Храм в полноте убранства

Большинство наших современников, придя в церковь, обращают свое внимание, прежде всего, на иконы и воспринимают настенную роспись, как некое дополнительное украшение. Они и не подозревают, что именно с настенной росписи — фресок, и начиналось убранство первых христианских храмов!
***

В годы гонений на христианскую церковь верующие изображали на стенах рыб,  произношение названия которой символизировало первые буквы  имени Иисуса Христа. Потом в настенной живописи  появились и лики святых и целые библейские сюжеты. Классическая - привычная нам - икона появляется позднее. Ее цель – выстраивание внутренней взаимосвязи Горнего, Божьего мира с нашим, земным
Начавшаяся в минувшем году роспись храма Преподобного Сергия Радонежского в с.Новосергиевка Оренбургской области, как любой иконописный проект современности, призвана решать именно эту основную задачу – напоминать прихожанам о необходимости спасительного возвращения в церковную жизнь; помогать им более объемно воспринимать ее постулаты, соотнося их со своей будничной действительностью и поднимая над ней.
По мнению координирующего эту работу руководителя бригады художников «Долиаль», Николая Алексеевича Богаткина, в наибольшей мере современному человеку помогают ощутить себя частью вечной жизни христианской Церкви адаптированные именно к его, конкретному храму фрески, выписанные в традиции русских художников XVII века. В их плеяде коллективу «Долиаль» оказался ближе всего, пожалуй, самый выдающийся стенописец этого столетия, костромич Гурий Никитин.
«Его фрески необычайно декоративны и узорчаты; библейский сюжет подан в них в виде притчи, в которой все интересно, все заставляет задумываться о сути изображаемых событий» - считает Николай Богаткин.
По мнению мастера, в храмовой росписи его коллектив придерживается именно традиционного, академического стиля, вместе с тем допуская, вслед за художниками XVII века, творческий подход к работе. Он заключается, прежде всего, в стремлении максимально приблизить изображаемые события к данному, конкретному храму, данным, конкретным прихожанам. Вот почему вся работа коллектива строится в тесном взаимодействии с настоятелем церкви – иереем Алексием Долгалевым, начиная от цветовой палитры фресок, и кончая выбранными для них сюжетами. Каждый из них прорабатывается с настоятелем с «нулевого цикла» - углем на стене рисуется эскиз, который, по его совету, может либо укрупняться, либо смещаться по поверхности; затем роспись продолжается в постоянном контакте  со священником.
Как отмечает Николай Алексеевич, - «В некоторых других храмах над Горним местом, где священник готовит причастие, часто изображается Евхаристия.
Но в храмовой росписи многое зависит от крутизны свода, от того, насколько он позволяет выписать тот или иной сюжет целиком. Если же сюжет «ломается», художники ищут какой-то иной выход. Вот почему здесь выбрана сцена нисхождения Святого Духа».
Что касается изображенных на колоннах фигур святых, то и тут художники стараются не отходить от академического стиля и в написании «поясных» фигур, и в полноформатном изображении.
Краски, которыми выполнены фрески – это традиционный для современной храмовой живописи акрил, закрепленный по поверхности изображения лаком. Его использование, кстати, вместо темперы, по мнению некоторых иконописцев-монахов, не вполне соотносится с каноном фрески.
 «Канон и традиции в письме, стиле, технологии, безусловно, важен для сохранения православного богослужебного языка, богословской символики изложения Евангелия в красках, считает Н.Богаткин. - Влияние современности на жизнь Церкви и на иконографию с каждым годом все более усиливается.
Развитие нового языка в иконописи — процесс сложный, но закономерный. Икона должна не «конфликтовать» с атмосферой храма и богослужением, внося в него эстетическо-духовный диссонанс, а служить призывом к молитве, обогащать его богословской символикой».
Что ж, обоснованность авторского подхода художников коллектива «Долиаль» к храмовой живописи подтверждена и опытом, и временем: с начала 2000-х годов ими расписано более пятидесяти церквей в Московской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Свердловской, Нижегородской, Курганской, Тамбовской, Псковской, Калужской, Тульской, Оренбургской, Тверской областях, республиках Мордовии, Карелии и т. д.
На сегодняшний день в Новосергиевском храме Преподобного Сергия Радонежского работа в самом разгаре: уже завершены фрески правого предела и алтаря; в финальной стадии роспись левого предела - осталось окончить лишь оформление одной из его колонн.
Начата также роспись левой и правой стен, отделяющих центральную часть церкви от притвора. На них предполагается разместить сцены Страшного суда и другие «скорбные» библейские сюжеты.
Православные прихожане  Новосергиевки  верят, что роспись их  храма  станет одной из лучших работ иконописцев «Долиаля».


Рецензии