Время гигантов

                К 95-летию совхоза им. Электрозавода

                В наши дни бывшая центральная усадьба совхоза им. Электрозавода
                называется пос. Ясногорский. На землях вчерашнего совхоза —
                гиганта находится ОП «Электрозавод» АО «Иволга», где трудятся
                87 чел. И в наши дни — это крупнейшее хозяйство
                Новосергиевского района, площадь сельхозугодий которого
                превышает  22,9 тыс. га. Площадь зерновых культур в нынешнем
                году составила 7642га.
                Сейчас на территории ОП «Электрозавод» завершается с
                строительство молочного комплекса на 600 голов крупного
                рогатого скота.


О том, что «большое видится на расстоянии» люди, как правило, вспоминают, прожив жизнь и пережив массу испытаний - тогда событие, казавшееся  лишь эпизодом, представляется ярко и объемно. Касается это как судьбы каждого конкретного человека, так и судьбы государства.
Только сейчас нам становятся по-настоящему понятными  титанические усилия наших отцов и дедов в создании прямого «предка» нынешней России - Советского Союза. На этом пути им многое пришлось преодолевать и многое в немыслимо короткие сроки возводить «с нуля».  Именно так, практически на пустом месте девяносто пять лет назад в Оренбуржье был создан совхоз-гигант им.Электрозавода.

Шефы с гаечными ключами

Обновленные школьные учебники истории России, которыми старшеклассники пользуются уже год, доходчиво разъясняют термины «индустриализация»  и «коллективизация». Бегло ознакомившись с темой, они сразу могут заметить, что оба описанных явления имели начало практически в одно и тоже время: в конце двадцатых-начале тридцатых годов века минувшего. Старшее поколение - выпускники советских школ - могут к тому же без труда вспомнить и объяснение этому: «промышленность должна была обеспечить сельское хозяйство техникой: без нее крестьянам было не выжить!». Как здесь не вспомнить крылатые слова «великого комбинатора» - Остапа Бендера, сказанные им на открытии автопробега Старгород - Черноморск: «железный конь идет на смену крестьянской лошадке!».
Однако тогдашнее руководство страны понимало, что пока этот «железный конь» доберется до полей вновь создаваемых колхозов, пройдет несколько лет, необходимых для строительства тракторных заводов; обучения миллионов рабочих, техников и инженеров; закупки станков и оборудования. Вместе с тем, опыт создания первых колхозов дал отрицательный пример резкого падения урожаев, а это означало и угрозу голода населения, и снижение доходов от продажи товарного зерна (которое в те годы было основным источником получения страной валюты). Выход был один: пока  продолжаются эксперименты с коллективизацией, нужно срочно создавать мощные хозяйства - совхозы, в которых будут трудиться рабочие-механизаторы; а возглавят их назначаемые партией директора.
Создание таких сельхозпредприятий было решено поручить крупным заводам страны, способным не только закупить нужную технику и оборудование, но и направить в село инженеров и техников, а также постоянно шефствовать над ними. Так возникло движение «двадцатипятитысячников» - посланцев промышленности для помощи деревни.
17 августа 1929 года коллективу Московского электрозавода было предложено взять шефство над одним из таких совхозов. Правительство предложило для этого на выбор целый ряд вариантов, начиная от донских степей вплоть до Калмыкии и Урала. После долгих споров остановились на Ток-Чуранском совхозе, что в Оренбургском округе Средне-Волжского края. Руководство завода  утвердило директором нового хозяйства мастера - Федора Шканова, в то время заочно обучавшегося в МВТУ им. Баумана. Вместе с ним в оренбургские степи завод командировал почти тридцать слесарей, токарей, кузнецов, электриков. Было решено, что новое хозяйство будет называться «зерносовхозом имени Электрозавода». Руководству нового хозяйства вменялась в обязанность необходимость в кратчайшие сроки организовать производство, обеспечить стопроцентное выполнение планов совхоза и способствовать коллективизации окружающих бедняцко-середняцких хозяйств.

Хутор с трудной судьбой

Выделенные совхозу семьдесят шесть тысяч гектаров земли до 1917 года принадлежали владельцу судостроительного завода «Бенке и Компания», а также ряда крупных предприятий в Самаре, Нижнем Новгороде и Астрахани - самарскому купцу Антону Николаевичу Шихобалову. Имел он и крупные земельные угодья. В том числе и на берегах рек Ток и Чуран (Уран), где в начале XX века был построен каменный манеж и конюшни для разведения породистых скакунов.
Здесь у купца был построен бревенчатый дом из сибирской лиственницы  - мечта многих состоятельных людей того времени. Дело в  том, что указом правительства здания из лиственницы было разрешено строить только духовным лицам архиерейского звания. Рядом с домом на четырех гектарах в 1901 году был разбит сад и парк с аллеями - настоящий оазис среди степи!
Территория нового совхоза имела бурную «революционную судьбу»:  осенью 1917 жители соседних башкирских сел разгромили усадьбу Шихобалова, постановив, что отныне вся его территория - собственность бедняков. Чтобы соседям из окрестных деревень нечем было поживиться, на дорогах выстроили баррикады, разбросали железные бороны и выставили круглосуточную охрану. С этого момента события «понеслись  вскачь»: хутор Шихобалова оказывался то в составе буржуазной республики Шура, то в нем устанавливалась советская власть. В декабре 1918 хутор заняли кавалеристы 25-й Чапаевской дивизии. 
Голод 1921-1922 годов оставил свой след и на кладбище хутора. По воспоминаниям переживших это лихолетье, «главное в голод было дожить до сусликов! Как только вылезают они из нор весной - конец голоду!».

«Экспедиционный корпус» в степи

Центральная усадьба нового совхоза обосновалась на хуторе Шихобалова, в семидесяти с лишним километрах от ближайшей железнодорожной станции Новосергиевка. Из-за отсутствия нормальных дорог решили действовать по методу военного экспедиционного корпуса: на станции  была организована временная база совхоза - открылись контора, склады, мастерские. Под мастерские новосергиевские железнодорожники временно отдали свое депо, а под склады - пакгаузы. В самой Новосергиевке совхоз купил и арендовал более двадцати конфискованных кулацких домов, организовал свою столовую.
Главной задачей стало обеспечение предстоящей посевной. Для этого на центральную усадьбу до весенней распутицы по незнакомым зимникам  нужно было перебросить технику, оборудование, топливо.
Переброска ста пятидесяти закупленных за валюту мощных гусеничных тракторов «катерпилар», десятков автомобилей и прочей техники и оборудования была похожа на войсковую операцию: с местными «проводниками» был тщательно разработан маршрут, в расчете на неделю бы взят запас продуктов… И все же не обошлось без потерь: первый рейс прошел успешно, но во время второго погиб начальник колонны - механик Иван Туров.
Последний тракторный «караван» двинулся уже 14 апреля во время весенней распутицы, потому его семидесяти пяти километровый марш до совхоза был неудачным - несколько тракторов были изрядно повреждены.
В апреле 1930 года в Новосергиевку прибыли триста трактористов, подготовленных из сельской молодежи на курсах в Оренбурге, Сорочинске и Бузулуке. С ними приехали с курсов в Подмосковье и одиннадцать москвичей-электрозаводцев. Правда, американские трактора, работающие на лигроине, для четырехкорпусного плуга были слабоваты, но с парой быков все-же их было не сравнить! За первую посевную этого года электрозаводцам удалось вспахать всего лишь около семидесяти тысяч гектаров, считая свою-совхозную и восемь тысяч гектаров земли только что возникших и потому остро нуждающихся в помощи окрестных колхозов. Для помощи им москвичи также создали единственную в Оренбуржье машинно-тракторную бригаду (МТБ) - прообраз появившихся много лет спустя МТС. В ней на протяжении двух лет работало десять тракторов и кроме того в штате  совхоза была должность агронома-организатора по обслуживанию окрестных колхозов.
Трудности у московских шефов возникли не только с пахотой, но и сопротивлением кулаков из окрестных деревень, сыпавших в бочки с автолом песок и выворачивающих из карбюраторов автомобилей жиклеры. Были даже случаи ночных обстрелов работавших в поле тракторов.
Иногда «сопротивление прогрессу» приобретало курьезные формы: из-за пущенных кулаками слухов о порче полей машинной обработкой, в одном из колхозов женщины и подростки вышли в поле и стали… вслед за работавшим трактором руками переворачивать обратно вспаханные пласты земли1
Прошел первый, самый трудный год. На полях созрел рекордный урожай пшеницы и ржи. За это время в глубине ковыльных оренбургских степей возник городок из двадцати четырех жилых зданий, ремонтных мастерских, шести зернохранилищ по шестьсот тонн каждое, конторы, складов,  школы-семилетки, детского сада, пекарни, бани и магазина; было построено пятнадцать мостов и  более ста пятидесяти километров дорог. Появилась также своя электростанция, была проведена телефонная связь с Новосергиевкой, заговорило радио. В совхозе трудилось тогда свыше пятисот рабочих и специалистов.
Для окружающих колхозов совхоз им.Электрозавода стал настоящим примером прогресса и первым помощником: он принял участие в организации и становлении двадцати одного колхоза в Оренбуржье! Это был самый крупный зерносовхоз в Оренбуржье и один из пяти крупнейших в стране.
Директор В.Шканов и трое трактористов совхоза в ознаменование успехов работы хозяйства были приглашены в Москву на празднование 13-й годовщины Великой Октябрьской революции.
Так почти век назад «Московский Электрозавод» создал в степях Оренбуржья  настоящего сельскохозяйственного гиганта, на долгие десятилетия ставшего мощным памятником движению «двадцатипятитысячников».


Рецензии