Память о пропавшем без вести
Ещё до войны, на Донских просторах был и есть городок Батайск. В нём в конце тридцатых годов, появилась лётная школа ГВФ. В эту школу два брата, Василий и Георгий, поступили и успешно окончили её. Дядя Вася окончил учёбу в 1936 году, младший брат Георгий - в 1938 году. Руководство авиашколы оставило обоих пилотов на преподавательской работе лётчиками-инструкторами. Старшие лейтенанты вели подготовку лётного состава. Много позже счастливые курсанты вспоминали своих инструкторов добрым словом. Ведь впоследствии эти курсанты тоже становились лётчиками-ассами. Но сегодня главное воспоминание о младшем дяде, о Георгии. О его судьбе. Дома его звали Жора.
Много раз, ещё подростком, я была свидетелем воспоминаний моих дедушек о войне с фашистами. Ефрем Павлович с гордостью рассказывал о младшем сыне, о том, как «малец технику любил». Жора ещё в средней школе принимал участие во всех конкурсах кружка «Юный техник». Будучи школьником, он на основе спичечного коробка собрал радио. А на конкурсе в лётном училище Жора на основе паяльной лампы, пропеллера, трёх патронов и трёх гильз, изобрёл двигатель, который увеличивал подъёмную силу самолёта, за что заработал дорогой приз - мотоцикл.
В тот день при нашей встрече с дядей Васей, который уже давно ходил в форме с шевронами генерала, мы узнали многое о судьбе Георгия, который тоже был пилотом-ассом. Они оба защищали Родину в период Великой Отечественной Войны.
Однажды, когда страна отмечала тридцатилетие Победы над фашистской Германией, в Колоном зале Кремля собрались ветераны войны, в основном командный состав. В списке награжденных был и Василий Ефремович. На фуршете к нему подошёл незнакомый генерал и спрашивает:
- Послушай, а Георгий Цыганков тебе не брат?
- Да, брат! Генерал расцвёл в радостной улыбке.
- Ну, слушай, ай, да молодцы! А где Жора? Всё занят?
- Нет! Он погиб зимой сорок второго года.
- Да как же это? Ой, как жаль! Он же был нашим инструктором ещё в тридцать
девятом году. Из-за такого асса мы все заболели небом!
Воспоминания были долгими. Дядя обрадовался этой встрече, потому что он потом узнал реальную правду о судьбе своего брата. А ведь родители получили осенью 1942 года «похоронку»: «Пропал без вести»! Однако! Правда оказалась с очень большой загадкой. Всю правду он узнал при помощи того нового знакомого генерала. Назову его Владимиром. Они договорились встретиться в летнем кофе.
На встречу пришли три героя войны. Беседа трёх седовласых ветеранов была долгой, воспоминаний было очень много. Оказалось, что эти новые знакомые лётчики-ассы близко знали друг друга ещё до войны, а дядя Георгий был инструктором – учителем для с них.
Третий знакомый, генерал Фёдор. В 1940-41году в авиашколе, в группе пилота-
инструктора Георгия, был его любимчиком.
Вот что он рассказал.
Группа наша знала, что с первого дня начала войны Георгий подал запрос для отправки на фронт. Не отпускали. Пришлось инструктору ехать в Штаб округа с этой же просьбой. И началась история создания звена, эскадрилий, авиаотрядов округа. Георгия направили в Ленинградский военный округ. И уже первого августа 1941 года, за свои военные геройства над Рижским заливом, Георгий получил орден «Красная звезда». Тогда, ещё старший лейтенант, Фёдор встретился с Георгием в 10 АБ ВВС КБФ осенью этого года, своим инструктором. Оба были рады встрече! Георгий был командиром звена во 2-й эскадрильи, на груди красовалась эта «Красная звезда».
Вот ещё о чём поведал боевой соратник Фёдор.
- Их отряд обеспечивал оборону Ленинграда. Красавец парень! Жора в небе был отважным, бесстрашным ассом. Его самолёт не один раз подвергался атакам, он умело вёл воздушный бой. Но если «доставалось», всегда успевал дотянуть до базы. Комэска все любили, хорошо знали его отвагу, для нас он был примером. В узком кругу мы все, любя его, называли Жора.
- Однажды Жора не вернулся из воздушного боя, домой отправили «похоронку», а он через неделю объявился в отряде. Много времени ушло на разборки в НКВД. Жора на этих разборках объяснял, что его сбили, когда он выходя из пике, летел на бреющем полёте, низко. Самолёт жёстко упал, и он попал в плен, полтора километра не дотянув до базы. Фрицы допрашивали, пытали мотопехи. Потом отвезли в какую-то деревню, в свой штаб. Там всё повторилось, два дня подряд.
На ночь прятали в какую-то кладовку. В ней оказался большой подпол, в котором нашёлся ящик с инструментами. Побег удался. Ночью, по звёздам он определил направление и шёл до рассвета, конечно, не по дороге. Где ползком, где перебежкой. Впереди слышалась стрельба совсем близко. Ландшафт непредсказуем. Асс определил по стрельбе, где может быть «окно». Вскоре оказался у своих, обменялись по – русски, народным фольклором. Его отвели к командиру батареи, тот связался с авиабазой. Конечно, не обошлось без ареста на трое суток, пока чекисты выясняли кто, что, да как. Характеристика на Георгия и уважение в эскадрилье помогли ему вернуться в свой авиаполк, в эскадрилью, конечно же, с всякими указаниями.
Жора ещё с большей самоотдачей, азартом, отвагой проводил боевые вылеты, воздушные бои, которые проводились в паре с соратниками. Мы видели, как лихо работал его штурмовик. Были большие нагрузки всю осень, были большие потери. Как всегда вылеты или парные, или групповые. Во время очередного воздушного боя, уже зимой, соратники видели, как самолет Георгия получил повреждения, а пилот получил ранение. Истребитель стал резко падать на территорию оккупированную немцами. Падали два самолёта, один со звёздами, другой в крестах. Боевые соратники видели, как и куда падал самолёт Георгия. Больше асса никто не видел.
Так закончил свой рассказ Фёдор.
Пришло время перемен, и у меня возникло большое желание узнать о дальнейшей судьбе своего дяди Жоры в Министерстве обороны РФ. Отправила запрос. Из Архива Министерства обороны РФ я получила Наградной лист Георгия Ефремовича. В этом листе сообщали, каким героем был этот пилот. Это был пилот-асс. Он: «ОБРАЗЦОВО выполнял задания, проявлял отвагу на современном штурмовике, выполняя задания в районе Рижского залива. С большим риском следовал вглубь противника и поражал цели. А это были огромные танкеры, водоизмещением в 5000 тонн, поджигал сторожевые корабли, атаковал 3-х эсминцев. Корабли затонули. Кроме этого, в результате боя, уничтожил 5 танков и 6 автомашин. Смело вступал в воздушный бой с двумя истребителями «М-109». Во время этого боя самолёт Георгия получил повреждения, но пилот был невредим». За такие боевые геройства получил Жора свою первую Красную Звезду, вручили её первого Августа 1941 года!!!
И вот, вспоминая о моих родных пилотах-ассах, становится очень грустно, потому что два брата, два асса, оба честно и образцово выполняли задания, проявляли отвагу и самоотверженность. Но судьба их в этой войне разная. Мне кажется, что Георгий тоже достоин доброй памяти и наград. Ведь он погиб в бою. Напарник видел этот момент. Но у родителей так и осталась о сыне память: «Пропал без вести»! Братья Георгия, Алексей и Василий, в мирное время пытались получить информацию о дальнейшей судьбе младшего брата, но увы! Грустно! Такое бывало. Но! "Никто не забыт, ни что не забыто!"
Свидетельство о публикации №225020600743
О своих поисках я написала книгу http://proza.ru/2024/12/15/881. Если будет интересно почитайте, возможно мой опыт поможет установить судьбу пропавшего без вести героя. Несомненно, что он достоин уважения и памяти!
Удачи и творческих успехов!
Ольга Дубино 05.02.2026 09:25 Заявить о нарушении