Впечатление грубого пасквиляю...
Из Сети
"Сообщение Международного Центра Рерихов: Измайловский районный суд города
Москвы отказал в иске журналиста Олега Шишкина к Международному Центру Рерихов
28 августа 2024 года Измайловский районный суд города Москвы, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 2–953/24 по иску Шишкина О.А. к Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» о защите
чести, достоинства и деловой репутации, обязании опровергнуть распространенные сведения, отозвать открытое письмо (Открытое
письмо Правления Международного Центра Рерихов министру культуры Российской Федерации О.Б.Любимовой от 13.09.2022),
взыскании компенсации морального вреда, решил в удовлетворении исковых требований Шишкина О.А. отказать в полном
объеме.
Суд принял данное решение с учетом целого ряда документов, предоставленных Международным Центром Рерихов. В частности,
это:
– Решение Тверского межмуниципального народного суда г. Москвы от 18 января 1996 года по иску Международного
Центра Рерихов (МЦР) и вице-президента МЦР Л.В.Шапошниковой к редакции газеты «Сегодня» и журналисту
О.А.Шишкину о защите чести, достоинства и возмещении морального вреда, в соответствии с которым суд обязал
редакцию газеты опубликовать опровержения информации, содержащейся в статьях О.Шишкина, напечатанных газетой
«Сегодня» осенью 1994 года, а также взыскал с редакции газеты и журналиста О.Шишкина крупные суммы в качестве
возмещения морального вреда.
– Лингвистическое исследование старшего научного сотрудника Института Русского языка РАН, кандидата
филологических наук Э.А.Григоряна от 26.02.2004 г.
– Рецензия на книгу О.А.Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса» директора Мемориального
музея-квартиры академика Н.Д.Зелинского, доктора исторических наук А.Н.Зелинского.
– Рецензия на книгу О.А.Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса» заведующего кафедрой
культурологии учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», доктора
культурологии, кандидата исторических наук, профессора А.И.Смолика.
– Заключения специалиста (эксперта-криминалиста) АНО «Исследовательский центр «Эксперт-Защита» № 043–11/22–
1, № 043–11/22–2, № 043–11/22–3 от 21.12.2022.
– Заключение специалиста (эксперта-лингвиста) АНО «Исследовательский центр «Эксперт-Защита» № 022–07/24 от
09.08.2024.
Кроме того, МЦР были представлены иные доказательства, в том числе отражающие официальную позицию Службы внешней
разведки России, а также документы из государственных архивов РФ.
В связи с этим в решении Измайловского суда г. Москвы от 28.08.2024 г., опубликованном на официальном портале судов общей
юрисдикции города Москвы, было сказано:
«Суд учитывает при этом, что изложенные в «Открытом письме» и Заявлении сведения являются критическим мнением о выводах,
сделанных в произведении истца, которое основано на оценке имеющихся у ответчиков документах и собственных выводах
относительно содержащихся в них обстоятельствах».
На сегодняшний день данное судебное решение не вступило в законную силу, поскольку в ноябре 2024 года О.Шишкиным была
подана апелляционная жалоба, рассмотрение которой состоится в Московском городском суде в ближайшее время. По результатам
этого рассмотрения мы представим более полную информацию об этом судебном процессе.
Международный Центр Рерихов начинает публикацию основных документов, которые были представлены суду в качестве
доказательств позиции МЦР и необоснованности требований О.Шишкина. Учитывая сложность некоторых из них, Международный
Центр Рерихов будет публиковать их с соответствующими пояснениями.
* * *
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ О.А.ШИШКИНА «РЕРИХ. ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ИНДИАНЫ ДЖОНСА»
О Н.К.Рерихе я слышал с юности. Моя мать, Н.Е.Зелинская, знала Н.К.Рериха еще по Санкт-Петербургу, поскольку училась у него.
Она всегда относилась с глубоким уважением к этому человеку и с нескрываемым восторгом к его художественному творчеству.
Знакомство с книгой О.А.Шишкина «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса» в полном смысле слова повергло меня в
шок. В этой «Подлинной истории…», на мой взгляд, нет ничего подлинного: скудные факты, щедро приперченные неуёмной
фантазией и откровенным вымыслом. Более того, создается впечатление, что у автора изначально было желание опорочить
славное имя Н.К.Рериха, и он на протяжении длительного времени пытается это сделать.
Список литературы, посвященной Н.К.Рериху, весьма внушителен, но я не припомню, чтобы кто-нибудь даже из недоброжелателей
художника, написал о нем подобного рода пасквиль. Автор, что называется, «заигрался» в своем стремлении отождествить
вымышленный персонаж американского авантюриста Индиану Джонса с именем реального великого русского художника и
мыслителя мирового уровня, снискавшего известность, уважение и восхищение своим творчеством во всем мире.
Для того, чтобы взяться за написание книги о человеке такого уровня, как Н.К.Рерих, надо быть самому личностью, по крайней мере,
незаурядной. После прочтения книги О.А.Шишкина, у меня создалось впечатление, что написана она человеком, не имеющим
соответствующего образования, которое позволило бы раскрыть поистине грандиозный масштаб личности знаменитого русского
художника, ученого и философа, каким является Николай Константинович Рерих, а также описать его творческий путь в контексте
истории. Насколько мне известно, Олег Шишкин – не художник, не историк и, уж тем более, не философ. По своей профессии он –
актер. А современной истории широко известны печальные случаи, когда актеры, пусть даже талантливые, пытаются заниматься
делами, далекими от их компетенции. В данном случае, по моему мнению, Шишкин, не обладает этой самой компетенцией.
Н.К.Рерих – гордость России. Он внес неоценимый вклад в ее культуру, науку и искусство. К тому же, его недюжинный
дипломатический талант, направленный на пользу России, до сих пор приносит свои плоды. Недаром В.В.Путин, еще в 2002 году,
выступая в Парламенте Индии, в ответ на вопрос «Какие у Вас ассоциации с Индией», сказал: «Во-первых, мы сразу должны
вспомнить известного и в России, и в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь, это удивительное
творчество, это удивительный пример духовной близости, может быть, не лежащей на поверхности, но, тем не менее
духовной близости наших народов». Приведу также отзыв первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру о творчестве
Н.К.Рериха, которого он знал лично: «Картины его напоминают нам многое из нашей жизни, нашего мышления, нашего
культурного и духовного наследства, и мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, выявившего этот дух в своих
великолепных полотнах».
Сегодня, когда Россия выходит на новый уровень сотрудничества с дружественными ей странами, в состав которых входит и Индия,
имя Н.К.Рериха, 150-летний юбилей которого широко отмечается в этом году во всем мире, является связующим звеном в культуре
двух великих стран – России и Индии. В преддверии юбилея знаменитого русского художника, книга О.А.Шишкина, по моему
мнению, может подорвать не только авторитет самого Н.К.Рериха как великого деятеля культуры, но и авторитет нашей страны в
международном культурном сотрудничестве.
Меня, как ученого-востоковеда, возмутили и рассуждения Шишкина о буддизме и его учителях – святых и подвижниках, о которых,
судя по тексту книги, у него крайне смутные представления, но, тем не менее, автор берется утверждать, что они имели какие-то
политические цели. Например, в этом он подозревает почитаемого буддистами Калу Римпоче, а последователей великого
подвижника Миларепы считает тайной политической организацией, готовящей вместе с Н.К.Рерихом политический переворот в
Тибете. (стр. 444–445). Буддизм – это не только древнейшая мировая религия, но и культурообразующая основа всей Центральной
Азии. Демонстрация подобного отношения к ее выдающимся представителям может восприниматься как попытка подрыва уважения
к учению Будды у многочисленных читателей и свидетельствовать о неуважении к народам, населяющим этот регион, что
противоречит тому восточному вектору сотрудничества, который избрала Россия.
О.А.Шишкин пытается убедить читателей в самомнении Николая Константиновича Рериха на том основании, что тот во время
Центрально-Азиатской экспедиции, фактически находясь в плену на высокогорном плато Чонтанг, подписывал свои письма к
тибетскому правительству с просьбой о помощи как Рета Ригден. Это имя, как заявляет Шишкин, тождественно Ригден-Джапо (XXV
Царь Шамбалы). «Грядущий царь Рета Ригден» – это герой сказок и легенд тибетского и монгольского фольклора», –
утверждает автор книги. (стр. 290) Однако такого персонажа как «Рета Ригден» ни в тибетской, ни в монгольской культуре нет. Ригден
Джапо и Рета Ригден – это абсолютно разные имена. Однако, смешивая их, О.А.Шишкин пытается уверить читателя в «мании
величия». (стр. 289–290, 450) (стр.435–436, вкладка стр. 416), которой якобы страдал Н.К. Рерих. Во-первых, «мания величия» – это
психиатрический диагноз, который О.А.Шишкин, не являясь специалистом в этой области, не имел право ставить объекту своего
исследования. Во-вторых, Рета Ригден – тибетское имя, взятое Николаем Рерихом для лучшего взаимопонимания с местным
населением. Так часто делают путешественники, отправляясь в азиатские страны, кроме того, оно созвучно фамилии Рерих. Для
тибетцев нет в таком выборе ничего удивительного, поскольку они часто дают детям имена буддийских святых, царей, священных
понятий. Например, «Дордже (Доржо, Доржи (тиб.) – алмаз, буквально «князь камней»), «Санжадоржо» (тиб.) – «Алмазный Будда»,
«Майдар» (тиб.) – «Любящий всех живых существ» (Майдар – бурятское произношение Майтреи – Будды грядущего). «Ригден» – это
тибетское имя. В переводе «Риг», означает «небо», а «Ден» – «свет». Вместе они образуют значение «Свет неба» или «Сияние».
Для тибетцев в таком имени Н.К.Рериха не было ничего оскорбительного или странного. Об этом свидетельствует архивный
документ, приведенный О.А.Шишкиным – донесение тибетских чиновников своему английскому куратору резиденту Бейли, по чьему
указанию экспедиция была задержана. В книге читаем: «А вот и ответы тибетского правительства от 15 марта 1928 года с
подтверждением исполнения инструкций Бейли: “Получили ваше письмо 17 февраля 1928 года, датированное 5 февраля 1928
года. Американский человек по имени Рел-таг Ригден прибыл на границу Шингти. Хотя эти люди настаивали на том, чтобы мы
разрешили им поехать в Лхасу, в соответствии с вашими предыдущими и последующими частными письмами мы не разрешили
иностранным гражданам ехать в Лхасу”» (стр. 437). Как видно, никакого особого отношения к имени Рел-таг Ригден (Рета Ригден)
тибетские чиновники не демонстрируют.
Бездоказательны утверждения О.А.Шишкина о том, что Рерих планировал военный переворот в Тибете с целью смещения Далай
Ламы XIII, лояльного англичанам, и замены его духовным лидером Тибета Таши-Ламой. «Рерих действительно планировал, что
Панчен-лама вернется в Тибет и отнимет власть у Далай-ламы, и отводил себе в этом плане роль вершителя судеб» – читаем
мы. (стр. 436). Здесь О.А.Шишкин пытается подменить духовно-культурные цели экспедиции Н.К.Рериха в Тибет мифическими
военно-политическими планами. Между тем, Николай Рерих интересовался этими вопросами только как путешественник, который
пытался разобраться в политической обстановке страны, куда он собирался отправиться, и мог позволить себе высказывания или
размышления на эту тему в разговоре, или своих записях. Но данный материал не достаточен для исследователя, чтобы сделать
вывод о военно-политических планах Н.К.Рериха, поскольку отсутствует их документальное подтверждение, а именно, донесения,
распоряжения, собственно, сами планы переворота, список сторонников изложенные в официальных бумагах. Из чего можно
сделать вывод, что О.А.Шишкин не знает или делает вид, что не знает, как важно в исследовании подтверждать собственные тезисы
серьезным фактическим материалом.
Миссия Рерихов в Тибете была чисто духовно-культурной и научной. В то время эта страна переживала жестокий экономический,
политический и духовно-культурный кризис, достаточно описанный в исторической и мемуарной литературе. Пробуждение духа
тибетского народа с помощью Таши-ламы, духовного главы Тибета, и реформаторство ламства должно было, по мысли Н.К.Рериха,
помочь тибетцам осознать собственное достоинство и освободиться от ига англичан. В этом вопросе он надеялся на понимание
Далай-Ламы, поэтому обращался в своем письме к Тибетскому правительству: «Мы пришли в Тибет из великой Америки с самыми
священными целями установления очищения истинного Учения Благословенного Будды под главенством тибетского Далай-
Ламы…»
Несмотря на тяжелейшие условия практически полной изоляции и ледяного плена Чонтанга, члены экспедиции не переставали
заниматься научной работой. Юрий Николаевич и Николай Константинович Рерихи изучали древнейшую религию Бон, редкие
рукописи, хранящиеся в монастырях, осматривали памятники археологии. Но этот научный подвиг остается за рамками
повествования О.А.Шишкина, что указывает на тенденциозность автора и нарушение принципа объективности исторического
исследования. Его, по всей вероятности, не интересует научно-культурный аспект Центрально-Азиатской экспедиции.
Теперь обратимся к другим, не менее известным, персонажам книги О.А.Шишкина. Речь идет об Андрее Владимировиче
Станишевском, Юрии Николаевиче Рерихе, Святославе Николаевиче Рерихе, его супруге Девике Рани и сестрах Богдановых –
Людмиле Михайловне и Ираиде Михайловне. Всех этих людей я хорошо знал лично, а Юрий Николаевич был не только моим
учителем, но и близким другом на протяжении двух лет, вплоть до его безвременной кончины.
О.А.Шишкин утверждает, что под именем тибетского мальчика Рамзаны, участника Центрально-Азиатской экспедиции, скрывался
ученый-востоковед и сотрудник ОГПУ А.В.Станишевский (стр. 315–316). Я знал этого выдающегося ученого на протяжении долгого
ряда лет и сотрудничал с ним по исследованию Памира. В моем личном архиве хранится обширная переписка с Андреем
Владимировичем, с которым у меня сложились дружеские доверительные отношения. С уверенностью могу утверждать, что в сферу
его интересов не входил тибетский буддизм, он не владел тибетским языком и не имел никакого отношения к Центрально-Азиатской
экспедиции Н.К.Рериха.
Особые воспоминания у меня связаны с Юрием Николаевичем Рерихом, выдающимся ученым-востоковедом, моим незабвенным
учителем и другом. Юрий Николаевич, живя в Москве, вел абсолютно аскетический образ жизни, – что называется, был «монахом в
миру». Его крохотная комнатка скорее напоминала келью, наполненную православными иконами и буддийскими изображениями
(танками), сам же он спал на обычной раскладушке, которая стояла тут же. В своей книге, на стр. 408, Шишкин пишет, что одна из
сестер Богдановых Ираида Михайловна, была гражданской женою Ю.Н.Рериха. Не буду касаться этических норм, но, с моей точки
зрения, это может быть расценено как грубое вмешательство в личную жизнь. Более того, данное высказывание, насколько мне
известно, ложно. Сестры Богдановы на протяжении многих лет исполняли роль домработниц в семье Рерихов, а в последние годы
жизни Юрия Николаевича, скорее, исполняли роль «келейниц» при монахе, каковым, по сути, являлся Ю.Н.Рерих.
В довершении всего, хочу констатировать: труд О.А.Шишкина создал впечатление грубого пасквиля и возможного желания
«нажиться» на опорочивании доброго имени уважаемых людей своими крайне спорными измышлениями. Кроме того, возникают
вопросы к издательству, согласившемуся напечатать все это.
Директор Мемориального музея-квартиры
академика Н.Д. Зелинского,
доктор исторических наук
А.Н. Зелинский".https://icr.su/
...Други!
Слуги тьмы не дремлют и в России!Ответ им мой: СГИНЬТЕ ТВАРИ!
В.Н.
****************
1.Открытое письмо А.И.Фурсову по поводу его интервью с О.Шишкиным
Уважаемый Андрей Ильич!
Обращаемся к Вам в связи с выходом 24 декабря 2024 года на канале «День Центр» Вашего видеоинтервью с Олегом Шишкиным,
автором книги «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса», изданной в 2022 году в преддверии 150-летнего юбилея
всемирно известного художника, мыслителя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. Нас
неприятно удивило то, что Вы как известный учёный-историк пропагандируете книгу автора, хорошо известного общественности
некачественностью своих исторических исследований [1].
Уже в начале 1990-х годов О.Шишкин, используя, главным образом, методы фальсификаций и подмен, пытался приписать
Н.К.Рериху шпионскую деятельность. Архивные документы противоречили домыслам автора. Иск Международного Центра Рерихов
о защите чести и достоинства был удовлетворен Тверским межмуниципальным судом г.Москвы. В своем решении от 18 января 1996
года суд признал информацию, содержащуюся в статьях О.Шишкина, не соответствующей действительности. Московский городской
суд утвердил это решение [2], [3].
Формат письма не позволяет перечислить все фактические ошибки и домыслы Шишкина в вышеупомянутом интервью и
рекламируемой книге. Предлагаем Вам обратиться к двум статьям с подробным разбором его нового издания «Рерих. Подлинная
история русского Индианы Джонса» [4], [5]. В данном письме мы хотим обратить Ваше внимание на недобросовестные и
манипулятивные методы Шишкина в изложении информации.
Во-первых, Шишкин часто смешивает факты с собственными домыслами, вырывает конкретные высказывания из контекста так,
чтобы это соответствовало его фантазиям. В вышеупомянутом интервью на Ваш вопрос о сотрудничестве Рериха с Блюмкиным
Шишкин ответил, что Блюмкин помогал с организацией его Центрально-Азиатской экспедиции. В качестве примера он указал на
упоминание Я.Блюмкина в дневниках сотрудницы Рерихов Зинаиды Фосдик. Но в самих её дневниковых записях отмечается, что
Блюмкин не помогал, а наоборот, попытался помешать успешному продвижению экспедиции. В записи З.Фосдик от 8 апреля 1927
года можно прочесть следующее: «Затем Мор[ис] и Н.К. [Рерих] отправились в город по различным делам, которые надо было
уладить до отъезда. Вернувшись домой, они рассказали, что ходили в Торгпредство и торгпред убеждал их уехать как можно
скорее, он готов подготовить все машины к самому раннему сроку, ибо на некоторых участках дороги вскоре ожидаются
движущиеся пески, что сделает их отъезд невозможным. Удивительно, что этот совет последовал после вчерашней беседы с
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Семья Рерихов ; Эволюционные действия Рерихов ; Живая Этика ; Пакт Рериха ; МЦР ; Музей имени Н.К. Рериха
Л.В. Шапошникова ; Защита ; ОНЦ КМ ; Конференции ; Чтения ; Культурно-просветительская работа ; Творческие отделы
Главная страница » Новости » Новости МЦР » 2025
К началу страницы
одним человеком, посланным Блюмкиным, который настаивал, что они должны остаться и дождаться возвращения Блюмкина»
[6].
Во-вторых, Шишкин полностью игнорирует высказывания самих Рерихов, если ему это выгодно. Например, в интервью он
утверждает, что Рерих был масоном. Но супруга художника Елена Ивановна Рерих пишет Г.Г.Шкляверу в письме от 2 января 1935
года: «Конечно, со всею честностью Н.К. [Рерих] может сказать, что он никогда ни в масонских ложах, ни в других подобных
организациях членом не состоял и не состоит. Много чего ему приписывается, и многие стараются хотя бы как-нибудь
прикрепить его имя к своей организации» [7]. Сам Н.К.Рерих 16 января 1934 года пишет в своём экспедиционном дневнике:
«Никогда я не принадлежал ни к масонам, ни к розенкрейцерам!» [8]. Как нам кажется, хотя бы для соблюдения формальной
объективности следовало бы указать, что сама семья Рерихов отрицала членство в подобных организациях.
В-третьих, Шишкин приписывает Рериху дружбу и сотрудничество с разными государственными деятелями и революционерами, тем
самым многозначительно намекая на его политические амбиции и вовлеченность художника в ход социально-политических
пертурбаций. При этом единственным и достаточным аргументом Шишкин считает знакомство Н.К.Рериха с людьми, с которыми он
когда-то учился на юридическом факультете Петербургского университета, пересекался на мероприятиях и т.д. Такие общие данные
не могут служить доказательством чего-либо. Не следует забывать, что Рерих был представителем культурной элиты России того
времени, поэтому нет ничего удивительного в том, что он учился или был знаком с теми, кто впоследствии повлиял на ход истории
страны. Маленькая ремарка: сам Н.К. Рерих писал, что на юридическом факультете он сдавал экзамены, а на историческом
факультете слушал лекции [9].
Также О. Шишкин указывает на переписку Рериха с политиками и руководителями разных стран, полностью игнорируя содержание и
цели переписки. Как всемирно известный общественный деятель, Н.К.Рерих утверждал гуманистические идеи в защиту и
продвижение культуры, такие как, например, Пакт Рериха по охране мирового культурного наследия. Соответственно, нет ничего
удивительного в том, что он вступал в переписку с государственными деятелями.
Позволим себе спросить Вас, Андрей Ильич, хотели бы Вы, чтобы Вашу научную и общественную деятельность потомки
анализировали методами Шишкина, то есть, подтасовкой информации, основываясь только на том, что Вы где-то когда-то с кем-то
встречались, пересекались и так далее, полностью игнорируя Ваши собственные высказывания и воспоминания? При таком
«исследовательском» методе можно создать любую историческую картину и любой образ исторической личности, в зависимости от
целей «исследователя».
Мы рекомендуем Вам глубже ознакомиться с трудами истинных исследователей жизни и творчества Н.К.Рериха, таких, как
П.Ф.Беликов, Л.В.Шапошникова, а также прочесть труды самого Николая Рериха, посвятившего свою жизнь культуре. Мы также
призываем Вас пересмотреть сотрудничество с господином Шишкиным, поскольку именно Ваш авторитет как ученого-историка
придает его книгам ореол научности и качественности, а самому автору – имидж объективного историка. Реклама книг господина
О.Шишкина вредит не только имени нашего великого соотечественника Н.К.Рериха и всей его семьи. Пропаганда подобных работ
негативно влияет на общее качество научно-просветительской деятельности в области исторических исследований в России.
Особенно сейчас, в непростое для России время, крайне необходимо бережно относиться к именам всех великих
соотечественников. Страны Запада пытаются уничтожить её независимость, помимо прочего именно через попирание и принижение
значения русской культуры, стараясь лишить нас исторической памяти и самосознания. Унижая таких великих творцов, как Николай
Константинович Рерих, мы сами лишаем себя части достижений нашей культуры. Тем самым мы потворствуем вражеским планам в
ослаблении изнутри культурного поля страны.
Например, американский профессор Мак-Кеннон, хотя и критикует определенные методы Шишкина, во многом следует его
нарративу и одобряет его «развенчание облика» нашего великого соотечественника. Также Эрнст фон Вальденфельс в своей
книжке о Николае Рерихе использует бездоказательные домыслы О. Шишкина, выдавая их за надежный источник, и благодарит его.
В похожем негативном ключе о Н.К. Рерихе пишут и другие западные учёные, как Дэни Савелли и Ирсун Энгельгард и т.д.
Характерной чертой для подобных публикаций является не только изображение Рериха как авантюриста, но и проявление
оголтелой русофобии, намёки на захватнические амбиции русских, насмешки над патриотизмом всего русского народа, над верой
Рериха в великое будущее России, как, например, в книге Мак-Кеннона.
Н.К.Рерих был прежде всего пламенным патриотом, и его труды и достижения нужны России именно сейчас! О России он всегда
писал с верой и любовью: «…русская душа жива красотою, а в глубинах русского сердца свила гнездо доброта. Русский народ
есть народ-строитель. Не строитель фабрик, но создатель жизни. Из каждого испытания народ выходит обновлённым. Да
будет хорошо народу русскому! А беда, как вода речная, смоет и омоет. В новый путь, в новое строительство!» [10].
Результаты подвижнической деятельности Николая Рериха, всемирно известного художника, международное признание его
миротворческих идей говорят сами за себя, и благодарность мировой общественности за его самоотверженный труд во имя
Культуры будет еще более укрепляться в будущем.
Своим художественным, научно-просветительским творчеством и созданием первого признанного на международном уровне
документа по защите культурных ценностей Н.К.Рерих ярко продемонстрировал всему миру непреходящее значение русской
культуры [11]. Именно с такими именами в сознании народа Россия сможет не только устоять в современном цивилизационном
сопротивлении, но и возродиться к новым культурным достижениям.
Екатерина Андреевна Щусь,
Галина Константиновна Шнайдер
Литература и примечания:
1. Видео канала «День Центр» от 24.12.2024:
2. Стеценко А.В. Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха. Факты и домыслы.
3. Стеценко А.В. Клевещите, клевещите, что-нибудь да останется.
4. Лазарева О. Микроб клеветы. Очередные измышления Олега Шишкина.
5. Хоменок Л.В. Фабрика лжи Олега Шишкина.
6. Фосдик З.Г. Воспоминания о Рерихах. М.: ЭКСМО, 2014. С. 260–261
7. Рерих Е.И. Письма. Том III (1935 г.). М.: Международный Центр Рерихов, 2001.
8. Рерих Н.К. Дневник Маньчжурской экспедиции. М.: Международный Центр Рерихов, 2015. С.89
9. Рерих Н.К. Листы дневника. Том II. М.: Международный Центр Рерихов, 2000.
10. Рерих Н.К. В новый путь // Листы дневника. Т. 2. С. 442 – 443.
11. Предлагаем Вам ознакомиться с коротким фильмом об основных вехах творчества Н.К. Рериха.
https://icr.s
***************
2.Письмо Международного Центра Рерихов Губернатору Ленинградской области
А.Ю.Дрозденко по поводу проекта реэкспозиции Музея-усадьбы Н.К.Рериха в Изваре
Губернатору Ленинградской области
А.Ю.Дрозденко
Уважаемый Александр Юрьевич!
В октябре прошлого года, года 150-летия со дня рождения великого русского художника, ученого, мыслителя и общественного
деятеля Н.К.Рериха, пришла радостная новость о том, что выделены средства на обновление экспозиции Музея-усадьбы
Н.К.Рериха в Изваре Ленинградской области. Именно Извара, особенности ее традиционного усадебного быта, ее природа, история,
культура, способствовали раскрытию внутреннего потенциала Николая Константиновича и формированию его основных интересов.
«Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре», – писал художник. Живопись, история и
археология, Восток – эти увлечения, зародившись в Изваре, определили его жизненный путь и творческую судьбу. На сегодняшний
день Музей-усадьба в Изваре – единственный мемориальный музей Рериха в России и, несомненно, требует к себе особого
отношения.
Концепция существующей экспозиции Музея-усадьбы разрабатывалась профессиональными музейщиками, учеными, археологами,
хорошо знавшими жизнь и творчество Н.К.Рериха. В ее основу был положен принцип мемориальности, стремление сохранить дух
старинной усадьбы, где прошли детство и юность Н.К.Рериха и где формировалась его личность. Поскольку со времени создания
экспозиции прошло уже более четверти века, она, конечно, требует обновления.
Но совсем недавно мы с горечью узнали о том, какие «обновления» ожидают экспозицию музея. Как следует из Дизайн-концепции
реэкспозиции Музея-усадьбы Н.К.Рериха в Изваре, предполагаемые нововведения кардинально меняют внутреннее пространство
дома, где формировалась личность молодого Рериха и начинался его творческий путь. Авторы концепции заявляют о разработке
«новых принципов репрезентации существующих экспонатов» и создании «проектов новых инсталляций», призванных, по их
мнению, «показать формирование Рериха через Извару (история, археология, философия, религия etc.)» и отразить основные
этапы его жизненного пути. Но, судя по конкретным предложениям и имеющимся в дизайн-концепции фотографиям, подготовленный
проект реэкспозиции абсолютно не соответствует заявленным целям и полностью противоречит критериям мемориального музея,
специфика которого заключается, прежде всего, в воссоздании среды, в которой жил и творил великий человек. Основная задача
экспозиции такого музея – погрузить в эпоху и дать возможность посетителю «лицом к лицу» встретиться с главным героем, с
особенностями его быта, его вкусами, привычками, интересами в родной для него обстановке. Сохраняя историческую память о
жизни отдельного человека и целого общества, мемориальные музеи играют важнейшую роль в воспитании любви к своему краю и
родной культуре, патриотизма, сохранении культурной преемственности народа и страны. А что мы видим в проекте реэкспозиции
усадьбы в Изваре? Ценнейшие подлинные предметы обстановки заменяются или дополняются современными стеллажами, на
полках предполагается хаотичное нагромождение фотографий и текстов, в центре комнаты планируется разместить лодку,
заполненную непонятными предметами… И все это подается как современный подход к созданию музейной экспозиции,
наполненной символическими связями и смыслами. Но на самом деле – это разрушение уникальной мемориальной ауры музея и
полнейшее неуважение к его посетителям, с которыми музей собирается общаться не гармоничным языком грамотно разработанной
и соответствующей пространству усадьбы экспозиции, а бессмысленным набором букв и слов, понять который не представляется
возможным.
Создается впечатление, что разрушение мемориальности музея – непосредственная задача, которую поставили перед собой
авторы проекта. И одно из подтверждений тому – изменение названия усадьбы, из которого исчезает имя Рериха. Не хотелось бы
так думать. Хочется надеяться, что причиной такого неграмотного и разрушительного по своей сути проекта реэкспозиции
знаменитой на всю Россию усадьбы в Изваре стало отсутствие музейного образования и опыта у его авторов, а также
недостаточное знание ими жизни и творчества Н.К.Рериха.
Представляется, что необходим комплексный подход к развитию единственного в России мемориального Музея-усадьбы Н.К.Рериха
в Изваре, включающий обустройство территорий, восстановление разрушенных мемориальных объектов и научно обоснованное
обновление экспозиций музея, так же, как и привлечение к работе опытных музейных специалистов, художников, археологов,
исследователей. Целью реновации должно стать превращение Музея-усадьбы в Изваре в музейно-культурный центр мирового
уровня. Такие же цели стоят перед мемориальной усадьбой Рериха в долине Кулу в Индии, где великий сын России завершил свой
жизненный путь и где бережно сохраняется его наследие. Возможное будущее культурное сотрудничество двух мемориальных
музеев-усадеб, связанных с именем Н.К.Рериха, в России и в Индии может стать еще одним шагом в укреплении дружбы между
нашими великими странами.
Уважаемый Александр Юрьевич, мы очень надеемся на Ваше понимание и просим Вас взять под свой особый контроль Музей-
усадьбу Н.К.Рериха в Изваре – одну из уникальных культурных жемчужин Ленинградской области.
С уважением,
Директор общественного
Музея имени Н.К.Рериха
Международного Центра Рерихов
Н.Н.Черкашина
https://icr.su/
**************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
6 февраля 2025 года
Свидетельство о публикации №225020600093