Святые мученики Виталии

Святых Виталиев было предсказуемо много (аж полдюжины); что неудивительно, учитывая распространённость этого имени в те времена… однако даже очень краткие биографии мне удалось найти только двоих: Виталия Керкирского (на этом острове в Ионическом море близ Греции тогда вообще творилась жуть кромешная) и Виталия Медиоланского.

История мученичества Виталия Керкирского на первый взгляд банальна донельзя: он и ещё три товарища (Зинон, Евсевий и Неон) были обращены в христианство первыми апостолами (ну, почти первыми – из числа семидесяти), после чего, судя по приговору, увлечённо занялись любимым делом неофитов.

Громко проповедовать на всех углах, бить как горшки языческих идолов (уничтожать произведения искусства) и крушить языческие храмы (аналогично). Римляне к эстетике относились серьёзно весьма (языческая религия тут была обычно не при делах совсем), поэтому таким «луддитам от христианства» полагался костёр.

В смысле, сожжение заживо… что и было сделано с «великолепной четвёркой». Что же касается апостолов… то это совершенно отдельная история, о которой я расскажу в одной из последующих глав.

А четверо неофитов пострадали не за веру (на это римлянам было наплевать совершенно) – и даже не за пропаганду оной (за это обычно пороли и изгоняли). Они были сожжены за надругательство над произведениями искусства – великими творениями человеческого гения. Римлян можно понять.

История мученичества святого Виталия Медиоланского (ныне это город Милан) интересна тем, что это довольно необычный пример «слышал звон, но не знал, где он» … впрочем, обо всём по порядку.

Согласно церковной легенде, казнена была вся семья: Виталий, его жена Валерия и два сына (Гервасий и Протасий). Такое случалось во все гонения (во время религиозной войны в Нидерландах кальвинисты семьями всходили на костёр – даже с малыми детьми), так что в этом ничего особенного не было.

История обращения Виталия в христианство тоже не была такой уж редкостью. Судя по жизнеописанию, он был судебным приставом и повсюду сопровождал судью Паолино.

В Равенне судья подверг пыткам и смерти через обезглавливание некоего лекаря, который объявил себя христианином. Видимо, они с Виталием общались достаточно долго, чтобы проповеди и стойкость доктора убедили Виталия принять христианство. Это стало известным, к нему (безуспешно) применили «третью степень убеждения» по стандартной программе, после чего… и вот тут-то и начинается самое интересное.

Согласно церковным сказочникам, Виталий был казнён во времена то ли Нерона (что вряд ли, ибо на самом деле при Нероне никаких гонений не было), то ли Марка Аврелия (там дело ясное, что дело тёмное).

Однако применённый к Виталию метод смертной казни говорит о том, что на самом деле он был христианином еврейской национальности и был убит (его, скорее всего, линчевала толпа, науськанная молоханами и коллегами фарисея Савла) в первые десятилетия после евангельских событий.

Ибо, согласно жизнеописанию, он был похоронен заживо (засыпан камнями) … а это имело место как раз при линчевании достаточно большой толпой еврейских фанатиков (крупных камней могло быть под сотню – с головой хватит для погребения заживо).


Рецензии