В чем смысл Самореализации?

Жизнь - это путь к самореализации, к пониманию и осознанию того, кто мы есть на самом деле, и к раскрытию своего потенциала. Хотя этот путь может длиться всю жизнь, можно быть ближе или дальше от своего истинного «я».
Серен Кьеркегор: Самость
Сёрен Кьеркегор был теологом и философом, которого считают отцом экзистенциализма. Он также дал нам один из самых глубоких анализов человеческого бытия, предвосхитив некоторые основы психоаналитической теории и выйдя за рамки этой теории к проблеме веры и, следовательно, к глубочайшему пониманию человека.

Он пишет о себе следующее:

«Человек - это дух. Но что такое дух? Дух - это я. Но что такое я? Я - это отношение, которое относится к самому себе…»
Серен Кьеркегор, Болезнь, ведущая к смерти
Кьеркегор считает, что личность должна быть связана с вечным аспектом, который, в свою очередь, связан с нами, позволяя нам достичь «истинной личности».

Серен Кьеркегор: Отчаяние
Причиной отчаяния является неспособность человека стать самим собой, поскольку ему не хватает чего-то «вечно неизменного».
Представление Кьеркегора о попытках определить себя - одна из его многочисленных ироний, вероятно, призванных вызвать отчаяние у тех, кто считает, что может понять себя в одиночку. Он говорит о двух типах отчаяния: отчаянии бесконечности и отчаянии конечности.

Бесконечное отчаяние - это раскол между «я» и телом, раскол, при котором «я» не имеет опоры, недостаточно привязано к повседневным вещам - весь человек теряет равновесие. Сегодня мы называем это шизофреническим психозом. Однако он выделяет второй, более распространённый тип отчаяния:

«Но в то время как один вид отчаяния безрассудно погружается в бесконечность и теряет себя, другой вид позволяет «другим» как бы обманывать себя. Видя вокруг себя множество людей, занимаясь всевозможными мирскими делами, становясь мудрым в том, как обстоят дела в этом мире, такой человек забывает о себе… не осмеливается верить в себя, считает, что быть самим собой слишком рискованно, гораздо проще и безопаснее быть похожим на других, стать имитацией, цифрой, пустым местом в толпе.
Серен Кьеркегор, Болезнь, ведущая к смерти
Это отличная характеристика стадного менталитета тех, кто не осмеливается отстаивать своё собственное мнение, потому что это слишком обременительно и опасно. Лучше не быть самим собой, лучше жить, подстраиваясь под других, в безопасной среде социальных и культурных обязательств и обязанностей.

Когда у человека слишком много конечности, он слишком сильно встроен в свой мир. Внутреннему «я» не хватает свободы. Это он называет «отчаянием конечности», или тем, что мы назвали бы депрессивным психозом. Человек не может представить себе никаких альтернативных способов жизни и не может освободиться от тривиальных обязательств, которые ничего для него не значат. Поддаваясь другим и цепляясь за людей, которые поработили его сетью удушающих обязательств, он обвиняет себя - он выбирает рабство, потому что оно безопасно и осмысленно, но вскоре и это теряет смысл.

Тогда человек буквально умирает для жизни, но должен физически оставаться в этом мире. Такова пытка депрессивного психоза: оставаться в состоянии провала и при этом оправдывать его, продолжать извлекать из него смысл.

Он пишет:

«Самая большая опасность - потерять себя - может пройти в мире так же незаметно, как будто ничего и не случилось: любая другая потеря - руки, ноги, денег, жены и т. д. - обязательно будет замечена».
Серен Кьеркегор, Болезнь, ведущая к смерти
В разгар экзистенциального кризиса Кьеркегор написал в своих дневниках следующее:

«На самом деле я хочу чётко понимать, что я должен делать, а не что я должен знать, за исключением того, что определённое знание должно предшествовать любому действию. Дело в том, чтобы понять себя, увидеть, чего на самом деле хочет от меня Бог: дело в том, чтобы найти истину, которая истинна для меня, найти идею, ради которой я могу жить и умереть».
Серен Кьеркегор, Статьи и журналы
Серен Кьеркегор: Прыжок веры
Истина Кьеркегора, ради которой он жил и умер, заключалась в том, чтобы совершить прыжок веры. Дело не в том, чтобы стать самим собой, а в том, чтобы предстать перед Богом во всей своей наготе, чьё высшее «я» - единственное, что может превзойти наше «я». «Я» должно быть уничтожено, чтобы стать «я», это вопрос смерти и возрождения.

Таким образом, человек спасается от этого безумия, связывая свою субъективную внутреннюю сущность с Богом и достигая самопревосхождения. Однако даже религиозный человек не полностью свободен от отчаяния, поскольку истинно верующий должен постоянно испытывать свою веру на прочность.

Зигмунд Фрейд: Психоанализ
Зигмунд Фрейд внёс огромный вклад в представление о самопознании. Он довёл психоаналитическую теорию до предела, но не отказался от неё. Он подчёркивал, что человеческая природа - это непреходящее понимание человеческой натуры, в основном благодаря акценту на либидо (принципе удовольствия).

Фрейд основал психоанализ после того, как обнаружил, что многие симптомы его пациентов были результатом бессознательных подавлений, которые нужно было сделать осознанными, чтобы вылечить их. Он сосредоточился на психопатологии и на том, что не так с людьми. Многие из его последователей развили собственные идеи, в частности, индивидуацию Карла Юнга, о которой мы поговорим позже.

Карл Роджерс и Абрахам Маслоу - два психолога, которые сосредоточились не на психопатологии, а на потенциале развития личности, что также внесло большой вклад в наше понимание себя.

Карл Роджерс: Самооценка
Карл Роджерс говорит о «самовосприятии», которое мы развиваем с детства и которое продолжает формироваться и меняться с течением времени по мере того, как мы узнаём себя. Это знание о том, кто ты есть. Позитивное самовосприятие позволяет человеку чувствовать себя хорошо. Самовосприятие делится на образ себя, самооценку и идеальное «я».

Образ самого себя - это то, как мы видим себя физически, свои социальные роли и черты характера. Однако представление о себе не всегда соответствует реальности, у человека может быть более негативное представление о себе и других. Это связано с самооценкой, ценностью, которую мы придаем самим себе, которая зависит от наших сравнений с другими, а также от реакции других на нас. Низкая самооценка возникает, когда мы сравниваем себя с другими и обнаруживаем, что мы далеко не так успешны, как они, или когда люди негативно реагируют на то, что мы делаем.

Затем у нас есть идеальное «я», человек, которым вы стремитесь стать, и реальное «я», человек, которым вы являетесь. Идеальное «я» используется как модель, помогающая реальному «я» развивать свой потенциал. Однако, когда возникает несоответствие, мы становимся невротиками и не можем развить более гармоничную личность. Мы можем считать, что у нас нет идеального «я», а наше реальное «я» превращается в презираемое «я».

Самооценка зависит от социальных ситуаций, в которых мы оказываемся, поэтому мы должны понимать, что ею можно манипулировать в зависимости от обратной связи, которую мы получаем от окружающих.

Абрахам Маслоу: Самоактуализация
Абрахам Маслоу дал нам важную основу для достижения того, что он называет «самоактуализацией», реализацией своего потенциала в полной мере. Он пишет:

“Каким может быть мужчина, таким он и должен быть”.
Абрахам Маслоу, Мотивация и личность
Самоактуализация - это стремление сделать всё, что в человеческих силах, стать тем, кем можно стать, и это зависит от человека. Это вершина иерархии потребностей, которая символизирует человеческий потенциал и потребность в самореализации.

Прежде чем достичь самоактуализации, человек должен удовлетворить свои базовые потребности. Теория мотивации Маслоу лучше всего представлена в виде пирамиды, в основании которой лежат базовые потребности, а вершиной является самоактуализация.

Мы начинаем с базовых физиологических потребностей в еде, воде, тепле, сексе и отдыхе - и переходим к потребностям в безопасности, трудоустройстве, ресурсах, здоровье и имуществе. Эти две потребности важны для выживания человека, для обеспечения базового питания, крова и безопасности.

Затем у нас есть психологические потребности: потребность в принадлежности и любви (которая включает в себя интимные отношения и дружбу), а также потребность в уважении (престиж, чувство выполненного долга и признание). Эти четыре уровня составляют наши дефицитарные потребности.

Маслоу описывал человеческие потребности как относительно изменчивые - многие потребности присутствуют у человека одновременно, а не в виде фиксированной и жёсткой последовательности. Тем не менее, человеческие потребности могут быть удовлетворены только на одном уровне за раз.

В более поздние годы он исследовал ещё одно измерение потребностей в развитии, критикуя при этом собственное представление о самоактуализации. Он добавил когнитивный уровень (потребность в интеллектуальной стимуляции), эстетический уровень (потребность в гармонии, порядке и красоте), а поверх самоактуализации поставил самопревосхождение. Это довольно интересное дополнение, которое восходит к идее Кьеркегора о духовных потребностях, выходящих за рамки личности. Он пишет:

«Трансцендентность относится к самым высоким и всеобъемлющим или целостным уровням человеческого сознания, поведения и отношений, когда человек относится к себе, значимым другим, людям в целом, другим видам, природе и космосу как к целям, а не как к средствам».
Абрахам Маслоу, Дальнейшие познания человеческой природы
Это идея посвящения себя чему-то большему, чем ты сам. Это может быть мистический опыт, религиозная вера, альтруизм и так далее.

Мы можем связать идею трансцендентности с восточной философией. Самореализация имеет разное значение в западной и восточной культурах. За некоторыми исключениями, на Западе существует множество определений того, что такое «я», в то время как на Востоке преобладает мнение, что «я» - это иллюзорный вымысел и в реальности его не существует.

Восточная философия: буддизм
Буддизм отрицает существование «я» и считает, что оно представляет собой ряд преходящих психологических состояний. Поэтому самореализация - это противоречие в терминах.

Для буддистов жизнь - это страдание, это первая благородная истина. Но это страдание возникает из-за жажды, желаний и привязанностей. Нужно избавиться от жажды, практикуя аскетизм, чтобы освободиться от сансары, бесконечного цикла перерождений, в котором человек рождается в зависимости от своей кармы. Это бесцельное блуждание в мирском существовании.

Чтобы освободиться, нужно всю жизнь практиковать так называемый Благородный восьмеричный путь, который включает в себя действия, позволяющие достичь нирваны, свободы от страданий и перерождений. Спасение - это осознание «не-я».

Восточная философия: даосизм
Даосизм подчёркивает ложность языка. Так называемое «Дао», сущность жизни и Вселенной, или Путь, не может быть описано человеческим языком. Согласно учению даосизма, «я» - это лишь одно из бесчисленных проявлений Дао. Это продолжение космоса». Даосизм описывает «я» следующим образом:

«У совершенного человека нет «я»; у духовного человека нет достижений; у истинного мудреца нет имени».
Чжуанцзы
Таким образом, идеал даосизма - это отсутствие эгоизма.

Восточная философия: Адвайта-Веданта
В адвайта-веданте, буквально «недвойственности», школе индуистской философии и духовного опыта, целью является самопознание. В отличие от буддизма и даосизма, адвайта-веданта стремится к полному пониманию истинного «я» или «Атмана», которое превосходит наши физические тела.

Это можно сделать, осознав высшую реальность существования или «Брахман», осознав, что этот мир временен и заплетён в сеть «Майи», которая является могущественной силой, создающей космическую иллюзию того, что этот мир реален. То, что кажется настоящим, является результатом иллюзии видимости, в том числе и наше эго, признак невежества.

Карл Юнг: Самость
Карл Юнг, основатель аналитической психологии, описывает «я» как совокупность личности, состоящую из сознания и бессознательного. «Я» превосходит эго, поскольку последнее представляет собой лишь сознательную личность. Важно понимать, что эго не является центром нашей личности.

Юнг пишет:

«Я начал понимать, что цель психического развития - это я сам. Линейной эволюции не существует; есть только круговращение вокруг себя самого… Это понимание придало мне стабильности, и постепенно ко мне вернулся внутренний покой. Я знал, что, найдя мандалу как выражение себя, я достиг того, что было для меня пределом. Возможно, кто-то знает больше, но не я».
Карл Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления», VI. Противостояние бессознательному
Юнг говорит нам, что наша психика может быть разделена на три разные сферы: сознание - «поле осознанности», в котором находится наше эго, личное бессознательное - «то, что уникально для каждого человека, но было забыто или подавлено», и коллективное бессознательное - самая глубокая часть нашего бессознательного, унаследованный и общий для всех людей психический материал, представляющий собой универсальные модели эмоционального и ментального поведения или «архетипы».

Осознание только нашей сознательной личности равносильно самонезнанию и иллюзии реальности «я». Истинное самопознание приходит при исследовании внутреннего мира, бессознательной сферы. И для Юнга это и есть истинное жизненное путешествие.

Карл Юнг: Индивидуация
Его основная концепция самореализации вращается вокруг «индивидуализации». Хотя она происходит естественным образом по мере взросления, это всего лишь пассивная форма, и мы не осознаём этот процесс.

Юнг предлагает осознанно подходить к индивидуации, проходящей на протяжении всей жизни, в ходе которой центр психологической жизни смещается с эго на самость, выводя бессознательное содержание в сознание. Это бессознательное содержание включает в себя символические проявления архетипов. Таким образом, человек получает знания о вневременных закономерностях человеческой жизни.

Цель Юнга - не стремиться к совершенству, а скорее достичь целостности личности. Человек становится цельным, интегрированным, спокойным, плодовитым и счастливым, когда (и только когда) процесс индивидуации завершён, когда сознательное и бессознательное научились жить в мире и дополнять друг друга.

Самый распространённый способ взаимодействия с бессознательным - это сны. Используя символические образы сновидений, Юнг обнаружил, что бессознательное передаёт важную информацию, которая помогает всей психике достичь баланса, который был подавлен сознанием, чтобы достичь психического равновесия. Это известно как компенсаторная роль сновидений.

За свою жизнь Юнг истолковал около 80 000 снов и обнаружил, что они подчиняются определённой закономерности. Если внимательно следить за своими снами в течение длительного периода времени, можно заметить, что определённые сюжеты появляются, исчезают, а затем снова появляются. Этот медленный процесс психического роста - это процесс индивидуации.

Некоторые из распространённых архетипов включают в себя: трикстера, героя, мудрого старика и великую мать - они присутствуют не только в сновидениях, но и в истории и мифологии человечества.

Современный человек считает, что может контролировать себя, но самоконтроль - редкая добродетель. Юнг пишет:

«Единственное, чего мы не хотим признавать, - это то, что мы зависим от «сил», которые нам неподвластны».
Карл Юнг, «Человек и его символы», часть I «Приближение к бессознательному»
Карл Юнг: Тень и Персона
Важным архетипом является тень, которую Юнг называет «неизвестной тёмной стороной личности». Это то, что содержит в себе скрытый, подавленный и неблагоприятный аспект личности. Мы отрицаем существование всего, что презираем в себе, приписывая это другим.

Однако мы подавляем не только свои негативные стороны, но и позитивные, такие как честность, креативность и конкурентоспособность, которые необходимо высвободить из нашей тени.

«У каждого есть тень, и чем меньше она воплощена в сознательной жизни человека, тем она темнее и гуще».
Карл Юнг, Психология и религия: Запад и Восток
Более того, человек не может стать личностью, пока играет роль по отношению к самому себе. Персона - это маска, которая скрывает истинное «я», представляя человека не таким, какой он есть на самом деле. Из-за этого особенно трудно взаимодействовать с бессознательным. Возможно, мы можем понравиться другим, но это происходит за счёт нашей собственной психической стабильности.

Это тем более опасно, когда человек не осознаёт эту социальную маску и путает её со своим истинным «я». Когда мы угождаем другим своим ложным «я», это оставляет негативные черты, которые противоречат нашему истинному «я», делая нас пассивными жертвами нашей тени.

Это мы должны интегрировать свою тень, а не наоборот. Это можно сделать с помощью работы с тенью - практики, которая включает в себя самосознание, наблюдение за своими эмоциональными реакциями, радикальную честность и исследование своих снов.

«Нет света без тени, и нет душевной целостности без несовершенства. Чтобы достичь совершенства, жизнь нуждается не в совершенстве, а в полноте; и для этого нужен «шрам на плоти», страдание от недостатков, без которых невозможен прогресс и восхождение».
Карл Юнг, К.Г. Том 12 «Психология и алхимия»


Рецензии