Портрет молодого художника кисти А. Г. Варнека
1. Варнек А.Г. Портрет молодого художника. Х.м. 64х50,5. Начало 1820-х (датировка автора миниатюры, отличная от существующих датировок -1800 г., начало 1800-х). Донецкий областной художественный музей. Согласно авторской версии, на первом портрете А.Г. Варнек запечатлел своего ученика, Петра Заболотского, в возрасте ок. 17-ти лет. Облик Заболотского в возрасте 24-х лет запечатлен на его автопортрете справа.
2. Заболотский Петр Ефимович (1803 – 1866). Автопортрет. 1827 г. (В интернете имеется еще один графический автопортрет, датированный 1827 годом, но качество его невысокое).
В наследии художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека имеется порядка двадцати произведений, на которых изображены дети и молодые люди. Пять из них можно увидеть на странице художника сайта «Воскресный день». Это «Мальчик с болонкой» (ГТГ), «Портрет молодого художника» (Донецкий художественный музей), «Портрет Александры Алексеевны Томиловой в детстве, с куклой в руке» (ГРМ), «Портрет Владимира Александровича Яковлева в мундире пажеского корпуса (ГРМ)», «Портрет поэта Алексея Константиновича Толстого в возрасте 12 лет» (Тюменская картинная галерея).
В настоящей миниатюре речь пойдет о «Портрете молодого художника», одном из наиболее загадочных произведений в творчестве художника. Нужно сказать, что портрета с таким названием нет ни в одном из списков работ А.Г. Варнека, и это является основанием предположить, что название, под которым портрет значится в Донецком художественном музее, не является авторским.
Впервые мне довелось увидеть «Портрет молодого художника» еще в 2010 году на сайте Донецкого областного художественного музея (ДОХМ). В аннотации к портрету сообщалось: «Находится в основной экспозиции. Датирован началом 1800-х. До Великой Отечественной войны находился в Сталинской городской картинной галерее, а в 1941–1945 гг. – у местного художника Е.Е. Грейлиха. В 1945 году портрет поступил в Киевский музей русского искусства. В 1975 г. возвращен в ДОХМ, куда поступил как Автопортрет А.Г. Варнека. Название отклонено как несоответствующее иконографии художника.
Портрет имеет жанровый оттенок, который ему придают атрибуты искусства и жест портретируемого. Папка с рисунками, держатель с сангиной в поднятой руке, словно соразмеряющий пропорции натуры, представляют юношу как занятого штудией художника и придают изображению сходство с академическими программами щукинского портретного класса 1800-х. Вопрос о возможном авторстве Варнека требует дополнительного исследования».
Сразу же после ознакомления с портретом из собрания ДОХМ и аннотацией к нему, возникла гипотеза, что под указанным названием скрывается имеющийся в списке произведений художника «Портрет живописца», который считается утерянным. Именно за этот портрет ученик четвертого возраста Императорской академии художеств Александр Варнек получил в 1802 году золотую медаль «первого достоинства» и был награжден пенсионерской поездкой в Италию [1].
Свои соображения о портрете из собрания Донецкого музея сообщил в местных изданиях – газете «Наука в Сибири» [2] и в электронном журнале Новосибирского художественного музея [3]. В отзыве на данные материалы зав. Отделом ГРМ Н.И. Уварова согласилась с точкой зрения их автора и поздравила с атрибуцией, согласно которой данный портрет отождествлялся с утерянным «Портретом живописца» кисти Александра Варнека, выполненном им в 1802 году. Замечу, что эта дата соответствует той датировке, которая была указана на сайте ДОХМ.
Прошло несколько лет, и однажды захотелось узнать что-либо о художнике Е.Е. Грейлихе, у которого «Портрет молодого художника» хранился во время Отечественной войны. Первым делом заглянул в Справочник «Единый художественный рейтинг» [4] и узнал, что Грейлих Евгений Евгеньевич (08.04.1907–22.02.1998) относится к категории состоявшихся профессиональных художников, востребованных художественным рынком (рейтинг 4 В).
После этого провел поиск в интернете, и результаты его произвели большое впечатление. Оказалось, что в ДНР художника чтут и ценят, а материалов о нем в местных изданиях исключительно много. Причем связано это во многом с тем подвигом, который Евгений Евгеньевич совершил во время Отечественной войны. Приведу вкратце элементы его биографии.
Родился Е.Е. Грейлих в Москве и окончил рабфак Киевского художественного института, после чего еще два года повышал квалификацию в монументальной мастерской при Московском художественном институте имени В. Сурикова. С 1933 г. жизнь и творчество живописца была связана с Донецким краем. Круг творческих интересов Евгения Грейлиха был исключительно широким: он был портретистом и пейзажистом, занимался монументальным искусством, книжной графикой и сценографией. В 1945 году Е.Е. Грейлих был принят в члены Союза художников Украины, а в последующие годы очень много и плодотворно работал, являлся участником республиканских, областных и городских выставок.
В годы фашистской окупации художник, рискуя собственной жизнью и жизнью членов своей семьи, сохранил от отправки в Германию 11 музейных произведений живописи и графики. Среди них был и «Портрет молодого художника», который в числе других спасенных музейных произведений в годы Отечественной войны хранился зашитым в детское одеяло в водосточной трубе.
После завершения войны портрет поступил в Киевский музей русского искусства, в котором находился 30 лет и в 1975 году вновь вернулся, как отмечалось выше, в Донецкий областной художественный музей под названием «Автопортрет» работы А.Г. Варнека. Каковы были мотивы у искусствоведов Киевского музея русского искусства назвать данное произведение автопортретом, неизвестно, но, можно думать, что подтолкнуло их к этой версии его композиционное сходство с Автопортретом в бархатном берете, с рейсфедером (ГТГ).
Специалисты Донецкого художественного музея отклонили данное название, как указано выше, из-за отсутствия иконографического сходства. И эту мотивацию легко подтвердить, сопоставив «Портрет молодого художника» с другой ранней работой Александра Варнека – его «Автопортретом с палитрой и кистями в руке» итальянского периода, выполненным в 1805–1806 гг. [5]. Иконографического сходства в портретах при таком сравнении действительно не просматривается.
Версию о том, кого запечатлел А. Варнек в своем программном произведении «Портрет живописца», высказала автор монографии, посвященной художнику С.С. Щукину, искусствовед Л.Н. Целищева: «Обучаясь живописной технике и портретному мастерству в классе Щукина, Александр Варнек, как прочие ученики, копировал произведения старых мастеров и писал с натуры. Скорее всего, кого-то из товарищей по классу изобразил он и в своей программе «Портрет живописца» [6].
Отождествляя портрет из собрания ДОХМ с «Портретом живописца», выполненным Александром Варнеком в 1802 году, я долгое время придерживался версии Целищевой, согласно которой молодой художник, изображенный на данном портрете, являлся товарищем Александра Варнека по классу.
Однако сравнительно недавно от подобных представлений мне пришлось отказаться. Прежде всего, стало ясно, что на портрете из собрания ДОХМ изображен не товарищ А.Г. Варнека по классу, а другой человек, причем сам портрет выполнен не в начале 1800-х, как считают искусствоведы, а в начале 1820-х гг. Все это не позволяет отождествлять «Донецкий портрет» с «Портретом живописца».
Основанием для пересмотра предложенной ранее в [2,3] версии явилась для меня статья Татьяны Владимировой, посвященная творчеству художника Заболотского Петра Ефимовича (1803- 28.02.1866) [7] , выставленная на сайте «Тихвиниана» в конце 2019 года. В самом начале статьи автор ее представила два портрета, один из которых – «Портрет молодого художника», воспроизведенный выше, а второй – графический автопортрет Петра Заболотского, выполненный им в 1827 году. И все стало ясно.
С версией Татьяны Владимировой о том, что на портрете Донецкого областного художественного музея изображен Петр Ефимович Заболотский, по моему мнению, следует согласиться. При этом можно заключить, что даты исполнения автопортрета Заболотского (1827 г.) и его портрета художником и педагогом Академии художеств А.Г. Варнеком (начало 1820-х, согласно моей версии), если и различаются, то незначительно.
Версию же специалистов ДОХМ о том, что именно он выполнил портрет, находящийся в собрании данного музея, считаю вполне убедительной.
Действительно, Петр Заболотский был одним из лучших учеников профессора Варнека в Академии художеств [8], а «Донецкий портрет» по своей композиции близок к его «Автопортрету в бархатном берете, с рейсфедером.» (ГРМ и ГТГ). Такое же положение фигуры и головы модели, тот же рейсфедер в правой руке. Кроме того, романтизированный и тревожный фон на «Портрете молодого художника» напоминает фон ряда известных портретов кисти А.Г. Варнека.
В то же время, соглашаясь с версией Татьяны Владимировой, не могу не заметить, что высказала она ее не очень четко, в результате чего осталась незамеченной специалистами.
Чтобы донести эту версию до читателей, просто процитирую тот фрагмент ее статьи [8], в котором она эмоционально, но не вполне ясно, предлагает читателям свою точку зрения, согласно которой именно он запечатлен на «донецком» портрете, приложенном к цитируемой ниже собственной публикации рядом с одним из двух автопортретов Заболотского:
«Что же касается живописного наследия Заболотского, разбросанного по многим музеям, то бросается в глаза отсутствие интереса к нему. Ибо многие картины, атрибутированные по авторству, так до сих пор и не атрибутированы полностью, не выполнена идентификация моделей художника. Мы имеем множество портретов «неизвестных» безымянных лиц обоего пола.
Я также задаюсь вопросом о том, почему портрет Заболотского из Донецкого художественного музея, публикуемый ниже, на котором, если сравнить его с автопортретами, изображён именно он, наш земляк в годы своего ученичества в Академии художеств - также безымянен, …».
Прокомментирую цитируемый фрагмент. Татьяна Владимирова в своей публикации, представив в ней рядом «донецкий» портрет и один из двух известных автопортретов Заболоцкого (к сожалению, бледного и нечеткого), пришла к заключению что на «донецком» портрете А.Г. Варнек запечатлен именно Петр Заболоцкий, являющийся его лучшим учеником [8].
Согласившись с данной версией, прилагаю к своей миниатюре наряду с «донецким» портретом другой автопортрет Заболотского 1827 г., лучшего качества. На нем он запечатлен примерно через семь лет спустя портрета, выполненного его учителем.
О том, что нейросеть «не увидела» в публикации Т. Владимировой доказательства того, что на «донецком» портрете запечатлен Заболотский, свидетельствует мое «интервью» с ней, приведенное ниже.
Вопрос к нейросети: « Известно ли, что художник А.Г. Варнек выполнил портрет своего ученика Петра Ефимовича Заболотского ?». Ответ: «Не удалось найти информацию о том, выполнил ли художник А.Г. Варнек портрет своего ученика Заболотского».
Повторный вопрос: «А разве Татьяна Владимирова не доказала, что Варнек выполнил портрет Заболотского?».
Ответ: «Не удалось найти информацию о том, доказала ли Татьяна Владимирова, что А.Г. Варнек выполнил портрет Заболотского. Однако известно, что в 1826–1831 годах Пётр Заболотский учился в Академии художеств в классе исторической и портретной живописи у А.Г. Варнека и А.Е. Егорова».
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Турчин В.С. Варнек Александр Григорьевич, 1782–1843. М., 1985. С. 14, С. 110.
2. Варнек В.А. «Нашелся портрет живописца?» Наука в Сибири. 2010. №34–35.
3. Варнек В.А. «О романтизме в творчестве А.Г. Варнека». Журнал НГХМ.2013.Вып. 1
4. Единый художественный рейтинг. Справочник. Выпуск 12. М., Алев. 2006.С. 104.
5. Каталог собрания ГТГ. Живопись первой половины XIX века. Т. 3. С. 67.
6. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. М. 1999. Искусство. С. 157.
7. Владимирова Т. Заговорят ли портреты Петра Ефимовича Заболотского? Начало. Сайт «Тихвиниана». 2019 г.
8. Варнек В.А. Художник-портретист и педагог А.Г. Варнек. Новосибирск: Издательство СО РАН. 2007.
06.02.2025.
Свидетельство о публикации №225020600276