Мой первый урок

Сегодня 11 сентября 2012 года, вторник. Этот день мне запомнится надолго: я должен провести свой первый в жизни урок географии, да ещё и в девятом классе.

Я обвёл взглядом небольшую комнатку, в которой любили проводить время учителя географии, когда у них выдавался свободный час между уроками. Бесспорно, это одни из самых счастливых учителей в школе № 44: разве многие могут похвастаться своим личным кабинетом? Сегодня впервые я буду не учеником, а учителем. Мой последний звонок прозвенел более пяти лет назад, но всё равно сложно осознать, что я буду не преспокойно сидеть на последней парте, как на парах в университете, а ходить по классу целых сорок пять минут под пристальными взглядами тридцати учеников. Многим из них уже исполнилось пятнадцать лет. В этом возрасте дети становятся независимыми, их довольно сложно обуздать, а порой и вовсе невозможно. Другое дело – шестой класс. Ты для них уже совсем взрослый, и они относятся к тебе с должным уважением. Я улыбнулся, вспомнив, как шестиклассники дружно повскакивали со своих мест, когда я вошёл к ним на перемене, а некоторые даже и поздоровались. А я от смущения забыл сказать им, что они уже могут садиться, и бедные дети стояли ещё некоторое время, не решаясь сесть без моего разрешения. Но девятиклассники… На прошлой неделе я посещал уроки – сидел на последней парте и наблюдал. Очень пожалел, что попросил себе девятый класс, а не десятый, который оказался, как ни странно, очень спокойным. Но отказываться уже глупо.

Я посмотрел на часы: до конца урока у седьмого класса оставалось две минуты. Потом в аудиторию ввалятся шумные девятиклассники, прозвенит звонок на урок, учительница сядет за последнюю парту, а я обречённо выйду к доске.

«Как в клетку с тиграми», – нервно подумал я, вышагивая по кабинету и лихорадочно вспоминая то, что нужно будет рассказывать на уроке.

На днях у меня даже мелькала шальная мысль – а не бросить ли эту затею и сбежать с урока? Потом проведу в пятницу географию в шестых классах, а на следующей неделе в девятом, когда будет уже не так страшно. Однако это не выход.

Прозвенел звонок, и я вздрогнул. Ну, сейчас начнётся… Конечно, всё может пройти хорошо, но можно и опозориться.

«Да так оно и будет», – безнадёжно подумал я.

А вот и девятый класс: слышно, как они шумно переговариваются друг с другом. Почему же нельзя подождать на коридоре? Мне ведь нужно ещё повесить карту, написать на доске домашнее задание и тему урока.

Вдруг дверь распахнулась: в комнату зашли мои одногруппники, которые, кстати, тоже должны вести уроки, как и я. Но кроме меня, кажется, больше никто не волновался.

– Ну что, коллега, готов? – спросила Татьяна.

Я утвердительно кивнул головой, со страхом прислушиваясь к голосам, которые раздавались за стенкой. До звонка десять минут...

Я подошёл к шкафу и стал перебирать карты, которые там лежали. Нужной не было. К счастью, весьма кстати вошла Юлия Викторовна и сказала:

– Тектоническая карта на магнитах, она лежит не тут. Возьми её в другом шкафу, и пойдём повесим.

Я отложил учебник в сторону, достал карту и с обречённым лицом вышел из комнаты. Ко мне сразу же подскочил какой-то девятиклассник:

– Вы у нас вести урок будете?
– Да, – глухо проговорил я, присоединяя карту магнитами к доске.

Потом я взял мел и неровными буквами начал записывать домашнее задание. Повернувшись, я снова увидел перед собой подростка, но уже другого:

– А у нас самостоятельная работа будет или что?
– Да! – отрезал я, быстрыми шагами направляясь в спасительную комнату, где не было никаких учеников. Многое бы отдал, если бы мне разрешили остаться в ней. Я взял со стола задания, которые так любезно распечатала Юлия Викторовна, и снова вошёл в класс.

– Сейчас вы будете вести у нас урок?
«Ну сколько можно!» – мысленно простонал я.
– Да, буду.

Я положил стопку листов на стол и снова кинулся в своё убежище. Однако через несколько секунд ко мне подлетела Юлия Викторовна и сердито выговорила:

– Ты зачем оставил задания в классе? Дети же их растащат и посмотрят ответы! Вот, держи.

Учительница протянула мне кипу распечаток, а я промямлил в ответ, что такого больше не повторится.

Прозвенел звонок, и я отметил про себя, что это самый неприятный звук в моей жизни, он явно будет преследовать меня во всех кошмарах. Я вспомнил момент из фильма «Ширли-мырли», вздохнул и сказал, немного перефразируя, обращаясь к тем, кто был рядом:

– Объекты на месте, приступаем к операции «Урок географии». С Богом.

Креститься я не стал – просто выдохнул и вышел из помещения, которое за этот день стало для меня самым уютным местом на свете.

Как ни странно, волнение начало понемногу уходить: наверное, из-за того, что почти все ученики сидели и даже не встали при моём появлении.

– Доброе утро, – тихо сказал я, едва услышав свой собственный голос. – Встаём, урок начался! – добавил я уже увереннее. И громче.

Немного подождал, пока все встанут.

– Доброе утро, – повторил я. – Садитесь.

Девятиклассники шумно сели и сразу же с интересом уставились на меня. Я снова почувствовал: что-то определённо не так. Но что?

– Меня зовут Александр Викторович, я буду вести у вас географию всю первую четверть. А теперь достаём дневники и записываем домашнее задание.

Я немного отошёл в сторону, чтобы всем было видно написанное на доске.

– А вопросы после параграфа устно или письменно? – спросил какой-то парень с задней парты.
– Устно, устно, – успокоил я его, прохаживаясь по классу. Нет, что-то тут явно не так.

Я смотрел на склонившиеся над партами головы учеников и учениц, и как только они закончили записывать, продолжил:

– А теперь проверим, как вы усвоили предыдущий урок. Напишем небольшую самостоятельную работу.
– А она сложная? – спросил один из учеников.
– Очень, – я попытался сказать это без улыбки.
– Да серьёзно!
– А я сам не знаю, – честно признался я вполголоса. – Не я их печатал.

Тут я вспомнил и спохватился:

– Дежурные, раздайте чистые листочки!
– Так уже раздали, – отозвалась одна из учениц.
– Раздали? Ну хорошо, тогда вот вам задания, – с этими словами я начал раздавать вопросы. – Работаем.
– Семь минут! – раздался резкий голос Юлии Викторовны. Ох, боюсь, что после такого урока её уважение ко мне резко упадёт, но что поделать?..

Наконец-то установилась тишина: могут же, когда захотят. Я не желал стоять на одном месте, а тем более садиться, и начал медленно прохаживаться между рядами. Время от времени я ловил настороженные взгляды. Попутно подошёл к Юлии Викторовне, рядом с которой сидела моя одногруппница Катя. А ведь я ожидал худшего. Тут меня поразила мысль: я почти не боюсь вот так вот ходить по классу под их многочисленными взглядами! Даже в нашей группе я часто терялся, когда на меня смотрели одногруппники, не говоря уже о незнакомых студентах… А здесь я будто в своей среде. Чтобы подтвердить это, я направился к парню, который, пользуясь тем, что учитель отошёл, раскрыл учебник и начал списывать. Мальчик сразу стал подавать мне знаки, чтобы я закрыл глаза на этот обман, однако я не хотел давать детям поблажек в первый же день, и поэтому забрал учебник.

– Ну что же вы! – ученик с укором посмотрел на меня.
– Списывать не нужно, – сухо констатировал я и посмотрел на часы: вроде бы уже пора закругляться.
– Через пару минут сдаём! – объявил я, и класс сразу же зашевелился. – Не переговариваемся!

Прошло пять минут, но дети, видимо, и не думали заканчивать. Я заволновался – мне может не хватить времени на урок.

– Так, сдаём, начиная с последних парт!

Что тут началось… Гул усилился, многие стали переговариваться друг с другом.

– Потише! Сдаём! – прокричала Юлия Викторовна.

Я прошёл по рядам и собрал задания. Потом ко мне подошли дежурные и передали листки с ответами.

– А где находится Западная Европа? – спросил ученик.

Я думал ровно две секунды.

– Вопросы здесь задаю я, – ехидно проговорил я.

Подойдя к учительскому столу, я для храбрости заглянул в план.

– Ну что ж, я вижу, есть желающие ответить по предыдущей теме. Тогда давайте кто-нибудь нам покажет, где проводят границу между Европой и Азией.
– Что?
– Шуметь надо поменьше, если не слышно, – отпарировал я. – Кто покажет? Граница между Европой и Азией. Ну, давай ты, – я махнул рукой в сторону первого попавшегося парня.

Он вышел к доске и начал показывать правильно, но потом его линия ушла куда-то не туда.

– Не совсем верно. Пусть ещё кто-нибудь покажет. Ну, попробуй ты.

Очередной ученик подошёл к доске и почти правильно показал границу между двумя «мирами».

– По какой горной системе проходит она вот здесь? – спросил я, указывая на карту.
– Э-э-э, – протянул он в замешательстве.
– Садись. Ну, кто скажет?

Класс молчал, время от времени высказывая неправильные догадки.

– Плохо учили, учту это при выставлении оценок.

Наконец я дождался правильного ответа – Кавказ.
 
– А теперь изучим новую тему. Откройте атласы на странице шесть.
– На какой?
– Я непонятно сказал, что ли? Шестая страница, открываем.

Я перечислял тектонические структуры, а ученики находили их на картах. После я предложил нанести всё это на контурные карты, которые принесли, увы, далеко не все.

– Кто не купил, должен купить, так нужно. Недорого стоят, вы можете себе это позволить, – проговаривал я, вышагивая по классу. – Наносим…
– А я на четвёртой странице начал наносить, – пожаловался один парень.
– Я же сказал – страницы пять-шесть. Что за дети?.. Кто ещё не там рисует? – я постарался выпрямиться и не сутулиться. – Почему нет карты? Купить! – дал указание скромной рыжеволосой ученице, которая сидела одна за партой.

Я всеми силами старался говорить доброжелательно, но в то же время, чтобы дети не почувствовали слабину и не сели на шею. Хотя поздно: они всё равно уже начали шуметь, и учительнице приходилось на них периодически прикрикивать. Я посмотрел на часы: оставалось минут пятнадцать.

– А чем наносить?
– А вот тут задание, его надо выполнять?

Я вернулся к доске и уже громче повторил:

– Рисуем только то, что я сказал! Только карандашом, печатными буквами. За ручку снижу оценку на один балл. Или на два. Ну, может, даже и на три!
– Ну!.. – прошелестел класс.
– Работаем!

Я прохаживался по классу, с удовольствием думая, что скоро будет звонок.

Наконец он прозвенел: теперь этот звук показался мне самой приятной на свете мелодией.

– Кто не успел – дома доделаете! – прокричала Юлия Викторовна.

Ученики быстро расходились, и я то и дело слышал:

– До свидания!
– До свидания!
– До свидания!

Всё прошло не так, как я ожидал. Казалось, что я не смогу, а ведь в итоге даже почти и не волновался. Теперь остаётся ждать пятницу с её шестыми классами… Но сначала надо подойти к Юлии Викторовне и выслушать её мнение.

– Не нужно было бегать по классу и собирать задания, их передают с последних парт. Новую тему сократил. Не сказал наносить складчатые пояса. А под конец урока дети и вовсе расшумелись! Ты видел, как на моих занятиях тихо?

Я рассеянно кивал, но тут решил поспорить с ней:

– А поясов же нет в атласе, они там не подписаны. И вообще, ученики могут сидеть тихо и делать вид, что слушают…

Вот это явно зря сказал: похоже, её задело.

– Пояса не подписаны, но их границы есть. И спасибо, что оценил мой стиль преподавания.

Я испуганно уставился на педагога и начал извиняться, пытаясь убедить её, что просто высказал догадку, без перехода на личности. К счастью для меня, она не разозлилась.

– Жалко, что ты не воспринимаешь критику. Ну да ладно, научишься. Надеюсь… – после этих слов учительница подозвала моих коллег и велела идти за ней.

Очутившись в комнатке, я с удивлением заметил, что она достаёт коробку с конфетами и предлагает взять каждому по одной.

– Поздравляю вас с первым уроком!

Я был последним из нашей группы, кто впервые провёл урок географии.


11 сентября 2012 года;
03, 04, 05, 07 февраля 2025, Гомель (очень много исправлений, замена повторов, уточнения, оптимизация, вынужденное удаление фразы из первого абзаца).


Рецензии
Здравствуйте, Александр!
Удивительно, как хорошо Вы помните свои первые уроки!

А вот эта фраза "Как в клетку с тиграми"- абсолютно точно описывает внутреннее состояние!
И не скажешь ведь, где полегче. В каждой параллели свои заморочки

У меня остались невесёлые, местами тягостные воспоминания. Не планировала работать в школе, абсолютно не готовая, не закончив пединститут- пришла! Так сложилось...

С нас требовали делать обязательно самоанализ
Как по мне, Вам он удался!

И предмет у Вас хороший и непростой. Бывала на уроках географии нередко, курировала их, было очень интересно

Жаль, что мужчины уходят из школы!

Всего Вам доброго, с уважением,

Лана Вальтер   13.02.2025 05:44     Заявить о нарушении
Всегда приятна обратная связь, особенно от коллег по перу, да ещё, как оказалось, и по профессии (хотя я сейчас и не работаю в школе). На самом деле, я бы не вспомнил многих подробностей и эмоций спустя двенадцать с лишним лет, если бы тогда сразу не записал. А какие предметы и в каких классах преподавали вы? Мужчины уходят из школы не просто так, тут множество причин, которые не нужно перечислять, думаю, вам они тоже известны. Большое спасибо за высокую оценку моего творчества, желаю успехов и вдохновения!

Александр Чепа   13.02.2025 20:18   Заявить о нарушении
Да, известны причины, конечно!
Я тоже не работаю уже около четырех лет, но школа снится и ученики тоже
Вела физику в профильных классах, когда достаточно освоилась с профессией
Поэтому все что касается школы, читаю с интересом и вниманием

Лана Вальтер   14.02.2025 11:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.