Мой первый урок
Я обвёл взглядом небольшую комнатку, в которой любили проводить время учителя географии, когда у них выдавался свободный час между уроками. Бесспорно, это одни из самых счастливых учителей в школе № 44: разве многие могут похвастаться своим личным кабинетом? Сегодня впервые я буду не учеником, а учителем. Мой последний звонок прозвенел более пяти лет назад, но всё равно сложно осознать, что я буду не преспокойно сидеть на последней парте, как на парах в университете, а ходить по классу целых сорок пять минут под пристальными взглядами тридцати учеников. Многим из них уже исполнилось пятнадцать лет. В этом возрасте дети становятся независимыми, их довольно сложно обуздать, а порой и вовсе невозможно. Другое дело – шестой класс. Ты для них уже совсем взрослый, и они относятся к тебе с должным уважением. Я улыбнулся, вспомнив, как шестиклассники дружно повскакивали со своих мест, когда я вошёл к ним на перемене, а некоторые даже и поздоровались. А я от смущения забыл сказать им, что они уже могут садиться, и бедные дети стояли ещё некоторое время, не решаясь сесть без моего разрешения. Но девятиклассники… На прошлой неделе я посещал уроки – сидел на последней парте и наблюдал. Очень пожалел, что попросил себе девятый класс, а не десятый, который оказался, как ни странно, очень спокойным. Но отказываться уже глупо.
Я посмотрел на часы: до конца урока у седьмого класса оставалось две минуты. Потом в аудиторию ввалятся шумные девятиклассники, прозвенит звонок на урок, учительница сядет за последнюю парту, а я обречённо выйду к доске.
«Как в клетку с тиграми», – нервно подумал я, вышагивая по кабинету и лихорадочно вспоминая то, что нужно будет рассказывать на уроке.
На днях у меня даже мелькала шальная мысль – а не бросить ли эту затею и сбежать с урока? Потом проведу в пятницу географию в шестых классах, а на следующей неделе в девятом, когда будет уже не так страшно. Однако это не выход.
Прозвенел звонок, и я вздрогнул. Ну, сейчас начнётся… Конечно, всё может пройти хорошо, но можно и опозориться.
«Да так оно и будет», – безнадёжно подумал я.
А вот и девятый класс: слышно, как они шумно переговариваются друг с другом. Почему же нельзя подождать на коридоре? Мне ведь нужно ещё повесить карту, написать на доске домашнее задание и тему урока.
Вдруг дверь распахнулась: в комнату зашли мои одногруппники, которые, кстати, тоже должны вести уроки, как и я. Но кроме меня, кажется, больше никто не волновался.
– Ну что, коллега, готов? – спросила Татьяна.
Я утвердительно кивнул головой, со страхом прислушиваясь к голосам, которые раздавались за стенкой. До звонка десять минут...
Я подошёл к шкафу и стал перебирать карты, которые там лежали. Нужной не было. К счастью, весьма кстати вошла Юлия Викторовна и сказала:
– Тектоническая карта на магнитах, она лежит не тут. Возьми её в другом шкафу, и пойдём повесим.
Я отложил учебник в сторону, достал карту и с обречённым лицом вышел из комнаты. Ко мне сразу же подскочил какой-то девятиклассник:
– Вы у нас вести урок будете?
– Да, – глухо проговорил я, присоединяя карту магнитами к доске.
Потом я взял мел и неровными буквами начал записывать домашнее задание. Повернувшись, я снова увидел перед собой подростка, но уже другого:
– А у нас самостоятельная работа будет или что?
– Да! – отрезал я, быстрыми шагами направляясь в спасительную комнату, где не было никаких учеников. Многое бы отдал, если бы мне разрешили остаться в ней. Я взял со стола задания, которые так любезно распечатала Юлия Викторовна, и снова вошёл в класс.
– Сейчас вы будете вести у нас урок?
«Ну сколько можно!» – мысленно простонал я.
– Да, буду.
Я положил стопку листов на стол и снова кинулся в своё убежище. Однако через несколько секунд ко мне подлетела Юлия Викторовна и сердито выговорила:
– Ты зачем оставил задания в классе? Дети же их растащат и посмотрят ответы! Вот, держи.
Учительница протянула мне кипу распечаток, а я промямлил в ответ, что такого больше не повторится.
Прозвенел звонок, и я отметил про себя, что это самый неприятный звук в моей жизни, он явно будет преследовать меня во всех кошмарах. Я вспомнил момент из фильма «Ширли-мырли», вздохнул и сказал, немного перефразируя, обращаясь к тем, кто был рядом:
– Объекты на месте, приступаем к операции «Урок географии». С Богом.
Креститься я не стал – просто выдохнул и вышел из помещения, которое за этот день стало для меня самым уютным местом на свете.
Как ни странно, волнение начало понемногу уходить: наверное, из-за того, что почти все ученики сидели и даже не встали при моём появлении.
– Доброе утро, – тихо сказал я, едва услышав свой собственный голос. – Встаём, урок начался! – добавил я уже увереннее. И громче.
Немного подождал, пока все встанут.
– Доброе утро, – повторил я. – Садитесь.
Девятиклассники шумно сели и сразу же с интересом уставились на меня. Я снова почувствовал: что-то определённо не так. Но что?
– Меня зовут Александр Викторович, я буду вести у вас географию всю первую четверть. А теперь достаём дневники и записываем домашнее задание.
Я немного отошёл в сторону, чтобы всем было видно написанное на доске.
– А вопросы после параграфа устно или письменно? – спросил какой-то парень с задней парты.
– Устно, устно, – успокоил я его, прохаживаясь по классу. Нет, что-то тут явно не так.
Я смотрел на склонившиеся над партами головы учеников и учениц, и как только они закончили записывать, продолжил:
– А теперь проверим, как вы усвоили предыдущий урок. Напишем небольшую самостоятельную работу.
– А она сложная? – спросил один из учеников.
– Очень, – я попытался сказать это без улыбки.
– Да серьёзно!
– А я сам не знаю, – честно признался я вполголоса. – Не я их печатал.
Тут я вспомнил и спохватился:
– Дежурные, раздайте чистые листочки!
– Так уже раздали, – отозвалась одна из учениц.
– Раздали? Ну хорошо, тогда вот вам задания, – с этими словами я начал раздавать вопросы. – Работаем.
– Семь минут! – раздался резкий голос Юлии Викторовны. Ох, боюсь, что после такого урока её уважение ко мне резко упадёт, но что поделать?..
Наконец-то установилась тишина: могут же, когда захотят. Я не желал стоять на одном месте, а тем более садиться, и начал медленно прохаживаться между рядами. Время от времени я ловил настороженные взгляды. Попутно подошёл к Юлии Викторовне, рядом с которой сидела моя одногруппница Катя. А ведь я ожидал худшего. Тут меня поразила мысль: я почти не боюсь вот так вот ходить по классу под их многочисленными взглядами! Даже в нашей группе я часто терялся, когда на меня смотрели одногруппники, не говоря уже о незнакомых студентах… А здесь я будто в своей среде. Чтобы подтвердить это, я направился к парню, который, пользуясь тем, что учитель отошёл, раскрыл учебник и начал списывать. Мальчик сразу стал подавать мне знаки, чтобы я закрыл глаза на этот обман, однако я не хотел давать детям поблажек в первый же день, и поэтому забрал учебник.
– Ну что же вы! – ученик с укором посмотрел на меня.
– Списывать не нужно, – сухо констатировал я и посмотрел на часы: вроде бы уже пора закругляться.
– Через пару минут сдаём! – объявил я, и класс сразу же зашевелился. – Не переговариваемся!
Прошло пять минут, но дети, видимо, и не думали заканчивать. Я заволновался – мне может не хватить времени на урок.
– Так, сдаём, начиная с последних парт!
Что тут началось… Гул усилился, многие стали переговариваться друг с другом.
– Потише! Сдаём! – прокричала Юлия Викторовна.
Я прошёл по рядам и собрал задания. Потом ко мне подошли дежурные и передали листки с ответами.
– А где находится Западная Европа? – спросил ученик.
Я думал ровно две секунды.
– Вопросы здесь задаю я, – ехидно проговорил я.
Подойдя к учительскому столу, я для храбрости заглянул в план.
– Ну что ж, я вижу, есть желающие ответить по предыдущей теме. Тогда давайте кто-нибудь нам покажет, где проводят границу между Европой и Азией.
– Что?
– Шуметь надо поменьше, если не слышно, – отпарировал я. – Кто покажет? Граница между Европой и Азией. Ну, давай ты, – я махнул рукой в сторону первого попавшегося парня.
Он вышел к доске и начал показывать правильно, но потом его линия ушла куда-то не туда.
– Не совсем верно. Пусть ещё кто-нибудь покажет. Ну, попробуй ты.
Очередной ученик подошёл к доске и почти правильно показал границу между двумя «мирами».
– По какой горной системе проходит она вот здесь? – спросил я, указывая на карту.
– Э-э-э, – протянул он в замешательстве.
– Садись. Ну, кто скажет?
Класс молчал, время от времени высказывая неправильные догадки.
– Плохо учили, учту это при выставлении оценок.
Наконец я дождался правильного ответа – Кавказ.
– А теперь изучим новую тему. Откройте атласы на странице шесть.
– На какой?
– Я непонятно сказал, что ли? Шестая страница, открываем.
Я перечислял тектонические структуры, а ученики находили их на картах. После я предложил нанести всё это на контурные карты, которые принесли, увы, далеко не все.
– Кто не купил, должен купить, так нужно. Недорого стоят, вы можете себе это позволить, – проговаривал я, вышагивая по классу. – Наносим…
– А я на четвёртой странице начал наносить, – пожаловался один парень.
– Я же сказал – страницы пять-шесть. Что за дети?.. Кто ещё не там рисует? – я постарался выпрямиться и не сутулиться. – Почему нет карты? Купить! – дал указание скромной рыжеволосой ученице, которая сидела одна за партой.
Я всеми силами старался говорить доброжелательно, но в то же время, чтобы дети не почувствовали слабину и не сели на шею. Хотя поздно: они всё равно уже начали шуметь, и учительнице приходилось на них периодически прикрикивать. Я посмотрел на часы: оставалось минут пятнадцать.
– А чем наносить?
– А вот тут задание, его надо выполнять?
Я вернулся к доске и уже громче повторил:
– Рисуем только то, что я сказал! Только карандашом, печатными буквами. За ручку снижу оценку на один балл. Или на два. Ну, может, даже и на три!
– Ну!.. – прошелестел класс.
– Работаем!
Я прохаживался по классу, с удовольствием думая, что скоро будет звонок.
Наконец он прозвенел: теперь этот звук показался мне самой приятной на свете мелодией.
– Кто не успел – дома доделаете! – прокричала Юлия Викторовна.
Ученики быстро расходились, и я то и дело слышал:
– До свидания!
– До свидания!
– До свидания!
Всё прошло не так, как я ожидал. Казалось, что я не смогу, а ведь в итоге даже почти и не волновался. Теперь остаётся ждать пятницу с её шестыми классами… Но сначала надо подойти к Юлии Викторовне и выслушать её мнение.
– Не нужно было бегать по классу и собирать задания, их передают с последних парт. Новую тему сократил. Не сказал наносить складчатые пояса. А под конец урока дети и вовсе расшумелись! Ты видел, как на моих занятиях тихо?
Я рассеянно кивал, но тут решил поспорить с ней:
– А поясов же нет в атласе, они там не подписаны. И вообще, ученики могут сидеть тихо и делать вид, что слушают…
Вот это явно зря сказал: похоже, её задело.
– Пояса не подписаны, но их границы есть. И спасибо, что оценил мой стиль преподавания.
Я испуганно уставился на педагога и начал извиняться, пытаясь убедить её, что просто высказал догадку, без перехода на личности. К счастью для меня, она не разозлилась.
– Жалко, что ты не воспринимаешь критику. Ну да ладно, научишься. Надеюсь… – после этих слов учительница подозвала моих коллег и велела идти за ней.
Очутившись в комнатке, я с удивлением заметил, что она достаёт коробку с конфетами и предлагает взять каждому по одной.
– Поздравляю вас с первым уроком!
Я был последним из нашей группы, кто впервые провёл урок географии.
11 сентября 2012 года;
03, 04, 05, 07 февраля 2025, Гомель (очень много исправлений, замена повторов, уточнения, оптимизация, вынужденное удаление фразы из первого абзаца).
Свидетельство о публикации №225020700795
Удивительно, как хорошо Вы помните свои первые уроки!
А вот эта фраза "Как в клетку с тиграми"- абсолютно точно описывает внутреннее состояние!
И не скажешь ведь, где полегче. В каждой параллели свои заморочки
У меня остались невесёлые, местами тягостные воспоминания. Не планировала работать в школе, абсолютно не готовая, не закончив пединститут- пришла! Так сложилось...
С нас требовали делать обязательно самоанализ
Как по мне, Вам он удался!
И предмет у Вас хороший и непростой. Бывала на уроках географии нередко, курировала их, было очень интересно
Жаль, что мужчины уходят из школы!
Всего Вам доброго, с уважением,
Лана Вальтер 13.02.2025 05:44 Заявить о нарушении
Александр Чепа 13.02.2025 20:18 Заявить о нарушении
Я тоже не работаю уже около четырех лет, но школа снится и ученики тоже
Вела физику в профильных классах, когда достаточно освоилась с профессией
Поэтому все что касается школы, читаю с интересом и вниманием
Лана Вальтер 14.02.2025 11:01 Заявить о нарушении