Одна история любви сквозь книги
Но про эту любовь думаю мало кто знает и чья она?
Я расскажу Вам о романе сквозь книги, где чувства так полыхают, что герои разных книг говорят их словами. Для начала познакомлю с тремя книгами, где будем читать их переписку:
- Иван Тургенев, «Рудин», 1855 года
- Иван Тургенев «Вешние воды», 1872 года
- Ги де Мопассан «Жизнь», 1883 года
Три произведения и в каждом своя история — история любви. Но почему они связаны между собой?
В романе «Рудин» очень хорошая цитата есть: «...вместе с системами люди отрицают вообще знание, науку и веру в нее, стало быть и веру в самих себя, в свои силы. А людям нужна эта вера: им нельзя жить одними впечатлениями, им грешно бояться мысли и не доверять ей. Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием…»
Я приведу примеры, в которых можно увидеть связь. Например, пейзажные картины:
1) И. Тургенев «Рудин»: По ясному небу плавно неслись, не закрывая солнца, низкие, дымчатые тучи и по временам роняли на поля обильные потоки внезапного и мгновенного ливня. Крупные, сверкающие капли сыпались быстро, с каким-то сухим шумом, точно алмазы…Небо почти все очистилось, когда Наталья пошла в сад. От него веяло свежестью и тишиной, той кроткой и счастливой тишиной, на которую сердце человека отзывается сладким томлением тайного сочувствия и неопределенных желаний……»
2) И. Тургенев «Вешние воды»: Внезапно, среди глубокой тишины, при совершенно безоблачном небе, налетел такой порыв ветра, что сама земля, казалось, затрепетала под ногами, тонкий звездный свет задрожал и заструился, самый воздух завертелся клубом. Вихорь, не холодный, а теплый, почти знойный, ударил по деревьям, по крыше дома, по его стенам, по улице; он мгновенно сорвал шляпу с головы Санина, взвил и разметал черные кудри Джеммы…Шум, звон и грохот длились около минуты… Как стая громадных птиц, промчался прочь взыгравший вихорь… Настала вновь глубокая тишина. «такие огромные, страшные, великолепные глаза – такую красавицу увидал он, что сердце в нем замерло…
3) Ги де Мопассан «Жизнь»: Мало-помалу ярость ливня стихала, и вскоре от него осталось лишь нечто вроде тумана – тончайшая сеющаяся дождевая пыль. Облачный свод как бы приподнялся, побелел, и вдруг сквозь какую-то невидимую щель длинный косой луч солнца упал на луга. Тучи разошлись, показалась синяя глубина небосвода, потом просвет увеличился, как в разрывающейся завесе, и прекрасное лазурное небо, чистое и глубокое, развернулось над землей...Наконец, остановились. У дверец кареты стояли мужчина и женщина с фонарями в руках.
Кто-то скажет совпадение, но если внимательно прочитать и вдуматься в эти эпизоды мы увидим зарождающиеся отношения, а природа читателя ведёт логически, чтобы не потерялся в огромной массе информации. В романах «Рудин» и «Вешние воды» ливень и порывы ветра рассказывают об испытываемых чувствах при встрече, а в книге «Жизнь» уже видим затишье бури и встречу героев.
Откуда эта встреча и любовь в книгах, написанных в разное время? Почему настолько системно выстроена информация, причём она идёт с открытым сердец, искренне помогающей читателю. Почему цитата, которую я привела в начале рецензии, структурно построила и остальные книги в одном контексте? Насколько дар писателя — фантазия далека от точных наук или может это действительно чьи-то письма о любви?
Ещё один пример «совпадения»:
1) И. Тургенев «Рудин»: Авдюхин пруд, возле которого Наталья назначила свидание Рудину, давно перестал быть прудом...Наталья с намерением выбрала такое уединенное место...когда Рудин пришел к Авдюхину пруду; но не веселое было утро...Он не был спокоен. Эти свидания, эти новые ощущения занимали, но и волновали его, особенно после вчерашней записки.
2) И. Тургенев «Вешние воды»: В пять часов Санин проснулся, в шесть уже был одет, в половине седьмого расхаживал по публичному саду, в виду небольшой беседки, о которой Джемма упомянула в своей записке...Неужели она не придет? Трепет холода внезапно пробежал по его членам. Тот же трепет повторился в нем мгновенье спустя, но уже от другой причины. Санин услышал за собою легкие шаги, легкий шум женской одежды… Он обернулся: она!
3) Ги де Мопассан «Жизнь»: И это будет длиться бесконечно в безмятежности невыразимой любви. Ей показалось вдруг, что она уже ощущает его здесь, возле себя; смутный трепет чувственности внезапно пробежал по ее телу с головы до ног. Она прижала к груди руки бессознательным движением, словно обнимая свою мечту; на губах, протянутых к неизвестному, она ощутила нечто, заставившее ее почти лишиться чувств, словно дыхание весны запечатлело на них поцелуй любви. Вдруг она услышала, что кто-то идет там, в ночи, по дороге, позади замка. И в безумном порыве, охваченная страстной верой в невозможное, в чудесные случайности, в божественные предчувствия и романтические пути судьбы, она подумала: “А что, если это он?”
И опять видим общий мотив — свидание. В том и другом случае в совпадениях речь шла о встрече двух влюблённых людей.
Учёные с давних времён изучают пространство и пока измерение идёт как трёхмерное. Что отражается в книгах? Какое пространство мы не замечаем или нам кажется, что не замечаем?
Книги — это отражение мыслей писателя, а соответственно той реальности какая пред ним предстаёт или то, что в сложении нескольких увиденных картин образует новый образ. В данном случае несколько книг — это зеркало какого-то пространства не изученного, неопознанного, но вполне живого и реального. Там чувства, свидание и любовь!
Художник картины «Любовное безделье» Маркус Стоун
Свидетельство о публикации №225020601891