Начал боевой путь в Бресте

Недавно вновь удалось побывать в старовеличковском народном музее. Его заведующая Яна Кучер рассказала, что на 2025 год – Год Защитника Отечества, намечено провести немало различных   встреч и бесед, посвящённых Великой Отечественной войне. Несколько дней назад вместе с сельской библиотекой организовали мероприятие, посвященное прорыву блокады Ленинграда. Затем состоятся приуроченные к важным датам: дням освобождения станицы, района, Кубани и, конечно же, 80-летию Великой Победы.
Прошла по залам музея. Долго не могла оторваться от стендов с экспонатами о старовеличковцах-фронтовиках. На одном из стендов два удостоверения к медали «За оборону Ленинграда» Ивана Мироновича Новоселецкого и Якова Васильевича Былинко.
Экспонатов в музее много, только довольно солидных более двух тысяч. Для истории нашей малой родины, для будущих поколений старовеличковцев они, конечно же, бесценны.
Сражался в легендарной крепости
Защитником Брестской крепости был и погиб там старовеличковец Николай Гузик.  А вот Николаю Мищенко повезло выжить, пройти через ад фашистских лагерей и продолжить сражаться с врагом. Он был награждён многими медалями, орденами Славы третьей степени, Красной Звезды. Его портреты есть не только в Старовеличковском, но и в музеях Краснодара, Москвы, в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе и в Брестской крепости.
Родился Николай Григорьевич на Кубани 27 ноября 1916 года в семье бедного крестьянина. В армию его призвали в 1938 году и направили в город Брест. Он служил в 333-ем гаубичном полку 6-й Орловской Краснознамённой стрелковой дивизии.  Уже близился срок окончания службы, но в четыре часа утра 22 июня 1941 года началась война. Фашисты ударили по крепости с огромной силой.  Стреляла артиллерия, ей вторили миномёты, в воздухе висели самолёты.  Всё вокруг горело, рвалось, рассыпалось, качалось, гремело и стонало.  Густой дым окутал всё вокруг. Рушились стены зданий, падали кирпичи и камни,  разлетались комья земли, валились деревья.  Этот сущий ад растянулся, будто навечно, потому что минуты казались часами.
Наш земляк вспоминал, что особенно мучительной была жажда. Как-то, рискуя жизнью, вместе с товарищами, добыл он в медсанчасти кусок льда. Но донёс этот лёд он один,  его товарищи погибли. Ему удалось хоть на краткий миг помочь раненым утолить жажду. От едкого дыма и гари слезились глаза, першило в горле. Надо было прорываться к воротам, где могло ожидать подкрепление.
Особенно тяжёлыми были 29 и 30 июня, когда гитлеровцы непрерывно штурмовали крепость. Что делать? Вокруг лежит израненная родная крепость, под её руинами похоронены товарищи, а немецкое командование предлагает сдаться, обещает сохранить жизнь. Но защитники крепости умирали, не сдаваясь. 
Николай Григорьевич рассказывал: «Я находился в бессознательном состоянии. Так, как и другие солдаты, попал в плен. Думаю, что родился дважды, потому что дважды бежал и дважды испытал все ужасы концлагеря».
Он был молод, горяч, жизнелюбив, он смог живым вырваться из того пекла. Успел вернуться в строй. Потом форсировал Буг, Одер. Сражался на Сандомирском плацдарме, дошёл до Эльбы. Об одном жалел, что не пришлось брать Берлин.
На фото – с Героем Советского Союза
Рядом с воспоминаниями фронтовика фотографии. На одной из них он с человеком, на груди которого золотая звезда Героя Советского Союза. Оказалось, что это знаменитый майор Гаврилов, именем которого названа одна из улиц Краснодара. В 1964 году он приехал в Старовеличковскую проведать товарища по грозным событиям в Брестской Крепости.
Что связывало рядового и майора, командира 44-го стрелкового полка? Конечно же, память о днях боевых. Скорее всего, им довелось вместе отбиваться от наседающих фашистов в крепостных казематах. Но почему-то наш земляк не упоминал о личном знакомстве с командиром. Впрочем, тогда в аду почти не прекращающихся схваток с врагом защитникам крепости было не до знакомств.
Попыталась найти какие-либо разъяснения в вышедшей в 1975 году книге воспоминаний Петра Михайловича Гаврилова «Сражается крепость». Но, увы, фамилии старовеличковца там не нашла. В главе «День 13, 4 июля» говорится о встрече с 12 солдатами из другого подразделения. Запомнил автор только младшего сержанта Р. К. Семенюка и рядового Фольваркова. Дальше идёт повествование о том, как днём прятались, а по ночам выходили на охоту. О том, как ел комбикорм, найденный в брошенной конюшне, как в бессознательном состоянии попал в руки к врагам, как выходили его пленные врачи, как отправили в концлагерь. А ещё - как пришло освобождение и долгожданный день Победы, как налаживалась мирная жизнь в Краснодаре. В 1956 году туда в гости к нему приехал писатель Сергей Сергеевич Смирнов. Его «Брестская крепость» для многих поколений нашей страны стала настольной книгой, а её герои – образцом для подражания.
Земляки его помнят
Много лет сбором материалов о земляках-фронтовиках занималась заведующая старовеличковской библиотекой Вера Николаевна Овсиенко. Она и с «Калининцем» активно сотрудничала, а недавно ушла на заслуженный отдых. Николая Григорьевича Мищенко она хорошо знала: «Ещё школьницей впервые о нём узнала. В нашей школе училась его дочь Таня (но она была старше), мы гордились тем, что у нее отец защитник легендарной Брестской крепости. Спустя годы довелось на одном из юбилейных мероприятий в краевом историческом музее имени Фелицина рассказывать о нашем земляке».
Родственницей кавалера ордена Славы оказалась  преемница Веры Николаевны Наталья Викторовна Мальцева: «Николая Григорьевича я хорошо помню, он родственник по маминой линии. Получается, что я двоюродная сестра его дочери Тани. С ней мы до сих пор в близких отношениях. Семья у них трудолюбивая. Сын ветерана Николай Николаевич, как и мой отец, работали пчеловодами в колхозе «Октябрь». А дедушка Коля, как мы его называли, был очень общительным, весёлым и душевным человеком, располагал к себе.  Любил юмор, а вот рассказывать о войне не любил. Спросишь, сразу замолкал, замыкался. Его жена, бабушка Евдокия, была знатной рукодельницей, вязала носки, варежки, шапочки (они выращивали коз). Мы с родителями часто ходили к Мищенко в гости, а они к нам».
 Вырастили четверых детей
Удалось мне побеседовать и с дочерью защитника легендарной крепости Татьяной Николаевной Берешвили: «Папа был исключительно справедливым человеком и строгим, и добрым. Они с мамочкой, Евдокией  Максимовной, вырастили четверых детей: Алексей 1939 года рождения, Валентина – 1947 года рождения, Николай – 1950 года, и я родилась в 1953 году. Родители были очень работящими и нас приучали к труду. Отец работал в колхозе «Октябрь» кузнецом, механизатором, перед пенсией сторожем на кирпичном заводе. Знал он толк в строительстве. С его помощью доброй половине станичников удалось построить свои дома. Когда уже постарел, его всё равно просили приходить – помогать расставить рабочих по местам, посоветовать, подбодрить. Уж больно знатным он был организатором, умел повести за собой людей, убедить в своей правоте. А ещё, куда бы ни пришёл, он становился душой компании, был балагуром, весельчаком. Мама тоже трудилась в колхозе, на птичнике, в звене по выращиванию табака».
Сейчас семья покойного ветерана разрослась. У него восемь внуков и десять правнуков. Все они не только знают о боевом пути Николая Григорьевича, но и гордятся его подвигом, пишут в школе о нём рефераты.
Один из правнуков – Иван Берешвили (1976 года рождения), вот уже третий год защищает Отечество в зоне СВО. Выходит, что он принял эстафету у прадеда.
Реферат правнучки Татьяны
Солидный реферат написала правнучка фронтовика, Таня Берешвили. Она попыталась представить, что довелось пережить ещё молодому солдату: «Мой прадед дважды бежал из немецкого плена. Когда ему пришлось совершить первый побег, то был настигнут овчарками, искусан и изорван ими. Но это не остановило его. В 1944 году он решается на второй побег из концлагеря Витчток вместе с земляком из станицы Калининской Лях Марком.  На этот раз удачно. После концлагеря Николай Григорьевич снова в строю, снова бьёт фашистов, но уже на их земле. В августе 1966 года Николая Григорьевича приглашали на досрочный спуск на воду танкера «Герои Бреста», который увековечил славу защитников Брестской крепости».
 Ушёл в мир иной ветеран в 1990 году, похоронен на центральном кладбище в Старовеличковской. 

 
 
 


Рецензии
Я много раз видел, как он с собачкой шёл на охрану кирпичного завода. И меня это возмущало: как это человек-герой на старость лет не мог достойно прожить остаток лет.

Его сын, Алексей, красавчик, дал мне пример: нырять в прорубь зимой. Он женился на моей троюродной сестре.

Дочь Валентина училась со мной в школе - на класс ниже. Стала медиком. Но рано ушла из жизни.

Спасибо!

Alex Zima   17.02.2025 23:07     Заявить о нарушении