На слова Не знаю вас

                Повествуя о Страшном Суде при кончине мира, евангелист Матфей приводит обращение Христа к грешникам: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:23). Однако всякому верующему известно, что Бог знает все. Следовательно, сказанное Иисусом нужно понимать в иносказательном, а не в прямом смысле.  Чтобы разобраться в этом, сначала обратимся к толкованиям святых отцов и некоторых богословов. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что слова Христа обращены к тем, кто, имея дары Святого Духа, пренебрегли ими, проводя порочную жизнь: «Так Он сказал, дабы ты знал, что слова: «Я никогда не знал вас», означают не незнание, но отчуждение и отвращение». Иначе говоря, Христос осуждает нерадеющих о своем спасении и пренебрегающими Его заповедями. Святитель Иоанн не допускает мысли о том, что Бог может чего-то не знать и поэтому толкует Им сказанное, как отвержение грешников: «За то, говорит Он, Я чуждаюсь и отвращаюсь от вас, что вы и при дарованиях не сделались лучшими, что вы, получив такую честь, остались при том же нечестии». Блаженный Иероним Стридонский (Vв.) несколько по-другому видит суть вопроса: «много времени прежде Он притворно говорил: "Не знаю вас". Не хочет знать Господь тех, которые погибают». То есть, Господь знает все, но отвергает, отвергающих Его. Святитель Кирилл Александрийский полагает, что: «если Он говорит: Я никогда не знал вас, то, значит, жившего в начале добродетельно, а в итоге утвердившегося во зле Он приравнивает к тем, кого вообще никогда не знал. Бог говорит, что знает тех, кого любит, а любит Он всецело уверовавших в Него и творящих угодное Ему». В данном контексте слова «знает тех, кого любит» имеют значение «принимает», поскольку Бог любит всех, хотя не все любят Бога. На фоне этого блаженный Феофилакт Болгарский делает совершенно неожиданное заключение: «Слова: "Я никогда не знал вас" сказаны вместо: "И тогда, когда вы делали чудеса, Я не любил вас". Под знанием здесь разумеется любовь». Из чего следует такой вывод, и на чем он основан, Феофилакт не поясняет. Однако весьма смело, если не дерзко, приписывать Богу слова: «Я не любил вас». По сути, это утверждение, что Христос не любит грешников, ради которых воплотился и принял Крестную смерть. Однако, оставим это мнение на совести Феофилакта Болгарского. Интересную мысль высказывает блаженный Августин. Он считает, что: «выражение: Я никогда не знал вас – равносильно другому – вы никогда не знали Меня». Эту спорную идею мы разбирать не будем, поскольку Христу приписываются слова, которых Он не произносил. Поэтому Августин, скорее выдает желаемое за действительное, чем раскрывает суть сказанного.
                Дальнейшие мнения и толкования на эту тему приводить не имеет смысла, поскольку они в той или иной мере, отражают вышеприведенные точки зрения. Нам важно понять другое. Слова «не знаю вас» относятся к отвержению грешников,  нелюбви Христа к беззаконникам или могут иметь другой смысл. Несколько по-иному сказано об этом в Евангелие от Луки: «Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк.13:27). Здесь ключевые слова «откуда вы». Строго в лексическом смысле, Иисус делает акцент не на личности, а на месте откуда явились делатели неправды: я не знаю откуда вы пришли; как будто Он обращается к чужеземцам. Если у Матфея слова Христа персонифицированы, то есть относятся к конкретным людям, которые перед Ним, то  Лука добавляет наречие «откуда». Поэтому здесь речь идет не столько о человеке, сколько о месте его пребывания. Но, поскольку Бог знает все, то сказанное Христом нужно рассматривать не как неведение, а как утверждение в скрытой форме. Чтобы увидеть этот скрытый смысл, нужно обратится к преподобному Максиму Исповеднику, который пишет: «тварные ипостаси [люди], которые обрекли себя на неподлинное бытие [плотскую жизнь] в мире фантомов [падшем мире] (ограничили себя миром призрачного бытия [тварными вещами]), вне горизонта видимости для Бога (для обожения)». Это определение является ключом к разгадке слов Спасителя. Если кратко резюмировать учение Максима, то оно говорит о следующем. Всякая тварная вещь, от разумной до неодушевленной, имеет свое начало в Боге. Следовательно, Он знает всех, все и обо всем. Чего-либо не знать Господь не может, по определению. Относительно разумной твари, Его Промысел и ведение основаны на том, что каждый человек от Адама и Евы и до дня Страшного Суда, является «частицей» Бога, то есть содержит в себе божественные свойства  в виде образа и подобия. Бог их таковыми знает, но до определенного момента. Если верующий, несмотря на падения и восстания, скорби и искушения не сворачивает с пути к Создателю, то Он его видит, как Свою «частицу», излучающую духовный свет. Слепые котята безошибочно находят мать, влекомые к ней, а мать отличает своих котят от чужих в силу природного инстинкта. Так и в душе, ослепленной грехом, заложено влечение к Отцу, Который знает свое чадо. Но, в отличие от котят, человек имеет способность двигаться к Источнику блага или отвернуться от Него, поскольку им движет не инстинкт, а разум и свободный выбор. И если, выбор оказался в пользу «фантомного» мира с его страстьми и похотьми, то Господь перестает такового видеть, как свою «частицу», то есть как Своего сына. Это не значит, что Бог не знает грешника и его дел. Он его знает, как разумную тварь, но не видит, как образ и подобие, то есть как того, кто к Нему стремится. Именно поэтому Максим и говорит о грешниках, как пребывающих за горизонтом видимости Богом. Если обобщить сказанное Матфеем и Лукой, то слова Христа: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие…говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» могут означать следующее: Я никогда не знал вас таковыми, какими вы стали, - говорит Иисус, - потому что вы, делатели беззакония и неправды, убили в себе божественные свойства: образ и подобие; и Я не знаю вас, как пришедших от сатаны, потому что свет с тьмою не имеет общения. Из этого следует, что в строго в богословском смысле, Христос никого не отвергает и не проклинает. Он констатирует Им увиденное и сообщает об этом грешникам. Делатели беззакония сами лишили себя божественного света, образа и подобия, чем стали невидимыми или неузнаваемыми Христом, как чада Божии. Когда мы встречаем человека, которого знали, как порядочного и доброго, и резко изменившегося в худшую сторону, мы говорим: «Как он изменился. Я его не узнаю». Это не значит, что мы его не помним, отвергаем или проклинаем. Мы таким образом выражаем свое отношение к его изменению в худшую сторону. Примерно об этом же, говорит и Господь. Эта тема имеет непосредственное отношение к Страшному Суду. Христос никого не судит и не дает никаких оценок делам грешника. Он просто его не видит среди спасаемых «частиц» Бога, и тогда, делатели неправды отправляются за горизонт видения Божьего, то есть в преисподнюю. И если кто-то не хочет спасаться, то и Христос его не спасет, поскольку Господь никого принудительно не спасает. Это дело свободного выбора каждого. Возвращаясь к толкованию святых отцов, которые рассматривали слова «не знаю вас», как отвержение Христом грешников (что в строго богословском смысле невозможно, поскольку именно к грешникам Сын Божий и пришел), необходимо пояснить следующее.
                Водимые Святым Духом, и, получавшие божественные откровения свыше, святые отцы и учителя Церкви прекрасно понимали суть сказанного Иисусом. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Ибо, хотя нет при нас Павла….но предстоит Христос, который через него говорил тогда». Однако они не могли раскрыть высшие тайны непосвященным и слабым умам первых христиан. "Многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить" (Ин.16:12), - говорит Христос ученикам.  Поэтому отцы объясняли слова Писания, исходя из церковной икономии, то есть духовного блага для верующих. Толкование слов Спасителя, как отвержение грешников, было призвано напомнить всякому о смертном часе и Страшном Суде, на котором делатели беззакония и неправды будут отвергнуты Господом и низвержены в геенну. Вот почему, каждый православный должен знать и понимать, что не Бог будет судить грешника, а он сам себя: к оправданию через  сохранение образа и подобия или к осуждению за их утрату греховной жизнью.


Рецензии