Эротика в древнем искусстве

   Сюжет и образы древнего искусства, запечатлённые на скалах и в предметах мелкой пластики многообразны, но в то же время группируются в несколько крупных категорий. Самые распространённые – сюжеты охоты, отдельные образы зверей и людей, батальные сцены, различные знаковые символы. Но человек древности в своих произведениях искусства не обошёл стороной и тему сексуальных взаимоотношений. Существует целый ряд образов в петроглифах и предметах мелкой пластики, которые напрямую связаны с этой темой.
   Прежде чем перейти к описанию эротических сцен, хотелось бы обратить внимание, что современное понимание слова «искусство», не совсем подходит к искусству древних обществ. Сегодня искусство служит нам для удовлетворения, прежде всего эстетических потребностей. С его помощью мы делаем мир красивее, в меру наших запросов. Древнее искусство служило совершенно другим целям. Оно предназначалась для фиксации и передачи определённой информации в ходе календарных обрядов, коллективных и индивидуальных инициаций, родовых праздников и т.п. Оно было неразрывно связано с мифологией и религией человека в древности и было неотъемлемой частью его мира. Это важно понимать для того, чтобы попытаться проникнуть в суть древнего искусства. В этом ключе сцены охоты могут быть интерпретированы как отражение магических обрядов связанных с промыслом зверя с одной стороны и желанием его сохранить, с другой.
   Это в полной мере касается и эротических сюжетов, которые были, видимо, не столько показом конкретного полового акта, сколько иллюстрацией древних мифологем отражающих идеи плодородия, деторождения, сохранения здоровья и даже создание всего мира.
   Необходимо сразу отметить, что эротическое содержание присутствует в самых различных категориях археологических объектов. В связи с этим необходимо  разделить эти объекты на две большие группы. Первая, это предметы мелкой (и не очень) пластики, сделанные из камня, кости, металла. Они мобильны и, в большинстве своём имели определённые практические хозяйственные функции. Вторая группа, это изображения на скалах, плитах и изваяниях, а зачастую и сами изваяния.
   Одним из наиболее часто встречающихся предметов такой направленности являются каменные жезлы. Они появляются в Минусинской котловине в эпоху неолита и «проживают» здесь до начала 1 тыс. до н.э. Ряд пестов имеют характерное оформление в виде мужского фаллоса. Учитывая, что эти вещи, как правило, использовались в повседневной жизни для дробления и растирания злаков, корней, орехов, вероятно форма имела определённую магическую направленность, связанную с идеями плодородия и изобилия пищи.
   Среди предметов Окуневской культуры, существовавшей здесь более 4 тысяч лет назад, встречаются небольшие, веретенообразные яшмовые жезлы украшенные головками и фигурками зверей и людей. Поверхность их тщательно зашлифована, следы износа отсутствуют. Их назначение до сих пор  не выяснено, ряд учёных считают, что это колотушки бубнов, но специфический внешний вид заставляет предполагать, что эти предметы являлись ритуальными дефлораторами. Обряды искусственного лишения девственности практиковались у многих народов вплоть до нашего времени и были частью женских инициаций, и возможно, здесь мы видим один из отголосков такого обряда.
   Фаллическая символика характерна и для каменных изваяний раннего бронзового века. Археологи и биологи отмечали, что т.н. «саблевидная» форма окуневских изваяний повторяет форму бычьего фаллоса. Бык играл важную роль в хозяйстве и, видимо, в мировоззрении людей той поры. Возможно, такая форма изваяний кодирует некие мифы, связывающие быка, как символ мужской силы и плодородия, с устройством вселенной.
   Переходя к наскальному искусству нужно отметить разнообразие сюжетов эротических сцен. Среди известных нам петроглифов можно найти не только сцены полового акта между мужчиной и женщиной, но и целый ряд вариантов. Встречаются сюжеты с женщиной и двумя мужчинами, однополые акты, в т.ч. групповые (например, Шишкинские скалы в Прибайкалье), сцены коитуса мужчины и животного (лось), женщины и животного (козёл, бык). На практике, едва ли это говорит о массовой распущенности, царившей в древности. Кстати понятие «распущенность», это категория определённой культуры не применимая к другим, неродственным культурам. По данным археологии, антропологии и этнографии, мы можем судить о том, что уже в самой седой древности существовали сексуальные ограничения. Это, например, касается родовой экзогамии, которая спасла человека от деградации и, по сегодняшним данным существовала уже более 100 тыс. лет назад. Хотя надо отметить, что у современных т.н. «примитивных» народов, половые отношения более свободны, чем в «цивилизованных» обществах.
   Какой же смысл вкладывали создатели этих петроглифов в свои произведения? Доподлинно, для каждого сюжета, нам уже не узнать никогда. Но есть ряд обоснованных гипотез объясняющих появление таких изображений.
   «Классические» изображения мужчины и женщины в позе коитуса являются отсылкой к мифологеме «священного брака», в результате которого на свет появляется какой-либо герой. Обычно подразумевается контакт между мужским божеством и земной женщиной (например, Зевс и его многочисленные земные любовницы). Но возможно, что речь идёт и о контакте земного мужчины с богиней (Афродита и её возлюбленные). Сюжет священного брака может включать в себя и слияние двух божеств, в результате которого рождаются новые боги. Это акт может представлять и космологические моменты: рождение планет, звезд и самого мира.
   В этой ситуации объяснимы и те сюжеты, где показаны совокупляющиеся люди и животные. В древности боги и богини, покровители родов принимали, либо имели зооморфный облик. Таким образом, показанные животные являлись также мифическими персонажами, от коитуса с которыми происходили те или иные народы.
   Особо нужно сказать о связи сексуальной тематики и охотничьих культов. Практически у всех известных народов сохранивших традиционную охотничью культуру существуют запреты на сексуальные отношения в период охоты и перед ней. Возможно, это связано с неким культом богини – владычицы зверей, ритуальным мужем которой становился охотник на время промысла и за это вознаграждался добычей. История донесла до нас миф об Артемиде, хозяйке зверей в греческой мифологии. Вероятно, это один из отголосков гораздо более древних представлений. Отсюда ещё одно объяснение слияния мужского персонажа и  зооморфного существа.
   В целом надо отметить, что сцены эротического содержания несли жизнеутверждающий, позитивный смысл, направленный на преумножение и возрождение всего живого, в противоположность сценам охоты и военных столкновений.


Рецензии