О добре и зле II

                О добре и зле II


• Зло, перешедшее в прошлое и тем самым в нём «утвердившееся», вовсе не становится благодаря такому «переходу» злом меньшим.
• Тесное соседство добра и зла в эмпирике (в нашем чувственно-телесном, чувственно воспринимаемом мире) вовсе не является аргументом в пользу идеи тождества добра и зла.
• Идея несопоставимости и безотносительности друг другу добра и зла вовсе не является препятствием для признания идеи того, что в нашем мире, помимо добра и зла, присутствует и нечто третье: не доброе и не злое – нейтральное, безразличное добру и злу.
• Зло противоположно добру, но и не только: зло противоположно и  иному злу.   
• Одно зло вовсе не является оправданием для иного зла.
• Если принимать нашу абсурдную реальность «за чистую монету», то искренне стремление к абсолютному добру вполне может привести к абсолютному злу.
• Человеческое зло коренится не в порочности человеческой натуры, а в глупости.
• У зла нет национальных границ (то есть зло, в сущности, интернационально).
• У зла нет классовых, сословных границ, и корни зла вовсе не следует искать в противопоставлении людей по классовому, сословному признаку. 
• Титаническое зло не может не завораживать своим титаническим размахом; но это единственное, что можно сказать «в пользу» титанического зла.
• Чем изощрённее зло, тем больше оно выдвигает бытийных (и даже метафизических) предпосылок своего «существования», стараясь тем самым себя «обосновать» и оправдать.
• Зло остаётся злом и тогда, когда надевает на себя личину добра.
• Добро остаётся добром и тогда, когда зло затемняет добро своим присутствием.
• Корысть, как и всякое иное приземлённое, пошлое чувство, не может и не вправе быть основанием добра.
• Самый страшный порок – лицемерие. 
• Сущность добра проявляется в его действенности, активности, действии, деятельности, проявленности вовне. Пассивное добро – не вполне добро; пассивная благость – не вполне благость.
• Главный парадокс свободной воли заключается в её способности одновременно стремиться к добру и ко злу. 
• Осознание идеи абсурдности бытия – не повод для отождествления добра и зла.
• Осознание идеи фатальности бытия – не повод для отождествления добра и зла.
• Осознание идеи случайности бытия – не повод для отождествления добра и зла.
• Осознание идеи непознаваемости бытия – не повод для отождествления добра и зла.
• Деформация сознания, искажённо «сознающего» деформированную реальность, – не повод для отождествления добра и зла.
• Всё зло исходит от человека, поэтому обвинять во зле метафизическую сферу и (или) сферу инфернальную (проще говоря, обвинять во зле Бога и (или) Дьявола) одинаково нелепо и несправедливо.
 

                *   *   *   *   *
                Ю.Е.С.
                07.02.2025

 
 


Рецензии