Творчество, жизнь и творческое наследие
если не самым высшим свойством мозга».
Н.П. Бехтерева
В каждой ли профессии необходима творческая составляющая?
Думаю, что, хотя бы элементы творческого подхода нужны каждому работающему человеку. Наверное, тогда создание чего-либо становится созиданием, а не просто работой.
Другой вопрос – всегда ли результаты труда представителей творческих профессий обогащают культурное наследие народа (народов), страны?
Такие вопросы возникли у меня после просмотра нового фильма кинорежиссёра Лидии Бобровой. Это документальный фильм «Анатолий Заболоцкий. Жизнь в профессии».
Фильм посвящён, как не трудно догадаться, творчеству известного кинооператора, заслуженного деятеля искусств Анатолия Дмитриевича Заболоцкого.
Не случайно Лидия Алексеевна, как кинорежиссёр, обратилась к творчеству коллеги по кинематографическому цеху. Казалось бы, каждый из них шёл в профессии своей дорогой. Только эти дороги сошлись в одну – в один большой Путь. И главным на этом творческом пути для обоих стало запечатление реальной жизни народа, его обычаев, традиций, запечатление живой природы.
Анатолий Заболоцкий родился в 1935 году в Красноярском крае. Сейчас ему 89 лет, он вступил в юбилейный свой год. Таким мы и видим его на экране. Он у себя дома.
Начало фильма очень символично. Сразу возникает Образ Дороги. Впереди у нас (у зрителей) дорога. Обычная грунтовка среди необъятных просторов нашей страны, и звучит песня «Снова уводит просёлком дорога, где-то мы завтра встречаем рассвет…» (кадры из фильма «Последний хлеб», 1963).
Далее Анатолий Дмитриевич рассказывает, вспоминает о наиболее ярких и дорогих ему моментах своей работы кинооператором, а по существу – рассказывает о своей жизни, о своём творческом пути.
Сразу следует отметить, что в отличие от современных режиссёров-документалистов (с которыми мне, к сожалению, довелось пообщаться и которые, что греха таить, в определённой степени продолжают страдать «желтизной» и погоней за сенсацией, не обременяя себя даже попыткой проникновения в суть освещаемой ими темы) режиссёр Лидия Боброва очень внимательно, вдумчиво и бережно относится к рассказу героя своего фильма и гармонично вплетает в его воспоминания кадры из снятых им фильмов.
Вслед за режиссёром, запасёмся же и мы толикой внимания и послушаем, о чём поведает нам опыт и мудрость одного из старейших кинооператоров и окунёмся в живую панораму жизни нашей любимой Родины от Прибалтики до Камчатки.
Мы увидим потрясающие съёмки «момента истины» из к/ф «Альпийская баллада» (1965), когда у зрителя просто останавливается дыхание. Работа оператора-человека настолько виртуозна, что на мой взгляд превосходит возможности «всесильных» компьютерных технологий в современном кинематографе.
Навечно зафиксирована Анатолием Заболоцким и жизнь дагестанского селения Корода в его красивом документальном фильме «Полдень» (1969, Центрнаучфильм): Здесь всё живое… Люди, взгляды, портреты, молодость, старость… дагестанский танец… танцующий малыш, которому ещё не все элементы танца удаются (слишком мал), но то, что у него получается, невольно вызывает улыбку умиления и одобрения. В этот дагестанский полдень кажется даже, что кувшин, в который девушка набирает воду из родника в скале, живёт своей жизнью.
Работал Заболоцкий и Шукшиным: «Вася, твои фильмы должно снимать лучше». А мы знаем, что Лидия Боброва также обращалась к творчеству Василия Шукшина – это её фильм «Верую!».
Думаю, что этот документальный фильм Лидии Бобровой многое бы потерял, если бы она обошла стороной поющего Фёдора-балалаечника. Сколько же в глазах этого бездомного искрится и плещется задора, радости, когда поёт он о том, что видит вокруг! И как трагична оказалась его гибель… из-за равнодушия отвернувшихся людей – «бойтесь равнодушных…».
Только несколько раз обнаруживает своё присутствие за кадром Лидия Алексеевна. Остановимся на одном коротком её диалоге с Анатолием Заболоцким. Это когда он говорит об опасностях работы оператором и, в частности – о том, как он снимал медведей на Камчатке (кстати сказать – оператору тогда было далеко за 70 лет!):
«Потом ещё у меня были съёмки опасные, но азартные, – медведей на Камчатке. Я два года ездил их снимал. На второй год мне кое-что удалось… когда медведь в десяти метрах ловит рыбу … медведица с медвежатами, она смотрит за тобой… С одной стороны, боишься, а с другой – азарт этот уцепить живое…».
И в этот момент мы слышим голос Лидии Бобровой:
– Получается – азарт сильнее страха? Мотивация риска – азарт?
– Конечно, азарт. Азарт и желание работать, – со скромной улыбкой отвечает Заболоцкий.
Как же это по-русски звучит! Азарт – сильнее страха. Азарт и желание работать побеждают страх, и тогда на первый план выходят смелость и отвага, что очень близко русскому духу!
Анатолий Заболоцкий освоил свою профессию до мельчайших тонкостей и научился «самому трудному – снимать состояние человека». Мы узнаем из фильма о созданных талантом фотохудожника потрясающе живописных портретных образах, а также о его выставочной и писательской деятельности.
Он скажет нам с экрана: «Вообще операторская работа тяжелейшая, но очень интересная и если заразиться, то стоит отдать ей жизнь».
В этом кратком обзоре документального фильма Лидии Бобровой мы не ставили перед собой задачу осветить доподлинно все его уникальные моменты. Зритель откроет их для себя сам.
Скажем ещё лишь несколько слов о финале фильма. Фильм завершается зримой песней в исполнении Михаила Евдокимова. Звучит она лирично и торжественно, забирая с собой зрителя в красивейшие дали нашей любимой Родины:
«Там, среди русских полей
Дышится сердцу вольней.
Даже молитва слышней
Там среди русских полей»
Без сомнения, созданный русским кинорежиссёром Лидией Бобровой новый документальный Фильм-Посвящение «Анатолий Заболоцкий. Жизнь в профессии» должен занять своё достойное место в бесценном вечном хранилище творческого культурного наследия страны!
Завершить этот текст хочется словами академика Натальи Петровны Бехтеревой:
«Творчество необходимо сегодня более, чем когда-либо, и оно должно быть переориентировано на цели сохранения человечества и всего живого на нашей планете».
06.02.2025.
Свидетельство о публикации №225020600814
Документалистика тут, так понимаю, как своего рода художество.
Вот бы посмотреть ещё фильмы.
Спасибо.
Бармин Виктор 06.02.2025 19:22 Заявить о нарушении
Да, это мой отзыв на документальный фильм режиссёра Лидии Бобровой о кинооператоре Анатолии Заболоцком.
Благодарю Вас за прочтение и
Вы единственный. кто не прошёл равнодушно мимо! Это дорогого стоит!
Надеюсь, что ссылка, указанная в тексте на фильм, открывается, и Вы его посмотрели.
Это фильм не для развлечения. «Развлекухи» (от которой уже тошнит!) у нас у нас хватает. Здесь же стоит подумать и озаботиться...
Ещё раз благодарю и желаю всех благ!
С искренним уважением,
Татьяна Аверьянова
Татьяна Аверьянова 08.02.2025 12:44 Заявить о нарушении
Татьяна Аверьянова 08.02.2025 12:52 Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна!
Бармин Виктор 09.02.2025 19:47 Заявить о нарушении