Об отличиях и специфике раннего христианства
При этом абсолютное большинство не сведущих и не посвящённых в подлинную историю христианства, которая с момента распятия Христа, кроме взаимной любви, вся насквозь пропитана кровью, болью и страданием тех же апостолов, первых учеников и их последователей, подвергавшихся жесточайшим гонениям власти и такой же мучительной смерти, почему-то представляет себе раннюю христианскую церковь и первых христиан в некоем романтическим и идиллическом свете.
И что удивительно, подобная точка зрения характерна не только для простых верующих и мирян, как непосвящённых глубоко в вопросы духовности, но и для священства и даже богословов, имеющих соответствующее религиозное образование, но также представляющих себе раннее христианство и раннюю церковь в виде символичного общинного “рая на земле”, как олицетворения идеальных отношений между людьми по надуманной формуле, когда-то вброшенной профессором А.И. Осиповым – “как они любят друг друга”.
Именно эта цитата - "как они любят друг друга", вытекающая из морально-нравственных отношений общинного иудаизма, и стала по сути основой новой социальной религии, направленной не на отречение и выход из мира лжи и иллюзий, а в точности наоборот - направленной на вовлечение в мир и обустройство мира лжи с построением "земного рая".
Собственно не без этого мифа о “любвеобильности” и вытекающих из этого представлений о душевных качествах первых иудео-христиан (человечности, гуманности, милосердности, бескорыстии, открытости, простоте, этичности, нравственности, жертвенности, набожности и т.д. и т.п.) и родился миф о ранней христианской церкви, как чистом и непорочном ДЕВСТВЕ христианства и православия, где одно только присутствие и причастность к такими отношениям были залогом духовного спасения на земле безо всякого духовно-аскетического подвизания.
Вреднейшая иллюзия, утопия и воображение нужно сказать, прочно укоренившееся в сознании большинства верующих и духовенства, а если проще и короче, то откровенная душевная ИЛЛЮЗИЯ и ЛОЖЬ, как порождение душевного ума, руководствующегося исключительно гуманистическими иллюзиями и воображениями, а не точным историческим и духовным знанием.
Реалии раннего христианства и ранней христианской церкви первых веков просто ужасают своей жестокостью и бесчеловечностью, поскольку согласно мартирологий историков того времени (Иосифа Флавия, Тацита и др.) раннюю церковь безжалостно ГНАЛИ и преследовали, а самих христиан и уличённых в склонности к христианству подвергали жесточайшим наказаниям и пыткам, вплоть до сжигания живьём и скармливания хищным зверям, участвовавшим в гладиаторских состязаниях.
Вместе с тем, самым распространённым способом наказания первых христиан того времени было их бичевание, обезглавливание и распятие. При этом история апостола Савла (Павла), который сам был в числе наиболее ревностных блюстителей римского права и лично участвовал в поимке первых христиан для представления их на суд иудейского синедриона, который передавал осужденных римским властям для вынесения окончательного и чаще всего смертного приговора.
Именно поэтому подлинное лицо раннего христианства – это далеко не романтическое и любвеобильное, а скорее СПАРТАНСКОЕ ЛИЦО стоицизма, как отражение сплава мудрости, мужества, здравомыслия и правды – четырёх высших божественных добродетелей по учению святых отцов Восточной Церкви, поскольку в тех условиях выжить и передать знание и учение Христа другим людям было просто невозможно.
Собственно именно по этой причине в тех крайне суровых и жестоких условиях выживания первых христианских общин просто неоткуда было взяться той простоте, открытости, наивности, душевности, умилительности и др. качествам, о которых грезят современные христиане.
В данной связи более резонно допустить, что лицо раннего христианства - это скорее лицо духовного ВОИНА, которому нужно было каждый день рисковать своей жизнью во враждебном окружении и нужно было просто элементарно выживать среди язычников и ревностных иудеев, следуя учению Христа, а потому требовалось каждую минуту быть предельно адекватными, бдительными, трезвыми и осознанными.
Никто не отрицает того, что внутри первых христианских общин имели место любовь, праведность, бескорыстие, внутренняя чистота и преданность Христу (Логосу), но не само коллективножитие (киновия) было целью и смыслом раннего христианства, а целью было спасение души в "новом" духовном человеке, который достигался исполнением евангельских заповедей и внутренним (умным) молитвенным деланием.
Общинножитие, как и скитское житие, в этой связи было не самоцелью, как думают несведущие, а только необходимым условием выживания общины и способом обеспечения духовного делания по совлечению "ветхого" человека, поскольку в условиях общины и опытного наставника делать это было легче, чем в одиночестве.
В то же время дисциплина в таких закрытых от мира христианских общинах была по сути армейская и предельно строгая, а потому не располагающая к умилительности, душевности и благодушию, которых ищут современные страждущие, поскольку общине нужно было каждый день буквально ВЫЖИВАТЬ коллективными усилиями, следую безупречности, истине и безжалостно пресекая любую ложь, предательство и лицемерие и случай Ананией и Сапфирой тому самое яркое и наглядное подтверждение.
И что любопытно – если во время самых тяжёлых испытаний и самых больших гонений на ранее христианство, оно устояло – таки, доказав свою силу и верность учения Христа, то пало христианство и православие именно тогда, когда получило общественное признание и славу, лишившись всех гонений и внутренней строгости, став официальной державной религией, поддерживаемой властью и начавшей почивать на лаврах имперского могущества, монополии и собственничества.
Увы, такова диалектика работы любого тренажёра, как развивающего физическую силу, так и развивающего силу духовную и как только нагрузки тренажёра прекращаются и ослабевают, любое тело будь то тело физическое, будь то тело религии или церкви, как тело социальное и духовное слабеет, дряхлеет и теряет свою форму. Нечто аналогичное произошло и с христианством и православием, которое лишившись своего извечного духовно-аскетического “тренажёра” гонений, просто ожирело, ослабло и разложилось на множество конфессий и церквей, ставших пародиями на христианство и христианскую церковь.
Вот откуда растут ноги той ностальгии по “идеальной” церкви и “идеальному” христианству, которого в легальной форме практически вообще никогда не было в истории человечества, а современная форма христианства и православия – это лишь формальная и узаконенная пародия на ранее христианство, которое было до мозга костей подвижническим и аскетичным, как и его создатели – святые отцы Восточной Церкви и Великие Каппадокийцы, исповедовавшие не современное обрядоверие, а практическое духовно-аскетическое знание о выходе (совлечении) из матрицы “ветхого” человека и вхождении в состояние “нового” духовного человека, явленного Христом после своего воскресения.
Собственно грёзы современного религиозного ума, мечтающего об “идеальной” церкви и “идеальном” христианстве совершенно понятны, поскольку это естественное стремление “религиозного ребёнка” к тому “сладкому”, которого его лишили в казённой церкви и религии.
Проще говоря — это следствие обычного душевно-психологического синдрома “ОТМЕНЫ” (утраты), только на уровне целой религии, когда всех верующих, как религиозно зависимых, внезапно ЛИШИЛИ их привычной “дозы” сладкой душевной иллюзии о благодатной “церкви – утешительнице”, заменив последнюю горькой правдой о сергианской “церкви – пропаганде”, обслуживающей идеологию милитаризма и патриотизма.
К такой радикальной замене “сладкого” на “горькое” большинство обрядоверующих оказалось просто не готово и поэтому начало вспоминать и грезить о ранней церкви, олицетворяющей собой "душевный идеал" христианства, которого никогда не было в истории даже в Византии после того, как церковь перестала быть гонимой “церковью - пустыней” и стала прославляемой и неприкосновенной “церковью - империей”.
Если более серьёзно взглянуть на ситуацию, то на самом деле вопрос представления себе ранней церкви и раннего христианства не так прост, как это может показаться на первый взгляд и дело тут даже не в том, что учение самого Иисуса Христа о спасении в “новом” духовном человеке и массовое христианство в форме обрядоверия – это два совершенно разных учения.
Дело даже не в том, что ранее христианство было на самом деле ИУДЕО – христианством, как течением традиционного ветхозаветного иудаизма, поскольку и Христос, и апостолы, и первые ученики Христа и даже сами Евангелисты, написавшие около 22 апокрифов, из которых только 4 стали каноническими, были иудеями, исповедовавшими Тору, Танах и Талмуд с большим упором на морально-нравственные принципы и заповеди Христа.
И проблема ностальгии по идеальной церкви не в том, что само христианство - это синкретичная (собирательная) религия, которая оформлялась и формировалась много веков на Вселенских Соборах по сути коллективными решениями обычных людей, которые комбинировали положения древней аскетики, основополагающие принципы иудаизма и морально-нравственные принципы Христа в одно массовое вероучение, подобное иудаизму по всем принципам устроения церкви и религии. Именно поэтому иудеи по сей день считают христианство сектой иудейской, а не отдельной религией.
Так в чём же тогда дело ? – задастся вопросом пытливый читатель.
А дело тут в чём-то более фундаментальном, а именно в самой психологии восприятия человека 21-го века, который стал настолько СОЦИАЛЬНЫМ и РАЦИОНАЛЬНЫМ, что уже просто не может вернуться умом на 2000 лет назад и представить себе кем был верующий человек первых веков христианства и какой у того человека был ум, вера и восприятие религии.
Говоря об отличиях ума и мышления современных верующих и ранних христиан, нужно наверно начать с Евангелия, а точнее с Четвероевангелия и его сакральных символах Тетраморфа: Человек – Вол – Лев – Орёл, которые намеренно были заложены древними иудейскими евангелистами, владевшими древним языком Пардес (Пешар, Рэмэз, Друш, Сод), которым писались все тексты Священного Писания, как языком кодирования духовных смыслов.
В данном случае использование евангелистами иудеями (Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном) языка Пардес было с связано с тем, что четыре сакральных животных: Человек, Вол, Лев, Орёл – это была зашифрованная в иудаизме четырёхступенчатая схема достижения высшего духовного совершенства Орла, как древнего символа Бога согласно 4-х уровней расширения сознания.
Человек – Евангелие от Матфея – самое детальное и человечное – это символ начальных, ступивших на путь веры и исполнения заповедей.
Вол – Евангелие от Луки – самое объёмное и насыщенное смыслами – символ выходящих на уровень монашества (трудничества) для обретения совершенной веры.
Лев – Евангелие от Марка – самое краткое и аскетичное – символ выходящих в анахоретство, схиму и исихию для умного делания “нового” человека.
Орёл – Евангелие от Иоанна – самое возвышенное, сакральное и духовное – символ совлёкших “ветхого” человека и обретших “нового” духовного человека во Христе.
Именно это духовное знание и эта сакральная модель, как фундаментальная, имевшая отношение к учению ессеев и терапевтов, к которым принадлежал и Иоанн Креститель, лежала в основе раннего иудео-христианства. И это же является ответом на вопрос почему сам Христос принял обряд Миквы (духовной инициации), названной позднее крещением именно от Иоанна, как принадлежавшего традиции истинного знания.
К слову это священное знание о 4-х ступенях перехода от Человека к Орлу (Богу), как символ обожения, было не только в ветхозаветном иудаизме и ранней Каббале. Это же духовное знание в других формах 4-х ступеней было и древних аскетов Сирии и Персии, у египтян, и у зороастрийцев, и у древних тольтеков и у древних греков, у последователей веданты и т.д.
К примеру у тех же древних египтян иероглиф высшего божественного совершенства Гор Дэн (Гор Простиратель) состоял из 4-х иероглифов: Серекх, Ну, Дед, Ах (Гор), который символизировали 4 стадии трансформации души. У древних греков также имели место аналогичные 4 ступени достижения высшего совершенства: Этическое совершенство (арете), Знание и понимание (гносис), Духовное развитие и мудрость (пневма и софия), Служение миру (каллистос).
Аналогичные четыре ступени можно найти и у древних ессеев, терапевтов и кумранитов: 1. Очистка и покаяние, 2. Знание и понимание, 3. Духовное единство, 4. Служение и миссия. Похожие ступени выделяют и сирийские мистики: Гнозис (познание себя), Аскеза (внутреннее очищение), Энтусиазм (восхищение духовным), Амоса (полное самоотвержение для служения Божеству).
У древних тольтеков данные четыре ступени именовались четырьмя врагами Человека Знания, а в той же древнеиндийской системе варн 4 ступени восхождения к совершенству отражали 4 касты (шудры, вайшьи, кшатрии, брахманы). Иными словами, духовное знание о 4-х ступенях достижения высшего духовного совершенства то схеме Тертраморфа: Человек – Вол -Лев – Орёл - это не изобретение иудаизма, а древнее фундаментальное знание всего человечества о высшей цели бытия.
Особенностью этого духовного знания о выходе из “ветхого” состояния для достижения “нового” было то, что вместить его во всей полноте мог только ВЕРТИКАЛЬНЫЙ духовный ум, который выше 14-го слоя осознания. Это говорит о том, что древние верующие люди не имели вообще ГОРИЗОНТАЛЬНОГО (рационального) ума и мышления современного человека, а имели исключительно ВЕРТИКАЛЬНЫЙ (духовный) ум и вертикальное мышление.
Немногим более 2000 лет назад произошёл первый большой сдвиг фокуса сознания человечества со смещением фокуса сознания (точки сборки) древнего человека ВНИЗ из положения 14-го слоя осознания на 9-й слои ниже границы 2-го порога.
Это и есть большая цивилизационная веха перехода человечества от Ветхого Завета к Новому Завету, который возвестил Иисус Христос, поскольку для всей цивилизации начался НОВЫЙ ЭТАП развития, который можно назвать СОЦИАЛЬНЫМ (коллективным), где приоритетными становятся не сакральные духовные знания, а морально-нравственные и социальные.
Т.е. подлинная причина появления христианства как массовой религии – это начало глобальной СОЦИАЛИЗАЦИИ всей нашей цивилизации, которая перешла с уровня духовного ума и сознания на слои душевного ума и социального сознания.
После этого глобального перехода с 14-го слоя сознания на 9-й, уже не магическое (энергетическое и силовое) знание, а знание СОЦИАЛЬНОЕ (морально-нравственное) стало доминирующим – это и есть подлинная причина быстрого распространения христианства, как не духовной, а социальной религии, где нужен не духовной ум, а социальный, соответствующий морально-нравственной НОРМЕ.
Человечество с христианством получило СОЦИАЛЬНЫЙ и МОРАЛЬНЫЙ выигрыши 9-го слоя осознания, как уровня МОРАЛИ, но при этом падении и переходе потеряло целых два уровня совершенства – Лев и Орёл, которые располагались на уровнях осознания выше 14-го.
Таким образом, христианство и православие из всех 4-х ступеней древнего Тетраморфа смогли взять только ДВЕ СТУПЕНИ – Человек – Вол, как формулу “спасения”, а это только половина пути к спасению.
Человек – Евангелие от Матфея – это символ начальных, ступивших на путь веры и исполнения заповедей.
Вол – Евангелие от Луки – символ выходящих на уровень монашества (трудничества) для обретения совершенной веры.
Вот почему в современном до предела морализованном христианстве и православии полностью отсутствует сакральное знание об энергетической и силовой сторонах человеческой души и нет никакого знания о сверх человеческом, которое является запретным и табуированным, относящимся к высшим ступеням – Лев и Орёл. Афонский исихазм и схима ещё предпринимают попытки прорваться к этому сакральному знанию древних, но большая часть его уже безвозвратно утрачена.
Более того, сегодня мы видим ещё более ГИБЕЛЬНУЮ КАРТИНУ в христианстве, когда с уровня нравственности и морали 9-го слоя оно падает на ещё более низкий телесный (рациональный) уровень 3-го слоя фактически к состоянию Человек (ветхий), теряя даже ступень Вола, как символ веры совершенной.
Т.е. сегодня “спасение” в христианстве и православии опустилось на уровень “ветхого” человека, исполняющего моральные заповеди и фактически никакого движения по вертикали духовного совершенства – Вол – Лев – Орёл уже нет.
Именно по этой причине все потуги современного верующего человека 21-го века вообразить себе древнюю церковь и первых верующих – это полнейшая УТОПИЯ невозможности преодолеть умом 10 слоёв осознания.
Собственно именно по этой причине все современные религиозные представления о первых христианах и ранней церкви – это чистая ФАНТАЗИЯ и воображение душевного ума. Чтобы реально ощутить себе умом первых христиан и раннюю церковь нужно поделать невозможный манёвр – сместить фокус осознания (точку сборки) в положение 15-го слоя осознания, что невозможно ни для одного современного верующего.
Подводя итог нашим рассуждениям о деградации массового христианства и православия, можно сказать, что самое главное отличие сознания современного верующего человека от сознания первых христиан заключается в том, что сознание первых христиан не было столь СОЦИАЛЬНЫМ (социально и морально обусловленным).
По разным косвенным признакам можно предполагать, что мышление первых христиан было более “языческим”, т.е. созерцательным, наблюдательным и магическим сознанием самым тесным образом связанным с природой, силами, сущностями, энергиями и законами природы от которых зависела жизнь человека того времени.
ТОТАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ и её шаблонная (унифицированная) массовая религиозность – это удел современного человека, ставшего рабом этой социальности, полностью утратив всё своё изначальное духовно-созерцательное и энергетическое знание о себе и о жизни.
Таким образом, потуги современного человека, которого лишили его религиозной иллюзии, вернуться в своём воображении к сказке о раннем христианстве и ранней “идеальной” церкви вполне понятны, но это уже невозможно, поскольку в социальной религии под “спасением” души понимается не духовное, а исключительно морально-нравственное “спасение” в социальной НОРМЕ, что конечно же к реальному спасению, как прохождению ступеней Вола и Льва для достижению Орла, не имеет никакого отношения.
(По материалам книги “Психология Логоса”, К.В. Яцкевич, Минск, 2024 г.)
Свидетельство о публикации №225020700766