О фильме Пять пальцев
Карьера Джеймса Мэйсона началась в 1931 году на театральной сцене. Критики сразу отметили его талант, но подчеркивали, что вместе с ним он получил и «внешность злодея». Было ли это даром судьбы? Возможно. Недаром он блестяще сыграл Брута в «Юлии Цезаре» — сначала в театре, а затем в кино. Его популярность росла благодаря ролям мрачных антигероев. В преклонном возрасте Мэйсон был трижды номинирован на «Оскар», в последний раз — за роль коррумпированного адвоката в фильме «Процесс». А в конце жизни его голос стал известен как рассказчика в британском документальном фильме о Чарли Чаплине.
Но по-настоящему я оценила талант Мэйсона, посмотрев фильм «Пять пальцев» (Five Fingers), снятый по сценарию великого Джозефа Л. Манкевича. Сюжет основан на реальной истории шпиона Ильяса Базны, известного под кодовым именем «Цицерон». Военный атташе Германии в Турции Л. К. Мойзиш написал об этом книгу, но ее опубликовали только после войны. В основу сценария легла именно эта книга, а адаптацией занимался Майкл Уилсон совместно с Манкевичем.
Мэйсон великолепно воплощает роль шпиона Диелло — человека, который играет в опасную игру с самыми могущественными державами мира. Действие разворачивается в 1943–1944 годах: Цицерон продает немецкой разведке фотокопии сверхсекретных документов, в том числе план высадки союзников в Нормандии. Немцы платят ему огромные суммы, но впоследствии выясняется, что они расплачивались фальшивыми деньгами.
Фильм начинается с того, что показан прием в Анкаре в 1944 году, на котором присутствуют немецкий посол Франц фон Папен, его британский коллега Фредерик Тейлор и французская графиня Анна Стависки. Она — вдова, нуждающаяся в деньгах, поэтому намекает им, что могла бы предложить свои услуги. Но дипломаты дают ей понять, что не заинтересованы. В это же время к немецкому атташе Мойзишу подходит незнакомец с предложением продать секретные британские документы. Это Диелло — личный камердинер британского посла сэра Фредерика.
Украденные им документы оказываются подлинными, и немцы дают Диелло кодовое имя «Цицерон». Полученные от разведки деньги он хранит у Анны, которая становится его сообщницей, а может быть, самой опасной из врагов? В ее взгляде читается недоверие, она явно что-то замышляет.
Когда немецкое командование вызывает Мойзиша в Берлин, подозрения вокруг Диелло растут. В Анкару отправляют полковника фон Рихтера, чтобы проверить его лояльность, а британская контрразведка также начинает расследование. Диелло понимает, что находится в смертельной опасности. Его планы рушатся, когда Анна исчезает с его деньгами. Вскоре он узнает, что она не только сбежала, но и отправила письмо британскому атташе, разоблачив его. Диелло остается ни с чем.
Все неожиданно меняется после того, как немецкого атташе в Турции вызывают в Берлин и начинают выяснять, кто такой Диелло, сомневаясь в его лояльности немцам. И это несмотря на то, что документы предоставленные им Диеллой о бомбардировках союзниками нефтеперерабатывающего завода в Румынии были подлинными; ведь они сами в этом убедились.
Отчаянно нуждаясь в деньгах, Диелло предлагает немцам новый документ — на этот раз касающийся высадки союзников в Нормандии. Но разногласия среди немецкого командования приводят к тому, что эту информацию не воспринимают всерьез. Ему платят, но теперь за ним следят сразу два лагеря — немцы и британцы. Диелло не может раскрыть того, что работает на немцев, поэтому он постоянно подчеркивает, что хорошим манерам и умению держаться он научился у британцев. Однако его положение становится критическим. Анна отправляет еще одно письмо — теперь уже в немецкое посольство, заявляя, что Диелло работает на британскую разведку. Финал трагикомичен. Диелло сбегает в Рио-де-Жанейро, надеясь наконец-то насладиться свободой и роскошной жизнью.
В дорогом ресторане, в безупречно белом костюме, он улыбается, радуясь своему триумфу. Но тут официант сообщает ему, что он расплатился фальшивыми деньгами. Осознав, что его обманули, и что мечты его рухнули, он буквально разражается злорадным смехом, понимая, что и его сообщница, графиня Стависки, также стала жертвой обмана.
Осознание всего произошедшего приносит ему странное удовлетворение. Он смеется — громко, сардонически. Этим зловещим смехом и заканчивается фильм. В общем, как говорят французы - в любой ситуации надо искать женщину - .«Cherchez la femme»…
7 февраля 2025 года Брюссель
Свидетельство о публикации №225020701873