Таганай
Идея побывать в горных местах Южного Урала давно грела мне душу и в один прекрасный момент пробил час и сошлись все звезды, а именно сошлись в один момент отпуска всех заинтересованных лиц: меня и моей семьи, а также брата жены - Пахана, который в тот далекий 2012 год имел в своем распоряжении ту самую упряжку в виде "Ижа Оды" типичного темно-синего цвета. Предварительно прикинув, что путь не так уж и далек от мест Среднего Урала - города Асбеста до горной южно-уральской гряды Большой Таганай в районе города Златоуста Челябинской области, мы не долго сомневаясь в надежности имеемого транспортного средства, в один день собрались туда ехать с палатками, спальниками, малолетними детьми, котелками, удочкой и морковкой, которою безустанно грызли вплоть до города Миасса.
Наша боевая колесница была забита под завязку необходимым туристически-походным скарбом на три дня странствий. Мы впятером (Я, Пахан, жена Наташа, двое моих парней: Толян, 5 лет отроду, и почти четырехлетний Лёха) утрамбовались вовнутрь и сразу же начались приключения: машина в течении пяти минут упорно не желала заводится и мы видели в этом недобрый знак, особенно, когда тебя ожидает путь в 600 км. Но Пахан не сдавался и заставил "раскабельских кроликов" двигаться по намеченному пути.
"Иж Ода" - чудо советско-российского автопрома, разработанное в недрах оружейного завода по производству автоматов Калашникова, априорно не могла стать хорошим автомобилем, но необходимые качества для автомобиля она все таки имела: четыре колеса, пять посадочных мест, карбюраторный движок от шестерки и спартанский интерьер салона. Я думаю, если бы она ещё могла и стрелять то нареканий к ней бы совсем не было.
Идея съездить на "челябинские озера" витала в умах нашей семьи долгое время и так получилось, что в 2002 году Паша и Наташа с родителями как раз ездили в ту сторону, вот прошло десять лет и пробил час повторить этот подвиг. Кстати, 2022 год не за горами, поэтому можно начинать задумываться о верности устоявшейся десятилетиями традиции.
На дворе стояла моя любимая сентябрьская сухая и теплая погода. Осадков, ветров и туманов на всем протяжении пути так нам и не повстречалось, а начавшийся школьный сезон в миг убрал со всех встречных озер отдыхающих школьников, отпускников и бездельников. Поэтому мы с лихвой познали вкус пустых дорог на фоне горных пейзажей, свободных берегов и отсутствие ограничений на въезд в заповедные природные места.
Съехав с федералки от Екатеринбурга на Челябинск, в сторону чугунно-литейного промыслового городка Касли, мы сразу начали считать время пребывания в зоне, обозначенной на нашей бумажной советской карте как "восточно-уральский радиоактивный след". Дело в том, что далеком 1957 в этих местах в городке Озерске произошла техногенная авария на предприятии по утилизации радиоактивных веществ с милым названием "Маяк". Скорость и направление ветра 30 сентября того года была настолько удачной, что максимально концентрированная зона радиоактивного загрязнения попала на необитаемые озерно-болотные места Челябинской и Свердловской областей вплоть до Тюмени, потому что и сам Озерск и близлежащие Кыштым и Касли, во всяком случае как Припять в 1986 году, не пострадали, хотя последствия этой аварии до сих пор ощутимы как на местном населении так и на экологии региона. Если бы погода сложилась в тот день иначе, я думаю, что огромная территория с население в 3 миллиона человек была бы для нашей страны потеряна, включая города Свердловск и Челябинск и все вокруг них. Боженка на первый раз простил, а вот на второй - в Чернобыле, нет.
Город Касли оказался похож на большую деревню на берегу озера, где стоит примечательная церковь с высокой для уральских мест колокольней. Про легендарное чугунное литье, кроме небольших фигурок в одном сувенирном магазине, ничего и не говорило. Видать, местные ремесленники, как настоящие художники, себе ничего не оставляют.
Помня про "Маяк" и про то, что эта катастрофа долгое время называлась "Кыштымской аварией", так как город Озерск был засекречен, а Кыштым оказался ближайшим крупным населенным пунктом, обозначенным на картах, мы не задерживаясь, спешили его миновать, тем более он стоял в стороне от дороги на Миасс, куда в общем то и следовали. Молча проводив взглядом видневшиеся в дали грустные пятиэтажки вперемешку с лесом и колоннадой дымящих промышленных труб, дорога петляя между озер вела нас в куда более грустное место.
Как оказалось обычный промышленный горно-уральский городок Кыштым не шел ни в какое сравнением с тем, что мы увидели в городе Карабаш. Обилие странных для русского уха названий, которыми я оперирую в этом рассказе исходит от того, что Челябинская область лежит на исконных башкирских землях, поэтому здесь всё так или иначе с башкирским или тюркским оттенком. Карабаш - черная голова, Таганай - подставка для луны или лунное ложе, Тургояк - почитаемое (место, озеро), Увильды - низина, впадина и так далее, по моему очень даже красиво. Уже позже я узнал, что Карабаш - это самое загрязненное в экологическом плане место во всей стране! Это пустынные марсианские пейзажи с рыжим, синим, желтыми и серыми оттенками без признаков какой-либо растительности в радиусе нескольких километров с элементами промышленной инфраструктуры. После нескольких десятилетий добычи здесь медной руды и выплавки меди, город стал зоной чрезвычайной экологической ситуации! До сих пор там не знают как с этим наследством жить, разве что апокалипсические фильмы снимать.
Так или иначе, но мы приехали в тот самый Миасс, где делают легендарные грузовики "Урал" и куда хочет попасть мой один хороший друг из "жестоких десантных войск", особый ценитель этих суровых машин.
Солнце уже клонилось к горизонту и нам надо было устроится на ночлег, который мы внезапно запланировали на берегу озера Тургояк, которое считается, одно из самых красивых и воспетых местными аборигенами озер. Пробравшись сквозь грязь проселочных дорог и маневрируя между соснами, Паха благополучно привез нас на берег, где, как оказалось, был детский палаточный лагерь, спешно покинутый в преддверии школьного сезона. Поэтому вся благодать озера Тургояк досталась только нам пятерым. Пахан умудрился выловить к темноте одну или две рыбёхи и торжественно, как истинным добытчик, приготовил их себе на костре в пустой консервной банке. Пацанва посильно помогала маме и охотно впрягалась в обустройство кемпинга и готовку пищи на костре, особенно, после многочасовой поездки в машине на заднем сиденье, заваленными всякими вещами.
С вечера этого дня мы уже ни куда не торопились, потому что задачу "минимум: добраться до челябинского озера", уже выполнили.
Удачная увертюра нашей оперы хорошо сказалась на нашем настрое даже, когда выезжая из леса, заметно повредили камнем рулевую рейку у машины или ещё чего то, что заметно ощущалось при движении. Но не сильно по этому поводу переживали, благо, до Златоуста было уже близко. В этот момент я искренне удивился несгибаемой воле Пахана, который всем своим видом, несмотря ни на что, вселял уверенность в завтрашний день! Я бы на его месте так бы не смог.
Запрятанный в хитросплетенье гор, Златоуст произвел на меня неоднозначное впечатление. Во-первых, город окружен живописными горами с широкими просеками по контуру гор сквозь хвойные леса, выстроганными как машинкой для стрижки волос, во-вторых, там серьезная сталелитейная индустрия - город металлургов и это однобоко сказывается на общем впечатлении не в лучшую сторону, а в третьих, характерная сталинская архитектура отбрасывала нас в далекую советскую эпоху времен застоя, а старые усть-катавские потрепанные суровой уральской жизнью трамваи, без элементов какой-либо рекламы, придавали нужный советский колорит. На въезде в город были крутые и протяженные спуски и подъемы, я даже боюсь подумать как там осуществляется движение зимой в гололед!
Оказалось, что национальный парк "Таганай" берет свое начало еще в городе и, в целом, является туристическим парком "выходного дня" для местных жителей. В радиусе 15 км от города в глубь гор идёт обширная сеть туристических троп, на которых стоят "приюты", в которых можно остановится на ночлег или поставить лагерь и сготовить еду. Но если хочется по-настоящему уйти далеко и надолго то есть и такие маршруты по 50-80 км с дикими местами, горами, волками и медведями. Нас вполне устраивал маршрут "выходного дня" на пару ночевок, тем более главные достопримечательности парка были как раз рядом - это горы Оклинский гребень, Круглица и характерные для этих мест курумы - так называемые каменные реки в виде навальных огромных валунов, которые тянутся с вершин гор к подножью как будто по руслу. Выглядит это симпатично и оригинально, но скакать, как горный козел, по этим огромным камням километрами уж больно тяжко.
До первого приюта было километров семь по лесной тропе, плавно поднимающейся вверх. С огромными рюкзаками на каждого взрослого и двумя уставшими ребятенками очень быстро начинаешь сожалеть о лихих мыслях в своей голове типа "какие то семь километров и уже пришли!" или "а может нам на дальний приют сразу уйти за 15 км!". Но надо отдать должное пацанам, которые терпеливо и мужественно переносили все тяготы и лишения походной горной жизни и на морально-волевых, скрипя молочными зубами, упорно шли к цели - на ближайший приют, где, в общем то, мы и провели пару дней. Приюты, как правило, находились у ручьев, что вдыхало социальную жизнь в эти места, но при этом большое количество туристов-паломников напрочь вырубало и выкашивало всё, что может сгодится в костер, поэтому поиск дров и сухостоя была основной и единственной задачей отдыхающих.
На утро следующего дня уже "на легке", сдав вещи под присмотр в приют, мы ринулись успевать охватить все по максимуму. В итоге, по извилистым горным тропам прошли около 12 километров, передавая друг другу Лёху из рук в руки, потому как сам он почему то в три с лишним года категорически отказывался прыгать по горам. Но тем не менее программу осмотра горных достопримечательностей мы выполнили на 150 % и к вечеру вернулись в свои, уже ставшие родными, палатки. Паха чрезвычайно любит воду, поэтому даже там охотно мылся в нежной родниковой ледяной воде, я на такое не способен до сих пор!
Забавно было наблюдать, когда ты идешь где в южно-уральских горах по лесной тропе в 300-х километрах от дома и встречаешь непостижимым образом каких-нибудь знакомых из Екб, бывает и так! Паша встретил двух парней с работы или с академии, где учился, и мы этому очень удивились, они, кстати, тоже))). Подъев все принесенные с собой съедобные припасы, и уже спускаясь с гор вниз мы уже с большим удовольствием преодолели обратный путь в город.
"Ложе луны" осталось в наших сердцах восхитительной кульминацией всего путешествия!
Оставалась одна незадача - это поврежденный автомобиль. Но Пахан и здесь не растерялся, быстро нашел автомастерскую, уболтал под конец рабочего дня автослесаря взяться за ремонт, и тот буквально за час нам все восстановил. "Побывать в Златоусте - в столице холодного оружия, и не приобрести, достойный настоящего джигита, клинок! Не бывать этому!" - видать, подумал Паха и мы ринулись искать фирменные ножи. Не в сувенирных магазинах, как могли бы подумать некоторые, а на оружейных дел предприятиях. И ведь нашли. Охотничий нож достойный настоящего Оматикайя, который лихо открывает консервы и не стыдно показать на людях, был приобретен и оставлен как сакральная семейная реликвия.
Миссия была выполнена и мы направились обратно домой, правда, настроение "выходного дня" продолжало превалировать в наших душах, тем более Паша еще на пару дней отпросился с работы, поэтому проезжая мимо озера Увильды, недолго мешкая, решили повторить опыт Тургояка, и остались на берегу с ночевкой еще на один день.
На пятый день странствий мои пацаны совершенно одичали, ничего не просили, не канючили, мало говорили, издавали рычащие звуки, питались остатками консервов и крошками хлеба на дне рюкзаков, охотно добывали себе в пищу червей, муравьев, мышей и уже засыпающих лягушек. Я уверен, что им понравилось. Укусив пару раз бабушку за руку, в которой она держала кусочек сахара, уже на второй день по прибытию, они климатизировались к дому. Благо, канал "Карусель" делает из любых даже самых одичалых детей покорных зомби.
Благополучно вернувшись на "чижике" обратно в город Асбест, наша сплоченная команда ещё долгое время вспоминала эти уникальные странствия по суровому краю пихт, озер, гор, металлургов и "восточно-уральского радиоактивного следа".
Побывав в прошлом году в Челябинске, в краеведческом музее я с неподдельной ностальгией и интересом изучал места и легенды наших давнишних странствий, желая повторить этот экспромт вновь. А может не ждать 2022 года... но это уже совсем другая история.
2019 год
Свидетельство о публикации №225020701852