ЧП в Керченском проливе под Новый 2025 год
Порт Кавказ находится на косе Чушка, это севернее Крымского моста, но оба танкера прошли этот мост и, вероятно, должны были перегрузить груз на другой танкер на южном рейде Крымского пролива. Оба танкера были построены и отработали уже более 50 лет и, естественно, корпуса сильно коррозированы и работать в море, а тем более в штормовых условиях уже не могут, да и по Правилам Плавания должны иметь ограничения по району плавания и по сезону года. Когда они дошли до северного рейда Крымского моста, капитаны, конечно, имели сводку прогноза погоды и знали, что в южной части Керченского пролива шторм и высокая волна опасная для таких судов. Надо было встать на рейде на якоря и дождаться улучшения погодных условий. Но, вероятно, они получили указания от Судовладельцев о запрете на стоянку, т.к. простой судна дорого стоит, и вынуждены были продолжить переход через Керченский пролив на юг. Чем это закончилось известно. Нанесен огромный вред южным пляжам Черного моря, морской живности, птицам, погиб один матрос. На очистку моря, берегов, подъем обломков танкеров уйдет огромная сумма денег. Про вину судовладельцев пока ничего в СМИ не пишут, идет следствие.
Вспоминаю ноябрь 2007 года. Теплоход «Берсут» закончил погрузку металлома в порту Азов, назначение груза – порт Немрут (Турция). В Азове получили часть снабжения для этого рейса, а топливо для судна Пароходство договорилось получить в порту Кавказ. Вечером 10 ноября встали на якорь на рейде порта Кавказ. Ближе к концу суток начали бункеровку. После бункеровки ночью планировался переход по Керченскому каналу, и затем переход Черным морем.
Я решил до съемки с якорей и перехода каналом отдохнуть, велел помощникам меня разбудить перед окончанием бункеровки. Закончили прием топлива уже в
пятом часу утра на вахте старпома. Бункеровщик отошел от борта. Просмотрел я метеосводку: штормовое предупреждение, сильный южный ветер, высокая волна
и ожидается дальнейшее усиление этого ветра. Спрашиваю старпома:
- Что слышно от судов, стоящих на южном рейде в Черном море перед Керченским проливом, какая там погода?
- Да, что слышно – шторм, высокая волна, просят разрешение на проход канала.
- А, что говорит Служба движения?
- Говорят, что канал закрыт для прохода судов в связи со штормовой погодой.
Лоцмана на судно не доставить, катера не могут в такую погоду выйти в море с
лоцманом, и движение по каналу в такую погоду опасно. Капитаны судов река-море просят их пропустить без лоцмана, они фарватер хорошо знают, стоять на рейде уже сейчас опасно, а ожидается усиление ветра. Сейчас волна более трех метров, того и гляди, корпус разломится. А усилится ветер, волна будет еще больше. Ветер южный и пока волна проходит через Черное море, она, конечно же, увеличивается. А им пройти- то надо только за полуостров Тузла, там и волна будет меньше – остров ее сдержит, да и глубины там гораздо меньше, волне не разгуляться. А, мы то, что будем делать? Будем запрашивать разрешение на проход или подождем?
- Подождем до утра, а там видно будет.
Доложили диспетчеру порта Кавказ и получили разрешение на стоянку судна на рейде в ожидании улучшения погоды. Штормовой ветер уже достиг скорости
более 30м/сек, волна в южной части Керченского пролива достигала 4-5 метров.
Первым из судов пострадал т/х «Волгонефть-139». Теплоход стоял на рейде на
якорях. На очередной волне раздался сильный треск и теплоход развалился на
две части. Носовая часть осталась на якорях и вскоре затонула, а кормовая часть
с жилой надстройкой и экипажем осталась на плаву и к вечеру ее течением при-
било к полуострову Тузла. Экипаж сняли спасатели. Около 11 часов также южнее
Керченского пролива получил значительное повреждение корпуса и затонул т/х
«Вольногорск». Экипаж сумел покинуть судно на спасательном плоту и его тоже
течением прибило к полуострову «Тузла». Экипаж сумел выбраться на берег, где
ему была оказана соответствующая помощь. Т/х «Ковель» решил сниматься с
якорей и следовать самостоятельно в Керченский пролив, но во время маневров
днищем навалился на затонувший т/х «Вольногорск», получил значительное
повреждение корпуса и затонул. Экипаж успели спасти спасатели на спасательном судне. Следом за ним штормовыми волнами был поврежден корпус т/х «Нахичевань» и теплоход затонул. Спасти успели только часть экипажа, несколько моряков погибли. Кроме этих аварий еще несколько несамоходных барж были сорваны с якорей и выброшены на береговую отмель.
Разбором этой трагедии занималась транспортная прокуратура, которая сделала вывод, что в основном вина лежит на капитанах затонувших судов, т.к. они получили информацию о шторме, но не приняли должных мер для обеспечения безопасности судов. Также было признано, что суда класса река-море не могут выдерживать такие шторма. Помимо того, что они изначально были предназначены для работы на внутренних водоемах, где не бывает такой высокой волны, они хотя и были переоборудованы для работы на море, но все они были построены более двадцати лет назад и металл корпусов уже был сильно коррозирован.
Все это, конечно, правильно. Но нигде не упоминалось о том, что Крым и Керчь-Еникальский канал в то время был Украинским и регулировали движение
по этому каналу украинские специалисты. Если бы вышеупомянутые суда, кстати
российские, прошли во время шторма этот канал, то трагедии можно было бы избежать. Но все капитаны этих судов, невзирая на грозящую опасность, не могли нарушить распоряжения украинских чиновников. А тех тоже можно понять: во
первых Украина потеряла бы деньги за оплату лоцманов и катеров для доставки
на судно, во вторых случись на фарватере канала какая-нибудь авария с проходя-
щим судном, то отвечать будет Служба движения, которая дала разрешение на
проход по Каналу.
При разборе этих аварий украинскую Службы Движения по каналу российские власти не обвиняли. Штормовая погода и проход запрещен. Все.То, что российские суда выполняли распоряжение украинских властей о запрете плавания через канал, несмотря на опасность аварии, тоже нигде не обсуждалось, даже в средствах массовой информации. Раз есть запрет на проход, то Российские суда стоят в ожидании разрешения. Такие Правила.
А т/х «Берсут» через сутки снялся с якоря и благополучно доставил груз в
Турецкий порт Немрут-Бей.
Свидетельство о публикации №225020701402
Елисей Февральский 13.05.2025 15:49 Заявить о нарушении