Мишка

Когда отец ушёл на войну, Мишке было семь лет. Хотя позже Пётр Михайлович говорил,что она началась намного раньше. У них была большая семья. Бабушка, её дочь, мать пятерых детей, трое сестёр и брат, отец и Мишка. Они жили в доме прадеда матери, у них была большая семья, но общей фотографии с Мишкой не было.

На рождение младшего сына пришлось тяжёлое время. Бедность была такая, что не на что было купить воск для свечей, который стоил в десятки раз дешевле любых продуктов.

Младшая сестра Мишки умерла на втором году жизни. Он её совсем не помнил, номать рассказывала, что ребёнок почти не плакал в последний месяц, а только всевремя спал. Когда Мишке исполнилось семь лет, в тот день голубка принесла к ним на окно веточку. Обычный мелкий сук, ничем не примечательный.

В тот день началась война.

Отец был в звании капитана, его призвали в тот же день. Мишка помнил, как они всей семьёй, кроме бабушки, которая уже не могла ходить, пошли провожать его на вокзал. Старшая сестра Ленка была самой крепкой, и изо всех сил старалась побеждать за поездом.

Письма от отца перестали приходить через месяц. Поговаривали, что он погиб, прикрывая отступление. Другие говорили, что умер отголода в плену. Третьи верили в рассказы о крушении поезда,который перебрасывал армию на другой фронт.

Первой умерла бабушка. Её кожа высохла и стала жёлтой, что Мишка боялся подходить к старухе. Мать до последнего часа ухаживала за ней. Но что она могла сделать? Рассказывала истории из их прошлой жизни. А бабушка улыбалась, из последних сил, краем рта. Так и ушла, с попыткой улыбки на лице.Следом умер Тимофей. Ему было одиннадцать, он работал в тылу. Благодаря этому приносил домой хоть какую-то еду, а иногда – ему удавалось добыть даже кусок сахара.

Он уходил долго, и в последний день отказался от еды.

– Ему нужнее! - говорил он матери, указывая на Мишку.

Потом не стало старшей сестры Марии. Они были погодками с Тимкой, она такжетрудилась на благо фронта, шила одежду. Часто не приходила ночевать, работаласутками на пролёт.Что она умрёт так быстро, никто не думал. В одно утро она вернулась с работы, леглана старый матрас лицом к окну.

Семья не сразу поняла, что Мари умерла. На тот день подходил к концу всего третий год войны. Потом стало легче. Мишка вырос, сам пошёл на работу. Все дети нашли себе занятие... А их мать продолжала работать в церкви.

Это была старая деревянная церквушка, единственная в их районе. Мать каждый день ходила три километра в одну сторону и два обратно. Она убиралась, катала свечи и притом, что совершенно не имела природных задатков, пела на клиросе. И не переставая молилась.Молилась обо всем. Чтобы закончилась война, чтобы выжили дети, чтобы муж вернулся живым. Да, она не верила сказкам, что он погиб. Молилась за всех, кто просил о них молиться. Но живых с каждым годом, да с каждым месяцем становилось все меньше.

Уже приходили новости с фронта, что наша армия вышла к начальных позициям. В тылу даже стали возвращаться к прежней жизни –отограли спектакль в разобранном до голых стен здании театра. Немногим удалось сохранить веру, увидеть своих близких живыми.

А мать верила. Она продолжала ходить в церковь, молилась, и даже вопрекиувещеваниям своих повзрослевших детей не изменяла своей единственной работе.

Когда заболела Ленка, и врач поставил диагноз на воспаление среднего уха, мать неотходила от неё ни на минуту. Но молилась дома.У неё осталась единственная малюсенькая деревянная иконка. Она помещалась в ладони ребёнка лет семи, каким был Мишка в свою последнюю встречу с отцом.Мать бережно хранила её, и вела свой, личный разговор с богом.

Ленка умерла в марте. Мишка на всю жизнь запомнил грязную дорогу на кладбище. Прежде она не казалась ему столь отвратительно. Перед глазами у Мишки стоял день прощания с отцом. Как Ленка изо всех сил пыталась побеждать вслед за поездом. И как Мария, уткнувшись лицом в окно, тихо и незаметно для всех рассталась с жизнью. Но вскоре слегла мать.

Тогда-то Мишку охватила паника. Он бегал ко всем знакомым,друзьям, просил помочь, и ему помогали, чем могли. Но мать умерла через полторы недели. Она не переставала молиться, даже когда уже не вставала. И когда Мишка, которому уже приближалось тринадцать лет, на коленях рыдал у её кровати, она говорила ему:

– Бог управит. Ты, только, найди время, сходи к нему, помоги по хозяйству.

Мать они хоронили вдвоём с сестрой Лисси. Елисавета всегда была самойсдержанной, и меньше всех осуждала мать, что она даже теперь не забыла про бога. Лисси было четырнадцать, Мишке неполных тринадцать лет – их распределили в детский дом. Мишка прилежно учился, не вступал в ссоры, и помогал своим учителям по хозяйству.Но со дня смерти матери он исполнял её просьбу, и стал помогать ещё в церкви.

Помня о матери, он подошёл к священнику и спросил, чем нужно помочь.

С тех пор Мишка проделывал путь в те же три километра, только от детского дома и обратно.

Лисси заболела скарлатиной в последний год войны. Мишка мечтал, чтобы она дожила до весны, ведь все обещали, что уже в мае будет победа. Елисавета последние дни своей жизни была не в себе, и рассказывала брату, что видит отца живым, и что он –полковник, что они вот-вот встретят его на том же вокзале.

Она умерла за три дня до того, как всей стране объявили о победе. Семь лет длилась эта война. Мишка уже не помнил себя без неё.

Когда им в детском доме сказали, что утром прибудет офицерский поезд, и воспитанники должны встретить их торжественно, участвуя в общем приветственном концерте, он подумал, как бы обрадовалась Лисси.

Идя вечером после работы в церкви, то не сразу почувствовал, что до боли в ладони сжал в кулак мамину деревянную иконку. Ему понадобилось несколько секунд, чтобы понять, развернуться и бегом броситься обратно.

В церкви никого не было. Старушки ушли, и только священник ещё молился перед, каксчитал Мишка, самой главной иконой. Мишка подошёл к нему, не зная, что будет делать. Но тот лишь ненадолго прервал свою молитву, могучей рукой придвинул парнишку к себе и продолжил своё общение с богом.

Впервые в жизни тогда Мишка молился. Молился так, что слёзы текли из его глаз. В голове не было просьбы, не было мысли, было что-то другое... Они простояли так очень долго, но Мишка не заметил времени. За ним из детскогодома послали сторожа. Тот ему ничего не сказал, и учителя не стали бранить.

Ночью Мишка не спал.

На вокзале было не протолкнуться. Все радостные, под благоуханья цветов, в самыхнарядных и самых простых платьях женщины встречали офицерский поезд. Оркестр отыграл наславу, это было ни на что не похоже из того, что доводилось видеть и слышать Мишке. Когда двери вагонов распахнулись, и из них на землю стали выходить офицеры, Мишка сорвался с места, прямо с белым голубком в ладонях. Если бы он оглянулся,увидел бы, что все, все повели себя так же.

От вагона к вагону он перебегал, и спросил наконец:

– С вами капитан Муромцев?

Не получив ответа, он бежал к другому вагону, и к дальше. Уже сорвав дыхание, но не отпустив из рук голубка, он увидел стоящих в кругуофицеров, все почётных званий. Мишка не подумал, почему он решил обратиться к ним.

— С вами капитан Муромцев? Пётр Михайлович?

– Вот он, твой полковник, - ответили ему.Мишка остановил взгляд на высоком широкоплечьем мужчине.

– Господин полковник, этот к вам, – весело позвал его офицер с десятком наград на груди.

Мужчина обернулся и посмотрел на Мишку.

Белый голубь сорвался из мальчишичьих рук.


Иллюстрация акварелиста Ирины Астрединовой по описанию.

2021


Рецензии