Рассказ восьмой. Часть вторая. Акт первый

Как то уже непривычно писать путевые очерки после полугодового сезона баек, но тем не менее час пробил и мы начинаем!
Вопреки обстоятельствам и моим злопыхателям, я все таки реанимировал Коняша после зимнего анабиоза. Причем, без сложностей и проблем, которыми меня пугали многочисленные эксперты и форумы из интернета. Залитый под завязку прошлогодний бензин нисколько не утратил своих горючих качеств и я спокойно 300 километров им пользовался, благополучно ожил аккумулятор, а "корбы", движок и прочие системы сработали как часы, без "быстрого запуска", демонтажа бака, замены фильтров и прочих приблуд. Из чего можно сделать вывод, что осенью я сделал все правильно, ну или, в очередной раз, сказать то, что японцы делаю хороши мотоциклы.
В середине апреля все таки холодновато перемещаться без зимней экипировки, поэтому я восстанавливал почти утраченные навыки управления мотоциклом неподалеку от дома. Самое главное в этом деле выдавить из себя, пригревшегося за зиму внутри  автомобилиста. Потому как не секрет, что принципы управления и поведения на дороге немного отличаются. Скажу честно, для полной адаптации мне понадобилось порядка пяти часов, чтобы перестроить голову на мотолад. С осознанием этого, не теряя времени и хорошей погоды, уже на эти выходные я спланировал первый в этом сезоне длительный выезд, пусть не на несколько дней, а всего на 500 километров.
В этот раз путь мой лежал в Ивановскую область. Не знаю почему, но памятуя о славном городе Кинешма, в который я хотел вернутся, направился именно туда. Даже не сама Кинешма меня привлекла, а город Заволжск, о существовании которого я узнал во время нижегородского трипа (к этому путешествию я еще не раз буду возвращаться и сравнивать, так как дорога как тогда так и сейчас на 80% совпадали). Так вот, в сентябре, покидая в надвигающейся дождь Кинешму, я обратил внимание, что большое количество встречных мотоциклистов сворачивали как раз на мост через Волгу в сторону Заволжска, и тогда я себе приметил, что наверное там что то есть такое!
Путь мой лежал через прерии Гаврилов-Яма, Иваново, Вычуги и Заволжска и обратно через Кострому. Учитывая, что времени в пути у меня было предостаточно, то есть весь световой день на преодоление всего намеченного маршрута, я не ленился останавливаться в интересных для меня местах. Первым таким местом стало село Осеево Гаврилов-Ямского уезда, почти на границе с Ивановской областью. В прошлый раз я его проехал, не обратив нужного внимания, так как там велись дорожные работы и хотелось побыстрее это всё проехать, тем более яркое солнечное утро без облаков не всегда сулит хорошие и интересные фотографии.
А теперь я расскажу о принципах, которые я закладываю в свои фото отчёты. Фотографировать с позиции чукчи "что вижу то и фотаю" я уже давненько перестал, да и никогда не начинал, ведь на заре своего фото увлечения в 2003 году у меня на руках был старенький зеркальный Зенит 1982 года выпуска и одна или две бобины с пленкой на 36 кадров. На цифровую фотосъемку я перешел лишь в 2009 году, когда с одной великой военной премией под Новый год приобрел свой нынешний аппарат, которой служит мне верой и правдой более 10 лет. Конечно, хотелось несколько лет назад его поменять, но он до сих пор исправен и вполне меня устраивает на 95% от моих желаний. Это Canon 500D (на правах рекламы. Уже чувствую, как мои непримиримые враги - владельцы Nikon и прочего барахла плачут на взрыт и скрипят зубами от беспомощности и ненависти))). Так вот про Зенит. Когда у тебя на руках ограниченный запас пленки, когда ты всякий раз рискуешь порвать уже отснятую пленку при перемотки в коробке аппарата или засветить свой многодневный фото труд при неуклюжем движении или по дури, то относишься к процессу фотографирования более взвешенно и разборчиво. Во-первых, ты фотографируешь только интересные тебе композиции без лишнего мусора или сомнительных кадров; во вторых, учитывая, что все настройки экспозиции выполняешь вручную, потому как исправный фотоэкспонометр у меня был только на одной камере из трех, и это требует выбирать или учитывать удобное для съемки освещение: мягкий свет, без контрастов и резких теней и сбалансированную цветовую гамму; ну и в третьих, поскольку с ручным пленочным аппаратом, за редким исключением, никто кроме тебя не может нормально управляться ты делаешь все снимки сам, даже уже ставшие пресловутые селфи с механического автозапуска камеры. Если что-то хочешь сделать хорошо, сделай это сам!
Учитывая все эти фото установки я снимаю исключительно то, что мне кажется действительно интересным или красивым ну или, чтоб понтануться, что я  был в необычном месте)). Иногда издали ты видишь отличный пейзаж на фоне интересного неба или с интересным освещением и красивой композицией, малодушно думаешь, что подъедешь поближе или долго думаешь останавливаться ли? (автолюбители поймут, когда ты едешь с удобной скоростью по хорошей дороге, не всегда хочется прерывать эту идиллию), а что говорить про мотоциклиста, которой везет камеру у себя в рюкзаке и, чтоб что-то сфоткать нужно полностью разэкипироваться, ещё и в мотоботах искать то место откуда узрел красивый вид, потому как пока ты терзался в сомнениях остановиться или нет, ты уже проехал с пол километра. А вот если не остановишься то здесь гораздо хуже, ты себя терзаешь и коришь за это весь оставшийся путь, пока не найдешь новое достойное место для съемки. Вот такая не задача, тяжело быть деревянным!
Может кто помнит, но уже на протяжении 30 лет идёт программа "Сам себе режиссер", там песенка в заставке "...я всегда с собой беру видеокамеру...". С какого то времени эта фраза стала моим девизом, особенно, когда речь идет о поездках и мероприятиях, где это актуально. В пику этого девиза со мной произошел характерный случай, оставшийся в моей памяти навсегда. В свою военно-морскую бытность мне с сослуживцами иногда доводилось участвовать в лоцманской проводке подводных лодок по Северодвинскому каналу со своей партийной высокоточной аппаратурой координирования. Рутинное дело, подробности этого мероприятия по известным причинам я раскрывать не буду, но смысл был в том, что корабельную группу сгружали на лодку и группа помогала координировать движение корабля по достаточно узкому и протяженному каналу с ограниченными глубинами. Как правило, на эти мероприятия я всегда брал фотоаппарат, чтоб запечатлеть морские красоты и мощь Российского военно-морского флота. Учитывая, что подобные мероприятия проходили в пики большой воды (прилив-отлив), а на период летней навигации в Белом море они выпадали на раннее утро или поздний вечер, поэтому мы заблаговременно прибывали в Северодвинск и уже недоспавшими или полусонными выдвигались на борт корабля к назначенному сроку, захватив с собой своё кантовое советское оборудование. Так что фотоаппарат совсем был не к месту, ну и лишний раз светится перед "особистами" тоже не хотелось. В один прекрасный день назначено нам было такого рода обеспечение. Но день оказался очень даже не прекрасным - пасмурно, ветрено и мелкий моросящий дождь и все это уже к ночи, а ты до этого еще весь рабочий день в части провел. Подумалось мне: "Да ну его этот фотоаппарат, чего я там в таких условиях наснимаю!" и ничего с собой не взял. Уже можно догадаться, что мораль сей басни очевидна, что я на сей раз очень сильно лопухнулся со своим прогнозом. Так и было, сев на катер в порту, мы двинули сквозь серую мглу на приёмный буй канала, где нас ждала лодка. В тот самый момент, когда катер сблизился с кораблем все и началось: разбежались тучи, поднялся ветер, нагнал волны, которые в лучах закатного солнца переливались всеми цветами радуги и на фоне этой беснующейся погоды стоял он - ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667бдрм неподвижным островом во всей красе! Мне на зло, катер ища подветренную сторону лодки для швартовки, обошел её по кругу. Я просто беспомощно рыдал. Это фиаско, братан! До сих пор вижу эту картину перед глазами. Учтя этот печальный опыт, я стараюсь брать с собой фотоаппарат, даже если им и не воспользуюсь.
Байки так из меня и прут. Итак, село Осеево - место, где хочется иметь домик в деревне. Местные жители уже успели убрать всю мусорную траву, а особо одаренные даже завели газоны и убрали двухметровый деревянный штакетник, огородив свои участки аккуратной сеткой рабицей высотой не более метра. И вы знаете, очень мило. Даже развалины старых домов выглядят вполне симпатично. Как полагается в наших краях, на самой верхней точке этого села стоит храм. Некоторые созерцатели моих фото меня спрашивают почему я снимаю преимущественно строения религиозного культа, а именно церкви, монастыри и колокольни, на что я отвечаю: "Чем богаты тому и рады! Были бы в наших краях горы, моря, дворцы, крепости или водопады, то я непременно переключился бы на них". Справедливости ради надо сказать, что и в наших местах есть достойные моей камеры полуразрушенные дворянские усадьбы и прочие интересные места, особенно в Подмосковье, но я до них еще не добрался, не все сразу.
Ивановская область снова порадовала своими региональными трассами, не скажу что там все замечательно, но в целом ехать вполне комфортно. Я умудрился плутануть как в Иваново, так и в Кинешме, хотя казалось бы! Навык спортивного ориентирования в незнакомых городах за пол года утрачен, придется восстанавливать эмпирическим способом. Хотя есть во всем свои плюсы - я успел заметить некоторые неведомые достопримечательности: центр Иваново со Святым Георгием и приятной моему художественному взору ТЭЦ в сталинском стиле, а также большой красивый пруд или плотину внутри Кинешмы в районе элеваторов.
За всю дорогу я встретил всего с десяток мотоциклистов, хотя погода и выходной день сами за себя говорят: садись и езжай! Повитляв по Иваново я все таки выехал на дорогу в Кинешму, которая была настолько мотоциклетной, что не упустил возможность втопить до 140 и не снижать скорость десятки километров. Дорога не омрачена бесконечной вереницей фур, неудобных перекрестков и наличием камер (хотя надо посмотреть в приложении по штрафам), прямая с небольшими изгибами и горками вверх - вниз. На одной из горок вдали был замечен блеск золотых куполов, причем из группы куполов резко отличался один купол, да так что я принял его за трубу какого-нибудь завода, ан нет, оказалась чресчур вытянутая колокольня городка Вичуги. Пропустить такое чудо я не смог и заехал в этот городок.
Найдя проезд к храму, я лихо спешился и чуть было не ушел на фотоохоту, вдруг почуял запах шашлыков, как оказалось, в 30 метрах от меня милая цыганская семья дружно проводила свой цыганский досуг. Коняш сразу забеспокоился, мол там цыгане, а он, железный конь, без присмотра останется, но я его убедил, что буду неподалеку, если что прибегу на выручку и на всякий случай захватил с собой шлем и рюкзак. "Хоть шлем и рюкзак со мной останутся" - подумал я. Выискивая удобное место для фотосессии, забрел на пустырь с холмиками, поросшими травой. Уже позже, по заваленным крестам и остаткам надгробий я понял, что попал на заброшенное кладбище. Кстати, этот апрельский период, когда снег уже сошел, а зелень ещё не встала, со всей тщательностью и радушием раскрывает ширму из не заросшей растительности на скромные деревенские и огромные городские поля кладбищенский угодий у каждого крупного населенного пункта, как на въезде в них так и на выезде. В любой другой период года это не так нарочито и уныло выглядит.
Не могу не сказать, что почти шесть часов у меня в голове сидела одна очень надоедливая песня "Под грустный дэнс", даже не знаю кто её поёт, но, что бы я не делал, чтоб её выключить ничего не помогало, ни другие песни, которые я специально заводил прямо вслух в шлеме, ни скорбные думы о бытие. Походу, Татьяна Анатольевна, надо завязывать с прослушиванием "Нового радио" в машине и переходить на "Эхо Москвы". А, чтобы и вы чуток помучались я прикреплю её во вложениях поста. Не все же мне одному терпеть.
Я, как и любой волжский, приволжский или поволжский житель абсолютно уверен, что автомобильные, да и любые другие мосты через muter Volga всегда находятся в эпицентре населенных пунктов, как у нас в Ярике, в Твери, Рыбинске, Костроме или Нижнем, но я сильно заблуждался, потому как выехав из леса прямиком на Кинешемский мост через Волгу, я снова заехал в лес! Вот такой вот одинокий волжский мост с балюстрадой придорожных фонарей с обоих сторон.
Хотя я не ожидал от Заволжска каких либо открытий этот городок, созданный вокруг какого то химического предприятия, удивил меня чрезвычайно длинной улицей Мира, по которой я утомился ехать, и не дождавшись её окончания свернул в сторону набережной, чтоб запечатлеть Кинешму с другого берега. Возвращаясь по этой же улице Мира, но по другой стороне я обратил внимание, что на этой стороне дороги заметно больше ям и выбоин, которые повсеместно заделаны кирпичами. Видать, местные власти таким образом препятствуют выезду населения из города. На этом все мои приключения в Заволжске и закончились, правда, чтобы их разнообразить я не переезжая на правый берег, двинул искать сияющий белизной на солнце храм на утёсе, который я заметил с моста. Как выяснилось, что отворотка на село Воздвиженье была та самая дорога к храму. Своим появлением в селе я всполошил всех местных собак и особо любопытных, но при этом очень приветливых, стариков.
Обратно домой мой путь проходил через уже знакомые места. Не лудимые, но при этом интересные, безмятежно сохраняющие приятное ощущение летних сумерек в лучах вечернего солнца, где, кстати я встретил аж трех мотоциклистов, хотя был уверен, что кроме меня по дороге из Вычуги в Приволжск никто и не ездит. Единственное, что нарушало моё созерцание покоя, так это повсеместные дымы на горизонте и запах паленой травы от характерного для всей нашей страны явления - весеннего пала травы. Так что в преддверии Дня Пожарной охраны эти самые пожарные сейчас активно с этим традиционным явлениям традиционно борются.
В мою МЧСовскую бытность середина апреля - середина мая - самое гиблое время для дежурства. Потому как в сухие и ветреные дни горит всё и везде. Я даже одну примечательную дату запомнил 27 апреля 2016 года - самое мое "горимое" дежурство, по результатам которого было уничтожено порядка полтора-два десятка частных и дачных домов вместе с пристройками в разных районах, а также два двухэтажных деревянных барака в Ярославле. Горели огромные пощади стерни и полей вдоль дорог, трубопроводов, трава на подходах к лесам и много чего ещё. Пожарные не успевали не то, чтобы вовремя на звонки реагировать, они и в части то не приезжали, разве, чтоб водой заправится и снова в бой. На этот случай, на самый крайний случай, в оперативном зале смены висит давно подаренная кем то (вроде даже матушкой Варварой - настоятельницей Толгского монастыря) икона Неопалимая Купина. В ЦУКСе ходит поверье, что если старший оперативный дежурный, начальник областного штаба пожаротушения или старший диспетчер поста пожарной связи искренне к ней обратится за помощью, то икона непременно поможет. Кто меня хорошо знает тот может себе приставить, что происходило с пожарной обстановкой в области, если даже я, можно сказать воинствующий атеист, приложился к иконе с просьбой о помощи! Вот хочешь верь, хочешь не верь, через полчаса все пожары и возгорания успокоились, как от выключателя до утра! Правда, это было уже ближе к 22-м часам, но с тех пор начальник областного штаба пожаротушения Павел Валентинович, в наши совместные дежурства, регулярно просил меня заблаговременно с утра обращаться к иконе, чтоб не доводить обстановку до предела.
Вообще Ивановская, да и Владимирская область регулярно нам подбрасывали эти палы, когда с их территорий заходил огонь и благополучно подбирался к лесам Берендеевского или Бурмакинского лесничества уже на территории ярославской области. С Костромой, Вологдой или Подмосковьем таких проблем я лично не припомню, а тверичане и подавно иногда наши приграничные с ними пожары тушили и людей искали в наших краях, ДТП разруливали просто по договоренности двух старших дежурных. Эх были времена. Слава Богу они прошли!
Когда в этом году я был в Абхазии, в главном храме Новоафонского монастыря, приятно было заметить на одном из многочисленных сводов и многочисленных ликов, где то наверху, ту самую Неопалимую Купину. Такой вот привет из прошлого.
Коняш выдержал первое серьезное испытание без нареканий, хотя уже на подъезде к Ярику, после Некрасовского, я чуть не обсох и ехал порядка 25 километров на одном стакане бензина в баке и как на зло ни одной заправки! Зато я точно знаю, что полного бака хватает на 340 километров, то есть опытным путем установлено что расход 5 литров на сотню. Так что начало положено и теперь можно расширить границы района выезда, двинуть покорять неизведанные горизонты за пределами близлежащих областей, но это уже будет совсем другая история.

21.04.2019 г.


Рецензии