ч. 2. Le Petit Prodige - Маленькое чудо

«Le Petit  Prodige». – Маленькое чудо.»
Узнавая  больше о жизни гения, проникаешься такой глубокой к нему любовью, что с нетерпением ждёшь нового дня, чтобы вновь встретиться с ним и поделиться  чем-то новым с Вами, читатель. Тем временем, отец и сын уже в Париже, где отвечают на приглашения. Им предстоит провести 36 вечеров. Гонорары 100 – 150 франков. У герцога Франсуа де Ноай поёт звёзда  Итальянской оперы меццо-сопрано Джудитта Паста, прославившаяся экспрессией исполнения, и  мировое музыкальное чудо – маленький Ференц Лист. Герцог дарит ему украшение своей коллекции – гравюры по мотивам Дюрера, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта… Папа тоже заслужил «пустячок» - книжечку в кожаном переплёте – Дневник всего, связанного с юношей.

Король Баварии (в в нарушении этикета) целует Цизи ( так назвала его матушка Черни на прощанье) в обе щеки. Директор крупной  фабрики роялей и арф Себастиан Эрар в их распоряжение предоставляет целый флигель во дворце. Для музыканта три инструмента на выбор: пианино, старинный рояль и новый инструмент – рояльное чудо на 7,5 октав. Какое чудо! По силе  рояль равен оркестру, а  по мягкости звучания - самой нежной арфе. В Дневнике папы  после посещения консерватории появляется очень грустная запись. С рекомендательными письмами маэстро Сальери и его превосходительства Меттерниха они отправились к директору Консерватории  итальянскому композитору Луиджи Керубини. Он даже игру Ференца не  стал слушать. Отказ был в равнодушной форме: консерваторию могут посещать только французские подданные. Отец чувствовал себя уничтоженным,  Цизи заплакал.

Помогает им  Эрар, обещая устроить встречу с итальянским оперным композитором и дирижёром Паэро,или Пера, как его называли.  В 20-ые годы оперы Пера были очень популярны. Об этом говорят строчки пушкинского «Графа Нулина», где герой приезжает из Парижа в Петербург с последней песней Беранжера, с  мотивами  Россини, Пера…» Работая с Фери, Пера не перестаёт  удивляться: пока они доходят до  конца партитуры, мальчик уже знает вещь наизусть и сразу играет соответственно гармонии. Паэр волнуется. В недоумении пожимает плечами."Но это же действительно сатанинское дитя!»

Приглашаю вас посетить концерт Листа 13 апреля 1823 года. Заказов поступило в 2 раза больше, чем мест в Зале редутов.В первом ряду сидит Бетховен. Ференц играет с необычной силой и страстью, как никогда. Публика рукоплещет и, забыв обо всех правилах поведения на концертах,хлынула к рампе:теперь все хотят видеть это маленькое чудо, когда из-под двух детских рук рождается пламя. И вдруг наступила тишина. Это на сцену поднялся Бетховен. Он обнял и поцеловал мальчика. И стоят они рядом: Бетховен и Ференц Лист.

Прошло время, когда отец на вопрос, что умеет мальчик, перечислял:играть с листа, транспонировать, импровизировать. Превыше всего тогда стояло умение импровизировать. Всё это он умел. Интересна  запись в Дневнике за 8 марта 1824года. «Великое сражение за окончательное и безоговорочное признание  Ференца   Листа Парижем.» История концерта такова. Однажды маленький Лист играл у  герцога Орлеанского, будущего короля Франции Луи Филиппа. Его импровизации очаровали  герцога, и он содействовал устройству концерта Листа в Итальянском оперном театре. В концерте принимала участие Джудитта Паста. Аккомпонировал оркестр Итальянской оперы, один из лучших в Париже. Когда Лист играл сольную партию, свободные от игры музыканты так увлеклись его  игрой, что забыли вступить вовремя. Маэстро Россини не в силах оторвать глаз от двух детских рук, совершенно забывает сделать знак оркестру. Фери улыбается и начинает трель сначала. Маэстро спохватывается – и рояль и оркестр объединяются в гармонии звучания. «Маленький Лист так потряс оркестр, что он онемел». Овации не прекращаются. «Дрипо Бланш»  напечатала:» Душа и дух  Моцарта переселились в тело  юного Листа… Он ещё едва достаёт педалей рояля…  но он уже первый пианист Европы…» У парижан новая крылатая фраза: «Лист – восьмое чудо света!» Чистый сбор от концерта 4771 франк. Наконец- то они освободились от материальных забот.

И снова предложения организовать концерт из Берлина, Лондона, Брюсселя, Стокгольма. У Паэра возникла идея – его 12-летний ученик напишет оперу «Дон Санчо», или «Замок любви». Поставлена она в 1825г. В этом году постановке 200 лет. Это «чудо детской гениальности». Авторы позаботились и о том, чтобы Фери попробовал свои силы во всех жанрах:в его опере есть и танец крестьян,и музыка бури, и серенада, и дуэт, и балет, словом, всё, что пожелает композитор. Оперу порекомендовали к постановке в театре. Поставил её старый Рудольф Крейцер.

Крейцер и Черни предложили  заниматься с Антонином  Рейху. Ференц занимается с Рейху, ему нужна основательная музыкальная школа. А отец занимается с ним  французским, немецким, историей, литературой и математикой. Как же талантлив и упорен отец! Последние годы были особенно тяжелы для родителей Ференца. Устав от напряжения к родным в Австрию уезжает Анна.Она чувствует себя ненужной здесь: еду приносят из  ресторана, дом убирает прислуга. И на концертах я не нужна». Адам говорит, что он положил под проценты несколько тысяч форинтов. Анна может взять их в любое время.

Здоровье Адама ухудшается: мучительные боли в желудке. Наступает глухота.Ференц
заводит с отцом разговоры о будущем. Но их взгляды не совпадают:Ференц иногда говорит об уходе в священники, отец отговаривает. Он видит прямой путь сына к славе и бессмертию.

28 августа 1827 года  на кладбище Булонь сюр Мер Ференц проводил в последний путь отца. После смерти отца он как-то быстро повзрослел. Ему нет и шестнадцати. Он просит мать "срочно приехать к нему», деньги из банка  брать не велит, пусть они останутся «золотым запасом» на чёрный день. Квартиру, где они жили с отцом меняет на более дешёвую. Обходит всех своих знакомых, сообщая, что больше концертировать не будет. Будет учиться и давать уроки.

Продолжение следует. ч.3. Любовь.


Рецензии
С большой любовью написано произведение. Понравилось. Спасибо
Добра и удачи

Леонид Корнейчук   05.05.2025 21:34     Заявить о нарушении
Знаете, Леонид,как только открываю это фото, сразу улыбаюсь ему:"Золотко моё!
Солнышко моё любимое!" Я к нему обращаюсь, как к живому ребёнку. Это счастье - писать о таком таланте - гении!

С благодарным теплом к Вам - Автор.

Людмила Дементьева   06.05.2025 00:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.