отчуждение
Вопросы теории.
Проблема отчуждения в настоящее время выходит в общественных науках и философии на первый план. Об этом свидетельствует нарастающее количество публикаций, исследующих данный феномен с различных аспектов и востребованность ранних работ К.Маркса, особенно «Экономическо-философских рукописей 1844г», раздел «Отчужденный труд». Эта работа и еще «Немецкая идеология», написанная годом позже, не предназначались для печати, а представляли черновые наброски. Позже Маркс писал в одном из предисловий «К критике политической экономии»: « Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, что наша главная цель – уяснение дела самим себе – была достигнута». Впервые обе работы были опубликованы в Советском Союзе в 1932 году.
Значение ранних работ – был заложены основы мощного фундамента философского диалектического материализма, разработан эффективнейший научный диалектико-материалистический метод изучения природы и общества, выявлены и описаны наиболее насущные проблемы теории и практики того времени.
РЕПЛИКА. К сожалению, несмотря на постоянно повторяемый рефрен «Марксизм не догма, а руководство к действию», учение Маркса, Энгельса постепенно было сакрализовано, любое слово рассматривалась как непогрешимая истина и… тем самым было глубоко догматизировано. Ничего неожиданного, обычная диалектика. Но в настоящее время на почве ранних работ классиков разгораются нешуточные дискуссии с претензией оппонентов на «единственно верное» прочтение Маркса и, тем самым оправдывая свои теоретические изыски. Берутся некоторые тезисы указанных работ в качестве «несокрушимой» базы и используются в своих интересах. Необходимо помнить, что эти работы имеют поисковый характер. Содержат в себе неизбежные терминологические разночтения, прямые ошибки, устаревшие взгляды, которые надо рассматривать только конкретно-исторически, а не как абсолютную истину. Основные значения термина:
Данный термин формировался исторически и используется очень широко в различных отраслях знания - психологии, психиатрии, социологии, юриспруденции, религии, философии. Значения термина: - религиозные: отстранение, отпадение, утрата внутренней связи, смерть (душа отделяется от тела); - право: отчуждение прав, имущества; - общественные науки: отход, отпад, разрыв связей, враждебность; - психология: чуждость, апатия, отстраненность, чувство бессмысленности бытия;
Историческое изменение содержания понятия «отчуждение».
Августин Блаженный (354-430г) - отчуждение от воли божьей, противопоставление своей воли, воле Создателя; - отпад от бога.
Ф. Аквинский (1221-1274г) - больное состояние духа; - освобождение от чувственных страстей; - состояние экстаза.
Гегель (1770-1831г)
Крупнейший шаг в исследовании сути отчуждения как глобального явления, правда, до предела мистифицированного, был сделан Гегелем на объективно-идеалистической основе. Известная триада. 1. Основой мира является некая идеальная сущность (Абсолют, Идея, Дух, Логос). 2. В результате процессов внутреннего развития Абсолюта (Идеи) происходит его трансформация в «свое иное, в инобытие», в природу, т.е. происходит отчуждение, превращение в свою противоположность. 3. Развитие природы порождает человека и вместе с ним возвращение Духа к самому себе, но уже в форме искусства, религии философии.
Абсолютная идея - «бытие-в-себе»: Природа - инобытие, или «бытие-для-другого»; Дух - «бытие –в-себе-и-для-себя». Логически этот процесс описан достаточно просто: Тезис – Антитезис – Синтез.
Фейербах (1804-1872г)
После долгого перерыва поднял знамя материализма на немецкой земле. Впервые категория отчуждение была исследована объективно и глубоко в работе «Сущность христианства», хотя сам термин не использовался.
«Человек – и в этом заключается тайна религии, - объективирует свою сущность и делает себя предметом этой объективированной сущности». Это и есть отчуждение. Разберем подробнее. Термин объективация (объективировать) имеет два основных значения. 1.Объективировать – это рассматривать нечто как объективно-реальное явление. 2. Появление чего-либо нового в результате развития реальности как объективной, так и субъективной. В данном контексте термин используется в первом значении.
Что такое бог в учении Фейербаха? Это представление человека о самом себе. Но очищенном от малейших недостатков и обладающим всемогуществом, творческой силой, полным всевластием над миром и человеком. Объективированный комплекс этих представлений превратился в силу, порабощающего самого человека. Бог – отделение от человека своего «Я», который он затем снова присваивает себе, но уже в виде поклонения чуждой ему силе. Отметим, что на том уровне развития человечества это был неизбежный процесс и, надо полагать, необходимый для самосохранения общества. Поскольку, в центре учения Фейербаха был человек, то его материализм получил название «антропологический»
У Корнея Чуковского есть чудесное стихотворение, в котором этот процесс описан предельно наглядно, без всякого умствования.
Девочка нарисовала страшную Бяку-Закаляку с десятью ногами и рогами и убежала. «Это Бяка-Закаляка кусачая, я сама из головы ее выдумала. Что ж ты бросила тетрадь, перестала рисовать? «Я ее боюсь!». То есть произошла объективация, для девочки ее фантазия превратилась в реальный предмет.
К.Маркс (1818-1883 г)
В Экономически-философских рукописях 1844 года были заложены краеугольные камни, фундамент теории, которую впоследствии будут называть марксизмом , Эта тема будет разрабатываться в течение всей жизни Маркса.
Раздел отчужденный труд.
Разрабатывая основы новой политэкономии, Маркс обнаружил ограничения, которые заводят теорию в тупик. «Мы исходили из предпосылок политической экономии. Мы приняли ее язык и законы… Политическая экономия исходит из факта частной собственности. Объяснения ее она нам не дает… Политическая экономия не дает нам ключа к пониманию основы и причины отделения труда от капитала и капитала от земли… Единственными маховыми колесами, которые пускает в ход политэконом, являются корыстолюбие и война между корыстолюбцами - конкуренция».
Стало очевидным, что надо двигаться глубже, к выявлению более общих закономерностей. Как тут не вспомнить, что нельзя правильно решить ни одного частного вопроса, без предварительного правильного решения общих вопросов. Таким, более глубоким основанием является исследование функционирования глубинных механизмов и закономерностей самого труда и его разновидности отчужденного труда.
Отчуждение рабочего означает, что его труд становится предметом, приобретает ВНЕШНЕЕ существование, «что его труд существует ВНЕ ЕГО, независимо от него, как нечто чуждое для него, и что этот труд становится противостоящей ему самостоятельной силой; что жизнь, сообщенная им предмету, выступает против него как враждебная и чуждая». Причина отчужденного труда – следствие социального неравенства, его принудительный, вынужденный характер, порожденный частной собственностью. Надо отметить, что исторически частная собственность является следствием отчужденного труда, постепенно это отношение превращается в отношение взаимодействия. Позднее, на основе этих выводов, было принято наиболее распространенное на сегодняшний день определение отчуждения:
ОТЧУЖДЕНИЕ – ЭТО ОБОРАЧИВАНИЕ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕЙ. ПРОЦЕССОВ И ОТНОШЕНИЙ, КОТОРЫЕ ОН САМ ЖЕ СОЗДАЛ. (Иногда применяется порабощение человека).
Маркс выделяет 4 формы отчуждения: 1. Отчуждение рабочего от производимого продукта; 2. Отчуждение человека от собственной сущности; 3. Отчуждение человека от родовой сущности; 4. Отчуждение человека от человека.
В конце этого раздела рукописи Маркс ставит вопрос: как дошел человек до отчуждения своего труда? Как обосновано это отчуждение в сущности человеческого развития?
ТРУД В данном фрагменте труд рассматривается с философских, предельно общих позиций.
Когда и как зародился труд? Становление труда – это становление социальной формы движения материи, глобальный качественный скачок в развитии природы. Процесс, по современным данным, продолжался несколько миллионов лет в форме антропосоциогенеза и появиться мог только на основе природы, достигшей определенного уровня.
Человеческое общество отличается от сообщества животных наличием труда, речи, коллектива, сознания. Эти базовые основания социума могли появиться только на основе трансформации биологических предпосылок, а именно: дифференцированный звук, стая (стадо), животное мышление на уровне первой сигнальной системы, сложная животная жизнедеятельность. Свою роль сыграли природные факторы – смена климата, катаклизмы, пожары, наводнения, которые стимулировали освоение новых регионов, переход на другую пищу, усложнение приемов, способов орудийной деятельности. Все основные элементы – речь, абстрактное мышление, коллектив, труд возникли ОДНОВРЕМЕННО. В борьбе за выживание биологические элементы постоянно взаимодействовали друг с другом качественно взаимоизменяясь. Изменение одного элемента неизбежно вело к изменению других. Дифференцированный звук превращался в речь, стадо – в коллектив, орудийная животная жизнедеятельность – в труд, примитивное мышление перерастало в сознание. Основой развития наших пра-пращуров становилась постоянная качественно усложняющаяся трудовая деятельность.
Отметим, что собственно труд как таковой качественно отличается от сложной животной орудийной деятельности тем, что зарождается при изготовления орудий труда для изготовления орудий труда. То есть необходимо достаточно развитое абстрактное мышление. Произошло глобальное событие в жизни нашей планеты – возникла качественно более высокая социальная форма движения материи.
Формы движения материи различаются способом внутреннего взаимодействия составляющих элементов, частей, подсистем – химическое, физическое, биологическое… Основой социальной формы движения (общества, социума) является трудовое взаимодействия, труд – способ существования, бытия человека, иного фундамента нет и быть не может в принципе.
Труд реализуется посредством человека, обладает внутренней активностью, собственными законами развития, которые, в конечном счете, определяют развитие общества в целом. Труд определяет и общую структуру человеческой активности: потребность – интерес – мотивация – цель – смысл жизни.
Будет не лишним напомнить общие характеристики труда: – материальный. Процесс труда – прямое или косвенное (опосредованное) материальное действие; - объективный, люди не могут не трудиться, иначе просто исчезнут; – непрерывный, хотя каждый конкретный акт труда дискретен; - - труд – воплощенное противоречие. Постоянное разрешение одних противоречий тут же порождает целый веер других, процесс бесконечен. В этом заключается внутренняя активность, энергетика саморазвитие, самодвижение труда; - всеобщий, охватывает все человечество; - общественный (коллективный прямой или опосредованный) характер; - целенаправленный; - совершенствование труда – совершенствование человека. Связь взаимна и неразрывна; - постоянно развивается количественно и качественно;
Маркс:
«Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной. деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы».
Труд - «… вечное естественное условие человеческой жизни и потому что он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам».
В процессе труда происходит самопостроение и самосовершенствование самого человека и окультуривание, если хотите, «очеловечивание» внешней среды.
Творческий характер труда.
Всё, что вокруг нас - результат человеческого творчества. Объяснение этому одно и то же – человек так устроен. Творец! Созидатель! Мало кто задумывается, что сама основа, потенциал творчества заложен в фундаментальных основах труда. Почему-то до сих пор (даже серьезные исследователи марксизма) почти не затрагивают таких базовых категорий как распредмечивание и опредмечивание. К слову, даже в справочной литературе эти категории описаны довольно мутно.
Творчество – особый вид деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности. О творчестве написано безразмерное море всякого материала дельного и не очень. Но не затрагивается самое главное, что сам механизм творчества объективен и является начальной ступенью любой деятельности, которую нельзя обойти или отменить.
Распредмечивание. Сталкиваясь с любым предметом (процессом, явлением), первым делом его изучаем, выделяя наиболее существенные его черты, свойства. В голове формируется идеальный образ, мысленное, субъективное представление об этом объекте. Это и есть распредмечивание. Распредмечивание равно познанию, которое может быть глубоким или поверхностным, но суть одна.
Опредмечивание. Человек практическое существо. Для удовлетворения своих потребностей приспосабливает предметы природы (природу в целом) к себе. Каким образом? Манипулируя в голове идеальным образом предмета, используя имеющиеся знания, мысленно придает ему формы пригодные для использования в реальной жизни. Затем, трудовыми усилиями, определенной технологией создается нужное изделие. То есть происходит объективация (материализация) идеального образа в реальный предмет. Но этот предмет становится социальным, он включает в себя социальные качества человека – мысли, желания, его чувство красоты, даже настроение. Автор, мастер изделия неизбежно вкладывает часть себя, т.е. отчуждая свои мысли, чувства, элементы своего сознания, или образно говоря, своей души, которые закрепляются в изделии. А так же готовое изделие включается в систему социальных, человеческих отношений. Поэтому археологи, изучая древнейшие артефакты, достоверно устанавливают тип людей, уровень их развития, даже верования и особенности организации общества.
Вне творчества человек объективно жить не может в принципе. Но не все так просто. Это общая закономерность. Поскольку творчество реализуется посредством личности, конкретного человека, надо учитывать, что у одних эта способность высокая, у других близка к нулю. Кроме того, монотонный, рутинный труд отчуждает, убивает человеческие качества. Для их сохранения существуют компенсаторные механизмы – зарплата как стимул, досуг очень ценится, всяческие увлечения, творческая работа вне предприятия.
В советское время это всячески поощрялось и стимулировалось На государственном уровне функционировало общество изобретателей и рационализаторов, в школах обязательно были (не пустующие!) творческие кружки, где развивалась смекалка (бытовое творчество), выходила масса журналов по интересам и пр. А в основе всего этого лежит фундаментальное свойство труда – диалектика распредмечивания и опредмечивания.
Как труд стал отчужденным?
Отчуждение труда – исторически необходимый этап его становления. Причина одна – стихийное развитие. Развитие труда – развитие культуры. Маркс в письме к Энгельсу как-то заметил: «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню». Самое главное – когда человек вырвался из природы, она была его врагом. Именно в борьбе с этой чуждой силой, человек и стал человеком. Интересная диалектика: а) Тезис. Природа – враг человека; б) Антитезис. Человек – покоритель, затем враг природы; в) Синтез. Гармония человека и природы, при ведущей роли человека, ноосфера. (Доживем?). И всё это в рамках одной природы, человек – хотя и наиболее активная, но неотъемлемая ее часть. Кто-то из великих прекрасно сказал: человек – это материя, осознавшая (осознающая) сама себя.
Маркс исследовал уже наиболее развитые формы труда в которых отчуждение проявлялось особенно отчетливо. Но до этого надо было еще дойти. Рассмотрим на примере из работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» формирование отчуждения. Малая производительность труда заставляла род быть единым, иначе просто не выжить. С ростом производительности труда из рода выделяются (отчуждаются) семьи, становятся более самостоятельными, однако не теряя связи с родом. Постепенно общее имущество скапливается в руках отдельных семей, появляется частная собственность. (процесс очень длительный, нас интересует только общая логика). Появляется возможность диктовать другим свою волю, что и происходит.
Старый вопрос – что является ведущим, отчуждение или частная собственность? Отчуждение создает условия, при которых частная собственность может появиться во всей своей красе. Поэтому отчуждение, если можно так сказать, первично по отношению к частной собственности? Обратимся к Марксу: «… хотя частная собственность и выступает как основа и причина отчужденного труда, в действительности, она, наоборот, ОКАЗЫВАЕТСЯ ЕГО СЛЕДСТВИЕМ, подобно тому как боги первоначально являются не причиной, а следствием заблуждения человеческого рассудка. Позднее это отношение превращается в отношение взаимодействия».
«Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Но как тогда понять это положение из «Манифеста»?
Собственность - это не отношение к вещам, а отношения между людьми по поводу вещей. Глубокие преобразования в обществе исключены без необходимого начального этапа преобразований, ликвидации основ антагонистических противоречий, а это ликвидация частной собственности на средства производства. Принцип – «человек человеку волк» должен быть искоренен в самой своей основе, затем идут дальнейшие преобразования.
Развитие труда в конкретно-исторических условиях могло проходить только в отчужденных формах и, следовательно, формировать отчужденного производителя как главного агента трудового процесса. Отчуждение человека в процессе труда означало постепенное размывание его субъектности, вплоть до полной ее утери и превращение личности в некое подобие товара. Человек как субъект труда – сам ставит цели, имеет мотивацию, создает условия работы, общение на равных в коллективе. Постепенно всё это исчезает.
Разделение труда - процесс объективный, способствует специализации, росту производительности, совершенствует технологии. Одновременно нарастает отчуждение в социуме, формируются новые устойчивые элементы социальной структуры со своими интересами, противостоящими другим. Труд качественно различается – физический, умственный, творческий, рутинный, однообразный, управленческий, организационный… Естественно, это приводит к отчужденности групп, социальных слоев, классов, занятых разным трудом, вплоть до прямого антагонизма.
Поскольку труд носит всеобщий характер, разделение труда требует объединения конкретных форм в единую, целостную систему, получившую название абстрактный труд, выступающий чуждой, обезличенной силой для конкретного работника.
Отчужденное общество порождает объективно необходимые, но отчужденные формы организации общества – государство, бюрократию, охранные органы, армию и… неизбежную преступность.
Появляется техника – опредмеченные духовные достижения, овеществленные мысли человека, но отчужденные от него. Казалось бы немыслимое облегчение труда, но последствия применения техники привели к ужасающему росту отчуждения в отчужденном обществе. Человек стал придатком искусственных устройств, которые он сам и создал. Отчуждение становится универсальным, пронизывает все поры общества, каждый социальный атом производит свое отрицание. И капиталист и рабочий одинаково отчуждены и воспроизводят свое отрицание (своё иное) – капиталист рабочего, рабочий капиталиста. Отчуждается человек полностью – тело, психика, талант, нервная система, мысли, предписываются поведенческие реакции…
Анатомия отчуждения
Данный фрагмент написан в качестве постановки проблемы, так как тема практически не исследована, или затронута очень слабо, на уровне поверхностного описания.
Общие характеристики отчуждения: - объективный, материальный процесс, присущий только социальной форме движения материи. Хотя в природе отношения между хищником и жертвой трудно назвать дружественными: - всеобщий процесс, постепенно охватывает в благоприятных условиях все сферы и поры жизни общества, отчуждение как процесс обладает закономерностями, носителями; - основа отчуждения, безусловно, труд в самом широком его понимании. Потенции отчуждения заложены в структуре труда; - связь с диалектическими противоречиями. Но как, в какой форме, неизвестно. Берется как очевидная данность, без объяснения. – многомерное явление, обладает структурой, имеет уровни, формы, формируется в определенных условиях;
Слово «отчуждение» несет в себе негатив по определению. Но жизнь показывает, что это не так. Раз имеется явление, значит оно играет необходимую роль в жизни. Зарождение отчуждения имеет два этапа. Рассмотрим на примере. Родился ребенок, произошло отчуждение от тела матери. Хотя связь с матерью еще довольно долго продолжается, но это уже самостоятельное существо со своими закономерностями и вектором жизни. Это необходимо. Но постепенно, в силу ряда причин, условий между ними может накапливаться вражда, вплоть до полного разрыва. Происходит то, что привычно называют отчуждением. Но этого этапа может и не быть. Изучая эти явления, можно научиться их предотвращать, по крайней мере, сглаживать.
Второй путь развертывания отчуждения связан с особенностями человеческой психики – объективацией собственных представлений, затем преклонения перед ними, прекрасно описанный Фейербахом.
Выделяют еще способ формирования отчуждения, связанного с фетишизацией, вещи, явления, события, личности делаются предметом культа, поклонения. В настоящее время таким всеобъемлющем, господствующим фетишем является капитал, слепая, обезличенная, всё порабощающая сила.
Тема бесконечная и требует дальнейшего изучения.
P.S. Автор не претендует на непогрешимость своих идей.
Лукичев В.А. Январь 2025г. г. Благовещенск-на-Амуре.
Свидетельство о публикации №225020701276