Юрий Куранов - похожий на древнего пророка поэт

   В истории человечества большая редкость – личность, которая, как Маяк, освещает путь к Истине.
   Такой личностью был Сократ. Такой личностью был Юрий Куранов (5.02.1931 – 11.06.2001), поэт, писатель, художник, духовный подвижник.
   Главное, что доносят до человечества его прозорливые представители, – что человек – при его, казалось бы, очевидной малости в масштабах Вселенной, знающий о краткосрочности своего физического тела, – может найти опору в своей душе. Таинственным образом душа оказывается способной в возвышенных порывах охватывать своим видением весь Космос и, поднимаясь в метафизические пространства, почувствовать сопричастность Творцу этого мира.
   Юрий Куранов умудрился вместить в сферу умозрения и чувствования своего сердца Костромской край, Псковский…, вписывающиеся в большее образование – Россия, и далее – в пространство Земли, Космоса, всего Божественного Творения.
   Талантом радостного восприятия красоты природы и добросердечных проявлений человека Куранов обладал с детства. На протяжении жизни он – как человек и писатель – совершенствуется, сочетая благородство стремления к Истине и Благу с повышением уровня художественного мастерства. Искомая в таинственном предчувствии Истина, приоткрывается ему благодаря чуду исцеления, произошедшего в ответ на его отчаянную молитву, и задаёт движение в религиозном направлении. Появляется идеальное средоточие, к которому устремляются все частные чувства и мысли, обретается способность улавливать Истинную Реальность и Высшие Смыслы, заданные Богом-Творцом.
   В стихотворении Александра Пушкина, написанном за полгода до завершения его творческого пути, есть строки: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Поэт не обманулся в значении своей поэзии.
   Значимость творчества Юрия Куранова ещё предстоит оценке в полной мере. Его лира была услышана, как и лира Пушкина, с первых звуков. Из разных мест большой многонациональной страны приходят сотни писем от благодарных читателей, которыми творчество Юрия Куранова воспринимается как «ни с чем несравнимая, ни разу неслышанная музыка лесов, полей, рек… музыка Родины», как чудо «превращения мечты в реальность», как путешествие под алыми парусами. В письмах – признательность за то, что миниатюры Куранова открыли ранее невидимые: красоту, истины, смыслы. Для многих они стали судьбоносными; в одном из писем выражена благодарность за спасение от самоубийства.
   В чём же секрет такого благотворного воздействия?
   Природа наделена таинственным звучанием, а человек способностью услышать эту потаённую музыку. Такое проникновение в истинное бытие вещей даёт надежду на то, что за разрушительными внешними процессами стоит нечто незыблемое: то, что, оставаясь тождественным себе, даёт жизнь всему временному. В душе, прикоснувшейся к этому неиссякаемому источнику жизни, зарождается надежда на бессмертие.
   Куранов обладал интуицией сокровенных смыслов. Отсюда его любование миром природы, живущим глубинными соками, его вера в существование неизъяснимой прекрасной силы, которая может поднять человека над всеми темными сторонами существования в надоблачное пространство, где душа спасается в свете, и тьма уже не может объять её. Слово Юрия Куранова вызывает чувство сорадования всему, в чём проявляется эта сила, всему вибрирующему в унисон с божественной музыкой. В каждом есть это стремлении к счастью, к ликованию души. Куранов, идя путём постижения истины и смысла жизни, приходит к пониманию, что только религиозное мировоззрение может сделать человека безусловно счастливым, задавая свободный от внешних помех оптимистический настрой и давая возможность, совершенствуясь, постепенно подниматься по «улице в Небо».
   Одухотворяющая энергетика произведений Куранова естественно проникает в душу, приводя её в состояние целенаправленного сочувствия и любви, создавая оптимистический настрой. Его тексты уводят от бессмыслицы суетной погони за материальными благами, помогают «не впасть в отчаяние при виде того, что делается дома» и, вообще, в мире людей.
   «Когда задумываешься над жизнью, над участью людей, животных, растений, порою так горько подступают слёзы. Так хочется плакать.
   И вот поднял глаза свои к Небу, слушаешь быстрый и ласковый ветер, видишь, как встает и садится солнце, доносится из лесу голос кукушки либо девичий сердечный голос, или пьёшь из ясного глубокого колодца, из родника — под облаками, и ты не можешь не опуститься на колени… и не воскликнуть всею глубиною души: Господи! Как Ты прекрасен!
   И разве не чувствуешь в такие мгновения, как светится в сердце твоём счастливый ровный огонёк и наполняет жизнью бесчисленные прозрачные грани сердца» (Юрий Куранов «Размышления после крещения»).
   У каждого человека в любой, казалось бы, безнадёжной ситуации всегда остаётся надежда, стоит лишь обратить взор к Небу. Это не значит, что надо опустить руки. Ответ на благодарственную молитву – прилив свежих сил, помогающих решать жизненные задачи в видении своего Высшего назначения.
    «Осмелиться по сути быть самим собой, осмелиться реализовать индивида – не того или другого, но именно этого, одинокого перед Богом, одинокого в огромности своего усилия и своей ответственности, – вот в чём состоит христианский героизм, и стоит признать его вероятную редкость» (Сёрен Кьеркегор «Болезнь к смерти»).
   Это написано в 1849 году, когда эпоха Просвещения только намечала путь к атеизму. В наше время такой героизм, ответственный перед Богом, –исключительная редкость. Слово герой зачастую применяется в противоположном значении.
   Юрий Куранов имел смелость реализовывать свою яркую индивидуальность, осознавая свою ответственность.
    «Главное в искусстве – право и возможность быть самим собой и больше никем другим. Истинный художник, будучи сам терпимым, не терпит похожести своей на кого бы то ни было другого. Инстинкт стадности, стремление сбиться в стаю, в юшку для настоящего таланта неприемлем, более того – он для него смертелен» (Юрий Куранов «Воспоминания о детстве»).
   Сколь многие беды проистекают от того,  что человек, видя свою малость, беспомощность, отсутствие у себя ярко выраженных талантов,  но стремящийся придать себе большую значимость, чем заслуживает на самом деле, примыкает к какому-то сообществу, демонстрирующему силу (особенно опасно, если оно государственного или национального объёма). Теперь этот маленький человек может гордиться своей принадлежностью к большой группе, снимая с себя личную ответственность.
   Обладая множеством талантов,  Юрий Куранов направлял их не только на творчество, но и на благие дела, одним из которых была его литературная студия «Дуновение дюн».
   Мне посчастливилось быть ученицей Юрия Куранова. Встреча с ним была очень значимым событием в моей жизни.
   Духовному существу человека необходим высший авторитет (культ) для выхода из состояния пустоты от всякой веры во что-либо и от всякой любви к чему-либо, кроме веры в себя и любви к себе. Благодаря Юрию Николаевичу наметился выход из замкнутости на себе, появилась возможность заполнить пустоту безверия и нелюбви, остановить неопределённо блуждающий взгляд на ином, высшем, лучшем, чем я сама. Юрий Куранов был первым человеком, рядом с которым я почувствовала свою душевную приземлённость; и в то же время у души начали прорезаться крылья, появилось желание творческих взлётов. И другие студийцы пребывали в благотворных энергиях, исходящих от нашего Учителя.
   За написание книги о Юрии Куранове я взялась, поначалу в дерзновенной самонадеянности, вдохновляемая желанием, выразить восхищение личностью Юрия Куранова, выразить благодарность ему за состояния душевной радости от общения с ним, за его тексты, рождающие светлые чувства, подвигающие к размышлениям, подводящие к открытию ранее неведомых истин и к ответам на главные вопросы.
   В ходе работы над книгой «Юрий Куранов – добрый гений России» пришло убеждение, что уникальный жизненный опыт Юрия Куранова, сохранение им при самых неблагоприятных внешних обстоятельствах внутреннего достоинства и положительного жизнесозидательного направления развития души, его духовное подвижничество – всё это, выраженное в его жизни и творчестве, имеют непреходящее общечеловеческое значение. Появилось намерение как можно достовернее передать это.
   Андрей Сафонов, прочитав книгу, сказал:
   «Ваша книга – флакончик целительных сказок».
    Эти не сказки, а были, появились благодаря целительному роднику, каким являются жизнь и творчество Юрия Куранова.
   В рецензии на книгу Андрей Сафонов пишет:
   «В своей работе автору удалось уловить внутреннюю музыку Курановского мира. Словно полевые цветы, сплетает она, на первый взгляд, не связанные друг с другом фрагменты, но в результате получается нечто большее, чем просто сумма частей – среди биографических фактов и цитат постепенно проявляется неповторимый, похожий на древнего пророка, образ русского писателя Юрия Куранова…
   Книга выполняет свою главную задачу – после ее прочтения хочется ознакомиться с творчеством Юрия Николаевича поглубже. Хочется учиться у него тонкому языку полей и вёсен, языку ручьёв и гроз, языку, постигая который, душа может услышать тихий зов Бога».
   Ценность творчества Юрия Куранова не только в эмоциональном и интеллектуальном удовольствии, получаемом в ходе живого восприятия его текстов, не только в высвечивании явлений таким образом, что это помогает распознавать добро и зло, не только в очищающем и приподнимающем над обыденностью воздействии на душу, – но и во вдруг озаряющем понимании чего-то очень важного, вносящего в существование смысл и светлую чистую радость – в понимании, которое порой не напрямую связанно с текстом, а приходит исподволь, ненавязчиво и воспринимается, как собственное и, в то же время, чудесное открытие. Такое благотворное воздействие становится понятным, если принять во внимание неизменное устремление Юрия Куранова к прекрасному и возвышенному и его ответственность за своё творчество: «Единственным побуждением для творчества должна быть Любовь, прежде всего любовь к Богу и далее – любовь к Его творению, к миру Божьему» (Юрий Куранов «Размышления после крещения»).
 Людмила Поликарпова 5.02.2025

  PS:
   За то, что человечество ещё не полностью превратилось в мёртвое царство роботов, оно должно благодарить таких людей, как Юрий Куранов, рядом с которыми и другие освобождаются от оков своей механичности, начинают тянуться к свету и пробуждать в себе божественное, любящее начало.
   Если у человечества достанет духовных сил выйти из гибельного тупика материализма, то 5 февраля 1931 года оно будет отмечать, как день, в который в России родился Юрий Николаевич Куранов, посланный в мир с высокой миссией и осуществивший своё призвание направлять мир по духовному пути.
   


Рецензии