Схватка
Ещё одна её жертва – режиссёр Майкл Манн. Сегодня его имя не звучит так, как Ридли Скотт, Квентин Тарантино, Джеймс Кэмерон или Пол, прости, господи, Верховен. Старомоден и слишком умён для всего этого. Хотя ничего глубже драмы «Свой человек» я от Голливуда не видел.
Фильм «Схватка» (Heat, 1995 год) имел все шансы стать проходным боевиком эпохи 90-х. Как же так? – мигом перебивают меня киноманы – Аль Пачино и Де Ниро в главных ролях! Это старинное заблуждение многих режиссёров: пригласи Алена Делона, Харрисона Форда, Рассела Кроу, и они вытащат до нормальных продаж любую поделку. Так и поступил режиссёр Джон Эвнет в картине «Право на убийство» (2008). Снова Ниро и Пачино в центре сюжета. И – одноразовое кино.
Майкл Манн близок мне тем, что весьма жизненно расставляет акценты. Винсент Ханна (Аль Пачино) – не идеалист, мечтающий покончить с организованной преступностью в Прекрасной Америке Будущего. Работа ведущим детективом Лос-Анджелеса – наркотик и смысл жизни. В сравнении с которой второстепенно всё, в том числе личная жизнь. Подайте мне умного мерзавца, и я буду ловить его по 25 часов ежесуточно. Когда Ханна в середине истории восклицает «они нас сделали!», это удовольствие профессионального игрока. Локальное поражение означает одно: эта партия затянется, смысл жизни можно продлить ещё на несколько недель.
Впрочем, и Нил Макколи (Роберто Де Ниро) – не плоский мерзавец. Он зарабатывает деньги тем способом, который считает для себя приемлемым. Гангстер, живущий в согласии с собой – разве что любимой женщине приходится лгать, что он «торговец металлом», но Манн прекрасно показывает суть: даже когда всё откроется, таких мужчин не бросают. И речь не о мифической боевой подруге, а умнице-дизайнере с филологическим образованием.
Надо лишь уехать и начать новую жизнь. Она простит – в том числе, серию убийств в ходе ограблений. Поскольку, как и зритель, попадает под иллюзию: мотивация Макколи – сорвать банк на 20-30 лет безбедной жизни и увезти её в Новую Зеландию или, на худой конец, в Мексику. С деньгами хорошо всюду.
Заканчивается это тем, что ближе к концу партии Ханна – Макколи большинство сочувствуют не стражу закона с очередной разрушенной из-за работы семьёй (взаимопонимание с женой на нуле), а гангстеру, который переиграл детектива и едет с возлюбленной в аэропорт без риска быть пойманным. Но… месть оказывается сильнее и губит всё. Надо лишь задержаться на часок и закрыть давний долг перед одним мерзавцем, которому было приказано не стрелять в инкассатора, а он спустил курок…
Сцена встречи в людном кафе Аль Пачино и Де Ниро – классика. Манн эффектно подводит нас к ней: у Ханны вертолёт, наблюдение за Макколи с воздуха с мгновенной пересадкой в авто рядом с маршрутом гангстера. Тот абсолютно спокоен: фактов у детектива нет, предъявить пока нечего. Выпьешь со мной кофе? Окей.
30 лет спустя я читаю, что «Схватка» могла бы чуть успешней идти в кинотеатрах, если бы не премьера в тот же месяц «Истории игрушек». Мир сошёл с ума с его атрофированными вкусами.
– Тебе никогда не хотелось нормальной жизни? – задаёт Ханна риторический вопрос Нилу.
– А что это такое? Пикники, игра в мяч…
– Да!
– И такая нормальная жизнь по тебе?
– По мне – нет.
Просто братья по крови. У этих двоих больше общего между собой, чем с семьёй и любимыми женщинами. Это классика:
– А помнишь, как ты меня гонял?
– Ну, да. Работа такая…
Но цена этому родству внешних противоположностей – человеческие жизни. В том числе, одного из «братьев» в финале. Message Майкла Манна, оставшийся незамеченным: тот, кто мечтал о «пикниках и играх с мячом», член банды Нила по имени Крис (Вэл Килмер) останется жив, избежит тюрьмы и получит шанс начать иную жизнь.
Внешне простое кино, и я думаю, что прототипы Ханны и Макколи в реальной жизни (история из Чикаго 80-х годов) не столь умны и фотогеничны в кадре, как Аль Пачино и Де Ниро. Это неважно; важно то, что стоит лишь показать любую историю в ракурсе детектива и гангстера в режиме онлайн – добро и зло начинают размываться с каждым новым кадром под слова Макколи Ханне на встрече в кафе: мы оба делаем то, что умеем лучше всего.
На фото: из лучших сцен кинематографа 90-х. Аль Пачино и Де Ниро, которые нужны друг другу, как Бонни и Клайд – и неважно, что один из них полицейский.
Свидетельство о публикации №225020601882