На слова Не знаю вас
Дальнейшие мнения и толкования на эту тему приводить не имеет смысла, поскольку они в той или иной мере, отражают вышеприведенные точки зрения. Нам важно понять другое. Слова «не знаю вас» относятся к отвержению грешников, нелюбви Христа к беззаконникам или могут иметь другой смысл. Несколько по-иному сказано об этом в Евангелие от Луки: «Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк.13:27). Здесь ключевые слова «откуда вы». Строго в лексическом смысле, Иисус делает акцент не на личности, а на месте откуда явились делатели неправды: я не знаю откуда вы пришли; как будто Он обращается к чужеземцам. Если у Матфея слова Христа персонифицированы, то есть относятся к конкретным людям, которые перед Ним, то Лука добавляет наречие «откуда». Поэтому здесь речь идет не столько о человеке, сколько о месте его пребывания. Но, поскольку Бог знает все, то сказанное Христом нужно рассматривать не как неведение, а как утверждение в скрытой форме. Чтобы увидеть этот скрытый смысл, нужно обратится к преподобному Максиму Исповеднику, который пишет: «тварные ипостаси [люди], которые обрекли себя на неподлинное бытие [плотскую жизнь] в мире фантомов [падшем мире] (ограничили себя миром призрачного бытия [тварными вещами]), вне горизонта видимости для Бога (для обожения)». Это определение является ключом к разгадке слов Спасителя. Если кратко резюмировать учение Максима, то оно говорит о следующем. Всякая тварная вещь, от разумной до неодушевленной, имеет свое начало в Боге. Следовательно, Он знает всех, все и обо всем. Чего-либо не знать Господь не может, по определению. Относительно разумной твари, Его Промысел и ведение основаны на том, что каждый человек от Адама и Евы и до дня Страшного Суда, является «частицей» Бога, то есть содержит в себе божественные свойства в виде образа и подобия. Бог их таковыми знает, но до определенного момента. Если верующий, несмотря на падения и восстания, скорби и искушения не сворачивает с пути к Создателю, то Он его видит, как Свою «частицу», излучающую духовный свет. Слепые котята безошибочно находят мать, влекомые к ней, а мать отличает своих котят от чужих в силу природного инстинкта. Так и в душе, ослепленной грехом, заложено влечение к Отцу, Который знает свое чадо. Но, в отличие от котят, человек имеет способность двигаться к Источнику блага или отвернуться от Него, поскольку им движет не инстинкт, а разум и свободный выбор. И если, выбор оказался в пользу «фантомного» мира с его страстьми и похотьми, то Господь перестает такового видеть, как свою «частицу», то есть как Своего сына. Это не значит, что Бог не знает грешника и его дел. Он его знает, как разумную тварь, но не видит, как образ и подобие, то есть как того, кто к Нему стремится. Именно поэтому Максим и говорит о грешниках, как пребывающих за горизонтом видимости Богом. Если обобщить сказанное Матфеем и Лукой, то слова Христа: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие…говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» могут означать следующее: Я никогда не знал вас таковыми, какими вы стали, - говорит Иисус, - потому что вы, делатели беззакония и неправды, убили в себе божественные свойства: образ и подобие; и Я не знаю вас, как пришедших от сатаны, потому что свет с тьмою не имеет общения. Из этого следует, что в строго в богословском смысле, Христос никого не отвергает и не проклинает. Он констатирует Им увиденное и сообщает об этом грешникам. Делатели беззакония сами лишили себя божественного света, образа и подобия, чем стали невидимыми или неузнаваемыми Христом, как чада Божии. Когда мы встречаем человека, которого знали, как порядочного и доброго, и резко изменившегося в худшую сторону, мы говорим: «Как он изменился. Я его не узнаю». Это не значит, что мы его не помним, отвергаем или проклинаем. Мы таким образом выражаем свое отношение к его изменению в худшую сторону. Примерно об этом же, говорит и Господь. Эта тема имеет непосредственное отношение к Страшному Суду. Христос никого не судит и не дает никаких оценок делам грешника. Он просто его не видит среди спасаемых «частиц» Бога, и тогда, делатели неправды отправляются за горизонт видения Божьего, то есть в преисподнюю. И если кто-то не хочет спасаться, то и Христос его не спасет, поскольку Господь никого принудительно не спасает. Это дело свободного выбора каждого. Возвращаясь к толкованию святых отцов, которые рассматривали слова «не знаю вас», как отвержение Христом грешников (что в строго богословском смысле невозможно, поскольку именно к грешникам Сын Божий и пришел), необходимо пояснить следующее.
Водимые Святым Духом, и, получавшие божественные откровения свыше, святые отцы и учителя Церкви прекрасно понимали суть сказанного Иисусом. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Ибо, хотя нет при нас Павла….но предстоит Христос, который через него говорил тогда». Однако они не могли раскрыть высшие тайны непосвященным и слабым умам первых христиан. "Многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить" (Ин.16:12), - говорит Христос ученикам. Поэтому отцы объясняли слова Писания, исходя из церковной икономии, то есть духовного блага для верующих. Толкование слов Спасителя, как отвержение грешников, было призвано напомнить всякому о смертном часе и Страшном Суде, на котором делатели беззакония и неправды будут отвергнуты Господом и низвержены в геенну. Вот почему, каждый православный должен знать и понимать, что не Бог будет судить грешника, а он сам себя: к оправданию через сохранение образа и подобия или к осуждению за их утрату греховной жизнью.
Свидетельство о публикации №225020700483