Казаться, но не быть

Макар Максимович Донской.
КАЗАТЬСЯ, НО НЕ БЫТЬ.
Этимологическое исследование.

Долго ли, коротко ли, а все одно дорога идет, петляя, и привела уже к заветному камню, страшному своими неведомыми надписями... Чую, там написано: "КАЗАК". А это значит, что придется мне объяснить и растолковать, как опытному толмачу о самом слове: "казак". Занятие это, конечно, интересное, тем более, что никто не может разгадать происхождения древнего названия, хотя вроде бы — все лежит на поверхности...

Итак, приступим. Будет дитя, тобе интересно.

Я перешел на стеб не случайно, ибо стебаться в правилах у казачат, а стебать в природе у казаков. Во, какое словечко-то интригующее! Давайте-ка, пока о нем еще скажу. В роду у меня были казаки, и мать моя часто употребляла слова, составляющие казачий словарь, и я их знал, и впоследствии, когда связался с разбойными людьми, из криминалитета, то услышал все их снова, в тех же значениях... Ну, раз уж затронул: стеб — задирка; стебаться — хлестать друг друга прутьями; стебать — бить плетью; стеблия — следы от ударов розгой.

Можно бы также прописать о казачках... Давайте, попробую...

Каза, каз`а [каз, а] (с татарского) — урон, бедствие.
Каза, каз`а [каз, а] (грозно: о девице) — то же самое.
Казак, и, каз`ак [каз, аки] (аки – как) — приносящий урон, бедствие.
Показалось, показ`алось [по, каз, алось] — померещилось нечто страшное, наносящее урон, бедствие.
Казаться, каз`аться [каз, ать, ся] (ать – пусть, да) — показываться наносящим урон, бедствие.
Казачество, каз`ачество [каза, чество] (чество – хвала, чествовать – почитать, чествование – изъявление уважения, чествователь – почитатель, уважатель) — разбойное войско, приносящее урон, бедствие врагу.
Казаки, каз`аки [каз, аки] — авторитетные воры на каторге.
Казить, каз`ить [каз, ить] (ить – ишь) — портить, калечить.
Исказить, исказ`ить [ис, каз, ить] — извратить. Сказить — то же, что сглазить. Не глаз вредит, а сказ, — приговор внутренней речью делаемый: не с глаза идет вред, а со сказа, неприметно реченного навыверт.

Еще слова:

Каз — порча / Укр. Нехай на тебе каз найде.
Сказ [с, каз] (укр. сказ – хвороба) — рассказ о бедствии, нанесенном врагу.
Наказ, нак`аз [на, каз] — наставление о способах нападения, производящего бедствия.
Приказ, прик`аз [при, каз] — приглашение к атаке, нанести урон.
Наказанье, наказ`анье [на, каз, анье] (ан, анье – а на самом деле) — нанесение урона.               
Казнь [каз, нь] (сокр. от казань; скорее же от слияния каз и нань; слав. нань – на него) — причинение смерти.
Казарма, каз`арма [каз, арма] (арма – разбой, армей – разбойник, армаить – разбойничать) — помещение для воинской части.
Казачок, казач`ок [каза, чок] (кирг. чок – холка оставляемая при стрижке жеребят) — казачий танец, со сложными фигурами, походящими на пьяный кураж.
Казан, каз`ан [каз, ан] (ан – а на самом деле) — походный чан для готовки на большое количество разбойников.


После первой неудачной попытки взятия Казани, разбойные люди с Дона, грабившие караваны татар, привлечены для штурма царем Иваном Грозным и отлично показали себя как организованное войско. После чего и появилось сие именование — казаки.

Между прочим, Грозный, повелел казакам сопровождать его послов к крымскому хану по Дикому Полю... На пути их следования находилось 12 казачьих станов, развившихся в станицы, с усвоенным им прозванием Казинка.

Казинка — село, где живут если не казаки, то портильщики. Смотрите выше: "казить – портить, калечить".

Есть еще село с данным именованием, в коем я проживаю, прежде называвшееся Запольный Тербунец; и одноименное существует — единственное на Дальнем Востоке. Более в России населенных пунктов так названных — нет нигде. А мое, хотя и названо Казинка, впрочем не столь уж давно, а в девятнадцатом веке, — когда от казацкого населения, полностью составлявшего его первоначально, — не осталось никого...

Жителями обозначенной казачьей заимки являлись в 1701 году исключительно однодворцы: драгуны, городовые казаки, солдаты... Об этом имеется не одна запись в архивах.

Тут заставляет сомневаться версия о прибавлении бывшей пограничной заставы к числу тех станиц, в которых ночевали царские послы. Ведь Орловская губерния, в которую тогда же территориально входил мой населенный пункт, находилась на первом месте в Российской империи — по колдовству, а значит порчеделанию. Справляйтесь выше: "казить – портить, калечить".

К этому стоит добавить, что Запольный Тербунец значился за полем села Тербуны, о котором утверждается, дескать, его основали служилые люди из Смоленска, теребившие лен. Причем, доказывается на полном серьезе, что случилось это аж в 15 веке! А мы вопреки сему знаем, что во-первых, лен теребят женщины; а во-вторых, в те самые времена данная местность, не контролировалась никем, кроме шаек разбойников, и звалась Дикое Поле.

Я заметил подмену. Борьбу советской власти с казачеством. А вы? Хотите жить быдлом безродным? Без своих корней, вне громкой исторической славы? Боитесь гонений? Что же тогда?! Пусть приходит враг, что сделают ему крестьяне? Какой отпор дадут неприятелю мужчины-теребильщики льна? Так у вас выходит...

Кстати, существует же другая, хотя и неофициальная, а толковая и достоверная версия от писателя Макара Донского о том, что название районного центра Тербуны происходит от "терские бунтовщики". А это значит, что основателями села являются донские казаки, бежавшие на Терек, и возвращенные затем обратно на Дон.

И еще слово о том, как стали называться Тербуны — Вторыми Тербунами, а новое село, которое сейчас является одним из районных центров Липецкой области, его заменило, выйдя на первые позиции. Другими словами, почему новое село стало первым, а не вторым? Да все потому, что оно в первый черед дает отпор при наступлении врага, двигающегося вглубь страны. Теперь это и ж/д станция — прямая  дорога с Украины на Москву.

Жалко, конечно, людей. Вспоминается мне еще, тут неподалеку, Урицкое, бывшее Царево, где улиц нет, а сохранено деление на сотни. В старинном селе жители полностью утратили понимание того, к каким славным казачьим родам они относятся... Коли при царе их селение названо Царево, согласитесь, впрямь это указывает на многолетнюю потомственную службу ваших станичников в числе царских телохранителей, принятых в конвой Его Величества, не иначе.



М.Донской, 2025.


Рецензии