Игра, которая изменила мою жизнь. Вступление
Если какие-либо совпадения с именами, местами или событиями кажутся случайными или вызывают вопросы, они не преследуют цели навредить или исказить действительность.
Книга написана с целью поделиться опытом, воспоминаниями и взглядами на теннис, тренерскую работу и жизнь в спорте."*
"Эта книга – история моего пути в теннис. Я прошел через разные этапы – фехтование, тренерскую работу, стрингерство, бизнес, поиски себя. Но в итоге судьба привела меня к теннису, и это стало делом моей жизни. В этом вступлении – мои первые шаги, случайности, которые привели к важным решениям, и путь, который привел меня на теннисный корт. Добро пожаловать в мою историю!"
"Приветствую всех читателей! Это вступление к моей книге, в которой я рассказываю о своем пути в теннис – от первых шагов до работы тренером и стрингером на турнирах ATP/WTA. Буду рад вашим отзывам и комментариям!"
Сорок лет моей жизни в теннисе! Как-то подумал я, сидя на речке с удочкой и глядя на поплавок, который почему-то замер на водной глади. Рыба не хотела клевать, и я погрузился в воспоминания.
В детстве, начиная с 10 лет, я прошел несколько спортивных секций, благо спорт в СССР был бесплатным. Плавание, хоккей, борьба, бокс. Наконец, я попал в фехтование на саблях, где достиг уровня КМС СССР. Кстати, благодаря фехтованию я неплохо играю с лета, так как в сабле, в отличие от рапиры и шпаги, есть рубящие удары, а игра с лета очень на это похожа.
Но вот тенниса в нашем городе не было.
Я закончил школу, училище и в 21 год ушел в армию. Вернулся в 1984 году и сразу пошел на тренировки в фехтовальный зал. Стал помогать тренеру. Занимался с молодыми парнями. Николай Егорович посоветовал поступать в институт, чтобы получить высшее образование. Я согласился, но в тот год не поступил. Тогда он помог мне устроиться тренером в одно из спортивных обществ. Так начался мой тренерский путь. Мы часто выезжали с нашими парнями на соревнования.
На следующий год я поступил на факультет физического воспитания в педагогический институт. Тем же летом, в один из солнечных дней, я ехал на велосипеде через городской парк. Вдруг я обратил внимание, как на старом теннисном корте двое мужчин среднего возраста играли в теннис. Я подъехал ближе. Эта картинка меня словно заворожила.
Мужчины перебивали белый мяч через сетку деревянными ракетками. Я знал, что эта игра называется теннисом, и мне стало интересно. Вот бы попробовать, подумал я. Но отвлекать мужчин от игры не стал. К тому же надо было ехать на дачу поливать грядки с огурцами и помидорами.
Я ещё продолжал работать тренером по фехтованию и готовился к поступлению в институт. В моем окружении было много друзей-спортсменов, поэтому кто-то из них подарил мне старенькую деревянную ракетку "Украина". В спортивном магазине я купил коробку мячей "Ленинград". Рядом с моим домом я обнаружил небольшое строение со сплошной стеной и стал пробовать удары с отскока. Ещё я взял в библиотеке методическую книгу про теннис. Изучал правила и технику. Также я помнил про тот старый корт. Через небольшой промежуток времени, когда у меня стали получаться удары, я начал искать себе партнёров, но все мои друзья не умели играть. Поэтому сначала мне приходилось их чему-то научить, а потом уже играть с ними. Так параллельно я начал обучать теннису.
Ближе к осени я поступил в институт. А когда наступили холода, мне приходилось постучать по стенке в квартире, пока соседей не было дома.
Учеба в институте захватила меня. Много было спортивных занятий. Мы изучали баскетбол, волейбол, гимнастику, лёгкую атлетику и плавание. Фехтования и тенниса в институте не было.
По окончании второго курса мы поехали в лесной пансионат в 130 километрах от города. Я прихватил с собой мячи и ракетки. К тому времени у меня появилась алюминиевая ракетка польской фирмы Stomil. В свободное от тренировок время я продолжал стучать мячи об стенку. В один из таких вечеров ко мне подошёл наш преподаватель по лёгкой атлетике и попросил попробовать поиграть. Я коротко объяснил ему принцип ударов с отскока, он попробовал, и мы стали перекидывать друг другу мяч на асфальтовой площадке через воображаемую сетку.
Как раз в это время проходил Уимблдон, и вечерами мы смотрели по телевизору матчи. Некоторые матчи шли поздно, и когда все спали, мы с преподавателем вдвоём смотрели телевизор. Нам удалось посмотреть несколько матчей Ивана Лендла. В тот год Лендл обыграл Милослава Мечиржа, Андерса Яррида и в полуфинале Джимми Коннорса. А в финале уступил Пэту Кэшу из Австралии. Эти трансляции очень мне запомнились, так как они были первыми, которые я смотрел в прямом эфире.
Так проходила учеба в институте. Летом с друзьями мы всегда играли на старом корте. Я даже сам умудрился сделать сетку. Купил в магазине "Охота и рыбалка" специальную сеть для мордушек, а в хозяйственном магазине — фитиль для керогаза. И у меня получились две нормальные сетки для корта. Одну у меня выпросил друг, и я продал её ему. Он остался доволен. А я оправдал свои затраты. Кстати, сетка жива до сих пор.)))
А в зимнее время мы ходили в тренажерный зал у друга на работе, который сами оборудовали. Ещё там было помещение, где стоял стол для настольного тенниса. И мы играли в пинг-понг.
Окончив третий курс, судьба занесла меня в пионерский лагерь на обязательную практику. Так как плавание было моей специализацией в институте, меня назначили ответственным за плавание. В лагере был летний бассейн, поэтому необходимо было следить за купанием детей. Также вместе с напарником-физруком в нашу обязанность входили различные спортивные мероприятия. Я активно принял участие в празднике Нептуна. Играл роль Робинзона Крузо. Сам сшил себе костюм из простой светлой ткани. Этой же тканью обшил старый зонт. На плече у меня сидел маленький мальчик в костюме попугая, а в паре со мной ходил сын завхоза лагеря в роли Пятницы. Также я организовал два похода с ночлегом в палатках для старших отрядов. Также в этом лагере я познакомился со своей будущей супругой. Мы дружили целый сезон. И после возвращения в город подали заявление в ЗАГС, а через месяц поженились.
Затем ещё год учебы. Получение диплома об образовании. И в конце 1989 года супруга подарила мне сына. Я тогда уже работал в школе учителем физкультуры.
Работа в школе у меня вызвала двоякое впечатление. Мне дали начальные классы, девятые и одиннадцатые — девочек. С одиннадцатиклассницами проблем не было. Я предложил им заниматься йогой, и они приняли эти занятия на ура.
9-е классы были неуправляемые. А с начальными классами было очень сложно работать, так как количество детей доходило до 30 человек. В итоге я понял, что это не моё.
Начались девяностые. В 1991 году перестал существовать СССР. Люди жили по накатанной, ничего не понимали. Стали появляться кооперативы. Некоторые продукты питания выдавались по талонам.
Работать в школе было неинтересно. Пришлось работать в разных местах, чтобы кормить семью. И не все эти места были связаны со спортом. К тому же в 1995 году родилась дочь. Но были ещё интересные эпизоды в моей жизни.
Пришлось опять вернуться в школу, только на этот раз в профессионально-техническую.
Инвентаря нормального не было. Благо, нашел в инвентарной резиновые камеры для мячей. Пришлось разрезать около 20 волейбольных мячей, вставить туда камеры, накачать их и зашнуровать. То есть реальный возврат в пятидесятые годы. Но тем не менее смог этими мячами начать обучение волейболу школьников. В итоге за один учебный год вся школа играла в волейбол.
Также во время работы в этой школе удалось пройти курсы повышения квалификации учителей и получить статус инструктора по туризму.
И пройти учебный поход в горах Тянь-Шаня. Туризм меня заинтересовал, и однажды я со своим старым знакомым снял короткометражный фильм про слёт туристов. Здесь уже мне стала интересна журналистика. И после успеха в туризме мне захотелось снять фильм про теннис. В городе впервые появилась теннисная детская секция.
Немного вернусь в конец 80-х.
Как-то летом в старом парке появились три асфальтовых корта. И в то же время стали появляться любители тенниса. Бывало, что приходилось занимать очередь, чтобы поиграть в теннис. И даже появились энтузиасты, которые начали организовывать турниры выходного дня. Одним из таких был Олег П.
Я тоже играл на тех кортах в летнее время и был знаком с Олегом.
И вот после выпуска фильма о туристах я узнаю, что Олег хочет развивать теннис в городе и тренировать детей. Я нашел Олега и пришел к нему на работу, чтобы поговорить о предстоящих съемках фильма. Разговор затянулся на пару часов. Олег рассказал о своих планах и о местах развития тенниса в нашем городе. Мне стало очень интересна перспектива развития тенниса, но дело до съёмки фильма не дошло.
Затем друзья затянули меня в бизнес по продаже автоэмалей. Проработав год, я понял, что это не моё, и ушёл от них в середине осени.
Это был 1996 год. В начале декабря я зашёл вечерком к одному из друзей. Мы сидели, пили чай. И вдруг он сказал мне: "Ты же умеешь играть в теннис?" — "Да", — ответил я.
"Почему бы тебе не сходить в зал к Олегу и предложить пойти к нему вторым тренером? Я играю там в настольный теннис и вижу, что Олег тренирует детей. Сходи, вдруг получится."
Я долго искал свое место – школа, туризм, бизнес, журналистика. Но судьба снова привела меня к теннису. Вечером того декабрьского дня 1996 года я сделал выбор – на следующий день я отправился в зал к Олегу. Тогда я еще не знал, что этот шаг изменит всю мою жизнь…
Свидетельство о публикации №225020701617