Лучшее время для охоты

Лучшее время для «охоты» на лесные коряжки –  весна и поздняя осень.
        В весеннем лесу к началу мая уже подсыхает. Сквозь прошлогодние слежалые листья упрямо пробивается трава, прошивая их покрасневшей иглой: выглянула травка из-под укрытия, а по ночам ещё заморозки прихватывают, вот она и призябла, покраснела от холода… Но днём солнце красное всё живое пробуждает к жизни. Дыхание влажной земли, нагретой солнцем, и запах первой свежей травы, сливающиеся вместе, ни с чем не сравнимы! Это всегда как-то по-особенному волнует и радует меня. Хорошо присесть на тёплый пенёк или поваленное дерево, отдохнуть, послушать пение птиц и посмотреть на лесную жизнь…
       Вот рядом, почти у самых моих ног, пригрелась на солнышке  бурая, почти незаметная среди прошлогодних листьев  ящерица. Сижу, не  шелохнувшись, чтобы не спугнуть её: хочется подольше разглядеть, запомнить её позу – как у неё лапки расставлены, изогнут в повороте хвостик, слегка приподнята голова… Может, найдётся потом корешок, похожий на ящерицу – чтобы правдивее было.
       А как хороши лесные зеркала!.. Это не просто круглые или овальные лужицы чистейшей талой воды по неглубоким впадинам. На их дне, устланном потемневшими, как старинные медные пятаки, листьями осины, лежат – ни дать, ни взять – крупицы червонного золота! Это смолистые прошлогодние иголки елей от воды стали похожими на золотые.
           И в эти лесные зеркала, склоняясь над ними, удивлённо и радостно смотрится красавица медуница – не налюбуется своей красотой. А красота у неё и впрямь особенная. Цветки у медуницы на одном и том же стебле разные по цвету.  Каждая веточка её – разноцветный весенний букетик. Верхние, самые молодые цветки розовые, чуть пониже –фиолетовые, ближе к земле – синие. Большие мохнатые золотистые шмели заглядывают только в фиолетовые венчики,  где есть нектар. В молодых, розовых, его ещё мало, а в старых, синих, его уже нет, весь выпит. Тихо покачивается под тяжестью шмеля цветок медуницы на тонком стебельке –   и вместе смотрятся в лесное зеркало… 
            А в том зеркале, кажущимся бездонной глубины, отражаются и голубое небо с белыми сияющими облаками, и опрокинутые вниз головой высокие берёзы, умытые первым весенним дождём. Свежий ветерок покачивает на их головах, словно прозрачные платочки, лёгкий зелёный дымок распускающихся листьев… От настоя нагретых елей и сосен, от аромата клейких листьев берёз и молодой травы начинает кружиться голова…
             Наверное, пора и пообедать. Обычно в весенний лес я беру с собой только ржаной хлеб, несколько кусочков сахара да походную фляжку холодной воды для утоления жажды.  Сейчас разложим рядом на брёвнышке нашу скатерть-самобранку да наберём на обед… горстку почек липы – с той, что согнулась под сенью больших деревьев, в дерево ей всё равно не вырасти… Кстати,  целебные  липовые почки напоминают по вкусу недоспелые семечки подсолнуха. Далее возьмём щепоть листьев черёмухи да немного молодых верхушек с нижних веток ёлочки. Вот и весь припас для обеда. Вы, наверное, и не представляете, как вкусно к хлебу с сахаром добавлять липовые почки, мягкие, чуть горьковатые иголочки ели и молодые душистые листочки черёмухи!.. Целый букет живых целебных витаминов. И  запить водой такой чудесный обед!..
            Я не только разглядывала ящерицу, любовалась лесными зеркалами и берёзами, отражёнными в них. Я подобрала в весеннем лесу немало разных корней и веток.  Теперь, пообедав и блаженно сидя на удобной колоде, можно выложить из рюкзака всё то, что складывалось туда на ходу. Что-то очистить от земли и мха, что-то лишнее можно сразу отпилить или отрезать, если образ будущей скульптуры ясно проявляется в той или другой находке. Да и просто интересно получше рассмотреть всё, что попало в рюкзак…
         Из леса домой я возвращаюсь с умиротворённой душой и почти всегда с полным рюкзаком за плечами, из которого выше моей головы во все стороны торчат остриями, точно оленьи рога, лесные коряги. Находки поменьше наполняют плетёную грибную корзину. А те, что не влезли ни в рюкзак, ни в корзину, несу в руках… Так меня у калитки и «щёлкнула» дочка Оля, смеясь: «Ты, мама, свои коряжки сегодня только в зубах не несёшь!..»
         Весной, пока трава в лесу ещё не пошла в рост, на подстилке из прошлогодних листьев, плотно прижатых к земле, хорошо виден каждый сучок, упавший с дерева по снегу. Всё  в это время лежит на виду – только подбирай. И ни тебе комарья да мошкары в лесу, ни летней душной жары.
         Майская «охота» щедро пополняет запас иссякших за долгую зиму  заготовок. Летом на улице их можно хорошо очистить и отмыть да высушить в тени под навесом или в сарае. Обработка обычно делается вчерне – только проявить образы да лишнее убрать-отпилить. А уж по-хорошему обрабатывать будущие лесные скульптуры лучше в дождливые осенние дни или вечера да зимой, когда побольше свободного времени.
         Летом лежащие на земле коряжки прячутся в густой высокой траве. И надо знать, где их искать в эту пору. Иногда лесная дорога может порадовать каким-нибудь неожиданным корнем: колёса машин выбили его из разъезженной колеи, и вот он оказался на виду. Также следует осмотреть и песчаные бугры и осыпи вдоль дороги, где корни деревьев оголились и засохли.
         Стоит походить в слегка заболоченном лесу по пересыхающим к лету руслам лесных ручьёв, по которым в разных направлениях напористо бежали талые воды и могли вымыть из земли многие корни. От долгого лежания в воде такие корни принимают красивую окраску настоя трав и опавших  листьев. Надо только снять с них размокшую кору, и естественная подцветка корней заиграет живыми тёплыми тонами. Скульптуры из такого материала бывают очень красивыми и выразительными по раскраске. К примеру, мой симпатичный  «Динозаврик» из корня берёзы.


Рецензии