Мастер и Маргарита или Маргарита и Мастер?
Можно было бы осознанно разработать фильм, в котором именно Маргарита берёт на себя функции Спасителя мира и спасителя этого писателя. Наверное, всё-таки главным героем является Мастер!
Думается, что типаж писателя, созданный Булгаковым, достаточно оригинален: изображён человек, который практически отчуждён от обыденного мира, хотя по необходимости вынужден существовать в нём. Это писатель-отшельник, в каком-то смысле изгой; он религиозный мистик, хотя кто-то в нём видит и философа. Это человек, страдающий в своих переживаниях, размышлениях и духовных поисках. Однако я не увидел какой-то явной философии, которую этот Писатель (назовём его Писателем с большой буквы) мог бы представить человечеству. Но она есть.
У меня есть своя версия, своя история прочтения этого произведения. Долгое время, в советский период, я просто не мог встретить эту книгу в магазинах, она практически не появлялась. Сложилось так, что ни разу не удавалось пойти, купить и прочитать её. Сейчас всё проще: можно найти электронный вариант, и даже никуда ходить не нужно.
1986 год. Дело было в краевой библиотеке города Красноярска. Я встал в очередь для прочтения этой книги в зале абонементной литературы, а сам в очередной раз переписывал и перепечатывал свою диссертацию, посвящённую диалектическим парадоксам исторического времени.
Занимаясь в краевой библиотеке в зале научных работников, уже под самое закрытие (библиотека закрывалась в 20:00), я заскочил в зал художественной литературы без пяти минут восемь и спросил, какова моя очередь. На моё удивление, симпатичная девушка-библиотекарь, похожая на Гелу, загадочно улыбаясь, ответила, что только сейчас сдали книгу, и я могу её взять, потому что сегодня её уже точно не возьмут. Я с удовольствием и восторгом взял книгу, оделся и вышел на ступеньки краевой библиотеки.
А в Красноярске краевая библиотека — это солидное здание в античном стиле, с большой лестницей и высокими колоннами.
Выйдя, я просто замираю: на небе висит какая-то огромная, увеличенная мистическая луна.
Я с непонятным чувством и холодком понимаю, что сейчас апрель и как раз идёт Страстная неделя.
Я приехал домой и буквально сразу сел за чтение книги.
Я читал всю ночь. Я так глубоко погрузился в это воображаемое мною, исходя из текста книги, "пространство образов, событий, отношений и мыслей", что, поверите или нет, закончив читать, я начал читать её снова, пытаясь понять что-то ещё глубже и уточнить некоторые моменты.
Я не хотел покидать это состояние.
У меня не было ничего подобного ни с одной другой книгой.
Это было сопереживание и сосуществование с автором.
Я за ночь дважды перечитал эту книгу и под утро просто выключился. Выспавшись днём, опять-таки не поверите, я стал читать "Мастера и Маргариту" в третий раз.
Меня никак не отпускало это состояние; мне казалось, что оно созвучно тому, над чем я тоже мучился, над своей диссертацией. Мне казалось, что я занимаюсь философией времени.
Что-то влекло меня к размышлениям о совместимости времён. Размышляя об этом, я даже придумал новый термин — «полихронность» — и использовал его в своей диссертации.
Полихронное пространство — это единое время всех исторических периодов.
Фактически в "Мастере и Маргарите" мы тоже видим соединение, наслоение и взаимодействие различных времён.
Это и Христос, и Кант, и Воланд.
Это какое-то советское время, внутреннее духовное время писателя и средневековая мистика.
Я сам мучился со своей диссертацией, и мне было понятно это общее состояние.
К тому же в тот период я как-то увлекался свечами, и у меня в комнате стоял, наверное, десяток свечей различного типа, так что мне своей мистики хватало выше крыши. Они горели, когда я читал.
Мне нравилось достигать различных красивых форм обтекания воска.
Потом я даже читал лекцию для школьников 11 класса на тему того, каким образом в этом произведении проскальзывает философия Григория Сковороды. Тенью проходит какая-то средневековая мистика и особая сфера метафизического мышления в её художественном модусе.
Затем, несколькими годами позже, я перечитывал эту книгу, почему-то именно в месяц Нисан.
Сейчас, наверное, я закрыл для себя эту тему, но мистика философствования, вероятно, в какой-то форме осталась.
Свидетельство о публикации №225020600451