Николай Милешкин. В городах...
(новое краткое вступление
к Антологии современного Интегрального стиха)
Вы наверняка помните свои ощущения, когда вдруг видите близнецов - от умиления до восторга… Это пример того, какое воздействие на человека оказывает элемент похожести (компонент похожести). В конце концов (или в начале начал?), первый и самый сильный - жизненно необходимый - навык младенца состоит в постоянном узнавании матери!.. Далее человек именно благодаря повторам достигает определённого развития и в итоге профессионализма: простой пример - музыканты и их репетиции ("repetitio" - "повторение", с лат.). Говоря шире, обобщая мысль: повтор образа - не механический, но живой, творческий, с новыми компонентами и уровнями, с уходами от ожиданий, не по кругу, но по спирали развития - это и есть один из главных природных факторов здорового существования человека.
И тут один шаг до рифмы, которая основана на звуковом повторе.
Есть довольно распространённые характеристики рифмы - "сильная рифма", "слабая рифма", то есть более или менее заметная или воздействующая… Не будем вдаваться в детали, но, условно приняв эти характеристики, зададимся таким вопросом: всегда ли та или иная рифма бывает "сильной" или "слабой"?.. И если не всегда, то от чего всё это зависит?.. "Читатель ждёт уж рифмы "розы"…", - так писал А.Пушкин в "Евгении Онегине". То есть поэт как бы потакает читателю, ублажая его слух (или зрение при чтении) этими "угадайками", этими простыми загадками, которые читатель довольно легко и удовлетворённо разгадывает в своих ожиданиях. А этому способствуют ровные силлабо-тонические метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. И повторяющиеся по структуре строфы (четверостишия), чёткие позиции рифм в них.
Выверенность, ровное чередование ударных и безударных слогов или особая система их чередования (как в логаэдах), повторение одинаковых по структуре строф с ожидаемыми рифмами на концах строк и т.п. - все эти регулярности и "ожидаемости" способствуют более чёткой запечатлённости рифм у читателя или слушателя стихотворения.
Но есть и такой тезис: художник должен повести за собой зрителя (читателя) дальше ожидаемого и, таким образом, уйти от "обслуживания", от некоторого прикладного характера сочинения…
И вот тогда, когда в стихах исчезает регулярность, когда поэт не связан этими обязательными канонами ровного метра, рифмы на конце строки, чёткой строфы других достаточно строгих компонентов стиха, тогда и проявляются те малозаметные ранее составляющие стихотворения, которые были "забиты" силой регулярности… Слабые рифмы становятся более значимыми, внутренняя рифмовка - более заметной, более действенной; появляются метроритмические игры, обретающие новые качества, вплоть до смысловых и т.п.
Тонкости и нюансы стиха во всём их многообразии, - те компоненты, с которыми поэт часто работает на уровне интуиции, - приобретают особую силу воздействия. Инструментарий поэта расширяется, а композиция стихотворения часто становится более "штучной", оригинальной. Происходит выравнивание компонентов стиха по силе, их взаимопроникновение, более комплексное воздействие, их совместная работа, их интеграция. На этом во многом и основано искусство Интегрального стиха.
Александр В. Бубнов,
составитель Антологии,
февраль 2025.
=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=
Николай МИЛЕШКИН
***
В городах -
маленькие мы,
просто - ты и я,
ничтожно малые, как муравьи.
Тонкие тоннели метро
соединяют нас,
пронося сквозь расстояние
и плотное пространство
пёстрой толпы,
выбрасывая на перроны огромных залов.
Взгляд выхватывает из хаоса
знакомые чёрточки,
чтобы соединиться, слиться,
чтобы стать чем-то
единым и большим,
и значимым.
В городах,
в огромных городах.
1993
***
Звенигород
колокольный звон
а потом снова
сверчки
(ок. 2000)
***
занимаюсь
любовью
молюсь
(ок. 2000)
***
воскресное утро
запах перегара в морозном воздухе
фонари гаснут
(ок. 2000)
***
с полураскрытым зонтом у груди
в дождь к тебе иду
букет осенний
(ок. 2000)
***
И.А.
некогда
как никогда
(ок. 2000)
***
что за любовь:
ни детей,
ни стихов
(ок. 2000)
***
тише
слушать
как стучит дождь
по крыше автобуса
Санкт-Петербург - Хельсинки
меж двух таможен
2008
В МЕТРО
I (НОЧНОЕ)
долго, долго
пустая перекатывается бутылка
по вагону безлюдному
II (ДНЕВНОЕ)
невозмутимо
пустую перекатываем бутылку
в ноги друг другу
(ок. 2000)
***
человечество –
единый организм
в московском метро
в час пик
ощущаешь это
особенно ярко
(ок. 2000)
***
и окна домов
в твоём городе
смотрят
твоими глазами
(ок. 2000)
***
Е.К.
снег на жёлтых листьях
любовь к тебе
и абсолютная бессмысленность
жизни
30.10.2023
***
как комар
кровью
набухают они
духовностию
2024
МИЛЕШКИН Николай Владимирович
Поэт. Родился и живёт в Москве. Учился в Академии Печати и Университете Истории Культуры (УНИК). В 2013-2014 гг. вёл рубрику "Литературные окрестности" в газете "Малаховский вестник" (пос. Малаховка Московской области). Куратор арт-проектов "Бегемот Внутри" и "Вселенная". Состоит в Московском союзе литераторов. Как поэт печатался в журнале "Арион", Российском альманахе хайку и трёхстиший "Тритон", альм."Среда" и "Литературные знакомства", Интернет-антологии журнала "Футурум АРТ", сетевых журналах "Лиterraтура", "Другое полушарие", электронных альманахах "45-я параллель" и "Средоточие", газете "Малаховский вестник". В переводе на армянский - в журнале "Андин" (Армения; переводы Слави Арутюняна). Также стихи переводились на немецкий, испанский и японский языки. Автор книг стихотворений "Как можно не быть счастливым…" (Книжная серия альманаха "Среда"; Тула, 2017), "Жизнь удалась" (Делаландия, 2025). Член редколлегии издательского проекта "Уйти. Остаться. Жить", посвященного рано ушедшим из жизни поэтам.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
© Милешкин Н.В., стихи, 1993 ... 2008.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2025.
Свидетельство о публикации №225020601833
Александр В. Бубнов
Александр Бубнов 19.02.2025 08:39 Заявить о нарушении
(новое краткое вступление
к Антологии современного Интегрального стиха)
Вы наверняка помните свои ощущения, когда вдруг видите близнецов - от умиления до восторга… Это пример того, какое воздействие на человека оказывает элемент похожести (компонент похожести). В конце концов (или в начале начал?), первый и самый сильный - жизненно необходимый - навык младенца состоит в постоянном узнавании матери!.. Далее человек именно благодаря повторам достигает определённого развития и в итоге профессионализма: простой пример - музыканты и их репетиции ("repetitio" - "повторение", с лат.). Говоря шире, обобщая мысль: повтор образа - не механический, но живой, творческий, с новыми компонентами и уровнями, с уходами от ожиданий, не по кругу, но по спирали развития - это и есть один из главных природных факторов здорового существования человека.
И тут один шаг до рифмы, которая основана на звуковом повторе.
Есть довольно распространённые характеристики рифмы - "сильная рифма", "слабая рифма", то есть более или менее заметная или воздействующая… Не будем вдаваться в детали, но, условно приняв эти характеристики, зададимся таким вопросом: всегда ли та или иная рифма бывает "сильной" или "слабой"?.. И если не всегда, то от чего всё это зависит?.. "Читатель ждёт уж рифмы "розы"…", - так писал А.Пушкин в "Евгении Онегине". То есть поэт как бы потакает читателю, ублажая его слух (или зрение при чтении) этими "угадайками", этими простыми загадками, которые читатель довольно легко и удовлетворённо разгадывает в своих ожиданиях. А этому способствуют ровные силлабо-тонические метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. И повторяющиеся по структуре строфы (четверостишия), чёткие позиции рифм в них.
Выверенность, ровное чередование ударных и безударных слогов или особая система их чередования (как в логаэдах), повторение одинаковых по структуре строф с ожидаемыми рифмами на концах строк и т.п. - все эти регулярности и "ожидаемости" способствуют более чёткой запечатлённости рифм у читателя или слушателя стихотворения.
Но есть и такой тезис: художник должен повести за собой зрителя (читателя) дальше ожидаемого и, таким образом, уйти от "обслуживания", от некоторого прикладного характера сочинения…
И вот тогда, когда в стихах исчезает регулярность, когда поэт не связан этими обязательными канонами ровного метра, рифмы на конце строки, чёткой строфы других достаточно строгих компонентов стиха, тогда и проявляются те малозаметные ранее составляющие стихотворения, которые были "забиты" силой регулярности… Слабые рифмы становятся более значимыми, внутренняя рифмовка - более заметной, более действенной; появляются метроритмические игры, обретающие новые качества, вплоть до смысловых и т.п.
Тонкости и нюансы стиха во всём их многообразии, - те компоненты, с которыми поэт часто работает на уровне интуиции, - приобретают особую силу воздействия… Инструментарий поэта явно расширяется, а композиция стихотворения часто становится более "штучной", оригинальной. Происходит выравнивание компонентов стиха по силе, их взаимопроникновение, более комплексное воздействие, их совместная работа, их интеграция. На этом во многом и основано искусство Интегрального стиха.
Александр В. Бубнов,
составитель Антологии,
февраль 2025.
Александр Бубнов 19.02.2025 08:41 Заявить о нарушении