Утраченное христианством знание о Тетраморфе

Одним из самых больших парадоксов современного христианства и православия является полная УТРАТА древнейшего сакрального знания о методологии духовной трансформации человека посредством четырёх базовых ступеней.

Данное сакральное духовное знание, составлявшее основу пути духовной трансформации фактически в любой истинной духовной традиции и мировой религии, почему-то ИСЧЕЗЛО и было подменено совершенно поверхностной моральной трансформацией, которая предполагала только этическое изменение человека, как сугубо моральное, а не духовное в полном смысле слова.

Любопытно даже не то, кому было нужно и выгодно убрать это сакральное знание из всех христианских и даже православных первоисточников, а то, что даже его остатки в христианстве в виде следов и подсказок уже потеряли свою силу и значимость.

Речь идёт о ТЕТРАМОРФЕ или четырёх сакральных животных: Человек, Вол, Лев, Орёл, которых созерцал пророк Иезекииль в духовном видении пути совершенства человеческой души, стремящейся к обожению:

«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие). И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лице ЧЕЛОВЕКА и лице ЛЬВА с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице ТЕЛЬЦА у всех четырех и лице ОРЛА у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния». (Иезек. 1:5 – 14)

В христианстве было много попыток толкования этого символичного видения пророка из которых есть всего одно, описывающее реальную природу символов и образов, которое принадлежит основателю православного монашества преподобному Антонию Великому, который был посвящён в древнюю аскетику:

«Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иезек. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое – лицу тельца, третье – лицу льва, четвертое – лицу орла.

Первое лицо Серафимово, которое есть лицо ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, означает верных, кои живя в мiре, исполняют заповеди на них лежащие.

Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу ТЕЛЬЦА, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные.

Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу ЛЬВА, царя диких зверей.

Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу ОРЛА: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.» (Добротолюбие, Т. 1, Наставления св. Антония Великого)

Вот казалось бы точная подсказка к пониманию сакрального смысла Четвероевангелия, как четырёх ступеней на пути духовного совершенствования человека:

1-я ступень – Человек – (новообращённый, неофит)

2-я ступень – Вол (подвизающийся, монах, трудник)

3-я ступень – Лев (анахорет, инок, исихаст)

4-я ступень – Орёл (совершенный, обретший тело энергии “нового” духовного человека).

Но парадокс современного христианства в том и состоит, что эта подсказка с 3-го века и по сей день, т.е. полторы тысячи лет остаётся незамеченной никем в христианской церкви, где по сей день имеется совершенно иное понимание древнего Тетраморфа.

Вот какая версия толкования Блаженного Августина в книге «О согласии Евангелистов» доминирует в современном богословии:

«Поэтому мне кажется, что при объяснении значения четырех животных из Откровения в отношении к евангелистам, более правы были те, которые отнесли льва – Матфею, человека – Марку, тельца – Луке и орла – Иоанну, нежели те, которые приписали человека – Матфею, орла – Марку, льва – Иоанну.

Действительно, последние искали основания в начальных словах книг, а не в целостном направлении мысли, которое одно и должно было исследоваться. Ведь гораздо естественнее, чтобы тот, кто изобразил преимущественно царственное лицо Христа, был обозначен львом.

Поэтому и в Откровении вместе с царственным коленом упомянут лев, когда сказано: “Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил…” (Отк. 5.5). У Матфея же повествуется, что и волхвы пришли с Востока для поклонения Царю, который был указан им звездой как уже рожденный; и сам Ирод страшится царственного Дитяти и, чтобы умертвить Его, убивает всех младенцев (Мф. 2.1–18).”

А что тельцом обозначен был Лука, ввиду величайшей жертвы Первосвященника, в этом никто не сомневался, ибо повествователь начинает свою речь с первосвященника Захарии; там же напоминается о родстве Марии и Елизаветы; там же повествуется об исполнении над младенцем Христом первого священнодействия. И еще можно привести немало примеров того, что Лука обращает внимание прежде всего на то, что связано со священничеством.

Таким образом Марк, не имевший в виду повествовать ни о царственном роде, ни о священническом родстве и служении, и тем не менее оказывающийся занятым тем, что Христос совершал как человек, из четырех вышеназванных образов, по-видимому, мог быть обозначен только образом человека. Но эти три: человек, лев и телец, живут на земле, и именно три названные евангелиста заняты преимущественно тем, что Христос совершал во плоти и теми заповедями, которые Он преподал носящим плоть для благочестивого провождения смертной жизни. Иоанн же парит, как орел, над мраком человеческой немощи и созерцает свет неизменной истины острейшими и сильнейшими своими очами». (Глава VI; 9.)

(Блаженный Августин, О согласии евангелистов)

Глядя на толкование блаж. Августина не сложно заметить, что его толкование сугубо поверхностное, формальное и умозрительное, которое вообще никак не связано с сущностным и иерархическим толкованием преп. Антония Великого.

В чём же тут проблема ?

С точки зрения психологии Логоса проблема тут в УЗОСТИ и ПРИЗЕМЛЁННОСТИ ума Блаженного Августина и других церковных толкователей, которые превознося Христа и привязывая Его к символам Тетраморфа, совершенно упустили из вида то, что это древняя и дохристианская модель, которая со Христом лично вообще никак не связана, а указывает только сам путь и методологию духовной трансформации о которой говорил Христос.

Чтобы ответить на вопрос о том, как символы Тетраморфа стали символами 4-х Евангелий и самих Евангелистов: Матфей – ЧЕЛОВЕК, Лука – ВОЛ, Марк – ЛЕВ, Иоанн – ОРЁЛ, нужно обратиться даже не к изначальному видению пророка Иезекииля, а к более раннему духовному принципу и священному языку “Пардес”, на котором писались все тексты Священного Писания.

Язык “Пардес” – это язык кодирования всех священных символов и текстов по 4-у уровням иерархии углубления в смысл (логос). Не случайно язык “Пардес” включает в себя именно ЧЕТЫРЕ уровня:

1. Пешат – это прямое и буквальное понимание священного текста Библии на самом поверхностном (профанном) уровне.

2. Рэмэз – это аллегорическое или символическое понимание более глубоких скрытых значений слов и историй более продвинутого уровня.

3. Друш – это моральное или этическое толкование текста Писания для ещё более глубокого анализа уроков и нравственных наставлений для священства.

4. Сод – это самое тайное, мистическое или сакральное толкование текста Священного Писания для практиков и мистиков.

Какое это имеет отношение к Четвероевангелию ?

Самое прямое, поскольку Евангелие, как часть Священного Писания, также писалось иудеями-евангелистами с соблюдением правил кодирования языка “Пардес”. Это кодирование было необходимо для правильного ПЕРЕХОДА СМЫСЛА, поскольку четырёх животных: Человек, Вол, Лев, Орёл разделяют три разрыва смысла и перехода: от Человека к Волу, Отвола ко Льву, от Льва к Орлу.

Для современного и духовно необразованного человека эти разрывы уже не имеют смысла, а для древних иудеев эти разрывы были крайне важны, поскольку они являлись ЗАВЕСАМИ СОЗНАНИЯ и когнитивными порогами, которые в иудаизме известны как:

– профанный (первое обращение к вере)
– парокет (посвящение или введение в духовную традицию)
– предстояние Всевышнему (открытие божественной Истины – Логоса).

Таким образом, переход от Человека к Волу сопровождался преодолением первой ЗАВЕСЫ сознания через таинство первичного обращения к вере. Второй переход от Вола ко Льву сопровождался преодолением второй ЗАВЕСЫ сознания через таинство второго посвящения в высшее знание. Третий переход от Льва к Орлу сопровождался преодолением третьей ЗАВЕСЫ сознания после чего Истина духовная (Логос) открывался уму во всей полноте.

Вот какое великое духовное знание древнего иудаизма потеряло профанное христианство и православие, толкуя Тетраморф по модели Блаженного Августина ложно и поверхностно (линейно).

Создатели Четвероевангелия иудеи – евангелисты намеренно оставили христианам в символах Тетраморфа: Человек – Вол – Лев – Орёл важнейшие духовные подсказки о методологии достижения духовного совершенства посредством языка Пардес (Пешар, Рэмэз, Друш, Сод), , которые те НЕ ПРОЧИТАЛИ и потому не поняли до конца всех духовных смыслов.

Таким образом, с точки зрения языка “Пардес” четыре Евангелия символизируют 4 уровня расширения сознания:

1. Человек – Евангелие от Матфея – самое детальное и человечное Евангелие – это символ начальных, готовых ступить на путь веры и исполнения заповедей.

– преодоление первого профанного порога (завесы) сознания.

2. Вол – Евангелие от Луки – самое объёмное и насыщенное смыслами Евангелие – символ выходящих на уровень монашества (трудничества) для обретения совершенной веры.

– преодоление второго порога (завесы) сознания парокет.

3. Лев – Евангелие от Марка – самое краткое и аскетичное – символ выходящих в анахоретство, схиму и исихию для умного делания “нового” человека.

– преодоление третьего порога (завесы) сознания предстояния Всевышнему.

4. Орёл – Евангелие от Иоанна – самое возвышенное, сакральное и духовное – символ совлёкших “ветхого” человека и обретших “нового” духовного человека во Христе.

– символ совершенных в Боге, достигших безсмертного тела энергии.

Именно это духовное знание и эта сакральная модель, как фундаментальная, имевшая отношение к учению ессеев и терапевтов, к которым принадлежал и Иоанн Креститель, лежала в основе раннего иудео-христианства.

Это же является и ответом на вопрос почему сам Христос принял обряд Миквы (омовения водой), как духовной инициации и символа преодоления ПЕРВОЙ ПРОФАННОЙ ЗАВЕСЫ, названной позднее крещением, именно от Иоанна, как принадлежавшего традиции истинного знания о 4-х ступенях духовного совершенства.

Это же и является ответом на вопрос почему в христианстве и православии нет сакрального и эзотерического (мистического) знания, а из 4-х ступеней древнего Тетраморфа церковь смогла взять только ДВЕ СТУПЕНИ – Человек – Вол, как формулу “спасения”, а это только половина пути к спасению.

1. Человек – Евангелие от Матфея – это символ начальных, ступающих на путь веры и исполнения заповедей.

– Инициация (крещение) – преодоление первого порога и первой завесы сознания

2. Вол – Евангелие от Луки – символ выходящих на уровень монашества (трудничества) для обретения совершенной веры.

Выше монашества в христианстве и православии схима, как аналог 3-й ступени Лев, но эта ступень полностью профанирована и давно не соответствует подлинному духовному посвящению, поскольку в схиму постригают практически всех подряд по собственному желанию.

Вот почему в современном до предела морализованном христианстве и православии полностью отсутствует сакральное знание о высших ступенях духовного подвизания – Лев и Орёл. Афонский исихазм – это единственное направление христианства, которое пытается прорваться к этому сакральному знанию древних, но большая часть его уже безвозвратно утрачена.

К слову это священное знание о 4-х ступенях перехода от Человека к Орлу (Богу), как символ обожения, было не только в ветхозаветном иудаизме. Это же духовное знание только в других формах 4-х ступеней было и у древних египтян, и у аскетов Сирии и Персии, и у древних тольтеков и у древних греков, у последователей веданты и т.д.

К примеру у тех же древних египтян иероглиф высшего божественного совершенства Гор Дэн (Гор Простиратель) состоял из 4-х иероглифов: Серекх, Ну, Дед, Ах (Гор), которые символизировали 4 стадии трансформации души.

В иудаизме имя  Творца состоит из  четырёх священных букв  ; (йод), ; (хей), ; (вав), ; (хей),  которые  символизируют  4  ступени  нисхождения  в  тварный  мир эманаций  нетварных божественных энергий.

У древних греков также имели место 4 ступени достижения высшего совершенства:

1. Этическое совершенство (арете),
2. Знание и понимание (гносис),
3. Духовное развитие и мудрость (пневма и софия),
4. Служение миру (каллистос) на основе знания Истины.

Четыре ступени  достижения  совершенства  можно найти и у древних ессеев, терапевтов и кумранитов:

1. Очистка и покаяние. Ступень включает в себя очищение от грехов и негативных влияний. Это может включать ритуалы очищения, покаяние и отказ от мирских удовольствий. Участники стремились к моральной и духовной чистоте.

2. Знание и понимание. На этой ступени акцент делается на изучении священных текстов и учений. Это включает в себя глубокое понимание законов, пророчеств и мистических истин, что позволяет последователям развивать свою духовную мудрость.

3. Духовное единство. Эта ступень связана с опытом единства с Божественным. Последователи стремились к внутреннему соединению с Богом, что проявлялось в молитвах, медитациях и ритуалах, направленных на достижение божественного состояния.

4. Служение и миссия. На последней ступени, связанной с достижением высшего совершенства, акцент делается на служении другим и распространении в мир света божественного знания.

Похожие 4  ступени выделяют и сирийские мистики:

1. Аскеза (внутреннее очищение),
2. Гнозис (глубокое познание себя),
3. Энтусиазм (восхищение духовным и божественным),
4. Амоса (полное самоотвержение для служения Истине).

Подобные четыре ступени  достижения  Творца  есть и в  исламе:

1. Шариат - это ступень, которая включает в себя соблюдение исламских законов и предписаний. На этом этапе верующий должен следовать основным принципам ислама, таким как молитва, пост, милостыня и паломничество.

2. Тарикат  -  вторая ступень, связанная с духовным путем и практиками  очищения, которые помогают углубить связь с Богом. Это может включать медитацию, зикр и другие духовные практики.

3. Хакимат - третья ступень, на которой верующий начинает постигать истинную природу реальности и божественного. Это связано с глубоким пониманием и внутренним опытом.

4. Марфат  -  четвертая и высшая ступень, которая представляет собой непосредственное знание и опыт Бога. На этом этапе человек достигает глубокого единства с Божественным и осознает свою истинную природу.

У древних тольтеков данные четыре ступени именовались четырьмя врагами Человека Знания  (Страх, Ясность, Сила, Старость), как  отражение  действия  сил Тетраморфа, которые  нужно  преодолевать,  в той же древнеиндийской системе варн 4 ступени восхождения к совершенству отражали 4 касты (шудры, вайшьи, кшатрии, брахманы).

Иными словами, духовное знание о 4-х ступенях достижения высшего духовного совершенства то схеме Тертраморфа: Человек – Вол -Лев – Орёл – это не изобретение иудаизма, а древнее фундаментальное знание всего человечества о высшей цели бытия.


Рецензии