимому, переводчикам и редакторам принадлежат возможные вставки (1:18, 20; 8:11–13; 26:34–46, 69–75; 27:24–25; 28:19), идущие вразрез с воззрениями иудеохристиан, да и самого Матфея. Об обращенности Евангелия к иудеохристианам свидетельствуют и оставленные без перевода в его греческом тексте ивритские слова. Без перевода приводится также арамейское маммона (в смысле `богатство`; 6:24), отсутствующее в Ветхом завете, но частое в рукописях Кумранской общины, идеология которой отразилась и в использовании понятий, бытовавших в ее среде (например, «нищие духом»; 5:3). Отражение полемики эбионитов с христианской церковью содержится в назидательном сочинении, известном под названием Псевдо-Климентин , которое включает приписываемые Петру проповеди и дискуссии , созданном, возможно, в Сирии до 217 г.
Литература иудеохристиан дошла до нас лишь во фрагментах :апокрифические евангелия, в том числе отрывок из так называемого «Евангелия от Петра» и «Апокалипсис Петра», записи «Речений Иисуса»,обнаруженные в Египте, так называемые акты эбионитов и другие. К ней относятся также вошедшее в Новый завет Откровение Иоанна Богослова , куда, видимо, позднейшие компиляторы ввели ряд интерполяций в духе учения Павла, и упомянутые Евангелие от Матфея и Послание Иакова.
В начальный период среди иудеохристиан встречались воинствующие патриоты Иудеи — например, апостол Симон Зелот (он же Канаит, на иврите зелоты — каннаим), а также автор «Апокалипсиса Иоанна», жаждавший мести «блуднице Вавилонской» — Риму и изобличавший «тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы» (2:9; 3:9). После же бегства иудеохристиан в Пеллу в их общинах победило стремление отмежеваться от иудаизма и от общей с евреями судьбы, что положило начало их разрыву с еврейской средой. Они стали отвергать мессианские надежды евреев на восстановление Храма, национальную и религиозную независимость, а постигшую еврейский народ трагедию трактовали как кару за неприятие нового учения и попустительство в распятии Иисуса. Иудеохристиане не приняли участия в восстаниях евреев в диаспоре (115–117) против императора Траяна и под руководством Бар-Кохбы (132–135), в чем евреи видели не только религиозное, но и национальное отступничество. Неоднозначно было вначале и отношение евреев к иудеохристианам: саддукеи предали около 63 г. суду и побиению камнями их главу в Иерусалиме, брата Иисуса, Иакова Алфеева, или Младшего (Иосиф Флавий, Древн. 20:200), тогда как фарисеи даже к Павлу отнеслись снисходительно (Деян. 23:9).
После 150 г. секты иудеохристиан были отвергнуты и римской христианской церковью как еретические. Однако позднее отцы церкви рассматривали иудеохристиан скорее как «заблудших братьев», нежели как еретиков. Возможно, что влияние иудеохристиан способствовало тому, что христианский мир продолжал пользоваться еврейским календарем вплоть до Никейского собора (325 г.). Евсевий (4 в.) называет иудеохристиан «обольщенными, но не оторванными от Господа», и только Епифаний (4 в. — начало 5 в.), во времена которого в пограничных с Эрец-Исраэль странах еще существовали синагоги эбионитов , окончательно вносит их в список еретиков.
В 5 в., а по некоторым данным, в 6 в., иудеохристиане, по-видимому, ассимилировались в христианской среде, внеся иудейский элемент в другие, более поздние секты. Однако иудеохристиане еще долгое время служили для христиан синонимом еретиков.
Свидетельство о публикации №225020601231