113. Театральная жизнь. Отопление
Они даже не думали, что это будет так легко. На земле ходили мимо, не замечали
друг друга, прятали глаза.
А тут, сейчас, на облаке взяли друг друга за руки, смотрели и улыбались.
Ангелы!
А там на земле это было трудно, встречались случайно в гримерке и разбегались,
он в один конец сцены, она в другой.
Роли не пересекались.
Поэтому они не могли бережно потрогать камзолы, отряхнуть нафталиновую пыль
костюмов. Те были дорогие, тяжелые, богатые, можно сказать старинные.
Она приезжала на репетицию в машине, он в троллейбусе. Другой, третий
держал своего коллегу за воротник и дико тряс, как ишака, спрашивая:
- Гле? Где она?
Потом уходили в искусственный сад.
- 1 -
- Стоп! Стоп! Стоп! - захлопал в ладоши режиссер - Как эта вещь
называется?
- Двое на одном облаке! - нараспев произнес сценарист Аристархов Петр
Емельянович.
Моложавый мужчина, скрывающий свой почтенный возраст, был как всегда
празднично одет. В красно-бордовом бархатном костюме, с голубой бабочкой,
с задумчивой улыбкой, с мыслями, погруженными в большую голову с растрепан-
ными вихрами.
- Это понятно! На облаке - прервал поэтическое чтение режиссер Семен
Попрыгайло.
Он был молод, полон творческих сил, энергия била в нем через край, иногда
выплескиваясь на театральные подмостки. С актерами был несколько фамильярен,
говорят, талантлив, держался свободно, решительно и терпеть не мог, чтобы его
называли по отчеству. Тем более, что оно было трудновыговариваемое -
Вениаминович.
- Зовите просто Семен! - говорил он и опять уходил в творческие фантазии.
Но тут он расплескался сильно:
-Да-а! В этом что-то есть!
Но позвольте! Облако мы еще где-нибудь найдем, прикрепим сверху к декорациям.
Но легковую машину? Троллейбус?
На сцену?
Он выразительно посмотрел на своего осветителя Васю, того же специалиста
по костюмам и декорациям.
- Облако-то мы с учетом техники безопасности как-нибудь прикрепим.
Но троллейбус? Вы же знаете - я не люблю излишние бутафории.
Всё должно быть естественно, как в жизни!
Петр Емельянович смотрел на молодой талант с нескрываемым чувством
ненависти. Он был упрям, тверд и непреклонен. Не любил, чтобы в его деятель-
ность входили в грязной обуви с толстыми подошвами.
- Не проще ли сыграть Шекспира? Отелло, например? - предложил Попрыгайло.
Посмотрел на отрешенный взгляд Аристархова, скрестившего руки перед собой,
жутко стягивающего красно-бордовый пиджак.
Потом помягче добавил:
- Отелло! И внести в пьесу современные нотки, с облаком, но без техники?
Петр Емельянович покряхтел. Семен продолжал:
- Облако можно оставить. Даже интересно - Отелло душит Дездемону в небе-
сах. Сногсшибательно! И ходить далеко не надо - тут же ад, тут же рай.
Еще раз покосился на Аристархова:
- Не будем давить автору на горло!
Ева Ивановна Черных, полная красивая дама, игравшая уже Дездемону в
течение последних двадцати лет только в других театрах, усмехнулась, потому
что все в этот момент посмотрели на нее.
- Ну сколько можно мне играть Золушек и Дюймовочек? Я хотела что-нибудь
посерьезнее: "Три сестры", например, "Вишневый сад", Раневскую в конце
концов!
- Никто не посягается на ваш талант! Ева Ивановна! - замусолил было
молодой режиссер - Но решения здесь принимаю я!
- 2 -
Ева, заслуженная артистка республики Тыва, отказывалась играть в утренних
спектаклях, потому что ей надо было отводить внучек в детский садик.
Эту обязанность в своем многочисленном семействе она не передавала и не
доверяла никому.
Хотя бы в этом она утверждалась, что вносит свой непосильный вклад в
воспитание будущего поколения.
А вот вечером? Вечером она была полностью в объятиях богини Трагедии
Мельпомены и совершенно свободна. Но играть опять Дездемону?
Сколько можно?
- Ну ладно! - согласился сценарист - Троллейбус можно убрать. Заменить
его электро самокатами. Они оба едут на этом современном виде транспорта на
огромной скорости с разных сторон. Вдруг - Бац! Треск! Внезапная любовь!
Разбиваются вдребезги!
И встречаются на том свете. Ангелами!
- Вот, вот! - обрадовался Семен - И там он ее на облаке додушивает!
До конца!
- А где мы Отелло найдем? - спросил второй режиссер, помощник.
- Вася! Осветитель может сыграть. Он черный кудрявый. Немного затемним -
продолжил не терять нить руководства Попрыгайло.
- Но он же не актер! - взмолилась Ева Ивановеа, она терпеть не могла
дилетантства.
- А это даже лучше в современной пьесе, сделаем его глухонемым Отелло.
Выдающаяся находка! Ангел в черном!
- Уж лучше тогда Демон, раз черный - усомнился второй режиссер.
Он был уже предпенсионного возраста, держали его в театре за предыдущие
заслуги и за то, что он был дальним родственником куратора из области,
отвечающего за культуру.
Прощали ему, что он был любитель прикладываться в буфете, но к мнению его
прислушивались. Фамилия его была Румбель, но она мало вам что скажет.
- 3 -
И вот премьера!
Афиши. Реклама. Критики.
Они заняли второй ряд, на первом представители власти этого небольшого,
но столичного городка N.
Накануне Ева Ивановна как всегда повела внучек в детский садик. Третий ее
муж своей четвертой жены первого мужа Самохвалов спросил ее. Девичью свою
театральную фамилию Черных она никогда не меняла.
Так вот спросил ее:
- Ты там разобралась кого вести? Двое твоих, двое моих. Не перепутай!
- Да что я? Первый раз что ли? Беленькие мои, черненькие твои.
Кстати, премьеру сегодня играю. Нервничаю! Всегда нервничаю, как гимназистка.
Вот здесь - как в первый раз! Сам-то как?
Самохвалов в соседнем театре играл Гамлета.
- Я совершенно спокоен. Вот уж Гамлета я играю с закрытыми глазами.
- Точно! В прошлый раз с закрытыми глазами со сцены чуть не упал.
- Там приступок неудобным был.
- Приступок, приступок! Скорее перехватил с нашим вторым режиссером
в буфете, он часто к вам ходит.
Самохвалов промолчал и обиженно хлопнул дверью. Это было правдой.
Расстроенный "Гамлет" приехал в театр, поспал четыре часа в гримерной,
восстановился и как огурчик был готов к выходу.
Еще наутро у него был запланирован Папа Карло из "Буратино", поэтому
надо было быть в форме. Перевоплощение - это была его страсть. Он любил
кланяться мамам и бабушкам завтрашних детишек.
Бабник был страшенный.
- 4 -
Ева Ивановна готовилась к роли. Несколько раз вскарабкивалась на облако
по большой канатной лестнице, изображающей снасти корабля. Это было труднее,
чем произносить заученные слова, но и с этим она справилась.
"Напридумывают черт-те чего! А ты тут мучайся на старости лет! - она
поправила крылья Ангела - Эти ещё!
Два молодых ее отпрыска только что закончили ГИТИС, это были ее от второго
брака, внучки-то от первого. Воспитывала их бабушка-свекровь, видела она их
мало, больше по телефону. Она вся в творчестве, было не до них.
Вот внучки - это ее отрада!
Потом, не снимая крыльев прошла в гримерную. Закурила. Ангел с сигаретой
в большом декоративном зеркале смотрелся неплохо!
- Ева Ивановна! - обратился к ней Вася, он же будущий Отелло - Нет ли
какого другого крема? Этот меня слишком чернит.
- Это к гримерам!
Потом рассмеялась:
- Копоть! Сажа! Смола! Спички! Зажигай!
Вася испуганно убежал в преисподню, то есть в суфлерскую.
- Ну чего ты волнуешься? Вася! - перебирая листы текста сказал Никодим
с большими седыми усами - У тебя же слов нет!
- Все равно боязно. Вдруг не удушу?
- Смотри не перестарайся, а то и вправду задушишь! У нас тут случай был...
И Никодим ударился в древние воспоминания.
- Тебе еще на облако карабкаться!
- 5 -
Ева Черных все также продолжала переживать, разговаривая сама с собой:
- Ну сколько я еще буду играть мальчиков на побегушках? Хотя Дездемона -
роль серьезная! Чехова бы сыграть? "Иванов".
Зашел Попрыгайло.
- Моя жена уехала в Венецию. В Москве живет. Со своим театром. Спектакль
"Мастер и Маргарита" повезли. А я ревную и опасаюсь этого "Мастера"
Там гондолы все-таки!
Тут подбежал молодой начинающий артист Влад Зед.
- Ну поставьте меня! Поставьте меня на Чехова. Я готов!
- Следующее мы ставим Бредбери - заметил Семен - Нам нужны инопланетяне!
В круглом доме, на Луне. Готовься!
Потом не выдержал:
- Итак, зрителей мало, а ты тут еще со своим Чеховым!
Подошел задумчивый сценарист Аристархов:
- Может детектив поставим? По мотивам Мегре.
Четыре комнаты, двое входят, двое выходят, трех убивают, четвертый - подо-
зреваемый, убийца - автор.
- А ну вас к черту со своим Сименоном! Тряпку! Дайте мне тряпку!
Голову обмотать! Итак всё крУгом. Провалимся, как пить провалимся!
- А может быть проще? - продолжал размышлять сценарист - Лес. Лес. Лес.
И степь! И никаких декораций...
Случайно его услышавший Вася повторил:
- Я что зря пол дня облако надувал?
Ева опять рассмеялась, плюхнулась в кресло и чуть не поломала крылья Ангела:
- Точно! Никаких декораций, никаких артистов. Голая степь!
- 6 -
Артист второго плана, играющий Зевса слез с облака.
- Я там всё проверил, там мягко!
Потом вздохнул и добавил:
- Вот Зевс! Громовержец! А роль второстепенная. Неправильно это как-то?
Не клеится, Петр Емельянович?
Аристархов только отмахнулся.
У него в голове вперемешку были только инопланетяне, четыре комнаты и степь.
Игорь Адамов, играющий Зевса обреченно махнул рукой:
- Зевс слетел с небес!
- Надо, чтобы было что-то интригующее - не унимался Влад Зед.
Молодость ему шла.
- Представляете! Негр, который Отелло, приходит в супермаркет и на плохом
русском языке спрашивает курицу. Две продавщицы смотрят на него и ничего не
понимают. А он думает, что они по английски "чикен" - курица не поймут,
поэтому хлопает себе по бокам и кричит: "кукареку"!
Продавщицы не понимают. Зовут заведующую, та недовольно швыряет курицу
на прилавок и стучит по голове этим двоим молодым: "чикен, чикен"!
Бестолочи!
- А где артистов найдем на роли продавщиц, заведующей?
- У нас же полно заслуженных, незадействованных!
Ева Ивановна осталась одна. Но ненадолго. Постучавшись к ней вошел Влад Зед
со своими переживаниями. Она, как благодушный пастырь выслушивала всех со
своими исповедями.
- Эх! Ева Ивановна! Ева Ивановна! Во столько уже ролей переиграли, а я?
- Не дергай себе нервы, Владик, у тебя всё впереди, ты еще молодой и у тебя
будет много ролей. Я слышала, что ты из театральной семьи?
- Да!
- Знаешь! Моя мама была выдающаяся актриса! Царство ей небесное.
Она даже в кино снималась.
- И где же? - заинтересовался Зед.
- "Место встречи изменить нельзя"
- О! - взбудоражился молодой актер - Это же культовый фильм Станислава
Говорухина! И кого же?
- Жену Груздева.
- О, да! Там еще Высоцкий играл, Юрский. Но позвольте? Жену Груздева?
Ее же убили?
- Ну да! А труп-то лежал!
Потом Ева немного отряхнулась от воспоминаний, замахала руками и недовольно
сказала:
- Ну ладно, ладно! Иди, Владик! Мне надо готовиться.
- 7 -
И вот премьера!
Черный Вася душит Дездемону на облаках, а тут ему звонок на смартфон.
Мелодия "Москоу, Москоу!"
Он недоуменно смотрит в зал.
Дездемона - Ева Ивановна сидит рядом в расстроенных чувствах, потому что
залезая порвала новые колготки, сидит и прикрывает стрелку теплой ладошкой.
Зал тоже в недоумении.
- Что там? Отелло?
Он вытаскивает смартфон и говорит, забыв, что он глухонемой:
- Извините! Забыл выключить. СМС-ка пришла! Автоплатеж за отопление.
В зале тишина, слышно муху.
- Ах, ты бог! - он хлопнул себя по ляжкам - На триста рублей прибавили!
- Скандал! Позор! - схватился за голову режиссер Семен.
Но нет! Наши люди не дадут, чтобы спектакль провалился!
Все сидящие в зале бросились к своим мобильникам и смартфонам. Включили их.
Некоторые с облегчением, кому СМС-ка еще не пришла, некоторые с раздражением:
- Опять прибавили!
Главное, что все были вовлечены в этот процесс, равнодушных не было, и на
время забыли о спектакле.
Недодушенная Дездемона сидела на облаке, воспользовавшаяся этой паузой,
успела подумать, что завтра не забыть бы пожарить картошку своим внучкам,
очень любят...
- 8 -
Отелло-Вася вовремя взял себя в руки, кинул смартфон в карман богатого
камзола и продолжил этими же руками додушивать Дездемону.
Благо что крылья у Ангелов еще не отвалились от такого безбожья.
Рукоплескания. Успех. Занавес.
Второй помощник режиссера был уже в буфете и выпивал свои дежурные 150 грамм.
Всё обошлось!
Зевс кланялся, Влад тоже. Ева Ивановна, Отелло. Все кланялись.
За кулисами бегал Семен Попрыгайло, он еще был в ярости:
- Я же говорил! Я же говорил! Не берите с собой на сцену телефоны!
Все его успокаивали:
- Всё обошлось. Вася - новичок! Такое больше не повторится.
- Кстати! - опомнился режиссер - Мне тоже триста рублей прибавили...
За отопление!
Он плакал, и радовался, и прыгал как маленький.
А потом все пошли в буфет и присоединились к Румбелю, который к этому
времени уже порядочно набрался.
Отметили удачную премьеру.
Зрительный зал расходился тоже в благодушном расположении духа.
Начальство с первого ряда думало, что завтра будет рабочий день и с утра надо
будет опять думать о народе, а критики рассуждали и спорили:
- Была ли это домашняя заготовка с телефоном и отоплением, или это был
экспромт?
У Шекспира на одну трагедию стало больше, хотя во времена Уильяма
центрального отопления точно еще не было.
2025 г.
Февраль.
Свидетельство о публикации №225020700280