Рассказ пятый. Четвертый лепесток

В этом сезоне мне удалось вырваться из Ярославля, можно сказать, на все стороны света с радиусом до 400 км, чему я бесконечно рад. Впереди меня ждало восточное направление в «Третью Столицу». Путь мой пролегал через Иваново, Шую, Н. Новгород, Городец, Кинешму и обратно.
Всегда много слышал о Нижнем и хотел как-нибудь до туда добраться, поэтому, прикинув, что он находится в пределах моей досягаемости, ринулся в бой!
Как обычно заблаговременно промониторил местную мотогруппу, которая по участникам весьма обширна (более 7000 чел.), немного больше чем в «МотоЯрославле». Там я выявил серию постов об украденных мотоциклах, потом как мне кажется понял почему, но об этом я напишу ниже в контексте своих впечатлений. Традиционно я обратился за посильной помощью в реализации моего турполета и получил один ответ: что в случае чего мой мот могут приютить в гараже и оставили контакты для связи в дороге. Это меня вполне устроило и дальше я уже планировал свое знакомство с Нижним уже без привязки к кому либо.
«Раннее утро, идеальный сентябрьский день, чтобы умереть» – подумалось мне в какой то момент, но это не входило в мои планы, поэтому я с благодушным настроем начал двигаться на Гаврилов-Ям. В этот день на выезде из города было удивительно мало народу на дорогах, поэтому я комфортно катил по ивановской трассе, держа среднюю скорость на 120 км/ч, не особо напрягаясь по ямам и пилотоном фур. Пока ехал по нашей области особо то золотой осени еще не встретил, она начала появляться уже за Иваново. В Гаврюше долго не засиживался, размялся, подкрепился и дальше. До Иваново по этой дороге я еще не ездил, поэтому с удовольствием впитывал незнакомые пейзажи и радовался тому, что все таки местами продолжаются дорожные работы и трассу приводят в божеский вид.
Забегая вперед хочу отметить, что казалось бы живем мы в одной климатической зоне, на одной равнине, а все как то по разному: вот у нас в области что чаще всего по дороге – лес ельник или сосняк, смешанный лес, береза, поля небольшие, местами сельхозугодия и деревушки вдоль дороги, довольно часто, а вот ближе к Поволжью – уже лиственный лис больше, много полей с окантовкой лесом вдали, коровы пасутся и неба больше видно, населенных пунктов меньше, но они крупнее. Там, где поля дороги поросли березовой и осиновой порослью и кустарниками, местами из-за сухой и желтой травы даже кажется, что ты в прериях как ковбой скачешь)). В Ивановской области я заметил одну интересную особенность – почти в любом селе стоит кирпичная большая разрушенная церковь. Я штук десять то точно насчитал. И колокольни этих церквей как маяки заметны из дали.
Иваново снова меня порадовал понятной расстановкой дорожных указателей и я спокойно с одного конца города проехал на другой, в отличии от Нижнего, там - вообще жесть. Про Иваново скажу еще, что это типичный советско-российский город, в чертах которого можно уловить и наш Ярославль и Северодвинск и Екатеринбург да и любой другой город нашей необъятной страны, но при этом он какой то безликий, хотя наверное я еще не был там, где бы это лицо для меня проявилось.
Далее мой путь простирался через Шую и Палех. Что я могу сказать про Шую? Это место у меня ассоциировалось с наземной радио-навигационной системой РС-10, которую изготавливают в Шуе, и я служил целый год на этой системе, поэтому регулярно писал заявки на завод в Шую по рекламациям. Еще я видел в магазинах и на рыночных развалах комплекты постельного белья из Шуи, в общем много от этого города я не ожидал, поэтому хотел объехать его по окружной, но волею судьбы я пролетел этот поворот и решил заехать в город.
Немного отвлекусь от рассказа, хочу поднять один интересный вопрос в зал: какого лешего наши дорожные службы ставят информационные указатели поворотов прямо на повороте???!!! Почему не поставить метров там за 150-300, это ситуация просто меня бесит. Ведь, где-то нормально стоят и ты успеваешь и перестроиться и притормозить, а где-то приходится потом возвращаться.
Шуя, как и многие города на речках, стоит на холмах и в общем то пока добираешься по изгибам и серпантинам дорого до центра, видишь панорамы пейзажей и достопримечательностей, что очень удобно. Так приехал я на главную площадь города, над которой возвышалась величественная колокольня храма, которую я заметил еще на подъезде. Типичный среднеполосный маленький город, который местные испортили, разместив на главной площади у храма нелепый рынок и такие убогие торговые ряды из девяностых с ляпистыми вывесками реклам. А ведь в Кинешме или в Торжке так не сделали, за что эти города получают 10 звезд по десяти звездной шкале моего рейтинга «Мест куда хочется вернуться».
Далее я мчался по идеальной ивановской дороге и наслаждался тем самым сентябрьским осенним полуденно-вечерним солнцем. По пути я  насчитал за всю дорогу порядка 35 мотоциклистов, сезон подходит к концу и народ уже зачехляет своих коней, несмотря на идеальную погоду.
Почему то меня порадовало то, что на пути у меня будет Палех, ведь я помню еще со времен художественной школы, что там придуман и раскручен такой промысел как палехская миниатюра или роспись. Сразу бросилась в глаза стройность и грация местного храма, который стоит на горе и виднеется из дали. Городок небольшой, может даже и не город. Когда я подъехал, там завершалась осенняя ярмарка и народ собирал свои торговые лавки и развалы. В куче сувенирной продукции ни у одного из продавцов я не нашел магнитика с Палехом, были магнитики с Юрьевцем, Шуей и даже Кинешмой, но не с Палехом, забавно.
Дальше до Нижнего более сто километров у меня не было остановок и я наслаждался дорогой в осеннем лесу. Причем, в какие то моменты, когда долгое время нет встречных машин и дорога тебя ведет по изгибам, ты впадаешь в небольшую медитацию, как в компьютерной игре «Нид фо Спид»: дорога на тебя движется, а ты как в телевизор на это смотришь. Я думаю, мотоциклисты понимают о чем я, это как стоять на краю моста через бурлящую реку и если смотреть не сфокусировано вниз, то будет казаться, что ты на мосту плывешь по реке, вот попробуйте как-нибудь. Только пенки от сидухи по заднице, от очередной неровности, тебя возвращают в реальность)).
Мне как то один знакомый мотоциклист сказал, что если будешь гнать мот по кочкам, то мот будет тебя наказывать шлепком по жопе. Не обманул. На пошехонской дороге я с лихвой на своей пятой точке испытал гнев и ярость своего Коняша.
Вскоре я добрался до крупной развязки под Нижнем и в очередной раз, не разобравшись с указателями, случайно заехал в город Заволжье, где меня ждала удивительная встреча. В Заволжье я особо ничего не хотел кроме как отдохнуть перед финальным рывком на Нижний ну и перекусить, поэтому остановился у ближайшего ларька с шавермой, ой шаурмой (вот прет из меня питерская речь – поребрики, парадные, шаверма). Скрипя сапогами, я побрел к ларьку, где работала Наташа – женщина лет так к 60. Рекламируя свои чудо-продукты и изготавливая для меня уникальный во всех отношениях квадратный ролл, мы нашли общие темы и разговаривали целый час. В конечном итоге она предложила мне, если не найду места в Нижнем, ночлег в ее жилье и всю посильную помощь в дороге. Не перестаю удивляться простодушию и отзывчивостью наших людей.
Путь из Заволжья в Нижний лежит через город Балахна. И это был самый не интересный участок всего трипа. Двух полосная дорога, забитая транспортом под завязку, идет по нескончаемой промзоне, да так, что я незаметно заехал в Нижний, о чем я догадался о трамваях вдоль проезжей части. Как и куда ехать я абсолютно не представлял, но надо было ехать в центр, где я забронировал хостел. Поэтому я пошел по пути наименьшего сопротивления – уцепился за одного попутного мотоциклиста с «нажопницей», так и катил за ними, пока они не оторвались от меня на одном из светофоров. Дорога сама вывела меня туда, куда нужно. И предо мной открылся неведомый, непохожий ни на какой еще город – Нижний Новгород. Впечатление усиливалось еще и тем, что над городом стояла полная, низкая и большая луна, в сумерках уже была включена вся иллюминация, но и грандиозные развязки, высокие холмы и строения на них слились в одно – ВАУУУ. Нижний стоит на холмах, причем, правый берег Волги очень высоко простирается на гладью воды. Перепады высот, как говорят местные, могут достигать в городе до 100 метров. Когда я искал свой хостел, который оказался у подножья Нижегородского Кремля, я испытал эти перепады и ощущение было как будто я в южном горном городе как Туапсе, плюс погода была летняя только пальм и магнолий не хватало.
Загнав Коняша в загон, я пешем порядком устремился всё успеть увидеть, благо я уже был в центре. Бесконечная набережная, огромный стадион, мосты и «чкаловская лестница», на которую мне не советовали идти пешком, а я не послушал и пошел и потом понял почему не советовали – это реально тяжело. У подножья этой лестницы я случайным образом обнаружил сходку местной мотобратии ну и, конечно, побрел к ним. Ребята там собрались, мягко говоря, не бедные, судя по мотоциклам, каждый из которых стоит от 400 рублей. Так вот возвращаясь к угонам – все моты, которые я встретил по дороге и на этой стоянки – это дорогие аппараты, очень часто – кастомы и новые спорты. Причем много «Дукати», такого количества этих мотоциклов на единицу площади, я, пожалуй не встречал, ну и прочие – Харлейи, Триумфы и японцы всех мастей. Из своего скудного мотоопыта подмечу такую особенность: если москвичи – то это БМВ, в других областных центрах – спорты, клубные байкеры – это спорт-туризм, чопперы и туристы. В общем, на дорожном катаюсь я один))).
Познакомился с местным байкером Павлом, он мне рассказал как выехать на левый берег и добраться до Городца. Городец – город, который должен был стать кульминацией моего путешествия, о котором мне говорили и Наташа и Павел и менеджер на ресепшене в хостеле. Но так и не стал, о чем я напишу ниже.
Потом я побродил по вечернему центру, прошел все Большую Покровскую улицу – местный пешеходник и попробовал Горьковское пиво (так себе пиво). Присев отдохнуть на скамеечке, я всем своим телом осознал, что жутко устал и измотан. Перенеся дальнейший обход города на раннее утро, я пошел спать.
Как положено старому солдату – очнулся ровно в шесть, без лишнего марафета, бросился в фотомарафон по утреннему и пустынному городу, чуть даже телефон и бумажник не потерял, благо вовремя заметил пропажу и по этой улицы, где я обронил все, никто не прошел. Побродив полтора часа, я решил вернуться в хостел и продолжить путь дальше. Нижний я покидал, с желанием вернуться сюда и как следует изучить этот уникальный город со столичным шармом и размахом, по пустой дороге через белый вантовый Борский мост на другой берег Волги.
Участок пути по левому берегу Волги на Городец был быстро преодолен и я ворвался с чувством творческой жажды в этот древний город (основан в 1152 г.). Гористость и сложное движение с кучей «кирпичей» не могли меня остановить…и я проехал весь город, так и не ощутив ожидаемой благодати. Помотавшись по проулкам, выехал на набережную, откуда открывался вид на Городецкие шлюзы и Заволжскую ГЭС, с которыми со времен моей работы в МЧС, ежедневно подверялись по уровню реки и сбросам, да и сейчас подверяются.
Путь мой лежал через эти грандиозные гидротехнические сооружения, а справа по ходу движения простиралось Горьковское водохранилище, которое именно в этом месте самое широкое. Под ярким солнцем оно было синее как море и в определенные моменты мне казалось, что я еду по Кронштадтской дамбе через Финский залив. Сфотографировать эти красоты не позволила дорожная обстановка и плотный поток, поэтому как-нибудь в другой раз.
Очередным пунктом отдыха стал город Дзержинск, про который я вообще ничего не могу сказать, но там продавали белые красивые грибы, которые я очень хотел купить, но понимаю, что привезу в своем рюкзаке только грибную кашу. Впереди меня ждали ивановские прерии и Кинешма.
Чем дальше от основных транспортных потоков тем хуже становились дороги, поэтому трасса Дзержинск – Пучеж – Юрьевец – Кинешма оставляет желать лучшего. Походу нога мотоциклиста по этой причине здесь не ступала и местные жителе с недоумением смотрели на меня, крестились и крестили меня в дорогу за моей спиной. И дорога эта меня очень быстро утомила и я ждал, когда же будет Кинешма. На очередном перекрестке я увидел указатель на Кинешму, чтоб не заезжать в Юрьевец, поехал по нему. Уже через 6 км понял, что это «левая» муниципальная дорога, но при этом с неплохим покрытием, наверное, потому что ей никто не пользуется. Никаких знаков, разметки, обочины и населенных пунктов просто асфальтированное направление, но в этом была тоже своя прелесть, периодически из кустов выходили грибники и так же неожиданно в них скрывались.
Быстро ли, медленно ли, но я все таки добрался до Кинешмы и передохнул на ближайшей заправке на самом въезде. Усталость двухдневного трипа начала меня одолевать и я малодушно подумывал рвануть побыстрее в Приволжск, а там и домой, к тому же «…темные тучи сгущались над Ершалаимом…» как у Булгакова, и это не придавало бодрости. Но как это часто бывает счастье появилось неожиданно - когда я ехал по берегу какой то реки, то на другом берегу увидел захватывающие виды двух колоколен. И хотя мне не особо было по пути, я поехал в исторический центр Кинешмы. О чем я очень не жалею. Это место мне понравилось сразу, как только я въехал и уже скоро понял почему – состояние погоды, холмистость и характерная северная архитектура. Место очень похожее на любимый мной север – Архангельск или Онегу, особенно  в сентябре. Вдоволь нафотографировавшись, и пройдя пешком в мотоботах весь центр Кинешмы, начал готовиться ко встрече с дождем.
Накинув все противодождевые средства я поехал на встречу неизвестности. Благо дорога на Иваново было на удивление хороша и я летел, с достойной опытного мотоциклиста скоростью вперед (в среднем держал 130-140 км/ч). При этом небо с солнечными просветами и  грозовыми тучами впереди создавало мистическую атмосферу фильма «Лангольеры» и я визжал от восторга! Скоро мой восторг поутих, когда пошел дождь и уже через 10 минут я весь промок, сухая оказалось только мотокуртка (ведь хорошая вещь – во огне не горит, в воде не тонет, держит пулю, нож и штык). Дальше я боролся с мокрыми и замершими руками, запотевшим визором и залитыми ногами от луж и брызг. Попутные автомобилисты мне охотно уступали дорогу, сочувственно заглядывая мне в шлем, а я подогреваемый желанием поскорее согреться летел в Ярославль. Езда в дождь тоже имеет свою прелесть, просто надо лучше готовится. Коняш вообще был рад: у него воздушный движок даже не намок — все высыхало от нагрева на глазах, еще и мне колени грел))).
После Костромы дождь прекратился и я уже формулировал в голове это эссе, как впереди меня ждала не хилая пробища от Некрасовского до Дорожного, которую я всеми правдами и неправдами объехал (в этот момент я порадовался, что еду не на машине), но беда не приходит одна – добрые люди сказали мне, что у меня отваливается номер и я 20 минут замершими руками пытался его закрепить на мелкие болтики (кого я только не вспоминал в этот момент!). На закате по юго-западной я победоносно прибыл в гараж.
Грязные, мокрые и довольные мы с Коняшем поделились впечатлениями в гараже и наметили план по усовершенствованию экипа и обвеса (когда-нибудь). Коняш в этой поездке был на высоте, я ему сказал, что он самый лучший в мире мотоцикл и это его подбадривает и радует, не знаю, сколько еще это будет работать, надеюсь, долго))).
Хорошее закрытие сезона дальних странствий, впереди ждут ремонты, консервация на зиму, тоска…а может ещё? Но это уже совсем другая история…

26.09.2018 г.


Рецензии